В краеведческом музее Сыктывкара, о котором я обещала рассказать, в основном представлена одежда конца 19 – начала 20 вв.
Костюм коми близок по своим формам и внешнему виду к одежде северных великорусов.

Одежда шилась из домотканой ткани называемой пестрядь, использовалось ремизное и браное тканье. Одежда шилась из льна, шерсти и меха. Также были фабричные ситцы, кумач, привозная парча.
Вот разные образцы.
Это набойки, я о них ниже расскажу:

Набойка и вышивки

Шелк

Пестрядь - домотканное полотно

Основной частью мужского народного костюма служила рубаха «дором» (тут «о» с двумя точками сверху как в «ё»). В начале 19 в. Ее шили из белого холста, пестряди, а в начале 20 в. из ситца. Старинные рубахи были без пуговиц, с завязками у ворота. Подол, рукава и ворот украшались полосками узорного тканья или вышивкой. Вышивали коми строчной гладью.
Штаны (гач) шили слегка зауженными к низу т.к. их носили с шерстяными чулками, или заправляли в сапоги. Нижние штаны шили из сурового холста, а верхние из дешевого сукна или пестряди (синей в белую полоску).

Верхняя мужская одежда называлась «шабур». Она представляла из себя длинную до колен рубаху сшитую из грубого синего или сурового холста.
Одежда подпоясывалась специальным поясом. Пояса были из кожи, тканые, плетеные и вязанные крючком. К поясу крепился на железной пряжке топор, подвешивалась черная кожаная сумочка с огнивом и трутом.
Рубахи подпоясывались узенькими поясами – тельниками, с кисточками на концах.



Женщины также носили длинные рубахи «дором», но они были вышиты по другому и состояли из двух частей. Верхняя видная часть шилась из более красивой и дорогой ткани, а нижняя часть, которая была под сарафаном, из более грубой и дешевой. Поверх рубахи женщины надевали сарафан «сарапан». Сарафан шился в основном из набивной ткани. Ткань окрашивалась индиго, а потом на нее с помощью специальных набойных дощечек наносился рисунок масляными красками. В основном это были простые цветочные орнаменты. Под подол чтобы он лучше лежал пришивали подкладку. Для пышности одевали одну или две нижние юбки.
Верхняя одежда женщин была по покрою и ткани похожа на мужскую.


Женщины носили головные уборы и платки. Девушки носили расшитые бисером обручи и заплетали одну косу. Замужние женщины носили две косы и головной убор типа русской кички, также носили головной убор конической формы «сборник». Его шили из парчи, шелка, а бедные люди из сатина. Под него, или сверху него одевался шелковый платок с бахромой.


Женщины также носили шерстяные чулки, но с другим орнаментом и цветом нитей.
Орнаменты на одежде и пояса, имели также символическое значение и использовались как обереги.
Это специальные обрядовые пояса, сплетенные из окрашенных нитей.

Продолжение следует

Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др. Народная одежда коми достаточно разнообразна и имеет целый ряд локальных вариантов или комплексов. При этом, если комплекс традиционного мужского костюма единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский костюм имеет существенные различия, которые касаются техники кроя, использованных тканей, орнаментации. Исходя из этих различий, выделяют несколько локальных комплексов традиционной коми одежды: ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготавляли из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик).

Женская одежда отличалась значительным разнообразием. У женщин коми бытовал сарафанный комплекс одежды. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан), надевавшегося поверх ее. Верх рубахи (сос) — из пестряди, кумача, цветной ткани, низ (мыг) - из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой - овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. Головные уборы женщин разнообразны. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины - мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Мужская одежда состояла из холщевой рубахи-косоворотки навыпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в сапоги или узорные чулки (сера чувки). Верхней одеждой служили кафтан, зипуны (сукман, дукос). Верхней рабочей одеждой служили холщовые балахоны (дубник, шабур), зимой - овчинные шубы (пась, кузьпась), полушубки (дженьыд пась). Коми-ижемцы заимствовали ненецкий комплекс одежды. Охотники коми во время промысла использовали плечевую накидку (лузан, лаз). Головные уборы мужчин - шапки, шляпы и картузы.

Мужская и женская обувь мало отличались: почти повсеместно носили коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Коты (кoтi, уледи) надевали на холщовые портянки или шерстяные чулки. Зимой носили валенки или обувь в виде валяных головок с суконными голенищами (тюни, упаки). На севере получили распространение меховые пимы (пiмi) и тобоки (тoбoк), заимствованные у ненцев. Специальная обувь была у охотников и рыбаков.

Подпоясывались плетеными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом.

Современная одежда коми общеевропейского образца. Народный костюм вышел из употребления почти у всех групп, только у коми-ижемцев сохраняется традиционная одежда из оленьих шкур.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Национальная одежда и быт коми ижемцев Презентацию подготовила воспитатель Ануфриева Людмила Пантелеймонова. Г. Печора мадоу «детский сад №17»

Коми – ижемцы живут на севере нашего края и пасут оленей. Зимой поверх обычной одежды они надевают шубу из оленьих шкур мехом внутрь, малицу. У малицы нет разреза и застёжки, а только отверстие для головы с пришитым капюшоном, меховые рукавицы тоже пришиты к рукавам. На ноги надевали пимы – высокие сапоги из оленьего меха. В такой одежде не страшен самый трескучий мороз, поэтому ижемцы и сейчас шьют и носят малицы и пимы.

Пастухи – оленеводы живут в маленьких переносных жилищах – чумах. Пол чума собирают из досок. Спят на оленьих шкурах. Стены чума украшают самыми яркими цветными тканями. Как вы думаете, зачем? Чтобы радовать глаз! В тундре белым – бело, глаза от этого устают. А в чуме они отдыхают.

Ижемские крестьянки в праздничные дни выглядели как царевны из сказок. Рубахи и сарафаны они шили из блестящих шёлковых и парчовых тканей, привезённых купцами издалека. Сарафан и передник отделывали полосками чёрного кружева.

Коми – ижемцы славились еще и как хорошие охотники. Основное время охоты – осень, зима, весна. Но многие коми охотники и лето проводили на промысле. Целые группы охотников (артели) уходили в лес на несколько дней, жили в лесных избушках, ловили рябчиков, глухарей, зайцев, белок, лисиц, горностаев. Охотились даже на медведя.

Если мужчины занимались оленеводством, охотой и ловили рыбу, то женщины собирали грибы и ягоды. Ягоды ели с молоком, чернику сушили, клюкву замораживали, а бруснику замачивали в деревянных кадках. Ягоды были не просто лакомством, их применяли как лекарство и витамины. Грибы сушили, солили и варили, с ними пекли пироги.

Питались коми дичью, рыбой, овощами, ягодами и грибами. В обычные дни на стол подавали два – три блюда, а в праздничные – больше 25! Самым любимым лакомством была рыба. Ее варили, сушили, жарили. К праздничному столу готовили несколько видов рыбников (пирогов с рыбой): с щукой, с окунем, с семгой. Сначала подавали рыбник с самой малоценной рыбой, а самый вкусный, с семгой, оставляли напоследок.

Одежду коми мастерицы украшали особым узором – коми орнаментом. По характеру орнамента можно было догадаться, из какого места человек. Каждый значок орнамента что-то обозначал: мужчина, женщина, рыба, олень, солнце.

Согласитесь, очень необычно для нас звучит коми язык. Вот, например, как коми приветствуют друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей подготовительной к школе группы к национальной культуре и искусству Коми через изобразительную деятельность.

Рабочая учебная прогамма...

Цель: знакомство детей с элементами, характерными особенностями национальной одежды коми народа.Задачи:1. Познакомить детей с национальной одеждой коми народа;2....

Педагогический образовательный проект «Национальная одежда коми народа»

Культура народа Коми занимает достойное место среди других культур, в которую входит виды самого разного народного искусства: песни, танцы, национальный костюм, предметы домашней утвари; устного...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Знакомство с одеждой народа коми-ижемцев»

Цель:Приобщение дошкольников к культуре народа комиОбразовательные задачи:дать представление о национальной одежде ижемских коми, особенностях женского костюмаРазвивающие задачи:- развивать эстетическ...

(Старшая группа)

Цель: приобщить дошкольников к истории национальной культуры народа коми.

  • Познакомить с историей коми национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
  • Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
  • Способствовать развитию речи;
  • Воспитывать интерес и уважение к коми литературе.

Материалы к занятию:

  • Презентация иллюстраций и иллюстрации с изображением коми национальных костюмов.
  • Одежда, обувь коми народа.
  • Аудиозапись коми песни.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с коми национальными костюмами, чтение коми народных сказок.

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, одежды, обуви, видеоматериал), практический метод.

Ход занятия

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Звучит песня «Марья моль», дети заходят в коми керку (коми изба).

Хотите сегодня отправиться в путешествие? (Ответы детей.)

Но прежде, чем вы узнаете, куда мы отправимся, ответьте на мои вопросы, это и станет подсказкой:

На какой земле вы проживаете? (Ответы детей. Коми земля, Республика Коми.)

А какой коренной народ проживает на этой земле (в республике)? (Ответы детей - народ коми.)

Молодцы, ребята, а теперь мы воспользуемся машиной времени и вместе с вами заглянем в прошлое народа коми. Закрываем глаза (Палминг), считаем до 10), открываем глаза (в это время воспитатель переодевается в одежду коми народа, посреди избы оказывается сундук с одеждой).

Ребята, посмотрите, вот мы и оказались в прошлом. Основной одеждой женщин была длинная сорочка (мыт). Поверх сорочки надевали сарафан (шушун), а на сарафан – передник (водздора).

Из головных уборов носили: девушки – ленту, замужние женщины - кокошник, сороку, а в старости – платок.

Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.

Сейчас я предлагаю выйти одной девочке и одеть головной убор. А как вы думаете, какой головной убор должна одеть я? Почему? (Кокошник или сороку, вы женщина замужняя.)

Давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит женский костюм?

Главными частями мужской одежды были рубаха (дором), штаны (гач), вязанные узорчатые чулки из шерсти (сера чувки), обувь из кожи.

А что носили мужчины на голове?

Мужской головной убор того времени – шапка-зырянка, это был войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги.

Давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит мужской костюм?

В холодную зимнюю пору и женщины, и мужчины надевали зипун или сукман.

Мужская и женская обувь мало отличалась: кэты (обувь из кожи), сапоги, валенки (тюни), меховые пимы.

Игровое упражнение: «Разложи последовательно»

Ребята делятся на 2 команды. Необходимо последовательно разложить одежду для мужчин и для женщин.

Неотъемлемой частью одежды народа коми был орнамент – узор из повторяющихся одинаковых фигур (ромбы, кресты, цветы, круги и др.) Его «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что орнамент – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.

- Ребята, каждая фигура обозначала свой символ:

  • волнистые линии означали - символ воды;
  • красные круги - символ солнца;
  • крест - это тоже символ солнца;
  • ромб - символ земли, плодородия;
  • цветы – символ богатства.

- Даже цвета имели своё значение:

  • красный – благополучие;
  • жёлтый – тепло и ласка;
  • синий – радость;
  • чёрный – богатство.

Задание: «Составь оберег».

Ребята, давайте и мы с вами попытаемся создать свой оберег на одежде. Как это сделать? (Ответы детей.)

Возьмите понравившийся вам вид одежды, на который будет необходимо нанести орнамент. На какую часть одежды мы будем наносить орнамент? (Подол, края рукава, ворот; для работы предлагается на выбор: пластилин, цветные карандаши, мелки, полоски цветной бумаги.)

Пока ребята выполняют работу, звучит песня «Марья моль».

Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились.

Скажите, сложно ли было работать? Какие трудности у вас возникли? Недаром в народе говорится:

Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого, что доброго мастера.

Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.

Рефлексия .

Вот и закончилось наше путешествие.

Ребята, а что вам сегодня понравилось в работе?

Что нового вы узнали о народе коми?

Итак, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза (Палминг ), повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами снова очутились в садике.

Приложения к работе можно .

Костюм – важная часть культуры любого народа. В нем отражено все. Условия, в которых жили люди, верования, даже исторические события оставляют свой след на фасонах и элементах одежды. Сохранение традиций национального костюма – это сохранение памяти самой национальности

Немного истории

Коми - это группа фино-угорских народов, с древности проживавших на Северо-востоке европейской части России. Их история прослеживается с 1 тысячелетия до нашей эры.. Пермь Великая, княжество коми, впервые упоминается уже в «Повести временных лет» и с тех пор постоянно присутствует в русских источниках. 800 воинов коми пришли на помощь Дмитрию Донскому на Куликовом поле, позже этот регион занимался активной торговлей пушниной с другими княжествами. В XVI веке, в ходе завоевания княжества Иваном Грозным, была найдена нефть, а еще спустя 300 лет, в 1930 годах, здесь были разведаны богатые запасы каменного угля. В 1993 году была образована Республика Коми. В наши дни большая часть населения этих земель является этническими коми-зырянами. Этот народ хранит свое культурное наследие: язык, обычаи, фольклор и, конечно же, костюм.

Описание наряда

Традиционные костюмы этого народа разнообразны и очень красочны. Праздничная одежда шилась из тонкого полотна, сукна самого лучшего качества, а в более поздние времена из фабричных тканей. Самые зажиточные люди могли носить даже шелка, парчу, атлас и кашемир.

Мужской костюм коми

Мужчины народа коми были неприхотливы в одежде. Повседневный костюм крестьянина состоял из белья, штанов и рубахи, которые шили из самых грубых и дешевых материалов.

Охотники, рыбаки и лесорубы, кроме штанов и рубахи на промысел надевали специальную обувь с загнутыми носами и сплошной подошвой (кым), а сверху накидывали безрукавку (лузан) или кафтан, если дело происходило зимой. Верхняя одежда шилась из домотканого сукна белого или серого цвета, затем обшивалась кожей, ремень пришивался прямо к поясу, а плечи укрепляли кусками ткани треугольной формы. Иногда у такой безрукавки был капюшон.

Праздничная одежда отличалась от повседневной цветастостью и дорогими тканями. Мужчины надевали рубашку-косоворотку, сшитую из яркого шелка или сатина, подпоясывались кожаным или тканым ремнем, сшитые из хорошего мягкого сукна штаны заправлялись в высокие сапоги. А сверху набрасывался пиджак или кафтан, в зависимости от времени года.

Женский костюм коми

Повседневный костюм женщины состоял из длинной рубахи и сарафана.

Рубаха обычно доходила практически до пола и была сшита из двух видов ткани. Верхняя, видимая всем часть, шилась из качественной тонкой ткани, а на низ шла более грубая, но износостойкая. Поверх такой рубашки надевался сарафан. В древности он кроился с клиньями, позже сарафаны стали прямыми, к ним добавился лиф или корсаж, а удерживался он с помощью лямок. В противовес белой и серой ткани рубах, этот предмет гардероба старались шить из яркой ткани. Даже повседневный наряд женщины коми должен был подчеркивать её красоту и умения хозяйки.

Верхняя одежда была достаточно разнообразной. Зимой женщины надевали шубы из овчин. В самые лютые морозы сверху мог добавиться еще и зипун. У самых зажиточных встречались бархатные шубы на лисьем или беличьем меху.

Праздничная одежда по крою совпадала с повседневной, но была гораздо богаче украшена вышивкой и шилась из более качественных и дорогих тканей. Богатые коми надевали поверх сарафана парчовые безрукавки.

Юбки, платья и рубашки появились в гардеробе коми только к середине 20 века. Но и в них женщины придерживались привычных цветов и фасонов.

Особой частью наряда являлись головные уборы. Именно они указывали на социальное положение женщины. Молодые девушки носили обручи, парчовые ленты или жесткие околыши. Волосы не закрывали вплоть до замужества. Если так и оставались одиноки, то ходили так до самой старости. Вместе с замужеством менялся головной убор. На свадьбе девушка надевала баба-юр, похожий на русский кокошник, и до самой старости не имела права его снять. Показать волосы, лишившись баба-юра, считалось огромным позором. В старости начинали покрывать головы простыми платками.