Пальчиковая гимнастика

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

Сорока-белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
Другой вариант этой потешки:

Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил-
Тебе ничего нет!

При этом большой палец не загибается.
Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.
Можно использовать следующие стишки:

Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я.

"БЕЛОЧКА”
(по мотивам народной песенки)

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

"ДЕТКИ”

Раз, два, три, четыре, пять,

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

Тише, тише, тише,

Не шумите!

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове "вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
"ОЧКИ”

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.
"БАБОЧКА"
(народная потешка)

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

(скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые - "бабочка" сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки)

"ПТИЧКИ"

Птички прилетали,

Крыльями махали.

(пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз)

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики. Чтобы получить наибольший эффект во время занятий сочетать пальчиковую гимнастику со следующими видами деятельности:
– застёгивание и расстёгивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине);
– всевозможные шнуровки;
– нанизывание колец на тесьму;
– игры с мозаикой;
– сортировка мозаики по ячейкам;
– игры с конструктором;
– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх).

Мы морковку трем, трем (пальцы рук сжаты в кулаки, кулаки к себе, от себя ).

Мы капусту солим, солим (движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмем, жмем (интенсивное сжимание пальцев в кулаки).

«Замок»

На двери висит замок (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок»).

Кто открыть его бы смог? (Повторение движений .)

Потянули ( пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть сначала в одну, потом в другую сторону),

Покрутили ( движения кистями рук со сцепленными пальцами к себе, от себя),

Постучали ( пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга )

И открыли ( пальцы расцепить, ладони в стороны ).

«Лошадки»

По дорожке ровной, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Цок, цок, цок, цок,

Мчится резвый табунок (указательные и средние пальцы идут по поверхности стола).

«Бурёнушка»

Дай молочка, Бурёнушка, (Дети показывают, как доят корову)

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки, (Делают «мордочки» из пальчиков)

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье (Снова «доят»)

Молоко коровье.

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке, (

Продаёт она орешки.

Лисичке-сестричке, (Загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок, ( Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне (пальцы рук собраны вместе – «бутон»),

Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питание (ритмичные движения пальцами вместе и врозь)

Дружно дают под землей корешки (пальчики смотрят вниз – «корни»).

«В домике»

Стол стоит на толстой ножке (одна рука сжата в кулак – «ножка», на кулаке раскрытая ладонь другой руки – «крышка стола»),

Рядом стульчик у окошка (к ладони одной руки приставлен кулачок ).

Два бочонка под столом (обе ладони сжаты в кулак ).

Вот какой я видел дом! (ладонями обеих рук показать крышу дома .)

« Домик»

Раз, два, три, четыре, пять (разжимают по одному сжатые в кулак пальцы, начиная с большого),

Вышли пальчики гулять (ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).

Раз, два, три, четыре, пять (сжимание поочередно, начиная с мизинца, широко расставленных пальцев в кулак).

В домик спрятались опять (ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

«Снежок»

Раз, два, три, четыре (загибают пальцы, начиная с большого),

Мы с тобой снежок лепили (лепят, меняя положение ладоней ).

Раз – подбросим (подбрасывают ),

Два – поймаем ( приседают, ловят ),

Три – уроним ( роняют)

И… сломаем ( топают) .

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки )

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках (ритмично сжимают и разжимают кулаки ).

Всем хватило зернышек! (Опять сжимают и разжимают кулаки.)

«Уточка»

Шла уточка бережочком, («Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь)

Шла серая по крутому.

Вела детей за собою,

И малого, и большого, (Загибают безымянный палец; большой палец )

И среднего и меньшого, (Загибают средний палец; мизинец )

И самого любимого. (Загибают указательный палец )

«Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья! (Поочередно разгибают пальцы, начиная с большого .)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка,

Милая ласточка,

Ты где была?

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну-красу! ( На каждую строчку большой палец дважды «здоровается» с одним пальцем, начиная с указательного сначала правой руки, потом левой.)

«Елочка»

Перед нами елочка (пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «елочки»),

Шишки, иголочки ( пальцы сжаты в кулаки, указательные выставлены ),

Шарики, фонарики («шарики» из пальцев вверх, вниз),

Зайчики и свечки («ушки» из указательного и среднего пальцев, обе ладони сложены, пальцы сжаты),

Звезды, человечки (ладони сложены, пальцы расправлены, средний и указательный пальцы стоят на столе).

Игра "Два козленка"

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!
(На слово "бух" - хлопаем в ладоши).

И с моста в водичку - плюх!
(Роняем руки на колени).

Игра "Паучок"

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове.)

Игра "Котята"

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Игра "Улитка"

Улитка в домике она сидит, рожки высунув, молчит.

(Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

Вот улиточка ползёт
("Улитка" раскачивается из стороны в сторону).

Потихонечку вперёд.
(Ползёт вперёд по столу).

На цветочек заползёт,
("Улитка" заползает на "цветочек").

Лепесточки погрызёт.
("Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").

Рожки в голову втянула,
(Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").

В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне"). Игра "Поросята"

(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(Безымянные).


("Фонарики").

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
(Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

Игра "Разминка"

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).

Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)

«перчатка»
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши "ковшом") .

Мышат позвала.
(Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест) .

Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим). чиками мы покрутим,...

Пальчиковая гимнастика. «СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ» Сидит белка на тележке, Продает она орешки. (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.)

ПРОФЕССИИ. ПРОДАВЕЦ

ПРОДАВЕЦ

Продавец ребятам рад.

В магазине для ребят

Есть матрешки расписные,

Есть машинки заводные,

Золотые рыбки

И всем нам - по улыбке.

В. Степанов

Наш дворец для всех открыт! -

Продавщица говорит.-

Он наполнен чудесами,

Вы на них взгляните сами.

Посмотрите на витрины:

Тут и звери, и машины,

Тут и куклы в платьях модных -

Выбирайте, что угодно!

Вот на выбор сто мячей,

Этот мяч пока ничей.

Желтый, красный, голубой -

Покупай, бери с собой.

А. Кардашова

Загадки

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»


В магазин везут продукты,

Но не овощи, не фрукты.

Сыр, сметану и творог,

Глазированный сырок.

Привезли издалека

Три бидона молока.

Очень любят дети наши

Йогурты и простоквашу.

Это им полезно очень,

Магазин же наш... (молочный).

Ну а в этом магазине

Крендель, булки на витрине,

С отрубями хлеб лечебный.

Магазин зовется... (хлебный).

У метро - стеклянный дом.

Покупаем в доме том

Помидоры и капусту,

Лук и перец очень вкусный.

(Овощной магазин)

Надо хлеба нам купить

Иль подарок подарить -

Сумку мы с тобой берем

И на улицу идем.

Мы проходим вдоль витрин

И заходим в... (магазин).

Н. Нищева


Игра

«В УНИВЕРМАГЕ»

Развитие слухового внимания

Воспитатель объясняет, что каждый герой покупает предметы только одного цвета. На наборное полотно выставляются картинки с изображением героев и их покупок.


В универмаге встретил я

Осла, козу и кошку.

Они купили красный мяч

И желтую гармошку.

Зайдя в другой, увидел я

Осла, козу и белку.

Они купили красный плащ

И белую тарелку.

Зашел я в третий, встретил там

Опять осла и кошку.

Они купили в этот раз

Лишь желтую матрешку.

Мне срочно нужен твой совет,

Задумайся немножко.

Скажи, какой любимый цвет

У белки и у кошки

И кто не сделал ни одной

Покупки в магазинах,

Поскольку не было, увы,

Товаров ярко-синих.

Н. Разговоров



Чистоговорка

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки свои.

Диалог

«ВЕСЕЛЫЙ МАГАЗИН»

Открываем магазин,

Продаем продукты.

Покупает крокодил

Овощи и фрукты.

Сколько стоит кабачок?

Кабачок? Пятачок.

Дайте два кабачка.

Дайте два пятачка.

В магазин пришли с работы

Покупатели-еноты

Покупать у продавца

Два соленых огурца.

Говорит продавец:

Две копейки огурец!

Дайте нам по огурцу!

Заплатите продавцу.

Одна из рук – веточка. Ее вытягиваем вперед, пальцы растопырены. Вторая ручка – паучок, который гуляет по ветке.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

«Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по коленям.

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит).

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

«Паучки» ползут по голове.

«Две мартышки».

Две мартышки (показывают 2 пальца, затем ушки мартышки)

Слов не тратя (мах правой рукой перед собой)

Раз подрались на кровати («кулачки»)

Друг за другом (соединяют указательные пальцы)

В этой схватке (кулаки)

Вышибли ума остатки (палец у виска)

Врач пришел (крестик)

Уселся в кресло (руки полочкой)

И сказал(указательный палец) мартышкам(ушки) «Если,(указ. палец)

Драться будете (кулаки)мартышки(ушки)

Выгоню из этой книжки!» (правую руку резко вперед)

«Жук ползет».

По тропинке жук ползет,Изображают пальчиками жука.

У него усы вразлет.

Жук большой и деловитый,Показывают пальцами размеры жука.

У него сердитый вид.Сердятся

Тащит веточку ракитыПошевелить «усами» - пальчиками.

И усами шевелит.

Угадать совсем не просто,Удивляются

Что с ней сделает потом?

Может быть, построит мостикСоединяют указательные пальцы

Или даже целый дом?

Мы спешим с тропы сойти,Прячут руки за спину

Пожелать ему удачиМашут правой рукой.

И счастливого пути.

«Бабушка кисель варила»

Бабушка кисель варила

(Правая рука помешивает кисель)

На горушечке

(Кончики пальцев рук соединяются («гора»)

В черепушечке

(Округленные ладони, смыкаясь образуют «горшок»)

Для Аленушки, для Андрюшечки.

(Ладони рук ложатся на грудь)

Летел, летел соколок через бабушкин порог.

(Ладони рук скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг с другом)

Вот он крыльями забил,(Руками несколько раз ударяют по бокам)

Бабушкин кисель разлил,

(Вытянуть руки вперед, пальцы растопырить)

У старушечки(Повторяют движения)

На горушечке в черепушечке.

Бабуля плачет: «Ай, ай, ай!» (Руками «утирают слезы»)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!(Указательный палец правой руки «грозит бабуле»)

Чтоб ты стала весела,(Улыбаются)

Мы наварим киселя(«Помешивают кисель»)

Во-о-от столько!»(Руки разводятся широко в стороны)

«Купим мы бабушке курочку»

Купим мы бабушке курочку

Курочка по зернышкам –

Кудах, тах,тах! (дети стуча по коленям)

Купим мы бабушке уточку

Уточка – та, та, та, та! (волнообразное движение рукой)

Купим мы бабушке индюшонка

Индюшонок: шалты - балты! (любое движение руками)

Купим мы бабушке коровенку

Коровенка: муки-муки! (показ «рожек»)

Купим мы бабушке поросенка

Поросенок: хрюки-хрюки (показ «пяточка»)

Купим мы бабушке телевизор

Телевизор: время – факты(ладони рук перед лицом)

Дикторша ля-ля-ля-ля!(показ «язычка»).

«Замок» (

Руки переплетаются в замочек.

На двери такой замок, такой замок, такой замок!

А кто его открыть бы смог, его открыть бы смог!

Крутим кистями рук («показываем замочек»).

Мы стучали, вот так стучали!

Ударяем ладонями (не расплетая пальцев).

Мы качали, мы качали!

Не расплетая пальцев, по очереди поднимаем кисти рук вверх.

Мы кружили, вот так кружили!

Вращаем кистями.

И замочек открыли!

Разводим руки в стороны («открыли замок»)

Упражнение «Дерево».

Прижать руки тыльной стороной ладоней друг к другу. Пальцы раздвинуты и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Упражнение «Жук».

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит.

Упражнение «Зайчик».

Пальчики в кулачок. Поднять вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить.

Ушки длинные у зайки

Из кустов они торчат.

Он прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Упражнение «Птенчики в гнезде».

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где взяла она зерно.

Упражнение «Филин».

Руки в кулачок прижаты. Большие пальцы вверх (уши), указательные пальцы вместе. К этому времени у скворца подросли птенцы. Вот идут волк и лиса к норке зайца. Тут вылетели скворцы из скворечника, налетели на волка и лису, стали их клевать. Волку и лисе ничего не оставалось, как убежать обратно ни с чем.

Упражнение «Скворцы».

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (сцеплены друг с другом) - это голова, остальные пальцы - крылья, помахали ими.

Пальчиковая гимнастика "Белочка"

Сидит белочка в тележке,

Продает на орешки.

Лисичке-сестричке,(Дети поочередно загибают пальчики)

Воробью, синичке,(От мизинца к большому).

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в платок, кому в роток,

Кому в лапочку.

Юлия Привалова
Конспект комплексного развивающего занятия для детей 1,5–2 лет по теме: «Орешки для белки»

Конспект занятия для детей 1 ,5–2 лет по теме : «Орешки для белки »

I. ПРИВЕТСТВИЕ.

Цель : установление эмоциональной связи, обозначение начала урока. Снятие напряжения и подготовка к работе,

Материал : Е. Железнова, треки «Начнем урок» , «Вот ручка, вот ножка» , «Ты похлопай вместе с нами» , тряпичный мяч

Здороваемся и делимся хорошим настроением с помощью мягкого мяча,

Приветствие : «В колыбельке золотой спало солнце за рекой. Встало солнце поутру, разбудило детвору. Вышли детки погулять, стали прыгать и скакать. А потом пошли в «Умнички-разумнички» пришли…. И Тася здесь, и мама … здесь. И Маша здесь … (Выполняем движения по тексту)

«Начнем урок»

II. Физминутка «Ручка правая проснулась…»

Задачи : формирование понятия о речевых обозначениях правых и левых частей тела, развитие памяти , развитие внимания , крупной моторики.

Материалы : Трек Железновых «Вот ручка, вот ножка…»

Дети становятся в круг. Движения выполняем в соответствие с текстом.

Ручка правая проснулась,

Встрепенулась,

Потянулась,

Ушко правое потёрла

И легла на правый бок.

Ручка левая проснулась.

Встрепенулась.

Потянулась,

Ушко левое потёрла

И легла на левый бок.

Ножкой правой :

Топ, топ, топ.

Ножкой левой :

Топ, топ, топ.

И двумя руками : хлоп!

Руками показывать называемые части

Здравствуйте, глазки, глазки, глазки!

Здравствуйте, ушки, ушки, ушки!

Здравствуй, носик, носик, носик!

Здравствуй, ротик, ротик, ротик!

Здравствуйте, ручки, ручки, ручки!

Здравствуйте, ножки, ножки, ножки!

Глазки смотрят, ушки слушают,

Ручки хлопают, ножки топают.

Слушаем и поем песенку Железновых «Вот ручка, вот ножка»

III. Окружающий мир.

Цель детей о белочке как лесном звере, ее внешнем виде и питании.

Материалы : Игрушечная белочка, дидактическая презентация «В гости к белочке» , компьютер , экран, проектор

Педагог :

Ребята, угадайте, с кем мы сегодня познакомимся?

Рыжий маленький зверёк

По деревьям скок-поскок

Хвост пушистою дугой

Вам знаком зверек такой?

Ну конечно это белочка!

Педагог показывает детям белочку. Предлагает ее погладить.

Посмотрите, вот она какая! У белочки рыженькая шубка, маленькая головка, большие темные глазки, острые зубки и ушки с кисточками. Ребята, посмотрите какой пушистый у белочки хвост. А лапки у белочки крепкие и цепкие. На лапках у нее коготки. Ими она цепляется за кору деревьев и ловко скачет с дерева на дерево. Белочка очень заботливая мама. Она осенью собирает шишки, грибы и орехи на зиму для своих бельчат.

Но что такое? Что-то нам белочка говорит?

IV. Пальчиковая гимнастика «Белка » :

Поочередно разгибаем все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняем упражнение правой рукой, затем - левой

Белка по лесу идет ,

Всем орешки раздает :

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок, кому в роток,

Кому в лапочку.

Никого не забыла, всех угостила!

Вот какая белочка умничка. Она говорит, что живет в волшебном лесу, где много разных зверушек. В этом лесу случилась беда – все перепуталось, и она одна не сможет ничего исправить. Помогите мне, пожалуйста! Вы мне поможете? Но чтобы попасть в наш сказочный лес, нужно выполнить задания, которые вы найдете внутри этого письма .

Ну что, детки, поможем белочке?

V. Логоритмика

Цель : развитие общей координации , крупной моторики и звукоподражания

Материал : треки «На станцию» , «Поезд» (Е. Железнова «Музыка с мамой» , сенсорные дорожки

Поем и танцуем песенки для гимнастики

VI. Мышление – лего-конструирование .

«Построим дорожку зеленого цвета»

Цель : постановка руки, закрепление основных цветов (зеленый, желтый) - учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по форме и цвету; учить детей называть свойства предметов; развивать наглядно-образное мышление; развивать умение использовать имеющийся опыт; развивать умение действовать по представлению; развивать мелкую моторику рук .

Материал : конструктор лего

Чтобы добраться до сказочного леса, нужно построить дорожки Педагог показывает, как начинать строить дорожку из лего-блоков заданного цвета.

VII. Математика. Дидактическая игра «Сравним следы»

Цель : Расширить и уточнить представления детей о белочке как лесном звере, развивать активность , логическое мышление, учить сравнению по категориям «большой - маленький» , «похож – не похож» .

Материалы : Игрушечная белочка, листы белой бумаги А-4 формата со следами белки , ведерко с водой, небольшая губка, проектор, экран, презентация «Чьи следы»

Педагог :

Мы в лес приехали, дорожки построили. Только как же мы дальше пойдем? А вот нам и подсказка : следы, по которым мы найдем дорогу в волшебный лес. Но как же мы определим, чьи это следы? Может Игоря, может Темы?

Перечисляя имена всех присутствующих детей , педагог проводит мокрой губкой по подошве каждого ребенка и просит его оставить след на белом листе. Потом сравнивает со следом белки , приговаривая : нет, не Игорь, нет, не Тема… Если в студии тепло, то можно делать отпечатки босых ног. В этом случае в ведерке должна быть теплая вода. Так, может, это беличьи следы? Давайте на экране посмотрим!

Ну вот, определили, что это следы белочки. Двигаемся строго по ним в путь!

VIII. Двигательная гимнастика.

Цель : развитие крупной моторики тела, координации движений, отдых.

Материалы : трек «Белочки» (Е. и С. Железновы, диск «Игровая гимнастика» )

IX. Минутка Монтессори. Сенсорное развитие . Дидактическая игра «Разложим запасы»

Цель : Развитие умения сортировки , восприятия величины и формы, осязания; закрепление понятий «один - много» , «один - три» .

Материал : две корзины, два вида орехов разной величины

1,5 – 2 года

Педагог : Что это? Это же беличьи запасы, белочка собрала много запасов на зиму и не может их правильно разложить. Давайте поможем белочке разложить ее запасы.

Какие запасы сделала белочка на зиму? Орехи.

Сколько орехов собрала белочка? Много.

Вот вам две корзины, одна как круг, другая, как квадрат. Маленькие орешки положим в круглую корзину, большие – в квадратную.

X. Логоритмика

Цель : развитие общей координации и крупной моторики, отдых детей

Материал : трек Анны Олейниковой «БЕЛКА »

Белка - рыженький зверёк

С хвостиком пушистым,

На работе весь денёк

Собирает шишки.

Припев :

Шишки, грибочки

Дочкам и сыночкам,

Жёлуди и ягодки

Деткам своим маленьким.

Только солнышко взошло -

Белка скачет бойко

И для деточек в дупло

Шишки прячет ловко.

Рыжая красавица,

Рыжий хвостик, ушки,

Целый день старается

И грибочки сушит.

XI. Математика. Дидактическая игра «Украшаем белкино дупло »

Цель : Развитие умения сортировки , восприятия величины и формы,

Материал : картон формата А-5, блоки Дьенеша

Педагог : Ребята, белка просит помочь ей украсить свое жилье (дупло, но украшать следует строго по инструкции.

Возьмите треугольник и прикрепите его в правый верхний угол;

круг в левый нижний угол;

прямоугольник в левый верхний угол;

квадрат прикрепите в центр.

XII. Речевая игра «Белка »

Цель : развитие речи , воображения, побуждение детей к диалогу

Материал : игрушка «белка » , можно перчаточную

Педагог читает стих-болтушку, побуждая детей к диалогу и сопровождая чтение демонстрацией с элементами драматизации

- Белка , где была?

В лесочке.

Что несешь домой?

Грибочки.

Дом большой?

Да нет, дупло.

А тепло в дубле?

Приходи к нам в гости в среду!

А когда?

Давай к обеду!

Я спешу, домой пойду!

К нам придешь?

Приду, приду!

XIII. Подготовка руки к письму. Дидактическая игра «Орешки для белочки »

Цель : Вызвать у детей желание помочь белочке запасти орешки на зиму . Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина и скатывать их между пальцами в катышки, располагать их на корзиночке, образуя кучку. Учить приему надавливания. Развивать мелкую моторику пальцев.

Учить детей доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия .

Воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми в создании коллективной композиции .

Материалы : Игрушечная белочка, листы картона с наклеенными на них силуэтами белочки и корзинки для орешков , пластилин коричневого цвета (для орешков ) .

Ход совместной деятельности:

Предложить детям сделать угощение для белочки и её подружек, ведь сейчас ещё лежит снег и белочкам приходится тяжело. Дети лепят, рисуют, наклеивают орешки , шишки, грибы.

XIV. Релаксационная пауза. Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами.

Цель : развитие мелкой моторики рук , сенсорной близости с мамой

Мамы под руководством педагога массируют пальчики своих детей .

1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняются от ногтевой фаланги к ладони. Внимание уделяется каждом суставчику. Мама при этом приговаривает : горошка, горошка, фасолька!

2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя легкие нажатия на них, приговаривая : здравствуй, пальчик дорогой, вот и встретились с тобой.

3. Возьмите ладонь ребенка в свою руку и легким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладошки : а вот и ладошка, маленькая крошка!

4. Возьмите мячики-ежики и проведите ими по ладоням ребенка. Его руки при этом лежат ладошками вверх.

«Я с ежонком поиграю,

Меж ладошек покатаю,

Ёжик, ёжик, не колись!

Ты со мною подружись!

Материал : грецкие орехи и фундук, поднос на каждого ребенка

«Грецкий орех»

Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки(2 минуты) .

«Пересыпь орешки »

Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую (1-2 минуты)

«Орехи на подносе»

Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук (1-2 минуты) .

XV. Игра на коленях. Про белку

Цель : Развитие эмоциональной связи мамы и ребенка. Разрядка.

Инвентарь : подушки.

Мамы сажают детей на колени и выполняют движения в соответствии со словам потешки

Педагог :

Уронила белка шишку . (равномерно покачиваем, машем руками)

Шишка стукнула зайчишку.

Тот пустился наутек, (приподнимаем и опускаем колени)

Чуть не сбил медведя с ног. (раздвигаем колени, дети оказываются на подушке)

Под корнями старой ели

Размышлял медведь полдня :

Что-то зайцы осмелели.

нападают на меня".

IX. Творчество. Рисунок ладошками «Белочка»

Цель : развитие воображения , мелкой моторики

Материал : цветной картон А-5, гуашь коричневого или оранжевого цвета, кисти.

Мама наносит коричневую краску на левую ладошку малыша. Просит его сомкнуть пальчики и оттопырить большой палец. Приложите ладошку к листу бумаги.

Протрите руку влажной салфеткой.

Окуните пальчик малыша в краску того же цвета и изобразите над большим пальцем кружок – голову белочки.

Рядом с кружочком проведите две короткие линии – ушки, а справа от отпечатка большого пальца две короткие линии – передние лапки.

Окуните опять пальчик малыша в краску того же цвета и проведите внизу под большим пальцем две короткие линии – задние лапки.

Протрите пальчик влажной салфеткой.

Окуните пальчик малыша в синюю краску и поставьте точку в центре головы – нос.

Протрите пальчик салфеткой. Окуните пальчик в зеленую краску и поставьте две точки над носом – глаза.

Окуните пальчик малыша в краску того же цвета и проведите короткую линию под носом – рот.

Для 2-3 лет : Белочку можно посадить на дерево, изобразив пальчиком с помощью зеленой краски веточку под ней.

Белочке можно подарить подарок, изобразив пальчиком в ее передних лапках грибок, яблочко или орешек .

Цель : обучение складам. Пропевание гласных.

Педагог пропевает таблицу гласных. Дети, сидя на руках у мам, слушают. Педагог пишет на таблице имена детей вместе с ними , затем дети вместе с мамами «подписывают» свои творческие работы кубиками.

XI. Просмотр м/ф : 1,5 - 2года «Котята» , 2-3 года «Белочка и краски»

XII. Чаепитие

XIII. Прощание.

Цель : установление эмоциональной связи, обозначение конца урока. Снятие напряжения и подготовка к работе.

Материал :

Е. Железнова. Мы ногами Топ-топ-топ. Диск Железновой № 28, трек № 50. Ну-ка все, встали в круг.

Программное содержание:

Закрепить представление детей о геометрических фигурах; умение распознавать на ощупь геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Закрепить знание основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый. Закреплять счет до пяти. Продолжать учить различать количество предметов и соотносить их с числом. Развивать у детей внимание, мышление, мелкую моторику. Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.

Материалы:

Макет дерева, на нем 5-6 ярких мешочков с цветными бантиками. Маска кота, мягкая игрушка-медвежонок, котенок, матрешки, счетные палочки, нитки, карточки с числами, горшочек, геометрических фигур, орешки, разрезная картинка «Снеговик».

Ход занятия

Мы сегодня побываем в сказке. Все будет по–сказочному.

(У стены стоит дерево, на котором висят яркие мешочки с цветными бантиками).

А у наших, у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!

Не листочки на нём,
А мешочки на нём,
А мешочки на нём,
Словно яблоки!

Посмотрите-ка, ребятки, вот оно, какое чудо-дерево. Давайте посмотрим, что же на нем выросло. (мешочки).
Мешочки с заданиями. За каждое выполненное задание дерево подарит сюрприз – частичку от картинки.

1. Воспитатель снимает с ветки один из мешочков.

Какого цвета бантик?

Кто это? Медвежонок. Что любит медведь? (мед)

Воспитатель достает горшочек.

Он оставил горшочек (трясет его, слышится шум). Там точно не мед. Сейчас я посмотрю что там? (заглядывает в горшочек)

Ой, как интересно! Там лежат геометрические фигуры. Но вы сами должны отгадать, какие фигуры спрятал мишутка в горшочке. Для этого, вы должны опустить руку и на ощупь определить эту фигуру.

Поочередно подходит к детям, они на ощупь определяют фигуру в горшочке. Остальные дети наблюдают и помогают ребенку, который не может справиться с заданием.

2.- Снимаем следующий мешочек.

Какого цвета бантик? Посмотрим что там. Посчитаем орешки.
- Какая зверюшка любит орешки? Кого она угощала, вспомним.

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки.

(Дети хлопают в ладоши и попеременно ударяют кулачок о кулачок)

Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

(Дети загибают пальчики).

3. - Еще мешочек есть. Какого цвета бантик?
- Там счетные палочки и нитки. Из палочек сделать квадрат, треугольник, из ниток – круг.

Дети подходят к столу и выполняют задание.

4. – Ребята, вы ничего не слышали? Мне показалось кто-то мяукает.
Заглядывает в мешочек. Кто же там? Кошка!
Воспитатель достает маску кота. Одевает на одного из детей.
- ... у нас будет котиком, а вы - мышками. Прячьтесь от котика.

Дети сидят на корточках. Кот «спит» на стульчике напротив мышек.
«Мышки в норочках сидят и на котика глядят, коготками пол скребут.
Ах, как много мышек тут!
-Тише мыши, кот идет. Он вас всех подстережет!»
Кот выходит, обходит норки, громко мяукает.
«Котик мышек не нашел, погулял и спать пошел!
Только котик засыпает, мышки пляску начинают!»
Звучит плясовая музыка, мышки пляшут.
«Тише, мыши, кот идет! Он вас всех подстережет!»
- Сколько мышек? (много). Котиков? (один).

5. - Вот как мы поиграли интересно.
Все подходят к дереву и воспитатель снимает еще один мешочек.
- Какого цвета бантик?
- В мешочке карточки с числами. (дети называют числа)
- Еще матрешки – подружки.
Нужно сосчитать и показать карточку с нужным числом.

Вывод:

6. Все задания выполнили. А теперь составим части и посмотрим, какая картинка получилась. (снеговик).
- Почему снеговика? Какое сейчас время года? Правильно, снеговика мы можем лепить только зимой. На прогулке сделаем нашему снеговику друга. Для этого нам нужно вернуться из сказки в детский сад (звучит музыка).

Открывайте глазки, улыбнитесь друг другу. Вам понравилось в сказке? Молодцы! Все задания выполнили.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.