В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социо-игровая технология как средство развития дошкольника в условиях ФГОС ДО.

Думрауф Наталья Михайловна

МБДОУ д/сад №20 "Дельфин"

"Главная забота воспитателей-

не обучение, не развлечение,

даже не развитие, а столь

недидактическая вещь как дружба".Е.Е.Шулешко

В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В.М.Букатов).

Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.

Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Основатели социо-игровой технологии Е.Е.Шулешко, А.П. Ершова, В.М.Букатов вывели следующие законы общения:

Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

Не ворчать, не ныть, не бурчать;

Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;

Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

Поддержи, помоги подняться и победить;

Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

Не возноси себя над другими, вознеси ближнего;

Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.

Цель применения социо-игровых технологий - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.

Задачи использования социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста :

  1. Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.
  2. Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.
  3. Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.
  4. Развитие у детей с умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.
  5. Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.

Принципы организации социо-игровой технологии:

  • Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  • Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
  • Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
  • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
  • Движение и активность.
  • Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

Различают следующие формы организации социо-игровой технологии в развитии детей дошкольного возраста, приёмы специально направленные на создание ситуации успешности и комфортности и коррекции речевых нарушений:

  • Игры с правилами.
  • Игры-соревнования.
  • Игры-драматизации.
  • Режиссёрские игры.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Сказкотерапия.
  • Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
  • Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.
  • Тренинги.
  • Самопрезентация.

1. Игры-задания для рабочего настроя . Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.

5. Игры вольные (на воле) , выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.

Результаты реализации социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста:

  • У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
  • Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
  • Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.
  • Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам.
  • У детей нет чувства страха за ошибку.

Применяя социо -игровые технологии в образовательном процессе ДОУ, необходимо помнить о 6 самых основных правилах и условиях актуальных для развития детей дошкольного возраста:

  • 1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё называют «группы ровесников».

По цвету волос, глаз, одежды;

Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

Кто на каком этаже живет;

Кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришёл пешком и т.д.

  • 2 правило: «смена лидерства».

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

  • 3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения.

Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т.д.

  • 4 правило: смена темпа и ритма.

Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

  • 5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.

Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.

  • 6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Один из авторов этой социо-игровой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит: «У социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо- игровом стиле… ».

Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

На самом первом этапе - учу детей правилам общения, культуре общения

(дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера,

Развивается собственная речь);

На втором этапе общение является целью - ребёнок на практике осознает,

Как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить

Учебную задачу;

На третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через

Общение я обучаю дошкольников.

Основная задача, которую должны решить педагоги дошкольного учреждения для детей состоит в том, чтобы в результате применения социо-игровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.

Список литературы

1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.


Мастер-класс

«Социо-игровая педагогическая технология»

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения поосвоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками.

Задачи:

    Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.

    Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.

    Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.

    Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Ход мастер-класса

    Теоретическая часть

Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться.

Помочь соответствовать этому может такая современная педагогическая технология как социо-игровая, авторами которой являются: Е. Шулешко, А. Ершова и В. Букатов.

Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности (классификация):

    Игра для рабочего настроя.

    Игры разминки.

    Игры социо-игрового характера.

    Игры творческого самоутверждения.

    Игры вольные, требующие передвижения.

Сегодня мы рассмотрим некоторые приемы данной технологии.

    Практическая часть.

Для начала я вам предлагаю немного познакомиться друг с другом.

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй

Справа друг и слева друг

Дружно за руки возмемся

И друг другу улыбнемся.

Группа стоит в кругу. Участники передают мяч по кругу, называют свое имя и качество на первую букву своего имени.

Молодцы! Можете присаживаться. Мы продолжим

Поскольку в технологии предлагается определённая последовательность проведения игр, первая игра для рабочего настроя .

Я предлагаю использовать один из приемов, он называется «Волшебная палочка» (в качестве «волшебной палочки» можно использовать любой предмет: карандаш, линейка, зонт…)

Передачу палочки из рук в руки надо сопровождать речью по заданному правилу. В нашем случае Вам необходимо назвать свою любимую игру из детства. (Участники передают полочку друг другу и называют игры, в которые играли в детстве, н-р: догонялки, прятки и др.)

А теперь усложним задачу: Вам нужно передавая палочку, назвать игру и почему она вам нравилась. (играми группой, был лидер организатор, была подвижность, менялись места игр).

Я показала вам один из приемов, а вы в это время озвучили три золотых правила социо-игровой технологии:

    Двигательная активность обучаемых. (почему нравилась, потому что мы двигались)

    Смена мезасцен и ролей в ходе деятельности. (Нам нравилось играть в разных местах во дворе, дома и т.д.)

    Работа в малых группах. (играли небольшой группой)

Вывод: Вот эти три принципа заложены в основу социо-игровой технологии. И педагогу в работе с детьми нужно их придерживаться, чтобы все получилось.

После того, как дети настроятся на совместную деятельность, можно переходитьк следующему этапу:Игры социо-игрового характера (для приобщения к делу).

Мне нужна группа из 6-ти человек. Посмотрите на сидение своего стула, те, у кого приклеен синий кружок – выходите.

Следующий прием называется «Видимо не видимо». Я вам дам листок, на котором разбросаны буквы, вам нужно будет найти среди этих букв название времени года, когда найдете название в слух не произносить. (группа работает).

Для приема «Видимо не видимо» можно использовать плакат, интерактивную доску. В работе с родителями на плакате можно написать, н-р качества человека, и предложить выбрать те качества, которые присуще их ребенку.

Следующий прием «Оживление» вам надо показать это время года пантомимой.

Данный прием способствует развитию творческого мышления, соблюдается работа с малой группой, не ограничивается место проведения.

Следующим этапом становитсяигры разминки , которые объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

Предлагаю использовать игру «Зеркало». Выберете себе друга, того с кем больше всего хотели бы пообщаться. Я вам предлагаю поиграть в игру «Зеркало», где один смотрит в «Зеркало» и выполняет какое –либо движение, а другой повторяет эти движения за ним.

В своей работе вы используете прием деления детей. Какие? Назовите?

Процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.

По цвету и длине волос,

По цвету, виду (брюки, платье) одежды,

Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой

Кто на каком этаже живет

По их желанию,

По сходству или жизненным ситуациям

По сезону рождения

По разрезному материалу и др.

Мы поступим иначе: Вам надо взять из мешочка любую пуговицу, найти коллег с точно такой же пуговицей и организовать своё гнездышко.

Последним станет этап игры для творческого самоутверждения . Такие задания, под своим выполнением подразумевают художественно-исполнительский результат.

Итак, Вы поделились на пары и сейчас будете работать в парах, но для этого вам нужно самостоятельно приготовить рабочее место (стол и стульчики). Я умышленно этого не сделала. Когда ребёнок сам выбирает и готовит место для своей деятельности – результат его работы приобретает наибольшую значимость. Даже если ребёнок не рационально выбрал место с вашей точки зрения, уступите ему, значит ему так комфортно.

Каждая пара сейчас должны, узнать друг у друга какая рука является умелой не ведущей, а умелой, потом озвучить какая умелая рука у вашего партнера. Почему умелая, потому что я умею, что то делать данной рукой. Вы будете рисовать осенний пейзаж. Подумайте, что вы сможете умело нарисовать. Рисовать вы должны все вместе на одном листе умелой рукой, а на другом листе вы нарисуете пейзаж, но уже неумелой рукой и тоже вместе.

Важно: Ребенок, который не хочет, например, рисовать, он может выступить в роли снабженца (подносить нужные материалы)

Особенность состоит в том, что Игра направлена на привитие коммуникативных навыков: умения договариваться, делать одну работу сообща.

А теперь, вы должны описать то, что нарисовали. (Каждый член микрогруппы рассказывает, что изображено на рисунке и высказывает свое мнение о успехах или трудностях, возникших во время совместного творчества).

Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».

Рефлексия. Я предлагаю использовать прием шапка «Вопросов и ответов». Участники сами сочиняют вопросы- записки друг для друга, помещают их в шапку, потом вытягивают кому какая достанется. Ответы готовят в парах или тройках. В результате возникает обмен мнениями и живая дискуссия.

Вопросы могут быть самые разнообразные. Например:

    Какие приемы социо-игровой технологии вы запомнили?

    Что было сложным?

    Какой из приемов вы используете или будете использовать в своей работе?

    Какие отличительные черты социо-игровой технологии от традиционных форм работы с детьми вами были отмечены?

    Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровой технологии?

Данный прием хорошо подойдет в работе с родителями. Часто трудно вызвать родителей на дискуссию, но вопросов у них всегда много. Этот прием предполагает, что родители пишут свои вопросы на листочках и их опускают в шапку, а потом эти же вопросы они вытягивают сами и вынуждены на них отвечать.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая).

Социо-игровой стиль обучения – это не жесткая методика. Педагог создает ситуацию, когда детям хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки.

Снимается запрет на двигательную активность. Работа в малых группах является ключевой в данной технологии. При социо - игровом стиле обучения естественным образом возникают межпредметные связи. Приёмы, предлагаемые В.М.Букатовым, строятся на сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, они становятся основной формой организации детской жизни.

Работая в данном направлении, мы предполагаем, что в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками сможем достигнуть следующих результатов:

    дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;

    у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;

    дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию;

    у них не будет чувства страха за ошибку.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок»

семинар для педагогов ДОУ

Тема: Социоигровые технологии в образовательной деятельности ДОУ

Провела: воспитатель

Солопченко Е.В.

г. Чегногорск

Социоигровые технологии в образовательной деятельности ДОУ.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Слайд 2

Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е.Шулешко А. Ершовой и В. Букатовым.

Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году.

Разведём понятие социоигровой стиль. Здесь два составляющих компонента социо и игра. Социо заключается в том, что именно в условиях социо возможно, обучение детей умению общаться, взаимодействовать друг с другом, слышать и слушать, высказывать своё мнение, обобщать, анализировать, договариваться, выдерживать условия договора, подчиняться правилу игры, общему решению, что и формирует у детей произвольность поведения, и развиваются все психические процессы.

Игра – ведущая деятельность, основное и любимое занятие детей. Именно с помощью игры мы можем научить детей взаимодействовать. (Игры, направленные на умение договариваться, приходить к общему мнению).

В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социоигровой педагогики: Е. Шулешко, А. Ершовой, В. Букатова, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая») и одновременно в каждой из них.

Слайд 3

Социоигровая технология – развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.

Использование социо-игровых приемов в непосредственно-образовательной деятельности пробуждает интерес детей друг к другу, помогает педагогу в способности читать и понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей.

Слайд 4

«Человек, увидевший талант другого, порадовавшийся за него, наверняка станет талантлив и сам. Данное высказывание относится как к детям, так и к самому воспитателю» - В.М. Букатов.

Слайд 5

Основа социо-игровой педагогики заложена в словах: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения” (В. М. Букатов, Е. Е. Шулешко).

Основной идеей социоигровой технологии является организация собственной деятельности детей – это та деятельность, которой ребёнок хочет заниматься, и в которой он делает, слушает, смотрит, говорит.

ФГОС дошкольного образования направлено на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка. Основное место занимает игра. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Одной из таких технологий является социо-игровая технология .

Социоигровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Слайд 6

В раннем возрасте это совместные игры с предметами, хороводные игры.

В младшем это игры в парах, игры с правилами, хороводные игры.

Средний возраст – работа в парах, игры с правилами.

Старший возраст обучение работе в микро группах 3-4 человека.

В подготовительной группе – работа в микро группах 5-6 человек.

Слайд 7

Системное использование социо -игровой технологии как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей, дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную .

Слайд 8

В рамках данной технологии ставятся
задачи:

Помочь детям научиться эффективно общаться

Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей

Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества

Воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.

Слайд 9

Составляющие социоигровой технологии:

Работа в микрогруппах

Смена лидерства

Дети двигаются

Смена темпа и ритма

Интеграция нескольких видов деятельности

Воспитатель – партнер, советчик

Рассмотрим все составляющие более подробно.

Микро группа – уникальные условия для детской самостоятельности.

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

Микрогруппа возникает при игровом делении детей либо по интересам (т.е. сложившаяся микрогруппа). При игровом делении на микрогруппы можно использовать:

Считалки

Разрезные картинки

По цвету глаз

По цвету одежды

По буквам в имени и т.д.

Найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по

этому «одинаковому» объединится в тройки;

Основ деления на микрогруппы множество, их можно варьировать и чередовать в зависимости от ситуации.

При взаимодействии в микрогруппе дети делятся своим опытом, учатся взаимодействовать, договариваться, оказывать друг другу помощь и самое главное – учатся самостоятельности.

Смена лидерства –в процессе выполнения задания участвует вся группа: дети обсуждают, общаются между собой. Но представлять выполненное задание нужно только одному: кому – решает компания, выбирает представителя через голосования, либо по считалочке. В одной компании представителей может быть несколько, в зависимости от количества заданий. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным товарищам, и в дальнейшем также выступать в роли представителя компании.

Движение детей – это также один из составляющих компонентов социоигровой технологии. Во время работы компании дети могут свободно перемещаться по группе: меняются микрогруппы, дети выполняют задание, отправляют посыльного (представителя), ищут варианты выполнения заданий и т.д. В социоигровой технологии перемещение детей - неотделимый атрибут. Можно сказать, что если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социоигровая технология не состоялась.

Смена темпа и ритма – при социоигровой технологии дети действуют в своем темпе и ритме, в зависимости от игры или задания. Вариантов может быть несколько: на выполнение задания может отводиться определенное время и по сигналу дети начинают выполнять задание и заканчивают тоже по сигналу. А может быть другой вариант: каждый ребенок в микрогруппе может действовать в своем темпе, как ему удобно.

Интеграция нескольких видов деятельности – в настоящее время очень актуальный момент и в социоигровой педагогике – неотъемлемая часть.

Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т.д.

Социоигровая технология подразумевает использование различных видов деятельности: «если погнаться за 133 зайцами, то глядишь, с десяток и наловишь».

Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.

Слайд 10

Воспитатель – партнер, советчик – это тоже один из важных моментов социоигровой технологии, при котором, воспитатель занимает позицию партнера по отношению к ребенку. На занятиях о том, что правильно, а что нет – судит в основном педагог. И это стало нормой, не воспринимается как проблема в обучении. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны: это своего рода «суд» над детьми, который устраивает педагог. Если воспитателям на своих занятиях брать на себя роль советчика, то, это положительно сказывается не только на отношениях педагога с детьми, но и появляются положительные моменты в отношениях с коллегами. Например, многие педагоги некомфортно чувствуют себя на открытых занятиях, а если воспитатель сам берет на себя роль партнера с детьми, то он по-другому относится и к своим коллегам, пришедшим, на его открытое занятие.

Для развития детей большое значение имеет формирование личного опыта для оценки ребенком своих возможностей. Шулешко Е. Е. отмечал, что оценка, выработанная собственными усилиями ребенка, гораздо эффективнее способствует дальнейшей активации, чем оценка со стороны воспитателя. Детей увлекает сама возможность проявить свою инициативу и направлять ее формирование новых представлений или на применение тех, что уже были сформированы. Социоигровые технологии стимулируют развитие у детей свободно обсуждать интересующие их вопросы, следить за ходом общего дела, оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно. Дружеские связи детей, их склонность играть и действовать вместе, оцениваются положительно, но обычно они не являются предметом целенаправленного воспитания. В результате возникает разобщенность детей. Каждый из них смотрит на воспитателя как на главный источник поощрения и порицания, приспосабливаясь к его требованиям в меру своих особенностей. А вот приятельские отношений начинают восприниматься как нечто неважное, второстепенное. Социоигровая технология предоставляет возможность сформировать умение у детей взаимодействовать с окружающими людьми, что безусловно пригодится в течении всей жизни.

Слайд11

Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.

Общение детей в рамках данной технологии проходит три этапа:

на самом первом этапе дети учатся правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.

Слайд12

Плюсы социо-игрового стиля:

- Отношения: «ребенок-сверстники»;

- Педагог является равноправным партнером;

- Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

- Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными

исполнителями указаний педагога;

- Дети самостоятельны и инициативны;

- Дети сами устанавливают правила игры;

- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

- Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль

слушающих);

- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

- Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

- Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Слайд 13

Взгляды традиционной педагогики и взгляды социо - игровых подходов

2. Опора на дискретность

Цель задачи приёмы результат

2. Отсутствие дискретности (научного подхода)

Социо – игровая дидактика – своеобразный клубок. Принципы взаимно пересекаются как волокна составляющие нить

3. Педагог в роли «судьи»

3. Педагог в роли «советчика»

4. Оценка педагога – «хорошо – нехорошо», «правильно – неправильно»

4. Ребёнок способен оценить себя собственными усилиями

5. Главные положительные качества детей: послушание, исполнительность, бесконфликтность, аккуратность

5. Главные качества детей:

Развитие самосознания; - умение сравнивать свои знания со знаниями других детей; - оказание друг другу помощи и принятие её когда это нужно; - тренировка речи, развитие внимания, умения услышать, запомнить услышанное, умения сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела

6. Педагог в позиции «над», «рядом»

Дети смотрят на педагога как на главный источник порицания и поощрения

6. Педагог занимает позицию «рядом», «вместе»

7. Дружеские связи, склонность играть вместе и действовать не является предметом целенаправленного воспитания но оцениваются положительно

7. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений

8. Организация занятия с использованием социо – игровых приёмов

8. Организация занятия как игры – жизни между группами и одновременно каждым из них

9. Педагог не выходит за границы намеченного содержания занятия

9. Педагог должен идти от детей

10. Дети работают на педагога

10. Дети работают на себя

Таким образом, данные рассмотренные выше компоненты, являются главным отличием социоигровой педагогики от традиционной.

Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. Практическая часть семинара

Принимая решение о применении в своей педагогической практике социо-игровых технологий педагогу необходимо соблюсти 4 условия.

Условия применения социоигровой технологии .

1. Изучение трудов создателей социоигровой технологии.

2. Соблюдение вариантов деления на группы;

3. Сочетание обучения с двигательной сменой темпа и ритма.

4. Использование игр разнообразного характера.

Теперь я познакомлю вас с классификацией игр.

Классификация игр социоигровой направленности.

Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате

Классификация игр социоигровой направленности, предложенная Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой и ВМ. Букатовым

Для работы с детьми подбираются и адаптируются игры приемлемые в дошкольном возрасте. Педагогическое мастерство в социо - игровой педагогике включает в себя мастерство создания и рационального применения игр.

В утренние часы необходимо использовать игровые упражнения для положительного психологического настроя. Главная задача игр пробудить интерес детей друг к другу, в том числе замкнутым детям вступить в контакт со сверстниками, обеспечивают общее повышение мобилизации внимания и тела («Летает, не летает», «Встань по пальцам», «Замри», «Тень-потетень», «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем», «Стою на кого- то смотрю» и др.).

Начало занятий должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Этому способствуют игры: « Стулья», «Превращение предмета», «Волшебный клубочек», «Живой алфавит», «Комплименты», и др.

На занятиях желательно предлагать игры для социоигрового приобщения к делу , целью которых является постановка участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания. Использование этих игр полезно в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий. «Волшебная палочка», «Встать по пальцам», «Разведчики», «Замри», «Живой алфавит», «Отличись, дополни. повтори» и др.

Для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому, можно использовать разминки-разрядки. Принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дадут детям возможность размяться: «Заводные человечки», «Слушать за окном, за дверью», «Руки-ноги», «Буквы – загадки»», и др.

Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Могут быть парными и стать коллективными, если воспитатель поставил задачу дополнить «превращение» товарища «Вес», «Превращение комнаты», «Театральный билетик», «Рассказ-рисунок о том, что вижу»

На прогулке и в свободной игровой деятельности эффективно использовать вольные игры , проводимые на «воле». Они включают в себе такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения . Игра возникает из особого, необычного сочетания разнохарактерных усилий. И соединяет дело для головы с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка (слушать, слышать и вслушиваться в речь собеседника), и тогда дела становятся игрой : «Считалки», «Горелки», «Прятки». « Воробьи – вороны», «Тумба, тумба, где ключи», «Тише едешь-дальше будешь», «День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает», «Где (кем) мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».

Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых.

В практической деятельности помимо классификации нужно педагогу знать и последовательность введения игр.

Последовательность введения игр

1.Игры для рабочего настроя,

2. Игры социо- игрового характера.

3. Игры разминки.

4. Игры творческого самоутверждения.

5. Игры на воле.

Последовательность введения игр:

1. Игры-задания для рабочего настроя:

Каждое занятие всегда начинается с приветствия, выполняющего важные функции установления эмоционально-позитивного контакта с ребенком и формирования у него направленности на сверстника и интереса к нему. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит педагогу. В начале игрового занятия дети рассаживаются в круг вместе с педагогом на стульях или на ковре. Помимо индивидуальных, личностно-ориентированных приветствий, приветствуется вся группа, объединяющая детей в единое целое, что способствует формированию приподнятого радостного настроения и позитивной ориентации. (поздороваться частями тела, передавая предмет, аплодисментами)

Можно предложить спеть хоровую песню про дружбу, хорошее настроение

Можно предложить детям заполнить «Карту настроения», в которой отмечается, с каким настроением ребенок пришел на занятие. Рисование солнышка означает, что у ребенка хорошее, радостное настроение. Рисование листочка – ровное, спокойное настроение. Рисование тучки – грусть, обида. Рисование молнии – злость.

«Карты настроения» анализируются.

Итак приветствие «Приветствие глазами» и «Разбуди соседа»

- «Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты: передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему. Или передающий называет сказку а принимающий персонажа сказки. До игры договариваемся что при передаче смотрим в глаза, если не ответил принимающий, то палочка возвращается или ктото помогает. Или вообще передающий выбирается один.

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Развитие навыков партнерского общения. Важно, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость и ощутил принадлежность к группе, внес свой вклад в общее дело, делясь идеями.

Это может быть совместное с детьми планирование. И решение о выборе игры принимается в результате общего группового обсуждения, когда все члены группы, включая педагога, по очереди высказывают свои предложения и обсуждают их.

Совместное планирование и выработка группового решения оказывают значительное коррекционное воздействие на личность ребенка.

Для следующей игры нужно разделиться на малые подгруппы. Момент деления продумать.

«Чемодан».

Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.

Ход: Для того, чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть разрезные картинки, каждый возьмите для себя один фрагмент картинки. Ваша задача – собрать картинку, найти место свое команде. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет побыстрее познакомиться с другими детьми. Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков.

Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого вам отводиться 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие.

Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.).

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

«Заводные человечки», «Карлики-великаны», «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит», «Дотронься до».

Особо нравятся детям следующие игры: «Менялки», «Встаньте те, у кого… », «Ласковый мелок», «Передай движение», «Молекула», «Тень», «Путаница»: вызывающие у детей умение чувствовать своего партнёра, приходить с ним к согласию, тем самым формируя в группе доверительную и дружелюбную обстановку.

«Руки-ноги»

Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.) .

Последовательность движений (хлопков, темп могут меняться.

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Полученный опыт игрового взаимодействия дети могут использовать в продуктивной деятельности.

УПРАЖНЕНИЕ – «РИСУНОК ПО КРУГУ».

Все члены коллектива начинают каждый на своем листе бумаги, обозначив на нем в углу свое имя, рисунок, что-то важное для себя. Затем по сигналу все участники одновременно передают свои рисунки соседу и продолжают рисунок соседа. Группа рисует до тех пор, пока каждому не вернется его листок. Затем необходимо встать и описать свой рисунок (замысел) .

Сочинение сказки, общей истории

Игра «Изображение предметов».

Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение видеть другого.

Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.

«Тело в деле»

Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.) . Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».

Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями.

Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится ритуал. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение, улыбку на целый день. В конце занятия дети заполняют «Карту настроения», как они себя чувствуют после проведенных игр.

Ритуал завершения играет важную роль в формировании новой позитивной системы отношений «ребенок-взрослый» - отношений доверия и взаимопонимания.

Основными функциями педагога, ведущего игровые занятия, является создание атмосферы принятия ребенка: эмоциональное сопереживание ребенку; отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме, обеспечение в процессе игровых занятий условий, актуализирующих переживание ребенком чувства достижения, собственного достоинства и самоуважения.

Акт коммуникации строится так, чтобы предоставить ребенку определенную свободу выбора, а не навязывать свой способ взаимодействия.

Для организации детей необходимо делить детей на микрогруппы, которые позволяют ребенку, самому поставить цель своих действий, проявлять самостоятельность при возникновении своих проблем.

Деление детей на малые группы осуществляют по следующим принципам:

    по росту;

    по цвету глаз (волос, носочков и т. п.);

    со своими друзьями;

    с тем, с кем живешь рядом;

    с кем спишь рядом в детском саду;

    с кем вместе сидишь за обеденным столом;

    с кем больше всего любишь играть;

    по любимому цвету и т. п;

Деление на подгруппы по предметам, объединённым одним названием (признаком):

    геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию;

    геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру;

    мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т. п.

Социоигровая технология наиболее ориентирована на старший дошкольный возраст, в младшем возрасте используются игры социоигровой направленности и небольшие задания в парах.

Оптимальными, для продуктивного общения и развития являются объединения в малые группы в младшем возрасте в пары и тройки, а в старшем – по 5-8 человек.

Так как социоигровая технология предполагает смену мизансцен, способствующая снятию физического и эмоционального напряжения, поэтому необходимо задействовать всё пространство группы, спальни и приёмной. Во время организованной деятельности дети передвигаются, хлопают в ладоши, общаются внутри микрогрупп. Поддерживать ритм и темп деятельности детей помогает ограничение во времени, например с помощью песочных часов. Что помогает понять, что каждое задание имеет начало и конец, и требует определённой сосредоточенности. Для получения задания, детьми в микрогруппах выбирается посыльный. А также выбираются дети, которые будут презентовать выполненное задание. Состав микрогрупп, их количество и численность должны меняться в процессе организованной деятельности.

Практическая значимость заключается в том, что использование социо-игрового стиля в разных видах деятельности способствует развитию коммуникативных навыков, у ребёнка развивается самосознание. Дошкольник способен сравнивать свои знания со знаниями других детей, оказывать помощь другу и принимать её когда это нужно, умению сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.

Дети быстро сходятся с новыми людьми, не испытывая стеснения, вступая в общение с людьми старшими по возрасту, Оказавшись в центре внимания замкнутые и стеснительные дети не боятся вступать в контакт у них расширяется круг общения. Дети стараются поддерживать дружбу продолжительное время, не прерывая её, и даже тогда если их что-то не устраивает.

Рефлексия:

А сейчас попрошу ответить на предложенные вопросы:

Как Вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
– Какие в связи с этим открытия, выводы для себя Вы сделали?
Большое спасибо за Ваше понимание.

И в заключение работы хочу сказать следующее:

Организуя любую деятельность с детьми, педагог должен задавать себе простые вопросы, которые помогут увидеть реальную картину происходящего на занятии.

Зачем я предлагала детям это задание?
– Зачем дети его выполняли?

Честные ответы на подобные вопросы помогут квалифицированно диагностировать свое поведение, интонацию, мысли, чувства, впечатления, желания, наполнят жизнь новыми смыслами деятельности.

Литература:

1. Букатов В. М. Карманная энциклопедия социоигровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада. - СПб.: Образовательные проекты; М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 160 с.

Использование социо-игровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста Из опыта работы старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад 93 общеразвивающего вида» Самариной Ольги Анатольевны и воспитателя Бутенко Татьяны Степановны Республика Коми, г. Сыктывкар






Сущность социо-игровой технологии Занятия организуются как игра- жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин социо-игровая) и одновременно в каждой из них. Технология системно используется как в непосредственно образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Цель: Цель: Формирование коммуникативных навыков общения. Формирование коммуникативных навыков общения.


В рамках данной технологии ставятся задачи: Помочь детям научиться эффективно общаться Помочь детям научиться эффективно общаться Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества Воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое. Воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.




Движение: У детей должна быть возможность двигаться во время занятий (очень характерно для дошкольника, он должен обучаться в движении) Вариативность: Смена мизансцен, ролей, видов деятельности Возможность детей работать в разных местах группы, там, где они решат: за столами, на ковре, в любом другом месте групповой комнаты) Возможность детей работать в разных местах группы, там, где они решат: за столами, на ковре, в любом другом месте групповой комнаты)


Малые группы: Объединение в малые группы по 3-6 человек при фронтальном проведении занятий 1. Обеспечивается эмоциональный комфорт, в компании с товарищем не так страшно. 2. Обеспечивается возможность сравнивать свои успехи или неуспехи с успехами или неуспехами товарища; 3. Обеспечивается возможность добиваться достижений и оценивать себя и других;






Этапы организации общения детей в рамках технологии: 1. Учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь); 1. Учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь); 2. Общение является целью- ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу; 2. Общение является целью- ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу; 3. Общение – педагогическое средство, т.е. через общение дошкольник обучается. 3. Общение – педагогическое средство, т.е. через общение дошкольник обучается.


Группы игровых заданий: Игры-задания для рабочего настроя. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.


Плюсы социо - игрового стиля Отношения: «ребенок - сверстники» Отношения: «ребенок - сверстники» Педагог является равноправным партером; Педагог является равноправным партером; Разрушается барьер между педагогом и ребенком; Разрушается барьер между педагогом и ребенком; Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога; Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога; Дети самостоятельны и инициативны; Дети самостоятельны и инициативны; Дети сами устанавливают правила игры; Дети сами устанавливают правила игры; Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения; Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения; Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих); Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих); Общение детей происходит внутри микрогрупп и между микрогруппами; Общение детей происходит внутри микрогрупп и между микрогруппами; Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга; Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга; Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность. Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.





1. Один за всех и все за одного; 2. Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана. 3. Одна команда отвечает, другие внимательно слушают. 4. Когда работаешь, не мешай другим. 5. Справился сам, помоги другу. 6. Главное- не бояться доказывать свою правоту. 7. Умей принять помощь. Правила


ИТАК: Если подвести итог всему сказанному, то основная забота воспитателя заключается в том, чтобы не учить ребенка, не развлекать и даже не развивать, а формировать такое вне дидактическое понятие как дружба. Если подвести итог всему сказанному, то основная забота воспитателя заключается в том, чтобы не учить ребенка, не развлекать и даже не развивать, а формировать такое вне дидактическое понятие как дружба. Е.Е.Шулешко Е.Е.Шулешко