Каждый из нас наверняка в своей жизни хоть раз слышал словосочетание "престольный праздник". Слово «праздник» нам понятно. А вот слово «престольный» как-то не очень. Что оно означает? Попробуем разобраться.

Престольный праздник - что это значит?

Все православные храмы строились либо в воспоминание какого-нибудь значимого евангельского события, либо в честь почитаемого святого. Например, Преображенский храм был построен в воспоминание Преображения Господня, Никольский храм - в честь св. Николая Чудотворца.

Устройство храма

Но откуда пошло слово «престольный» и что оно означает? Для того чтобы это понять, нужно знать Любой православный храм делится на три части:

  1. Алтарная часть.
  2. Средняя часть храма.
  3. Притвор.

Алтарь - это главная часть храма. Входить в него могут только священнослужители (епископ, священник и диакон) и некоторые церковнослужители (пономари). В алтаре находится главный православный атрибут - св. Престол, т. е. святое место, где восседает Сам Христос. На св. Престоле совершается великое таинство Евхаристии, а в Дарохранительнице находятся св. Дары Христовы.

Известно, что св. Престол - это главный предмет Именно поэтому главный храмовый праздник называется престольным. Итак, продолжаем разбираться далее.

Престольный праздник - что это значит? Узнать об этом можно по храмовой иконе. Обычно она располагается в правом нижнем углу иконостаса. Чаще всего ее можно увидеть на клиросе, где поют певчие. Иногда храмовая икона может находиться в кивоте - в красивой большой рамке с подставкой. Известно, что престольными праздниками в августе могут быть день Преображения или Успения.

Обычаи и традиции в храмовый день

Храмовый или престольный день - особый день в году, когда весь церковный приход и прихожане других храмов собираются на для совместной молитвы. В храме поминается особочтимое событие или особопочитаемый святой. Например, это может быть день памяти святого Пантелеймона. Поэтому к нему готовятся очень тщательно и заблаговременно: убирают церковь и прилегающую территорию. Иногда престольный праздник посещает правящий архиерей.

После литургии совершается молебен с крестным ходом. Все священнослужители, церковнослужители, прихожане и гости обходят храм трижды с хоругвями и иконами. При этом священник обычно окропляет верующих святой водой. В конце богослужения поется «многолетие», т. е. пожелание всем присутствующим долгих лет жизни с Богом. По старому доброму русскому обычаю после молитвословий всех присутствующих приглашают на трапезу (угощение).

Классификация православных праздников

Кроме храмового праздника св. Церковь предписывает совершать богослужения в великие, средние и малые праздники. В церковном календаре нет ни одного дня, когда бы не вспоминалось какое-либо событие или святой. Христианские праздники 2017 года, отраженные в месяцеслове, можно разделить на группы по следующим критериям:

  • Важность событий (великие, средние, малые).
  • Время празднования (подвижные и неподвижные).
  • Место (общие, храмовые).
  • Тип (Господские, Богородичные, Святых).

Давайте поговорим подробнее о каждой группе.

Классификация по важности

По значимости христианские праздники 2017 года делятся на:

  • Великие (Пасха, двунадесятые и великие).
  • Средние.
  • Малые.

Великие или большие праздники.

Пасха или светлое Христово Воскресение - это главнейшее христианское событие, когда Христос Своею смертью победил смерть духовную, открыл врата рая, дал возможность всем нам быть соучастниками вечного блаженства.

Двунадесятые (от числа 12) - это 12 больших православных праздников в христианском календаре, которые отражают самые главные события из жизни Христа или Божией Матери.

  1. Рождество Пресвятой Богородицы . В этот святой день была рождена Мария, которой было предначертано свыше стать Матерью Бога.
  2. Крестовоздвижение . Воздвижение или поднимание св. Еленой и Св. Константином Креста Господня для поклонения и исцеления верующих в Него. Св. Крест они нашли спустя несколько веков после Христова Воскресения.
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы . Вспоминается день посвящения Праведными Иоакимом и Анной своей трехлетней дочери Марии Богу. Жила Дева Мария при храме до 12-летнего возраста.
  4. Рождество Христово . Вспоминается рождение Младенца Христа в Вифлееме, а также появление новой звезды на небосклоне, поклонение пастухов и волхвов.
  5. Крещение или Богоявления Господне . Торжественно вспоминается принятие святого крещения Господом от рук Иоанна Крестителя. Событие было настолько великим, что произошло явление св. Троицы.
  6. Сретение Господне . Симеон Богоприимец дождался пришествия в мир Спасителя и встретился с Ним в храме.
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы . В этот день через Бог оповестил Деву Марию о великой миссии - стать Матерью Бога.
  8. Вход Господень во Иерусалим или Вербное воскресенье . Оно празднуется за неделю до Пасхи и говорит о событии, когда Христос торжественно въехал на осле в Иерусалим. Все собравшиеся приветствовали Его криками «Осанна, благословен грядый во имя Господне», постилали перед ним свои одежды и ветки вайи (пальмовые ветви). У нас не произрастают пальмы, поэтому верующие приносят в храмы украшенные ветки вербы. Отсюда название праздника.
  9. Вознесение Господне . В этот день Господь вознесся на небо, но обещал послать ученикам Утешителя - Духа Святого. Следующее Христово пришествие будет страшным: Он придет судить живых и мертвых.
  10. Троица или Пятидесятница . В этот великий день, когда Святой Дух сошел на апостолов, произошло зарождение христианской Церкви. С этого момента ученики Христовы стали безбоязненно проповедовать о Христе по всему миру.
  11. Преображение Господне . На г. Фаворе Христос показал Своим ученикам Свою Божественную сущность. Он преобразился, т. е. поменялся на глазах у изумленных апостолов. Его одежды стали белоснежными, от Божественного Лица исходил яркий свет, а Сам Он стоял на облаке и разговаривал с ветхозаветными пророками Моисеем и Ильей. в очередной раз подтвердил Божество Иисуса Христа.
  12. Успение Пресвятой Богородицы . Праздничный день, когда вспоминается блаженная кончина или сон Богородицы. Сам Христос вместе с сонмом ангелов забрал Ее святую душу в райские обители. Впоследствии Господь забрал также и тело Богородицы, поэтому Ее могилы на земле нет.

К великим праздникам относятся еще несколько важных событий из жизни Господа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла.

Классификация по времени

В зависимости от бывают подвижными и неподвижными или переходящими и непереходящими.

Неподвижные или непереходящие - это праздники, которые ежегодно празднуются в один и тот же день.

Подвижные или переходящие - это праздничные дни, которые каждый год празднуются в разное время и зависят от дня Пасхи.

Классификация по месту

Храмовый , престольный праздник - что это значит? Церковный календарь особо выделяет престольные или храмовые праздники, дни особочтимых икон Богородицы или святых угодников. Они празднуются с особой торжественностью и пышностью.

Общие праздники - э то события, которые вспоминаются всей Церковью, независимо от страны, города и величины храма.

Классификация по типу

Весь годовой церковный круг в христианском календаре делится на три части по следующему типу:

  • Господские. Посвящены важнейшим событиям из жизни Христа.
  • Богородичные . Говорят о важных моментах жизни Матери Божией.
  • В честь святых и бесплотных сил . К этой группе относятся святые Ангелы, архангелы и все воинство небесное, которое стоит у Престола Божия. Также Святая Церковь поминает всех прославленных святых, которые свой жизнью показали горячую любовь к Богу и пример для подражания. Например, 9 августа - день памяти святого Пантелеймона. В этой группе есть дни наших небесных покровителей, чьи имена мы носим, - дни Ангела.

Поведем итоги. Престольный праздник, что это значит? Это одно из празднеств в годовом церковном круге, в честь которого построен или освящен храм. Поэтому оно называется также храмовым праздником.

Что означает название «престольный праздник»? Это общее наименование главного для каждого храма праздника. Престольные праздники совпадают с днями памяти святых, двунадесятыми и великим праздниками.

Храм и его устройство

Понятие «храм» означает вместилище Бога, дом Божий — то есть здание. Также в книгах апостольских Посланий и творениях Святых Отцов тело человека именуется храмом Божиим, потому что Божия благодать и Дух Святой пребывают в верующем и благочестивом человеке, приступающем к Таинствам Церкви.

Понятие «Церкви» достаточно широко: это и здание (в этом значении слова церковь и храм — одно и то же!), и собрание всех верующих людей, и региональное собрание православных людей.
Слово «престольный» произошло от наименования главного предмета в храме — святого престола.

Каждый православный храм делится на три части:

  • Притвор — как бы прихожая, где часто расположена церковная лавка, расписания богослужений и прочее.
  • Средняя, основная часть.
  • Алтарная часть: главная часть храма, в которую входит солея — возвышение перед иконостасом, и алтарь, отделенный более или менее высоким иконостасом.

Входить в алтарь могут только священнослужители (архиереи, священники, диаконы) и некоторые церковнослужители. В левой стороне алтаря находится жертвенник, по центру Престол, то есть подножие Бога. Именно на престоле происходит главное Таинство Церкви — Евхаристия.

Сегодня, готовя хлеб и вино, которые во время Таинства станут Телом и Кровью Христовыми, священник берет просфору (маленький круглый пресный хлеб с печатью Креста), вырезает в ней кусочек и говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих (имена)…». Имена берутся из записок, отдельными просфорами поминаются все молящиеся за Литургией и все причастники. Это происходит на «жертвеннике» (небольшом столике) в алтаре слева от престола.

На престоле — квадратном столе с покровом, находящемся — во время Литургии все части просфор становятся Телом Христовым в Чаше Причастия. Так люди получают великую силу и благодать от Бога.
Вот почему каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии — подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн — Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени. Христос говорил о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино будут постоянно чудом преображаться в Его Тело и Кровь, а люди, которые едят (вкушают) их — соединятся с Ним Самим. Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.


Какой престольный праздник храма?

Это одноименный с храмом праздник, то есть если храм назван в честь Воздвижения Креста, святого Пантелеимона или Смоленской иконы Богородицы, то праздноваться престольный праздник будет именно в день этого праздника, памяти иконы или святого по церковному календарю.

Однако в храме может быть несколько приделов, то есть алтарей (обычно это имеет место в больших соборах), и все они будут иметь престолы, соответственно, с разными названиями. То есть, например, предел в честь Покрова, Иверской иконы Богородицы, мученика Федора Стратилата…

Узнать, какой праздник малого придела или самого храма, можно по иконе, следующей за образом Христа, находящегося справа от Царских врат иконостаса.


Обычаи и традиции престольного праздника

    Издревле в этот день приходы и общины православных храмов, все прихожане и клирики собираются на общее богослужения — накануне на Всенощное бдение (Всенощную), в сам день на Божественную литургию.

    В храме заранее убирается цветами территория и почитаемые церковные иконы.

    Зачастую праздничную Литургию праздника посещает правящий архиерей или благочинный (управляющий священник) округа, где находится церковь. Литургия нередко проводится сонмом священнослужителей.

    Вне зависимости от числа священников после Литургии совершается крестный ход. Духовенство и церковнослужители, прихожане и гости праздника во главе с архиереем, благочинным или настоятелем обходят храм с хоругвями и иконами. Останавливая крестный ход у каждой из четырех стен храма, священник окропляет верующих святой водой, у алтаря читается Евангелие и поется тропарь праздника. Престольный праздник еще называется «малой Пасхой».

    В завершение богослужения часто поется «многолетие» — пожелание «многая лета» всем молящимся. И, конечно, обычай гостеприимства велит пригласить на трапезу — обед с угощением по бюджету прихода.


Православные праздники

Эти дни — словно духовные светлые вехи года. Вспоминая то или иное событие, вознося хвалу Господу и Богородице, мы радуемся любви Божией к людям и вновь смотрим на себя со стороны, стараясь быть достойными этой любви. Верующие стараются исповедаться и причаститься в двунадесятые праздники.
Двунадесятые праздники делятся по содержанию:

  • Господские (Господние) — восемь праздников,
  • Богородичные — четыре,
  • дни памяти священных событий.

По торжественности богослужения, определяемой Уставом:
— малые,
— средние,
— великие.

По времени и дате празднования:
— неподвижные;
— подвижные.

Отметим, что к двунадесятым праздникам не относится Светлая Пасха Господня . Это «праздников праздник и торжество из торжеств». По сравнениям церковных писаний, двунадесятые дни – словно звезды, Рождество Христово из них можно сравнить с луной, а Святая Пасха – Солнце, без него (без Воскресения Христова) и жизнь невозможна, и звезды меркнут.

В Пасхальную ночь во всех храмах совершаются торжественные крестные ходы, люди стараются прийти на службу хотя бы ненадолго. Есть храмы, в которых Воскресение Христово — Пасха — и престольный праздник, малая Пасха, совпадают.


Двунадесятые праздники

В годовом церковном круге есть двенадцать праздников, называемых «двунадесятыми» (по-церковнославянски двенадцатеричными). Это дни, посвященные важнейшим событиям земной жизни Христа и Пресвятой Богородицы, а также важнейшим историческим событиям Церкви.
Традиции их празднования складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Это церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой.

Первый двунадесятый праздник — 21 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы, то есть Ее день рождения. Икона Рождества Пресвятой Богородицы показывает нам этот важнейший исторический эпизод: святая Анна лежит на одре (кровати) в красных одеждах, рядом святой Иоаким и кормилица, моющая маленькую Деву Марию. Сведения о зачатии и рождении Богородицы находятся в памятниках Священного предания, Евангелиях-апокрифах. Это исторические, но не священные книги: они не вошли в канон Церкви, но часть из них благословлена и используется. Таким является и протоевангелие от Иакова, где содержатся сведения о рождении Богородицы.
Богоотцы Иоаким и Анна вели праведную и тихую жизнь, молились о детях, но не имели их до старости. Люди презирали и укоряли их, пытались рассорить и развести, но святые не роптали, полагаясь на волю Божию и не забывая молиться Ему, надеясь родить детей, несмотря на старость. Перед самым зачатием Богородицы святым пришлось перенести страшное испытание всенародного унижения. Во время большого праздника святой Иоаким по обычаю принес дары в Иерусалимский храм, и первосвященник Рувим, не взял дары Богу из рук Иоакима, обличив его при всех в скрытии грехов, которые будто бы служили причиной бездетности. Святой Иоаким вынужден был со стыдом, в горе уйти из храма, считая себя недостойным, грешным и изгнанным по воле Божией. Однако Господень промысл был в другом: Бог словно в последний раз испытал праведника и направил его путь в пустыню. Здесь в одиночестве святой Иоаким провел несколько дней — также и Анна, ожидая и беспокоясь за него дома, — оба они постились, чтобы показать Богу свою любовь к Нему, молились друг о друге и о рождении ребенка.
И именно в таком душевном волнении, на грани отчаяния, им обоим явился Ангел — по преданию, это был Архангел Гавриил — и сообщил о будущем рождении ребенка, Дочери, которая сможет обрадовать весь людской род. Неизвестно, сказал ли Архангел им, что Дева Мария родит Сына Божьего — но и такой вести было достаточно для их огромного счастья после долгих лет молитв, насмешек людей и переживаний. Они знали, что рождение их ребенка — чудо Божие.
В этот день особо молятся о даровании детей Матери Божией и Ее родителям.

14 сентября – Воздвижение Креста Господня. После земной жизни Христа и Его Крестной смерти само орудие Его казни — но и оружие человеческого избавления от грехов, Святой Господень Крест был утерян. Известно, что в первые века по Рождении Христовом — их еще называют первохристианскими временами — многие тысячи людей отдали свою жизнь за Христа, отказавшись отречься от него, и стали мучениками. Дело в том, что императоры Рима в то время исповедовали язычество, а главное — в сонме языческих богов обязательно находился и сам император. Но однажды, услышав проповедь учеников Христа, крестилась мать императора Константина Первого — царица Елена. Она воспитала своего царственного сына честным и праведным человеком. После Крещения Елена захотела найти Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос и который был зарыт на горе Голгофе. Она понимала, что Крест объединит христиан, станет первой великой святыней христианства. Со временем и Константин Великий принял христианство.

Крест Христов был найден в 326 году царицей Еленой, искавшей его вместе со священниками и епископами, в числе других крестов — орудий казни — на горе Голгофе, где Господь был распят. Как только Крест был поднят из-под земли, воскрес умерший, которого проносили мимо в похоронной процессии: поэтому Крест Христов сразу стали называть Животворящим. Именно с таким большим крестом и изображается на иконах царица Елена. На протяжении своей дальнейшей жизни она помогала императору Константину в распространении и проповеди христианства по всей Римской империи: воздвигала храмы, помогала нуждающимся, рассказывала об учении Христа.
В этот день особо молятся об избавлении от опасностей, трудностей и горя.

14 октября — Покров Пресвятой Богородицы. С древности его связывают с народной приметой: переходом осени на зиму. Чаще всего в большинстве областей России в этот день выпадает первый снег. В народе говорят, что Богородица Покров расстилает над землей, укрывает ее снегом. Но, конечно, праздник этот установлен в честь другого события: чуда, произошедшего в Византии много веков назад. И сегодня православные христиане с любовью вспоминают его.

Праздник установлен по чуду Х века. Это было тяжелое время для Византии: Константинополь, столица империи, был взят в кольцо язычниками-варварами. Большинство горожан, полагая, что они на пороге страшной смерти, пришли помолиться Заступнице рода человеческого, Богородице, под своды одного из столичных храмов — здесь находилась великая святыня, часть Ее одеяния.
Пришел сюда и юродивый Андрей, известный в Константинополе своей праведной жизнью. Изображая безумие ради Бога, живя на улицах, питаясь подаянием и непрестанно молясь Богу, он удостоился видеть многие чудеса Божии. Молясь в храме, святой Андрей вместе с Епифанием, его учеником, увидели, что стены храма как бы раздвинулись и над молящимися явилась Пресвятая Богородица. Она сошла с небес, опустилась перед Царскими вратами на колени и молилась Сыну Своему о спасении несчастных людей. Ее окружали Силы Небесные и все святые, в руках же она держала омофор (покрывало, часть верхней одежды) и словно накрывала им молящихся константинопольцев. Святой Андрей и его ученик вместе увидели это чудесное явление и ужаснулись, не в ночном видении, но воочию увидев давно отошедшую на Небеса Божию Матерь, стоящую, как живая, над ними.
Сразу же после богослужения они поведали константинопольцам о видении. Обнадеженные, горожане с твердой верой в спасение разошлись по домам и местам службы. И почти сразу враги-язычники без единого сражения отступили от столицы. Интересно, что праздник празднует только Русская Православная Церковь, а вот в Греции его не празднуют.
Праздник Покрова издавна открывал время свадеб: старались пожениться в тихое время, когда урожай уже собран, а Рождественский пост еще не начался (в постное время Таинство Венчания не совершается). Возможно, неженатые люди всегда чувствовали себя в это время особенно одиноко: вот почему принято молиться, посещая храм на богослужении в Покров, ставить свечку с особым прошением о вступлении в брак, заказывать молебны, читать акафист.

4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Праведники Иоаким и Анна, благодарные Богу о рождении дочери и избавлении от бесплодия, решили посвятить дочь Богу и в трехлетнем возрасте повели Ее, чтобы оставить воспитываться при Иерусалимском храме. Они оторвали Ее от своего дома, но решили возблагодарить Бога за подарок и утешение. Тогда и случилось с Девочкой Марией новое чудо: малышка трех лет сама взошла по длинной лестнице до храма, где первосвященник, ведомый Духом Святым, ввел Ее в святая Святых — таинственное место алтаря, куда не всегда могли входить и сами священники. Так Господь указал, что Мария чиста и избрана Им.
Вспоминая Введение, люди просят у Господа избавления от грехов, чистоты у Пресвятой Богородицы.

7 января – Рождество Христово. В эту дату празднуется день рождения Самого Господа Иисуса Христа. Евангелие повествует, что из-за переписи населения Иосиф-Оброчник и Пресвятая Богородица были вынуждены прийти в Вифлеем, на родину Иосифа. Из-за простой бытовой детали — переполнения гостиниц для бедных, на дорогие комнаты денег уже не было — они вынуждены были укрыться в пещере вместе со скота, с домашними животными. Здесь Дева Мария родила Сына Божьего и положила его в ясли, в солому. Сюда пришли призванные Ангелами простые пастухи, чтобы поклониться Младенцу, и ведомые Вифлеемской звездой мудрые волхвы.
Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление — возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему.
В Рождество просят Господа о даровании и воспитании детей, вспоминают о простоте Рождения Богомладенца и стараются делать добрые дела во время Святок — недели между Рождеством Христовым и Крещением.

19 января – Богоявление, или Крещение Господне. На берегу реки Иордан накануне одного из иудейских праздников, во время которого совершались обрядовые омовения, Иоанн Предтеча начал свое пророческое служение словами о том, что перед омовением водой нужно омыться от грехов. Сам Иоанн Креститель крестил людей символически — ведь Господь Иисус еще не взошел на Крест и не основал Церковь — но призывал в таком крещении очиститься от грехов благодатью Божией. После Крещения Господа Иисуса Христа в Иордане начался земной путь проповеди Христа.
В этот день освящается Великим чином святая вода, молятся Господу об очищении и освящении жилищ и сердец.

15 февраля – Сретение Господне. Когда Младенца Христа принесли в Иерусалимский храм, Богоматери и Иосифу навстречу вышел старец Симеон. Он был одним из 70 переводчиков Библии, в свое время усомнившимся в возможности рождения Сына Божьего от Девы. Бог сказал Симеону, что тот не умрет, пока не увидит родившегося Христа. И вот этот момент настал, и старец, поняв по благодати Божией, Кто перед ним, протянул руки, чтобы взять Богомладенца. Так встретились Ветхий и Новый Завет Бога и человека.
Интересно, что кроме иконы Сретения в этот день почитают образ Богоматери «Взыграние Младенца», перед которым молятся о зачатии и благополучном рождении детей. На руках Божией Матери изображен Младенец Христос в необычной позе. Она легко касается Сына Божьего своей щекой, а Он в порыве радости тянет ручки к Лицу Матери, касаясь его и резко закидывая голову назад. Христос был грудным Малышом и, конечно, Он не хотел идти на руки к незнакомому старику Симеону — поэтому и потянулся обратно к Маме. Богословы трактуют эту икону как человеческую сторону Господа, то есть являющую Его естественные для человека чувства и инстинкты.

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот знаменательный для всего человечества день Архангел Гавриил сообщил Деве Материи Благую весть — новость о том, что Она станет Матерью Сына Божьего. На иконе Благовещения изображены Архангел вместе с Девой Марией. Рука Архангела поднята в благословляющем жесте, а Богородица склоняет перед ним, точнее, перед волей Божией, которую он возвещает, Свою голову. В руке Архангел также держит лилию — символ чистоты Богородицы, пальмовую ветвь — символ доброй вести или дорожный посох — символ его странствий по небу и земле.

Воскресение перед Пасхой – Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим. Праздник называется переходящим, поскольку и праздник Пасхи в христианстве переходит в зависимости от фаз луны (во время земной жизни Христа время исчислялось по новолуниям). Господь входит в Иерусалим, где Его ждут жители для мирского воцарения, желая поддержать Его как военачальника в борьбе против Римского господства. Но Он въезжает в город кротко, на ослике. Люди приветствуют его криками: «Осанна» и пальмовыми ветвями — но те же люди через пять ней будут кричать «Распни Его!» — потому что Иисус Христос не оправдал их надежд как мирскую силу. Поэтому этот праздник грустен. Все верующие в славянских странах приходят в храмы с вербными ветвями — это первое дерево, которое начинает выпускать почки ранней весной, — а в южных странах люди приходят в храмы с цветами и теми же пальмовыми ветвями. Они означают, что православные люди поистине приветствуют Христа как Небесного Царя, но и напоминают нам, чтобы мы молились о своих духовных победах, а не мирским успехе.

Через 40 дней после Пасхи, в четверг празднуется очередной переходящий праздник – Вознесение Господне. В Священной истории число 40 — срок исполнения подвига (например, 40-дневный пост). И после Воскресения Господь завершил Свое пребывание на Земле на 40-й день. Апостолы после Воскресения они уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца. При Вознесении Господнем апостолы получили от Господа благословление идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца — Саваофа, Бога Сына — Иисуса Христа, и Святого Духа — невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя.

На 50-й день после Пасхи, в воскресенье празднуется Пятидесятница – День Святой Троицы. Исторически в этот день Святой Дух снизошел на апостолов и Богоматерь, пребывавших в Сионской горнице — месте Тайной Вечери — в Пятидесятницу, то есть в память о Воскресении Христовом совершавшими трапезу в пятидесятый день после него. Богословски смысл праздника — явление силы Святой Троицы.

После Сошествия на них Святого Духа, апостолы просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их.

19 августа – Преображение Господне, Яблочный Спас.
Праздник отмечается в соответствии со словом Евангелия, где подробно описано это великое событие. Христос взошел на гору Фавор (которая и поныне существует в Израиле) и перед тремя ближайшими учениками — апостолами Петром, Иаковом и Иоанном — явил Свою Божественную природу, показавшуюся зримо тем, что одежды Господа сделались ослепительно белыми, источающими свет — евангелист сравнивает их с сияющим под солнцем снегом. Неземным светом просиял и Его лик. Рядом со Христом явились давно умершие пророки Моисей и Илия, и Господь начал беседовать с ними. Апостолы же были в изумлении, говоря современным языком — в шоке от увиденного.
Молятся в праздник Преображения Господня, обращаясь ко Господу о просвещении каждого человека Светом Христовой Истины, направлении его на верный путь. Каждый из нас идет по жизненному пути в определенном направлении, ежедневно и даже ежеминутно делая свой выбор: на какую работу пойти, на ком жениться, когда рожать детей… Необходимо просить Господа о том, чтобы Он подсказал верный выбор нашему сердцу, правильный путь нашей душе. Об этом будет свидетельствовать внутренний покой, радость о сделанном выборе.

Праздник Преображения называют еще Яблочным Спасом — в этот день православные христиане приносят в храмы часть нового урожая, прося Господа благословить и умножить плоды земли. Конечно, особенно важен этот праздник был до революции, когда большинство населения составляли работающие на земле крестьяне. Широко празднуется он и сегодня в православных странах с развитой аграрной культурой.

28 августа – Успение Божией Матери, праздник, завершающий календарь двунадесятых праздников. Это символический праздник, поскольку на дату в канонических текстах указания нет, преставления ко Господу Богородицы. Архангел Гавриил же возвестил Божией Матери о конце Ее жизни, блаженном Успении и приходе Ее Божественного Сына за душой Богородицы. Чудесно, со всех концов земли были собраны в Иерусалим апостолы к смертному одру Богородицы, а на следующий день после явления Господа, взявшего на руки Ее душу, тело Матери Господа исчезло. Дева Мария прожила на Земле 72 года.


Значение праздников

Эти дни — словно духовные светлые вехи года. Вспоминая то или иное событие, вознося хвалу Господу и Богородице, мы радуемся любви Божией к людям и вновь смотрим на себя со стороны, стараясь быть достойными этой любви. Верующие стараются исповедаться и причаститься в престольные и двунадесятые праздники, дни памяти почитаемых и любимых святых.

Да хранит вас Господь молитвами Богородицы и всех святых!

Ведущий: Здравствуйте дорогие братья и сестры! Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию беседу с Алексеем Геннадиевичем Новожиловым – старшим преподавателем исторического факультета Университета. Темой нашей беседы будут престольные праздники в сельских районах. Каждая церковь, как мы с вами знаем, имеет свой престольный праздник, то есть каждый престол освящен во имя святого или двунадесятого праздника, и это очень торжественный радостный день для прихожан этой церкви. Все мы, так или иначе, участвуем в престольных праздниках в тех храмах, которые посещаем. Но сельские престольные праздники имеют свои особенности. Об этих особенностях мы с вами поговорим. Это часть нашей жизни, прошлой может быть в большей степени, часть нашей истории. Алексей Геннадиевич Новожилов подробно занимался исследованием, накоплением материала по этому вопросу. Алексей Геннадиевич, расскажите нам, пожалуйста, об особенностях престольных сельских праздников

Помимо престольных храмовых праздников на селе справляются и другие престольные праздники. Первыми в этом ряду стоят предельные праздники – по пределам приходской церкви, и естественно, что эти праздники всегда отмечались крестьянами наравне с собственно храмовыми праздниками. Есть и другие формы престольных праздников. В частности часовенные праздники – по часовням, которые стоят в отдельных деревнях. Часовенные праздники отличаются по посвящению от храмовых и предельных праздников. Кроме того, необходимо сказать, что есть праздники, которые справляются не только по существующим храмам, пределам и часовням, но и праздники, которые справляются отдельными деревнями. В плане выбора здесь всегда превалирует либо воля пастыря конкретного прихода, либо – это епархиальный праздник. Вот, например, в Тихвинском уезде очень часто отдельным деревням предписывался праздник Тихвинской иконы Божией Матери, в отличие от храмового престола. Кроме того, в больших деревнях нередко престольными праздниками являлись даже уличные праздники. Если в одной деревне было несколько улиц, или улица и проулки, то каждая улица, каждый проулок, имел свой престольный праздник, который также предписывался либо на епархиальном, либо на приходском уровне

Ведущий: А интересно название улицы или проулка совпадало с престольным праздником, или оно было независимо от этого?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Вы знаете, это, в общем, ситуативная вещь, потому что, если часовня стояла в проулке, то, как правило, по часовне назывался проулок. Но если никаких культовых построек там не было то, как правило, называлось по имени, по фамилии основателя этой улицы, того, кто первый построился на этой улице.

Ведущий: Расскажите нам тогда подробнее о структуре самого праздника. Как они проходили, какие там были особенности, какие фрагменты можно выделить?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Можно сказать, что престольный праздник растягивался на несколько дней. Здесь можно сказать о том, как происходила подготовка к празднику. С одной стороны готовились к празднику сами священники, сам причт приходской церкви. Нередко священник обходил дома, особенно посещал те дома, где были иконы, посвященные данному празднику. Если, предположим, это был Никола вешний или зимний, то в те дома заходил, где были иконы святителя Николая.

Ведущий: Но эти иконы, наверное, были в каждом доме. Видимо это какие-то особые связанные с древностью? Практически же ведь в каждом доме была икона святителя Николая.

Алексей Геннадиевич Новожилов: Конечно, икона была в каждом доме. Речь идет о том, чтобы она была в центре красного угла. Большие, на доске написанные иконы святителя Николая. Конечно, икона святителя Николая была почти в каждом доме, но нередко это было просто лубочные производство. А речь идет о тех иконах, где была расписанная доска, нередко иконописцами из монастырей, или странствующими художниками.

Ведущий: Это посещение совершалось накануне праздника?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Да, за день, за два. Проводился молебен в этом доме. На этот молебен собирались, как минимум, соседи того человека, у которого проводился молебен. Проводилась подготовка и самими прихожанами. Улица, которая справляла, как правило, выметалась, вычищалась, готовилась к празднику. Хозяйки мыли дома, натирали полы, убирали участки. Убирали все сельскохозяйственные орудия из общественной части двора в хозяйственную часть. Приводили в праздничный порядок. Украшали сами иконы расшитыми полотенцами.

Ведущий: А как в день самого праздника, с чего начиналось? Наверное со Всенощной накануне?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Как правило, на Всенощную ходили только мужчины, потому что хозяйки продолжали готовиться к празднику. Более того, вообще деревенская православная крестьянская культура очень мужская. В том смысле, что женщина нередко была настолько завязана на хозяйственный цикл, на корову, что она приходила только на саму обедню, которая служилась в день праздника, а вот на Всенощную, как правило, ходили мужчины, которые были не то чтобы менее заняты, но они приходили потому что их труд требовал, может быть, большего напряжения сил, но не требовал постоянного присутствия. Пахота, косьба – не требует постоянного присутствия. Происходила обедня, и после обедни начинался в разных случаях либо Крестный ход, либо обход причта. Когда речь шла о двунадесятых праздниках, о приходских храмовых праздниках, то, как правило, происходил, конечно, Крестный ход. Если же речь шла о празднике какой-то конкретной деревни, то уже крестного хода не проводилось, а причт в сопровождении богоносцев с хоругвями шел в ту деревню, где проводил молебен либо в одном доме, либо несколько молебнов в нескольких домах.

Ведущий: А Крестный ход совершался вокруг храма или это были какие-то особые места освященные, связанные с этим храмовым праздником?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Тоже по-разному. Здесь тоже можно говорить о региональных особенностях. В отдельных местах проводился троекратный крестный ход вокруг храма. Богоносцы несли иконы, хоругви. В частности, в деревне Малы Печерского района Псковской области нами зафиксирован такой факт, что икону несли на специальной подставке 4 человека и под иконой должны были пройти все прихожане в течение этого троекратного обхода храма. Там же, кстати, и источник возле храма находился, и проводилось водосвятье прямо непосредственно около храма. Но нередко источник находился достаточно далеко от храма, и тогда для водосвятья священник и весь Крестный ход отправлялся на значительное расстояние. Зафиксированы и другие варианты Крестного хода, например, обход всего прихода. Выходили, просите за такое выражение, на периметр прихода и обходили по границе весь приход. Это могло быть несколько деревень. Нередко в приход входило до 15-20 деревень.

Ведущий: Это в течение дня совершалось?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Иногда Крестный ход растягивался на несколько дней. Он заканчивался, останавливались в деревне, как правило – в часовенной деревне. Хоругви и иконы ставились на хранение в часовню. Люди расходились. Естественно, всех участников Крестного хода местная деревня принимала. А после этого продолжался Крестный ход. Еще один вариант был, когда ходили по деревням, и в каждой деревне проводился обязательно один – два молебна в доме или в часовне, если была часовня. Особенно характерно это для Пасхального и Троицкого Крестного хода

Ведущий: Такие продолжительные праздники не влияли отрицательно на сельскохозяйственный цикл? Не было ли какого-то недовольства крестьян? Насколько охотно участвовали в этом?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Конечно, летняя пора – это страда, но я должен сказать, что каждая деревня готовилась к своему престольному празднику, каждый крестьянин всегда подгадывал под престольный праздник своей деревни свой сельскохозяйственный цикл. Специально освобождали эти дни. Есть сведения, что в 19 веке иногда неделю справляли престольный праздник, пока весь приход обойдут, пока всюду пройдут празднования. Другое дело, что прихожане из других деревень, которые приходили на праздник, как правило, вырывались на один день, максимум – на два дня. Поэтому, естественно, для них это был сбой в сельскохозяйственном цикле, но здесь право выбора всегда оставалось за крестьянином: идти на праздник, или не идти на праздник. О богатых крестьянах, которых в советское время называли кулаками, говорили, что вот, он в другие деревни не ходит на престольные праздники, он все время работает. Но свой престольный праздник – это тоже замечательная вещь – как правило, богатые крестьяне, самые богатые, которые считались кулаками, зажиточными людьми, устраивали всеобщее угощение, но на свой престольный праздник. То есть, это все ситуативно. Нет – не мешали. Кроме того, есть летний цикл праздников, есть осенний цикл праздников. Все праздники после Покрова и до Рождества вообще никак не влияют на сельскохозяйственный цикл. Молотьба, помол муки не требуют сиюминутной работы. Можно сходить на праздник. Тут уже нет разницы 15 ноября делать помол или 25-го.

Ведущий: Ну а что следовало после Крестного хода? Заканчивался Крестный ход, пусть трехдневный, и дальше как развивались празднования?

Алексей Геннадиевич Новожилов: После этого устраивалось гуляние, причем нередко гуляние, если это трехдневный крестный ход, нередко гуляние устраивалось каждый день. Крестный ход доходил до определенной деревни, устраивалось гулянье, и утром Крестный ход вставал и шел дальше. Гулянье привязывалось к конкретной деревне. Гулять ходили в те деревни, которые считались праздничными в этот день. Причем если этих деревень было несколько, то делили по дням, иногда даже по пол дня делили.

Ведущий: Такого совпадения – гуляния в нескольких деревнях не было? Сначала все по чину делалось?

Алексей Геннадиевич Новожилов: В рамках одного прихода никогда не было. Могла складываться ситуация, что в соседних приходах справляли Илью. Нередко крестьянам из данного прихода ближе было сходить на гулянье в соседний приход, нежели в рамках собственного прихода. Здесь уж право выбора конкретного крестьянина. И на это право выбора влияла нередко система родственных связей. Естественно, нужно остановиться во время гуляния, где-то лечь спать, у кого-то поесть. Как правило, это ориентация на родственников. Если в соседнем приходе были родственники, то ехали к ним. Но, чаще всего, на большие кусты деревень распространялся только один праздник. Особенно это касается двунадесятых праздников, Николы и Егория. Эти праздники достаточно четко распределялись, видимо, с благословения епархиальных властей, и таким образом, чтобы каждый приход имел эти праздники достаточно компактно. Илья, разве что, – исключение. Илья и Флор и Лавр – очень любимые крестьянами.

Ведущий: Ну а можно теперь поподробнее рассказать о самом гулянии, о престольном гулянии. Что это такое, какие у вас есть сведения по этому поводу?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Дело в том, что сами гуляния устраивались в разных вариантах. Если гуляние шло в большом волостном центре (нередко это даже не деревня, а большое село), то в этом селе часто устраивалась ярмарка. Если первый день был посвящен строгому культовому освещению праздника, то на второй день открывалась ярмарка, и параллельно шла торговля различными сельскохозяйственными продуктами, утварью, тем, что производили сами крестьяне. Это случай связанный с крупными селами. Как правило, устраивали просто либо складчину. Если это был летний праздник, накрывали столы и в складчину устраивали стол крестьяне данной престольной деревни. В последнее время перед революцией и после революции чаще все-таки устраивали домашние празднования, когда несколько семей, или даже одна семья накрывала стол, но к этой семье в гости приезжали родственники из других деревень, нередко приглашали батюшку, дьякона и весь причт и, таким образом, организовывался собственно стол. При этом соблюдалась некая достаточно жесткая схема застолья. Начиналось все, особенно если приходил причт, с освящения стола, а затем пели тропари. Псалмы пелись обязательно. Собственно начало стола было связано с исполнением духовных песен. Этих духовных песен, к сожалению, на Руси очень забытых, в свое время Илпидифор Барсов собрал два тома. В 19 веке был такой собиратель, сам – из священного сословия. Это народные духовные песни, не церковные. Были и другие собиратели, достаточно много этих песен было собрано. Эти песни исполнялись. Нередко они исполнялись даже по писаному тексту. И сегодня мы, кстати, собираем эти тексты. Недавно, месяца два назад, был доклад по поводу собранных песен. До сих пор собираются эти песни. Как правило, сейчас они собираются в очень отдаленных районах Заволжья. После этого переходили к более разгульным, менее церковным песням, и в этот момент, как правило, молодежь уходила, покидала стол, выходила на улицу, где она гуляла, плясала. А собственно взрослое поколение оставалось за столом, продолжали пить и есть.

Ведущий: И здесь, можно сказать, забывалось церковное содержание и человек естественно, как принято на Руси – отдыхал.

Алексей Геннадиевич Новожилов: Да.

Ведущий: А что вы можете сказать о самой трапезе, из чего она состояла? Алкоголь в какой степени присутствовал за столом, как его принимали, в каких количествах, как это влияло на веселье?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Здесь можно сказать, что практически обязательным компонентом престольного праздника был алкоголь. Другое дело – какой это был алкоголь, потому что крестьянин и в дореформенное время, и в пореформенное, и в советское время, как правило, большим количеством денежных знаков не обладал, и покупной алкоголь всегда был чем-то особенным в русской деревне. Причем до сих пор это сохраняется. Покупной алкоголь – бутылка водки, бутылка вина – это в русской деревне экстраординарное событие. На северо-западе наиболее распространенным алкоголем является вареное пиво. Пиво, которое приготавливалось по особому рецепту из проросших зерен ржи, очень хмельное, очень тяжелое, очень плотное и, естественно, особой нужды в дополнительных алкогольных напитках не существовало. Иногда ставилась брага. Дрожжи сохранялись путем перебрасывания дрожжевого остатка из одной бочки в другую. Чаще всего это была опять же хлебная брага. Гнался и самогон. Но самым основным напитком, как правило, было пиво. Причем пиво – это такой эгалитарный напиток, потому что его пили и взрослые мужчины, и взрослые женщины. Пиво позволяли пить и подросткам, но, конечно, объемы разнились. Это напиток, который чаще всего использовался и крестьяне говорят, чаще всего пожилые крестьяне, пенсионеры, что вот раньше они пили пиво, и никто никогда не напивался. А сейчас они хлещут самогонку.

Ведущий: Может быть, тогда прием этих напитков алкогольных был сдержанный.

Алексей Геннадиевич Новожилов: Сдержанный. Как правило, никаких особых эксцессов именно алкогольных не было. Наоборот алкогольные эксцессы начались со времени, когда появилось продажные напитки.

Ведущий: И прекратились престольные праздники. А как молодежь проводила время? Вот они покинули общий стол…

Алексей Геннадиевич Новожилов: Молодежь гуляла в полном смысле слова, гуляла по деревне. Она ходила из одного конца деревни в другой по улице, которая считалась в данном случае праздничной. Играли на гармониках. Девушки с юношами ходили под ручку.

Ведущий: Это дозволялось в престольные праздники, а обычно не очень?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Некогда было просто. И на окраине деревни, как правило танцевали, плясали русского. Совсем маленьких не допускали, то есть тех, кто еще не достиг 14-15 лет. И наоборот те, кто женились тоже, как правило, уже не гуляли, а старались как-то быть со взрослыми, остаться со взрослыми. Нередко ведь сразу после свадьбы появлялся первенец, от которого мать не могла просто отойти, и, естественно, там не до гуляний было.

Ведущий: А если престольный праздник совпадал со временем поста, возникали какие-то особенности в проведении этого праздника? Еда и веселье как-то зависело от времени поста?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Конечно, если говорить о еде, то конечно же. Еда очень четко зависела, потому что в постное зимнее и весеннее время, как правило, на стол накрывали только квашенную капусту, варили уху и пекли пироги с рыбой. Очень ограниченный был стол. Если это было лето или осень, естественно на рыбалку времени не хватало, тогда просто с огорода овощи раскладывали. Могли сделать тушеные овощи, свежие овощи. А если говорить об алкоголе, то алкоголь всегда присутствовал. В общем-то ограничений таких особых на прием алкоголя в пост все-таки не было. Надо признать, что праздник был всегда праздником в этом смысле. Если говорить о скоромном столе, то, конечно же, пища была обильная и разнообразная. Как правило, 4 перемены блюд делали. Сначала пироги, потом щи или супы какие-то крупяные, но мясные, и на третье “жаркое” так называлось (ударение на первом слоге) – птица жареная, баранина жареная, телятина, свинина. И еще четвертое было. Обязательно сдобу употребляли. И постоянно пили чай. Это особенное. Самовар должен был постоянно кипеть. Разливали чай и снова заливали самовар.

Ведущий: Алексей Григорьевич, принято считать, что в деревнях существовала альтернативная религиозная культура – разные колдуны, гадалки. Эти люди также участвовали в церковном празднике? И как их воспринимали в таких случаях, когда вся деревня гуляет? Неверующие, не церковные люди были ли в деревне, и каково их отношение к празднику, и отношение к ним во время престольного праздника?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Я начну с конца вашего вопроса, с неверующих. Я должен сказать, что отношение к неверующим, не церковным людям достаточно жестко связано с отношением вообще к чужакам. Местные, как правило, не являлись не церковными людьми по определению. Если кто-то из местных, вернувшись из армии, становился человеком не церковным, то к нему было отношение как к чужаку. К чужакам относились различные школьные учителя, директор совхоза, агротехник, зоотехник. Они жили особым миром. Понимаете, крестьяне не принимают так легко в свой коллектив, который сложился из поколения в поколение. Люди росли вместе. Поэтому отношение к ним достаточно жесткое. Вообще я бы не стал называть это злопамятностью, но крестьяне очень хорошо помнят, и до сих пор помнят, кто кого раскулачивал, кто кого в колхоз загонял, кто громил церкви – очень хорошо помнят. Буквально и сейчас могут сказать – вот эта семья. Эти люди как бы находились на периферии праздника. Праздник сам по себе. Если председатель колхоза в 1930-1950-е гг. был из местных, не присланный 25-ти тысячник, он как раз всегда сам справлял с ними. Даже будучи членом ВКПб, он при этом оставался членом этого коллектива и подходил под благословение.

Ведущий: Даже так? При этом он оставался членом ВКПб?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Да, оставался.

Ведущий: Из-за интересов государства. Ну а вот люди, скажем, другой религиозной направленности – колдуны. Всегда в деревне был какой-то известный человек.

Алексей Геннадиевич Новожилов: Вы знаете, вопрос архисложный. У нас есть какая-то такая формальная типология белый, черный колдун – это, мне кажется, очень формалистический подход. Дело в том, что хорошего, и что плохого данный колдун сделал конкретному деревенскому социуму. Если данный колдун только помогал социуму, например, в поисках потерянной скотины, бегут к колдуну. Не к батюшке. Бегут к колдуну, если скотина потерялась.

Ведущий: А молебен в церкви отслужить – это как?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Конечно, религиозные люди, для которых это принципиально, они – конечно. Но, как правило, надо признать, крестьянин побежит в первую очередь к колдуну. Пастух обход берет у колдуна, чтобы стадо не разбегалось.

Ведущий: Какое-то магическое действие совершается.

Алексей Геннадиевич Новожилов: И если это белый колдун, то есть он делал только добро этой деревне, то он вполне равноправный член этого сообщества, вполне со всеми существует. Но если отношение к колдуну негативное, если считают, что он делает плохо для данной деревни, то, конечно, он тоже выпадает из сообщества. Здесь вот такие различия. Что же касается вопроса об атеистах и вопроса о том, как относились члены ВКПб, то у меня есть очень хороший знакомый (я обещал не говорить фамилию этого человека), крестьянин, член ВКПб, он вступил в партию во время штурма Кенигсберга. Он был трактористом, механизатором, и он был одновременно в деревне по сути дела церковным старостой.

Ведущий: Это тоже допускалось?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Нет, он, конечно, не афишировал это перед совхозным начальством, но просто партия – это один план жизни для него был – механизатор, член партбюро совхоза, человек, награжденный орденами за участие в Великой отечественной войне. И совсем другой – это его церковное служение. Ну, может быть, не служение, а церковная жизнь.

Ведущий: Его не мучила двойственность?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Нет, они не видели двойственности. Это была целостная жизнь, абсолютно целостная жизнь.

Ведущий: Алексей Геннадиевич. Вот наш регион северо-западный достаточно разнообразный в национальном отношении. Были ли какие-то отличия в проведении престольных праздников в эстонских православных приходах и русских православных приходах? Существуют ли какие-нибудь конфессиональные различия в проведении престольных праздников?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Дело в том, что православные эстонцы делятся очень четко по этническому признаку на две группы. Собственно эстонцы православные, это, как правило, люди высокостатусные – это горожане, дворяне, даже не эстонцы, а немцы у нас, потомки немцев, которые перешли из лютеранства в православие. Это собственно эстонцы. Но есть еще одна очень интересная группа. Речь идет о так называемых сету, или, как их называли – полуверцы. Это население православное, проживающее около Печерского монастыря. Это бывший Печерский уезд, а ныне Печерский район Псковской области. Это группа, которая говорит на особом языке. Я вам должен сказать, что даже в конце 19 – в начале 20 века была попытка сделать отдельную службу не на эстонском языке, а на языке сету. Но буржуазное эстонское правительство, крайне националистическое, уничтожило по сути дела саму возможность ведения службы на языке сету. Как вы, наверное, знаете, буржуазное эстонское правительство перешло под длань Константинопольского патриарха, и под этот переход возможность служения на языке сету была уничтожена. Сейчас в сетуских районах служат на эстонском языке. Хотя язык сету очень отличается. Эстонцы не понимают языка сету, а сету заставляют учить эстонский язык. Советское правительство здесь пошло полностью по пути эстонского буржуазного правительства. Тут никаких различий не было. Ну, конечно, что касается службы, то здесь различий не было. Другое дело эстонцы-лютеране, которые приезжали на территорию северо-запада, а после отмены крепостного права в Эстляндии, Лифляндии и Курляндии здесь и латыши, и эстонцы приезжали. Они, конечно же, очень четко отделяли себя от русских, и, как правило, здесь никакого взаимодействия и взаимного справления не было.

Ведущий: Ну а сам праздник у лютеран в сельских районах отличался от православного и чем?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Вы знаете, структура общая. Структура практически не отличалась, потому что у них была месса, потом собственно какие-то возможно были крестные ходы, возможно, их не было. После чего, собственно начиналось народное гуляние. Пожалуй, отличие было у нас конкретно на северо-западе. Вообще на Руси принято в Иванов день, на Рождество Иоанна Предтечи, прыгать через костры, но на северо-западе такой традиции не сохранилось. А вот эстонцы-лютеране поддерживали жжение костров на день Рождества Иоанна Предтечи, но, конечно, по их календарю, по календарю лютеранскому и католическому.

Ведущий: А какое объяснение этому обычаю? Оно должно быть, наверное, христианское какое-то.

Алексей Геннадиевич Новожилов: Вы меня поставили в тупик. Не могу вам сказать.

Ведущий: Алексей Геннадиевич, скажите, пожалуйста, как проходят современные престольные праздники, если они существуют, и каково было отношение государства, властей к престольным праздникам? Наверное, с ними боролись как-то? Какие у вас сведения по этому поводу?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Дело в том, что современные престольные праздники, к сожалению, очень редки. Как правило, престолы привязываются уже исключительно к храмам. Таких классических деревенских престольных праздников, которые существовали еще в 1930-е, в 1920-е гг. уже не существует. Надо сказать, что поначалу советское правительство относилось достаточно терпимо к престольным праздникам. Более того, руководство колхозов совершенно спокойно относилось к тому, что в данном колхозе проходит престольный праздник и как правило объявлялись двух- трехдневные выходные. У меня нет сведений относительно того, как на это реагировало областное, районное руководство, но, как правило, колхозное начальство относилось совершенно спокойно. Более того, колхозное начальство отпускало на престольные праздники в соседние деревни, но тут уже с условием, что нужно было отработать пропущенный день, либо в ночное время, либо в какие-то советские праздники, когда люди отрабатывали в выходные дни, которые были редки, но все-таки иногда случались. В этом смысле, конечно, поначалу было отношение совершенно спокойное.

Ведущий: После закрытия церкви престольные праздники продолжались?

Алексей Геннадиевич Новожилов: Сохранялись. Пожалуй, подточила престольные праздники даже не борьба советской власти, потому что закрытие церкви отнюдь не означало отмены престольного праздника, а подкосил отток крестьян, отток молодежи из деревни, то, что уезжали в районные центры, в областные центры, в столицу уезжали. Вот это-то как раз и подкосило, собственно, престольные праздники. Молодежи не стало, не стало гуляний. Поначалу справляли престольные праздники уже исключительно по домам, то есть уже редуцировалось все. И собственно сама Литургия исчезла, исчезли Крестные ходы, но в итоге с оттоком населения исчезло и гуляние. Сегодня в основном крестьяне-пенсионеры помнят о том, что это престольный праздник, накрывают стол, моют дом. Если есть возможность пригласить священника, то приглашают священника, проводится в одном из домов молебен, но не всегда сейчас есть возможность, особенно на востоке Ленинградской области, пригласить священника, потому что нередко священник один или два-три на район. И, конечно же, каждая деревня не в состоянии обеспечить приезд священника. Конечно же, сохраняются сегодня в крупных селах и престольные праздники, собирается молодежь. Особенно популярны престольные праздники, которые проходят летом, в июле, в сезон отпусков. Приезжает молодежь из городов: из Ленинграда, в Печерском районе – из Таллинна, из Тарту, из Пскова, из Ленинграда; в Ленинградской области – из Ленинграда, из Тихвина, из Пикалево, из Бокситогорска, то есть собирается народ.

Ведущий: Спасибо Алексей Геннадиевич за интересную беседу. Надеюсь, что мы вас еще услышим на нашем радио и позвольте пожелать вам успехов в изучении нашей истории.

Алексей Геннадиевич Новожилов: Спасибо.

Каждый из нас наверняка в своей жизни хоть раз слышал словосочетание "престольный праздник". Слово «праздник» нам понятно. А вот слово «престольный» как-то не очень. Что оно означает? Попробуем разобраться.

Престольный праздник - что это значит?

Все православные храмы строились либо в воспоминание какого-нибудь значимого евангельского события, либо в честь почитаемого святого. Например, Преображенский храм был построен в воспоминание Преображения Господня, Никольский храм – в честь св. Николая Чудотворца.

Устройство храма

Но откуда пошло слово «престольный» и что оно означает? Для того чтобы это понять, нужно знать устройство храма. Любой православный храм делится на три части:

  1. Алтарная часть.
  2. Средняя часть храма.
  3. Притвор.

Алтарь – это главная часть храма. Входить в него могут только священнослужители (епископ, священник и диакон) и некоторые церковнослужители (пономари). В алтаре находится главный православный атрибут – св. Престол, т. е. святое место, где восседает Сам Христос. На св. Престоле совершается великое таинство Евхаристии, а в Дарохранительнице находятся св. Дары Христовы.

Известно, что св. Престол – это главный предмет церковной утвари. Именно поэтому главный храмовый праздник называется престольным. Итак, продолжаем разбираться далее.

Престольный праздник - что это значит? Узнать об этом можно по храмовой иконе. Обычно она располагается в правом нижнем углу иконостаса. Чаще всего ее можно увидеть на клиросе, где поют певчие. Иногда храмовая икона может находиться в кивоте – в красивой большой рамке с подставкой. Известно, что престольными праздниками в августе могут быть день Преображения или Успения.

Обычаи и традиции в храмовый день

Храмовый или престольный день – особый день в году, когда весь церковный приход и прихожане других храмов собираются на праздничную литургию для совместной молитвы. В храме поминается особочтимое событие или особопочитаемый святой. Например, это может быть день памяти святого Пантелеймона. Поэтому к нему готовятся очень тщательно и заблаговременно: убирают церковь и прилегающую территорию. Иногда престольный праздник посещает правящий архиерей.

После литургии совершается молебен с крестным ходом. Все священнослужители, церковнослужители, прихожане и гости обходят храм трижды с хоругвями и иконами. При этом священник обычно окропляет верующих святой водой. В конце богослужения поется «многолетие», т. е. пожелание всем присутствующим долгих лет жизни с Богом. По старому доброму русскому обычаю после молитвословий всех присутствующих приглашают на трапезу (угощение).

Классификация православных праздников

Кроме храмового праздника св. Церковь предписывает совершать богослужения в великие, средние и малые праздники. В церковном календаре нет ни одного дня, когда бы не вспоминалось какое-либо событие или святой. Христианские праздники, отраженные в месяцеслове, можно разделить на группы по следующим критериям:

  • Важность событий (великие, средние, малые).
  • Время празднования (подвижные и неподвижные).
  • Место (общие, храмовые).
  • Тип (Господские, Богородичные, Святых).

Давайте поговорим подробнее о каждой группе.

Классификация по важности

По значимости христианские праздники делятся на:

  • Великие (Пасха, двунадесятые и великие).
  • Средние.
  • Малые.

Великие или большие праздники.

Пасха или светлое Христово Воскресение – это главнейшее христианское событие, когда Христос Своею смертью победил смерть духовную, открыл врата рая, дал возможность всем нам быть соучастниками вечного блаженства.

Двунадесятые (от числа 12) – это 12 больших православных праздников в христианском календаре, которые отражают самые главные события из жизни Христа или Божией Матери.

  1. Рождество Пресвятой Богородицы . В этот святой день была рождена Мария, которой было предначертано свыше стать Матерью Бога.
  2. Крестовоздвижение . Воздвижение или поднимание св. Еленой и Св. Константином Креста Господня для поклонения и исцеления верующих в Него. Св. Крест они нашли спустя несколько веков после Христова Воскресения.
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы . Вспоминается день посвящения Праведными Иоакимом и Анной своей трехлетней дочери Марии Богу. Жила Дева Мария при храме до 12-летнего возраста.
  4. Рождество Христово . Вспоминается рождение Младенца Христа в Вифлееме, а также появление новой звезды на небосклоне, поклонение пастухов и волхвов.
  5. Крещение или Богоявления Господне . Торжественно вспоминается принятие святого крещения Господом от рук Иоанна Крестителя. Событие было настолько великим, что произошло явление св. Троицы.
  6. Сретение Господне . Симеон Богоприимец дождался пришествия в мир Спасителя и встретился с Ним в храме.
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы . В этот день через архангела Гавриила Бог оповестил Деву Марию о великой миссии – стать Матерью Бога.
  8. Вход Господень во Иерусалим или Вербное воскресенье . Оно празднуется за неделю до Пасхи и говорит о событии, когда Христос торжественно въехал на осле в Иерусалим. Все собравшиеся приветствовали Его криками «Осанна, благословен грядый во имя Господне», постилали перед ним свои одежды и ветки вайи (пальмовые ветви). У нас не произрастают пальмы, поэтому верующие приносят в храмы украшенные ветки вербы. Отсюда название праздника.
  9. Вознесение Господне . В этот день Господь вознесся на небо, но обещал послать ученикам Утешителя - Духа Святого. Следующее Христово пришествие будет страшным: Он придет судить живых и мертвых.
  10. Троица или Пятидесятница . В этот великий день, когда Святой Дух сошел на апостолов, произошло зарождение христианской Церкви. С этого момента ученики Христовы стали безбоязненно проповедовать о Христе по всему миру.
  11. Преображение Господне . На г. Фаворе Христос показал Своим ученикам Свою Божественную сущность. Он преобразился, т. е. поменялся на глазах у изумленных апостолов. Его одежды стали белоснежными, от Божественного Лица исходил яркий свет, а Сам Он стоял на облаке и разговаривал с ветхозаветными пророками Моисеем и Ильей. Бог Отец в очередной раз подтвердил Божество Иисуса Христа.
  12. Успение Пресвятой Богородицы . Праздничный день, когда вспоминается блаженная кончина или сон Богородицы. Сам Христос вместе с сонмом ангелов забрал Ее святую душу в райские обители. Впоследствии Господь забрал также и тело Богородицы, поэтому Ее могилы на земле нет.

К великим праздникам относятся еще несколько важных событий из жизни Господа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла.

Классификация по времени

В зависимости от Пасхи праздничные дни бывают подвижными и неподвижными или переходящими и непереходящими.

Неподвижные или непереходящие – это праздники, которые ежегодно празднуются в один и тот же день.

Подвижные или переходящие – это праздничные дни, которые каждый год празднуются в разное время и зависят от дня Пасхи.

Классификация по месту

Храмовый , престольный праздник - что это значит? Церковный календарь особо выделяет престольные или храмовые праздники, дни особочтимых икон Богородицы или святых угодников. Они празднуются с особой торжественностью и пышностью.

Общие праздники - э то события, которые вспоминаются всей Церковью, независимо от страны, города и величины храма.

Классификация по типу

Весь годовой церковный круг в христианском календаре делится на три части по следующему типу:

  • Господские. Посвящены важнейшим событиям из жизни Христа.
  • Богородичные . Говорят о важных моментах жизни Матери Божией.
  • В честь святых и бесплотных сил . К этой группе относятся святые Ангелы, архангелы и все воинство небесное, которое стоит у Престола Божия. Также Святая Церковь поминает всех прославленных святых, которые свой жизнью показали горячую любовь к Богу и пример для подражания. Например, 9 августа - день памяти святого Пантелеймона. В этой группе есть дни наших небесных покровителей, чьи имена мы носим, – дни Ангела.

Поведем итоги. Престольный праздник, что это значит? Это одно из празднеств в годовом церковном круге, в честь которого построен или освящен храм. Поэтому оно называется также храмовым праздником.

Престольный (храмовый) праздник - это праздник православной общины, члены которой объединяются вокруг какого-то одного православных храма. Типичны факты празднования часовенных праздников в качестве престольных, особенно если часовня построена на месте явленной иконы. Престольными с течением времени становились и обетные ("обещанные", "заветные") праздники.

Уже сами названия - храмовые, престольные - говорят о том, что эти праздники отмечаются в дни памяти тех святых угодников православной церкви, в честь которых возведен храм или часовня. Название храму дает его главный престол. В церковной традиции престол как бы являет собой "небесное место селения Господа Вседержителя" и одновременно - Гроб Христов, так как на нем возлежит плащаница и совершается таинство евхаристии. По названиям главного престола и боковых приделов храма именуются и престольный праздник. Из них около трети соотнесены с основными догматами христианства: Престольные праздники Воскресенские, Троицкие, Спасские. Эти праздники были и остаются самыми почитаемыми в русском народе. Такая же характеристика относится к Престольным праздникам и просто праздничным дням во имя Богородицы. Примерно около трети православных храмов освящены, и соответственно прихожане празднуют Престольные праздники во имя Богородицы; из них больше всего посвящено Успению, затем Покрову, далее - Благовещению и Рождеству Пресвятой Богородицы. Популярны в народе и Престольные праздники в честь Богородичных икон, особенно иконы Казанской Божьей Матери. Остальные Престольные праздники чаще всего соотносятся с архангельскими чинами (как правило, во имя архангела Михаила - Михайлов день), пророками (чаще всего Ильи-пророка - Ильин день), в честь апостолов (как правило, ап. Петра и Павла - Петров день). Среди Престольных праздников во имя св. угодников преобладают праздники во имя архиепископа Николая Мирликийского - Николин день весенний и зимний (см. Николая Угодника день).

Престольные праздники продолжают занимать прочные позиции в структуре этнических связей. Прежде всего, они остаются своего рода праздниками патронимических гнезд, т. е. семей, объединенных разной степенью родства, которые по традиции собираются для празднования Престольного праздника в одно родовое гнездо из разных мест проживания. Если рассматривать церковный приход как локальную экстерриториальную единицу, то в течение 20 века Престольные праздники играли объединяющую роль, укрепляя чувство "духовной оседлости" и любви к отчему краю ("отеческим гробам").

Л. А. Тульцева

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 388-389.