Анна Пономаренко

Все мы разные. Мы по-разному воспринимаем и решаем проблемы, влюбляемся и любим, по-разному мы и воспитываем детей. Почему у одних родителей дети в 5 лет читают свободно, а у других в 7 даже букв не знают? Кто виноват – дети или родители? Как научить ребенка читать?

Методы обучения

Родителей можно разделить условно на 3 категории:

  • первая – занимаются с детьми, чтобы похвастаться их успехами перед окружающими;
  • вторая – задумываются, как с ребенком выучить буквы, перед тем, как отдать в школу.

Третья категория родителей вряд ли себе признается в желании пораньше с малышом выучить алфавит, но делают они это, чтобы «развязать себе руки» . Что будет читать малыш – книжки или комиксы на сайтах компьютера – неважно, главное – он будет занят.

Конечно, классификация для родителей больше шуточная, но с проблемой, как научить ребенка читать и помочь выучить буквы, приходится сталкивать практически всем папам и мамам. Как быстро выучить буквы с ребенком и сделать так, чтобы занятия приносили ему радость?

Если подносить информацию в игровой форме, малышу будет проще запомнить названия символов.

Помощь электроники

Если раньше для обучения использовали кубики с обозначениями – ребенку показывали картинки и называли звуки, то теперь быстро научить ребенка произносить звуки поможет «Говорящая азбука» .

Эта игра представляет собой таблицу из букв, но имеет несколько вариантов.


  • Экран, типа электронной книги для чтения, где набираешь буквы, а потом их озвучивает
    электронный голос. Это устройство не только озвучивает отдельные символы, но еще слоги и слова;
  • Таблица, в которую буквы вставляют самостоятельно, соединяя контакты. Озвучиваются звуки и слоги. Приобрести такую модель «Говорящей азбуки» очень непросто;
  • Самый часто встречающийся вариант – таблица с уже готовыми буквами на определенных местах. При нажатии на нужный символ устройство его озвучивает.

Можно изучать азбуку с помощью компьютера – обучающих программ достаточно, но если задумываешься, как выучить буквы с ребенком 3 лет, за компьютер лучше его не сажать. Сетчатка глаз недостаточно развита, и мерцание экрана отрицательно скажется на состоянии зрительного аппарата.

Лепка или раскраска

Можно с раннего возраста привить малышу желание выучить азбуку, если читать ему книжки. Разумеется, он и сам захочет узнать, что там написано.

Маленьким детям будет интересно запоминать буквы, если они будут символы лепить или закрашивать – ребенок до 5 лет еще не в состоянии писать четко, у него еще недостаточно развита моторика.

Родители вырезают символы из бумаги и предлагают их закрасить, или вместе лепят из пластилина или керамической глины – в дальнейшем весь этот «материал» пригодиться для составления слогов. Дополнительный бонус – развитие мелкой моторики.

Ассоциации

Названия букв запоминают после ассоциаций:

  • домик – Д;
  • бублик – О;
  • крестик – Х.

Этот способ не очень удобный.


  1. Найти на всю азбуку похожие предметы довольно трудно, и взрослые скатываются к сопоставлению слов с необходимой первой буквой. Малыши путаются: «Почему А – аист, а крестик – Х, а не К?» ;
  2. В дальнейшем очень трудно научиться воспринимать слоги. Чаще запоминаются не буквы, а именно ассоциации. Как взрослые сами составят слово из полумесяца, колечка, Р и сломанной лесенки –А?

Кстати, в учебных пособиях для младшеклассников и ассоциации различаются: авторы могут назвать сломанной лесенкой А или Е.

Аппликации

Мелкую моторику развивает и аппликация, этот способ подходит для обучения детей от 5 лет – они уже должны освоить работу с ножницами. Родителям предстоит помочь детям рисовать буквы на цветной бумаге, а вырезать их аккуратно они должны сами.

Буквы также можно находить в старых журналах, вырезать, составлять сначала слоги, затем слова.

Навыки письма

Как выучить буквы с ребенком 6 лет?


Дошкольников можно уже учить писать. «Классические» уроки не приветствуются – это скучно и быстро надоест. Есть еще один минус самостоятельных занятий – детей учат писать с помощью определенных педагогических приемов для формирования разборчивого почерка. То есть малыш должен сначала освоить палочки и петельки, а потом уже буквенные обозначения.

Цель же – обучить названию букв. Поэтому их даже не пишут – рисуют: фломастером, мелом, красками – на асфальте, альбомных листах, пальцем на песке пляжа.

Все, что ребенок изобразил – родители четко проговаривают.

Методика обучения

Не следует сразу заставлять малыша запоминать весь алфавит. Достаточно сначала выучить несколько более часто употребляемых букв, а потом составлять из них слова – иначе будет неинтересно играть. Наиболее часто используются М, А, У, С, О.

  • мама;

Мало символов, а слов много – малышу играть будет интересно. По мере его успехов осваиваются и остальные буквы – их вводят, составляя слова.

Например: «Ума. А если добавить букву К, получится имя медвежонка из мультфильма – УМКА» . И показать картинку с медвежонком.


Есть дети, для которых составить слоги в слова намного труднее, чем выучить название отдельных
букв. Для них лучше нарисовать карточки – сначала с отдельными буквами, потом со слогами. Запомнив целиком двухбуквенные слоги, они быстрее научатся составлять слова.

Сначала обычно осваивают гласные, а уже потом согласные. Запомнить на слух их трудно, особенно глухие. Если ребенок уже освоил методику слогов, то произносить согласные ему будет легче.

Следует обязательно анализировать, понимает ли малыш те слова, которые уже читает. Если он будет знать, что каждая комбинация буквенных символов означает определенный предмет, действие или качество, ему будет учиться интересно. Можно поиграть в игру слово – предмет.

Карточки изготавливаются заранее. Малыш должен назвать буквы, прочитать слово, а затем найти предметы в помещении. Сначала он наверняка будет путать «СТОЛ» и «СТУЛ» , «ЛАМПУ» и игрушечную «ЛАМУ» . Это оживит уроки и доставит «учителю» и «ученику» массу веселых минут.

Здравствуйте, дорогие друзья и читатели блога! Многие мамы хотят, чтобы их ребёнок выучил буквы как можно раньше и начал читать. Но нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

Мнение специалистов говорит о том, что готовность к обучению чтению вырабатывается у большинства детей примерно к пяти годам.

А вот учить буквы можно начинать значительно раньше, года в 3, особенно, если малыш проявляет к этому интерес.

Перед началом изучения букв родителям нужно знать:

1. Детям лучше называть звук, а не название буквы. Например, вместо бэ, вэ, эм, говорить б, в, м и так далее. Это нужно для того, чтобы впоследствии ребёнку было легче складывать отдельные звуки в слоги, а слоги в слова.

2. Начинать обучение лучше с гласных букв, а потом уже постепенно вводить согласные.

3.Никогда не занимайтесь с ребёнком насильно, если сам он этого не хочет, потому что можно отбить интерес к буквам и чтению надолго. Лучше сразу прекратить занятия и вернуться к ним спустя некоторое время.

4. Для маленьких деток изучение букв проводите только в форме игры. Не перегружайте ребёнка, информацию выдавайте маленькими порциями.

Как выучить с ребёнком буквы в игровой форме (упражнения и игры)

Существует конечно много игр и упражнений по изучению букв, но я хотела бы предложить только те, которые использовала сама со своим младшим сыном.

Началось у нас знакомство с буквами, когда сынуле подарили яркие мягкие крупные кубики (мякиши), на которых были написаны буквы.

Он сам начал проявлять интерес и во время игры с ними, спрашивал, какая это буква.
Основные гласные буквы он запомнил очень быстро, года в два.

Кубики

♦ Во время игры в такие кубики, можно строить из них дома, называя каждый этаж буквой.

♦ Грузить на машину и перевозить, называя буквы.

♦ Можно поиграть в игру: найди кубик с буквой. Спрятать кубик, а ребёнок должен найти его и назвать букву.

Магнитная азбука

Также интересны игры с буквами из магнитной азбуки:

♦ их можно не только прикреплять на доску или холодильник, называя при этом, но и

♦ собирать в корзинку или ведёрко, предварительно рассыпав. Можно называть сразу букву, поднимая её, а можно потом, вынимая из корзинки.

♦ Загружать на машинку и возить.

♦ Варить из них "кашу" в игрушечной кастрюльке, а потом раскладывать на тарелочки и угощать игрушки и всех членов семьи.

♦ Раскладывать буквы на картинки, если услышали в этом слове соответствующий звук.

♦ Соотносить буквы с предметами или игрушками, которые начинаются с этого звука.

♦ Можно высыпать буквы в непрозрачный мешок, и угадывать их на ощупь.

Составление букв из подручного материала:

♦Буквы можно выкладывать из спичек, счётных палочек, карандашей, конструктора Лего, пуговиц, бусинок и т. д. Одновременно тренируется и мелкая моторика рук.

♦ На улице - из палочек, веточек и камешков.

♦ Ещё очень интересно детям лепить буквы из пластилина или теста

♦ Можно выкладывать буквы из мозаики.

♦Игра "На какую букву похоже?"

♦Игра "На что похожа буква?"

С помощью этих игр развивается ещё и фантазия ребёнка.

Рисование и раскрашивание букв

♦ Рисование буквы пальчиком на муке, манке.

♦ Во время прогулки - на песке, на снегу и т. д.

♦ Можно распечатать отдельные буквы-раскраски из интернета и предложить ребёнку их раскрасить или заштриховать.

♦ Прописывание печатной буквы на доске маркером или мелом.

Работа с книгами, азбукой, раскрасками

В настоящее время очень много есть в продаже . Если ваш ребёнок любит книги, то обязательно нужно их использовать.

Развивающие мультики и игры.

Есть много интересных развивающих видео, мультфильмов и игр для знакомства и запоминания букв.
Только нужно помнить, что ребёнку у компьютера нельзя находится много времени.

Плакат с буквами или звуковой плакат

У нас на стене висел яркий плакат со Сказочным алфавитом, где каждой букве соответствовал рисунок сказочного героя. Этот плакат нам очень помог в запоминании и повторении букв.

А ещё лучше, по-моему, звуковой плакат Говорящая азбука . Когда ребёнок нажимает на картинку с буквой, плакат произносит звук, который обозначает эта буква.

Плюс заключается в том, что ребёнок может сам, без помощи взрослых изучать и запоминать буквы, когда ему захочется.

Но при покупке такого плаката, обратите внимание на то, чтобы звучал звук, обозначающий букву, а не название самой буквы. Об этом я писала в начале статьи.

♦ Можно использовать с пользой время, когда вы с ребёнком гуляете по городу или идёте куда-то по делу. Мы очень любили находить знакомые буквы в различных вывесках, названиях магазинов, организаций, а позже читать эти слова.

♦ А ещё мы покупали печенье в виде букв. Прежде, чем положить его в рот, нужно было назвать букву, а позже-составляли из них слоги и простые слова.

♦ Ещё мы очень любили играть с сыном в игры, в которых на слух нужно в слове услышать знакомый звук, или придумать слово, которое начинается с определённого звука.

В домашних условиях можно придумать ещё много интересных способов и игр, как выучить буквы с ребёнком.

Пробуйте, экспериментируйте и выбирайте то, что нравится вашим деткам. Главное хвалите своего ребёнка за каждое новое достижение.

Когда ребёнок будет знать все буквы, можно будет уже обучать его составлять слоги и читать, лучше тоже в игровой форме.

Но помните, что умение читать отнюдь не показатель развития интеллекта и личности ребенка. Если малыш не хочет учить буквы, не настаивайте, значит не пришло его время. Повторите попытку позже. До поступления , я думаю, вы с этой задачей справитесь.

А какие интересные способы или игры использовали вы, при изучении букв со своими детьми, делитесь в комментариях.

Приветствую вас, друзья. Сегодня расскажу секреты, как быстро выучить стихотворение наизусть с ребенком. Стихи помогают в , речи ребенка, способствуют общему развитию. Детям, которые учили стихи в дошкольном возрасте, намного проще будет в будущем, когда пойдут в школу, ведь там часто задают задания и надо выучить наизусть стихи в достаточно сжатые сроки. Но многие родители не знают, как учить с ребенком стихи, с чего начать, на что обратить внимание при заучивании. В сегодняшней статье я расскажу о секретах и методиках заучивания стихотворений.

Существуют разные методы, помогающие учить стихи с детьми, из которых родители смогут выбрать тот, который будет удобен им и ребенку либо можно сочетать их между собой.

  1. Делим стихотворение на части . При изучении стихов рекомендуется делить их на части, желательно, чтобы они были смысловыми. Даже небольшое четверостишие можно поделить на две части по две строчки. В первый день выучите первые две строчки, время от времени вспоминайте их, повторяйте. На следующий день повторите предыдущие строчки и выучите дополнительно две новые.
  2. Плавно увеличиваем объем стихотворений . Для начала лучше всего выбрать небольшое стихотворение, состоящее буквально из четырех строчек. Позже, когда ребенок его выучит, можно взять для изучения стих немного больше предыдущего.
  3. Не торопитесь. Многие родители спешат, пытаясь с ребенком выучить множество стихов в короткое время. Не нужно никуда торопиться. После того, как ребенок рассказал в первый раз стих, нужно время, чтобы он его запомнил, а не забыл через час.
  4. Представляем стих. Детям легче запомнить стих, если они представляют то, о чем он. Поэтому прежде, чем приступить к заучиванию текста, предложите ребенку его представить, а лучше всего – нарисовать то, о чем говорится в строчках произведения.
  5. Объясняем ребенку непонятные, сложные слова и фразы . Часто в стихотворении можно встретить слова или метафоры, значения которых малыш еще не знает. Обязательно объясните, что значит каждое неизвестное слово, фраза, словосочетание. Придумайте как можно больше синонимов к непонятным словам, которые будут ясны ребенку. В противном случае малышу будет сложно быстро выучить стихотворение, значение слов которого он не знает.
  6. Пересказываем стихотворение. После того, как вы выразительно прочитали стих, перескажите его своими словами, доступным языком для малыша, попутно поясняя непонятные моменты. После этого попросите ребенка пересказать стих своими словами по памяти.
  7. Следите за интонацией при чтении стихотворения , делайте паузы, когда это требуется. Приучайте ребенка с первых же дней рассказывать стихи с выражением. Для этого для начала необходимо самостоятельно прочитать малышу текст с интонацией, чтобы он мог прочувствовать каждое слово, понять, что пытался донести автор произведения. Можно во время воспроизведения демонстрировать действия, в соответствии со словами: ходить по комнате, приседать, наклоняться, показывать высокий (вверх руку) или маленький (руку опустить низко).
  8. Можно облегчить изучение стихотворения с помощью обычного… мячика. Для этого один из родителей кидает мяч в руки ребенку и произносит первую строку стихотворения, малыш, в свою очередь, кидает мячик обратно, повторяя, сказанное родителем. Далее таким же образом продолжаем со второй строкой и последующими. Когда ребенок выучит стихотворение, можно предложить кидать мячик друг другу и по очереди называть слова из выученного стиха. Так незаметно, играя, ребенок сам не заметит, как выучит стихотворение наизусть быстро.

Советы как быстро выучить стихотворение наизусть

  1. Для детей лучше выбирать стихотворения А. Барто, С. Маршак, С Капутикян. В стихах перечисленных поэтов присутствуют конкретные образы, и ребенку будет легче представить то, о чем говорится в стихотворении, что ускорит процесс запоминания текста.
  2. Выбирайте стихи, в которых содержится много глаголов, существительные, динамика действий, так как такие стихи детям запомнить проще.
  3. Чаще пойте или включайте диск с записанными на нем детскими песенками. Постепенно, слушая изо дня в день песни, ребенок будет запоминать слова и со временем начнет подпевать.
  4. Во время игр и ежедневных дел (умывание, одевание, кормление) сопровождайте действия стишками, потешками. Во время прогулок, по пути в магазин за продуктами, на развивающий кружок либо в детский садик повторяйте стихи, которые были выучены ранее либо рассказывайте новые.
  5. Не настаивайте на изучении стихов, если ребенок не в настроении, чем-то занят, расстроен. Это может отбить у ребенка всякое желание, и он потеряет интерес к стихам.

Как учить стихи. Мой опыт

Теперь расскажу, как мы начинали учить стихи с Леней и Настей. Сыну сейчас 5 лет и он знает много стихотворений, но мы все-равно продолжаем учить новые и он делает это с удовольствием. Насте 2 года 8 месяцев с ней мы тоже учим стихи, конечно, попроще и знает она поменьше, чем Леня. Но с удовольствием рассказывает с выражением (некоторые слова бывает, что пропускает) «Зайку бросила хозяйка», «Уронили мишу на пол», «Идет бычок качается», «Миша косолапый» (при этом в конце обязательно топает ногой:)), частично «Федорино горе», «Мойдодыр» и «Муху цокотуху».

Как же мы учим? Когда мы качаемся, например, на качельке, куда-то идем, либо готовлю кушать — я ей рассказываю различные стишки. Дома у нас постоянно включен диск со стихами А. Барто и детские песенки (она уже подпевает песенки крокодилу Гене «Пусть бегут неуклюже»).

  • Когда мы учим новое стихотворение я рассказываю сперва сама стихотворение полностью.
  • Далее я читаю строчку из произведения и даю повторить Настюшке за мной и так до конца всего стихотворения.
  • После того, как предыдущий пункт пройден (бывает и несколько раз) мы приступаем к следующему шагу: я рассказываю слова из первой строки стихотворения, но последне слово даю сказать дочке.
  • Следующий шаг аналогичен предыдущему, только дочка говорит два последних слова, потом три.
  • На последней стадии я говорю первое слово в строке, а дочка оставшиеся слова. Так продолжаем до тех пор, пока сама полностью не сможет рассказать все стихотворение.

Написала много, но на самом деле это совсем несложно, проходит в игровой форме и дочка получает от занятия большое удовольствие. А как ей нравится потом всем демонстрировать свое умение рассказывать стихи, прям улыбка до ушей, глазки сияют:)

Вот и все секреты о том, как правильно выучить с ребенком стихотворение не принуждая и не заставляя его к этому. Учите стихи, играя, и тогда в будущем малыш сохранит любовь к поэзии. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, а как вы учите стихотворения с детьми, может у вас есть свои секреты?

С уважением, Ольга

Быстро запоминать прочитанную информацию - умение, которое обязательно пригодится каждому школьнику. Пытаясь развить память своему ребенку, родители часто допускают ошибки. Чтобы избежать их, нужно просто придерживаться некоторых правил.

Как научить ребенка запоминать – тренируем память

Дети в школе получают очень много разной информации. Всю ее нужно быстро запоминать и воспроизводить. Чтобы не пришлось учебный материал просто зазубривать, стоит развивать память школьника.

Развитие памяти - это быстрый способ научить ребенка запоминать прочитанное

Для тренировки памяти можно использовать такие техники:

  • ассоциативный ряд;
  • выделение ключевых моментов;
  • составление алгоритма.

Техника «ассоциативный ряд» развивает образную память и творческое мышление. Ребенку дается задание – в процессе прочтения нового материала мысленно связывать незнакомые слова с чем-то понятным. Потом ученик сможет быстро воспроизвести информацию, вспомнив ассоциацию.

Выделяя ключевые моменты, ребенок учится работать с текстом, анализировать его. Запоминать нужно только важную информацию, несущую смысл. Таким образом, уменьшается количество материала для заучивания и сокращается затраченное на это время.

Составление алгоритма необходимо для улучшения понимания текста. С помощью простой схемы можно отобразить принципы работы предметов, механизмов, особенности явлений или другие закономерности. Вспоминая алгоритм, ребенок легко сможет воспроизвести весь материал по теме. При этом он потратит минимум времени.

Возможные ошибки в процессе тренировки памяти

Если родители задаются вопросом, как научить ребенка быстро запоминать прочитанную информацию,то в первую очередь им нужно учитывать его способности и интересы. Нельзя требовать от детей знаний или умений, которые не соответствуют их возрасту.

Часто родители, пытаясь помочь ребенку, повышают голос и срываются на крик. Такое поведение негативно влияет на желание учиться. Поэтому взрослые должны быть терпеливыми и снисходительно относиться к детским ошибкам.

Каждый родитель знает, что учить стихи ребенку необходимо. Они помогают развитию памяти и речи. Каждый родитель помнит первое стихотворение, которое он выучил со своим ребенком наизусть. Как он испытывал чувство гордости, когда малыш громко с выражением рассказывал стихотворение дедушке с бабушкой или на утреннике в детском саду. Но иногда эти чувства смешаны с неприятными воспоминаниями, связанными с процессом заучивания стихотворения. Но этого можно избежать. Зная особенности памяти человека можно выучить стихотворение с ребенком без особых усилий.

Если хотите чтобы ребенок запомнил стихотворение, прочтите стих с выражением, заинтересуйте ребенка. Помните, что малыш будет делать только то, что ему самому интересно. Проявите сами интерес к произведению, читайте стихотворение ярко представляя себе сюжет, стараясь прочувствовать все то, о чем говориться в стихотворении. Можно подключать мимику, жестикулировать. Все способы хороши, чтобы включить ребенка в процесс. Потом закройте книгу и попробуйте вместе с ребенком рассказать все то, о чем прочли. Не забывайте использовать жесты и мимику, чтобы помочь ребенку вспомнить содержание. В этот момент совсем не важно наличие запинок и пропусков. Помогайте ребенку.

Снова откройте книгу и прочтите стихотворение, уделяя особое внимание тем местам, которые не смог вспомнить малыш. Еще раз расскажите вместе. Затем пусть ребенок сам попробует рассказать. Не забывайте хвалить и приободрять ребенка. Он должен чувствовать, что он делает большое дело, восхищайтесь его успехами!

Через несколько часов пусть малыш расскажет стихотворение папе, пришедшему с работы. Не забудьте повторить стихотворение с ребенком на следующий день. Тогда, возможно, это стихотворение ребенок запомнит на всю жизнь и с удовольствием будет учить уже со своим малышом – с вашим внуком.

Желаем удачи! Помните только, что подбирать ребенку стихи нужно в соответствии с его возрастом. Первые стихи должны быть очень простые, короткие с хорошо знакомыми ребенку словами.