Цели:

Познакомить с особенностями внешнего вида и образа жизни зайца.
Обогащать активный и пассивный словарь по теме.
Формировать устойчивые представления о цвете (красный, синий, желтый, зеленый), количестве (один-много), геометрических фигурах (круг, овал, треугольник), величине (большой-маленький).
Учить различать понятия «громко» и «тихо».
Совершенствовать навыки лепки, наклеивания, рисования карандашами, кисточками с краской, пальчиками на крупе.
Учить находить предмет, отличающийся от остальных.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.

Оборудование:

Игрушка «заяц».
картинка-фон с изображением зайца из геометрических фигур, вырезанные из картона эти геометрические фигуры.
Картинка-фон с изображением трех пеньков разной величины и цветные силуэтные картинки трех зайцев разной величины.
Пеньки, барабаны. Шапочка «лиса».
Картинка-заготовка с изображением зайца и трех дорожек, на конце которых нарисована еда для зайца (морковь, капуста, гриб), цветные карандаши.
Картинка-заготовка с изображением огорода с наклеенными одним большим и пятью маленькими кругами, клей, цветные силуэтные картинки большой и маленькой капусты.
Пластилин оранжевого цвета, веточки кипариса.
Картинка-фон с изображением зайца и лисы в лесу, вырезанные из зеленого картона силуэты елочек трех величин.
Картинка-заготовка с изображением зайцев и волка, кисти, неразливайки с водой, зеленая гуашь.
Разноцветные прищепки, силуэты зайцев, вырезанные из плотного картона в рубашках разного цвета.
Лампа или фонарик.
Картинка с изображением трех одинаковых зайцев и одного отличного от других.
Подносы с манной крупой.
Аудиозапись: Н. Римский-Корсаков «Заинька».

Ход занятия:

Приветствие «Все захлопали в ладоши»

Все захлопали в ладоши,
Дружно, веселее!
Застучали наши ножки,
Громче и быстрее!
По коленочкам ударим.
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем,
Выше, выше, выше!
Завертелись наши ручки.
Снова опустились.
Покружились, покружились
И остановились.

Сюрпризный момент «Кто спрятался за шторой?»

Сегодня к нам из леса прибежал гость, но он боится выходить, прячется за шторой. Давайте откроем штору и посмотрим, кто же там такой боязливый. Да это же заяц! давайте успокоим его, скажем ему: «Не бойся, зайка!» Ведь мы не обидим зайку. Наоборот, поиграем с ним, порисуем, полепим и еще много интересных дел сделаем.

Конструирование «Зайка»

У вас много разных геометрических фигур. Если вы разложите каждую из них на свое место, то получится зайчик.
Вот эта фигура называется круг. У нас два круга. Покажите большой круг, маленький круг. Куда положите большой круг? (Голова). А маленький круг? (Хвост). А вот эта фигура называется овал. Овалов много - три. Покажите один большой овал, два маленьких овала. куда положим большой овал? (Туловище). А куда положим два маленьких овала? (Уши). осталась одна фигура - треугольник. куда ее нужно положить? (Лапы).

Дидактическая игра «Рассади зайцев по пенькам»

Вот пеньки. Покажите самый большой пенек, пенек поменьше, самый маленький. А вот и зайцы прибежали, помогите им на пеньках рассесться - подберите каждому зайцу подходящий ему пенек: самого большого зайца посадите на пенек самый большой, зайца поменьше посадите на пенек поменьше, ну а самого маленького зайца усадите на самый маленький пенек.

Динамическая пауза с барабанами «Зайка сел на пенёк»

А сейчас ребятки превращайтесь в зайцев, прыгайте к пенькам и садитесь на них.

Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыг - и на пенек.

Теперь возьмите барабаны и послушайте, что нужно делать:

В барабан он громко бьет,
Всех друзей играть зовет.
А теперь потише бьет,
Он друзей поспать зовет.

Рисование карандашами «Проведи Зайку к еде»

Вот на картинке зайка. Он проголодался и хочет кушать. Нужно провести зайку к еде. По какой дорожке нужно пойти Зайке, чтобы прийти к морковке? какого цвета эта дорожка? Красного. Возьмите в руки красный карандаш и проведите Зайку по этой дорожке, чтобы он смог съесть морковку. (Далее то же самое с капустой и грибом синим и зеленым карандашами).

Аппликация «Капуста для зайцев»

В огороде выросла капуста. Наклейте капусту на круги в огороде: на большой круг наклейте большую капусту, на меленький круг наклейте маленькую капусту. сколько выросло большой капусты? Одна. а сколько выросло маленькой капусты? Много.

Лепка «Морковка»

Что любят кушать зайцы? Травку, капусту, морковку. Давайте слепим зайцам морковки. Из кусочка пластилина скатайте прямым раскатыванием толстую колбаску, а затем пальчиком раскатайте один конец колбаски - получится острый конец морковки. в другой коней морковки воткните зеленую веточку. Морковка получилась как настоящая!

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

Мы капусту рубим-рубим.
(Руками показывать как мы рубим капусту)

Мы морковку трем-трем.
(Ручками показывать как мы трем морковку)

Мы капусту солим-солим.
(Пальчики щепоткой-солим)

Мы капусту мнем мнем.
(Ручками «мнем» капусту)

Подвижная игра «Зайчики и лисичка»

По лесной лужайке разбежались зайки.

Сели заиньки в кружок, роют лапкой корешок.
Вот какие зайки, зайки – побегайки.
Вдруг бежит лисичка, рыжая сестричка,
Ищет где же зайки, зайки – побегайки.
(По окончании песни «зайки» убегают от воспитателя, надевшего шапочку лисы)

Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы»

Гулял зайка, да вдруг увидал лису. Что делать, надо прятаться скорее. Тут недалеко елочки растут. Только за какую же елочку спрятаться. чтобы лиса не заметила? Помогите зайке выбрать такую елочку, за которой его не будет видно. (По ходу выполнения задания воспитатель спрашивает у детей, почему они не взяли маленькую или среднюю елочку, а выбрали самую большую?)

Рисование красками «Спрячь зайца от волка»

Много врагов у зайца в лесу: с неба сова норовит напасть, на земле лиса и волк за зайцем гоняются. Вот и эти зайцы прячутся от волка. давайте поможем зайцам - нарисуем густую траву, чтобы за ней зайцев не было видно, тогда волк их не заметит. берите кисти, обмакните их сначала в воду, затем стряхните капельки воды и окунайте в зеленую краску. Кисточкой с краской проведите линии-травинки сверху вниз.

Дидактическая игра «Раздай зайцам карандаши»

Этот Зайка - художник, он очень любит рисовать. Перед ним стоит мольберт - специальный стол для рисования. Положите на мольберт зайкин рисунок, а теперь внимательно посмотрите на рисунок - каким цветом он нарисован.
Найдите палочку такого же цвета и вложите в руку зайке - это будет карандаш, которым зайка нарисовал эту картинку.
(Затем дети меняют картинки и, соответственно палочки-карандаши).

Динамическая пауза «Заинька»

Дети выполняют движения под музыку в обработке Н. Римского-Корсакова «Заинька» по образцу воспитателя, соответственно тексту:

Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, эдак повернись.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, эдак топни ножкой.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, этак, эдак попляши.

Игра с прищепками «Зайки»

Сделайте зайцам ручки и ножки из прищепок. Но будьте внимательны, берите прищепки того же цвета, что и рубашка у вашего зайца.

Упражнение «Театр теней»

Детям предлагается сложить руку в кулачок, выставив указательный и средний пальцы - «заячьи ушки». Сложенный из пальцев «заяц» расположить между стеной и источником света, для получения четкой тени. Можно предложить детям подвигать «зайца» - попрыгать, пошевелить и поджать ушки, поймать другой рукой.

Скачет-скачет зайка,
Ты его поймай-ка!

Посмотрите внимательно на этих зайцев и покажите того, который не похож на других. Чем он отличается от других? Все зайцы большие, а он маленький.
А на этой картинке какой заяц отличается от других? Все зайцы серенькие, а один беленький.

Рисование пальчиками «Следы»

На подносах с манной крупой дети оставляют отпечатки двух пальчиков одновременно, двигаясь по всей плоскости подноса.

Программное содержание:
- учить детей создавать аппликативные изображения овощей: морковь – способом мозаичной аппликации капуста – способом обрывной и накладной аппликации;
- вызвать интерес к созданию индивидуальной композиции «Заюшкин огород»;
- развивать чувство формы и композиции;
- воспитывать коммуникативные навыки, интерес к творчеству.
Материал:
Мозаика оранжевого цвета, бумажные овалы темно-зелёного цвета,светло-зеленые салфетки для объемной аппликации, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные, клеёнки. Морковь и капуста- муляж. Опорные схемы для планирования работы с детьми; «моркови», «капусты». Игрушка- зайца корзинки
Предварительная работа:
- аппликация и рисование по представлению «Зайка серенький стал беленький»;
- беседа об огородных культурах;
Ход занятия:
Воспитатель: Вот и наступила, ребята, поздняя осень. Деревья сбросили золотой наряд. В деревнях собрали весь урожай с полей и огородов. Звери в лесу приготовились к зиме.
Дети читают стихи об осени.
Ребёнок:
Красоту осенней моды
Сбросил вниз устало лес,
Осень поздняя природы -
Время грустное чудес.
Воспитатель: Ребята! Я предлагаю вам сходить на наш огород и посмотреть, все ли овощи собраны на нем.
Дети с воспитателем проходят на импровизированный огород.
Воспитатель: Ой! Ребята! А мы тут не одни! Я вам загадаю загадки, а вы отгадаете, кто там прячется за кустом.
Воспитатель: Зимой он беленький, а летом серенький.
Ответ детей.
Воспитатель: Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ...
Ответ детей.
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Это заяц!
Заяц: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуй, зайка!
Воспитатель: Зайка! Наши дети знают про тебя стихотворения. Садись на пенёк и послушай их.
Дети рассказывают стихи про зайца.
Ребёнок:
-Очень вкусный
Лист капустный,-
Говорил мне
Зайчик грустный.
-Отчего ж ты
Зайчик, грустный?
-Потерял я лист капустный!
Воспитатель: Ребята посмотрите, наш зайка и на самом деле
Заяц: Не весело мне. Все овощи собрали с огородов. Нет морковки, нет капусты. Не успел я заготовить запасов на зиму.
Воспитатель: Не грусти, косой! Мы поможем тебе! Ребята, а что любит есть заяц?
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно ребята! Садитесь на свои места, приступим к работе.
Воспитатель показывает детям овощи, описывает их внешние характеристики. Дети рассматривают их.
Воспитатель: Ребята у меня на грядке выросла морковка, а какого она цвета (Белого). А какая должна быть морковка на самом деле? (оранжевая). Молодцы! Посмотрите как я превращу морковку в настоящую. Я покрываю всю поверхность клейстером и начинаю укладывать мозаику по контуру. По окончанию работы прижимаем мозаику прижимаем салфеткой. Ребята, но посмотрите у меня в тарелочке остался овал и салфетка, что же можно сделать из этого?
Ответ детей.

Молодцы! Посмотрите как я сделаю из этого капусту. Наносим клейстер на поверхность овала приклеиваем, прижимаем салфеткой затем сверху наносим клейстер и начинаем катать шарики из салфетки (Отрываем кусочек от салфетки и катаем шарик) и прикладывать их на поверхность овала.

Воспитатель: Посмотрите, ребята! Красивая получилась работа? Ребята, а кто сможет объяснить, как правильно выполнять работу. Молодцы приступаем к работе.

Ответ детей.

Заяц: Мне то же очень понравилась работа! Я жду не дождусь, когда ребята для меня сделают много вкусной и сочной моркови и капусты.

Дети действуют самостоятельно и творчески. Воспитатель поддерживает и поощряет оригинальные находки способов создания выразительных образов.

По мере готовности изображений дети переносят свои работы на импровизированный огород, воспитатель помогает распределить их на грядках.

Воспитатель: Посмотри заяц, сколько капусты и моркови помогли приготовить тебе на зиму ребята. Какая на твой взгляд самая вкусная получилась морковка и самая нарядная капуста?

Ответ зайца.

Воспитатель: А вы ребята, как считаете?

Ответы детей.

Воспитатель вместе с детьми оценивает результат занятия и обсуждает с детьми получившийся образ.

Заяц: Спасибо вам ребята! Всю зиму буду морковкой да капустой хрустеть, вас вспоминать. И я в долгу не останусь, для вас ребята, у меня то же есть угощения.

Заяц раздает детям угощения.

Заяц: У вас в гостях хорошо, но дома ждут меня друзья. Мне пора возвращаться.

Воспитатель: Не будем тебя задерживать, косой! Беги, да смотри гостинцы наши не потеряй по дороге. До свиданья!

Дети: Приходи к нам ещё, зайка! До свидания!

Заяц: Обязательно приду! До свидания ребята!

Заяц уходит, в завершении занятия проводим подвижную игру: «Зайка беленький сидит»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80 комбинированного вида»

Аппликация.

Две морковки и капуста.

Воспитатель:

Курышова И.А.

Саранск

Осенние мотивы.

Две морковки и капуста.

Задачи:

    Знакомить детей с полезными свойствами моркови и капусты;

    Учить создавать аппликативные изображения овощей: морковку – способом разрезания прямоугольника по диагонали и закругления уголков, капусту – способом обрывной аппликации;

    Развивать чувство композиции, мелкую моторику.

Тип занятия: подгрупповое.

Продолжительность: 20 минут.

Возраст обучающихся: 4-5-лет.

Материалы и оборудование: морковь разных размеров; морковь очищенная; листы бумаги с изображением тарелки; вырезанные формы морковок, капусты; клей, кисть, салфетка, подставка под кисть; карандаши зеленого и коричневого цвета; мешочек для дидактической игры «Чудесный мешочек»; стихотворение – загадка Е. Благининой, стихотворение Л. Лешега «Морковка».

Предварительная работа: рассматривание и обследование морковки, капусты; игры с овощами; рисование и раскрашивание в уголке творчества; беседы с детьми.

Ход занятия:

1.Вступительная часть.

Педагог загадывает стихотворения – загадку Е. Благининой.

На ощупь очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая.

Я росла много дней,

Становилась все красней

И слаще. Стала я хрустящей.

А зеленый хохолок у меня, ребятки,

Чтобы каждый дернуть мог

И вытянуть из грядки.

Воспитатель: О чем эта загадка?

Ответ детей: о моркови.

Воспитатель: Послушайте следующую загадку:

Семьдесят одежек надето,

А семи пуговиц не пришито.

Ответ детей: капуста.

Воспитатель: Ребята, взгляните на блюдо с морковью и капустой. Какие они?

Какими словами можно сказать о моркови?(длинная, толстая, оранжевая, с зеленым хвостиком….) Что вы скажете о капусте? (круглая, зеленая с плотным кочаном…)

Дидактическая игра: в мешочке лежат морковки разной величины. Нужно найти на ощупь: самую тонкую, толстую, длинную, короткую.

Практическая часть: воспитатель берет оранжевый прямоугольник, разрезает его по диагонали на два прямоугольника и закругляет на них уголки, чтобы получились две морковки. Затем берет овал светло – зеленого цвета и квадрат темно – зеленого цвета, разрывает квадрат на мелкие кусочки. Слегка сминает и приклеивает на овал, изображая вилок капусты. Дети действуют также, самостоятельно. Затем рядом с капустой приклеивают морковки.

Физкультминутка «Собираем урожай»: дети имитируют действия по словесной инструкции воспитателя: «Выдергиваем морковку», «Срываем огурцы», «Выкапываем лук», «Срезаем капусту» движения повторяют 2-3 раза.

Воспитатель: молодцы ребята! Ваши овощи получились как настоящие.

Литература:

Леонова Н.Н. «Художественно – эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ», 2013г., стр. 294.

В сегодняшнем мастер-классе для начинающих мастеров мы научимся делать своими руками такой овощ как капуста из бумаги.

Капуста является частым компонентом при создании различных блюд. Однако, из бумажной капусты в технике оригами вы не сможете ничего приготовить, но она может послужить прекрасным примером для ребенка. Особенно если он начинает изучать названия овощей и цвета.

Да и просто складывание поделки из бумаги приносит развитие моторики маленьких детских пальчиков, усидчивость, аккуратность и последовательность.

Необходимые материалы:

  • односторонняя бумага зеленого цвета;
  • ножницы.

Этапы складывания капусты из бумаги:

  1. Подготовим лист бумаги, из которого будем складывать капусту в технике оригами. Лист должен быть непременно зеленого цвета и в виде квадрата (все стороны равны). Размещаем цветной стороной вверх и сгибаем боковую часть пополам для получения вертикальной линии сгиба посередине листа.

  1. Капуста состоит из множество слоев листков. Поэтому нужно придать ей подобную форму. Для этого правую часть сгибаем на левый бок.

  1. Немного отгибаем в обратную сторону, создав складку, как на гармошке.

  1. Теперь создадим такую же складку и на левой стороне. Для этого вначале сгибаем левый уголок в правый бок.

  1. Отгибаем в левую сторону, создавая бумажную складку.

  1. Подгибаем боковые стороны в середину на одинаковом расстоянии.

  1. Отгибаем назад, создавая еще по одной складке.

  1. Верхний уголок немного сгибаем вниз. Если вы взяли для создания капусты квадратный лист 10 х 10 см, то необходимо в этом этапе согнуть уголок на 1-2 см.

  1. Затем подгибаем нижнюю часть. От нее будет зависит высота капусты.

  1. Боковые уголки подгибаем немного вовнутрь поделки в технике оригами.

Собираясь выполнять аппликацию «Овощи» сначала подумаем -какая у нас будет основная цель. У меня так- развитие рук и глазомера у детей, значит не в том дело, чтобы стихи про овощи скандировать или особенности их выращивания объяснять детям. Я сделаю упор на . Большинство овощей имеют округлую форму - воспользуемся этим, чтобы потренироваться в штриховке по дуге и по кругу. А потом ещё и вырезать раскрашенные овощи – навыки по контуру.

А вот потом что? Зачем нам куча вырезанных овощей?

А вот зачем - мы щи сварим. Или того краше - борщ! Сделаем аппликацию суп. Отличный план, есть за что бороться.

Аппликация овощи в супе

В этом году я проводила занятия по теме «раскраски овощи для супа» и с дошкольниками и с первоклассниками – всем очень понравилось. Ребята прямо с энтузиазмом пополняли запасы овощей.

Начинаем с . Я понимаю, что горох кладут в суп очищенным, и картошку тоже, но в условном измерении наших раскрасок мы чистить и резать бумажные овощи не станем, а сварим как есть. Итак, раскрасили и вырезали горох, руку размяли и вспомнили, как это штриховать по кругу . Теперь – помидор.То есть не все овощи я даю сразу, а именно по очереди – выполнил правильно одно задание - получай следующее. Пока штриховали помидор, рука от круговой штриховки устала – следующей будет морковь – её красим вдоль.

Затем пара картофелин - штриховка по неровному овалу:

Раскраски картошка я рисую на коричневатой обёрточной бумаге, докрасить нужно совсем немного-и и это-то и сложно- .

И апофеоз-капуста!

Раскраску капуста я изобрела только в этом году и прямо скажу – дети все рвутся заполучить большой урожайный кочан.

Пока они красят и вырезают,я подхожу и каждому в альбоме рисую контур кастрюли. Теперь можно подумать над композицией - сначала просто сложим овощи не наклеивая. Я предлагаю начинать слоями – сначала по дну, потом выше, а не бессистемно - вразброс.

Раскрасим лавровый лист

Некоторые ученики даже ухитряются красиво сочетать окраску овощей – чтобы рядом были разные, несливающиеся по цвету. Если остаётся много места –пожалуйста- лавровый лист(вспомним правильную штриховку по ),добавим грибы- я, как убеждённая вегетарианка, предлагаю придать сытности супу не мясом, а грибами.