Как становятся личностью — Почему не у всех получается?

Что значит быть личностью?

— Что значит быть личностью?
— Личностями не рождаются, личностями становятся
— Признаки личности
— Процесс становления индивидуальности
— 5 простых советов. Как развить в себе личность?
— Как быть индивидом? Советы психологов
— Как становятся личностью? Практические шаги
— Советы, как стать гармоничной личностью
— Становление личности: что нужно?
— Заключение

Личность – это индивид, который является результатом мыслительной деятельности. Важно помнить, что такой человек обладает целым комплексом социально значимых элементов, которые успешно реализуются в общественной жизни.

В последнее время все больше людей стремится к саморазвитию и самосовершенствованию. Все больше людей пытается жить осмысленно, ставя перед собой цели и идя к ним. Это, конечно же, радует. Но как же стать Личностью? Как не затеряться в толпе?

Ответ хочу начать с вопроса: А вы, значит, считаете, что вы не личность? Если нужно личностью стать, значит на данный момент вы ею не являетесь. Как родилось такое мнение?

Если проследить ход мыслей человека, задавшего такой вопрос, становится понятным, что идея могла прийти только из внешних источников, негативного мнения, оценок окружающих. Целостному человеку, воспринимающему себя как индивидуальность, такая формулировка не придет в голову.

К вашему сведению, приведу определение из толкового словаря русского языка Ожегова. «Личность — человек, как носитель каких-нибудь свойств.» Исходя из этого определения, каждый является личностью.

Поэтому проблему задавшего вопрос человека можно переформулировать – как стать целостным, воспринимать себя личностью?

Изначально, мы рождаемся личностями. В процессе взросления, отказываясь от ценности своих мнений, своих желаний, принимая приоритетную правильность мнений взрослых, человек теряет целостность, ощущение себя ценной личностью. Конечно, ведь ему столько раз говорили, что он делает неправильно, плохо, что он решает с этим согласиться. В этот момент начинаются его будущие проблемы.

Пропустим период накопления неприятностей. Переходим сразу в момент задания первоначального вопроса: Что нужно, чтобы стать личностью? Отличный вопрос! Значит, вы уже готовы снова ею стать. Для этого нужно начинать становиться собою. Прежде всего НАБЛЮДАТЬ. За жизнью, за собою, за отношениями. Из наблюдений создавайте СОБСТВЕННУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ. Мнения других, любая информация – только толчок к размышлениям и исследованиям.

Прислушивайтесь к себе и делайте то, что вы хотите. Не подавляйте, не ругайте себя. ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ СЕБЯ. Это очень трудно поначалу. Ведь сначала придется разобраться со всем накопленным грузом злости, нелюбви и стыда за себя. Когда почувствуете себя целостным, принимающим себя – тогда вы снова стали полноценной личностью. Удачи всем на этом пути.

Личностями не рождаются, личностями становятся

Прежде чем рассматривать, как человек становится личностью, нужно отметить, что существует два мнения по поводу того, каждая ли персона может ею стать.

1) Одни утверждают, что в процессе социализации и развития каждая живая единица Homo sapiens становится личностью в той или иной степени.

2) Иная группа специалистов свидетельствует о том, что есть круг лиц, которых личностью назвать нельзя. Такие люди в процессе своего развития не развиваются, а деградируют.

Личность не может сформироваться в момент рождения, она формируется в процессе социализации личности, т.е. постепенно. Всем известно, что младенцы не могут выражать свои мысли, так как их мозг еще не достаточно развит; не могут выражать свои взгляды и вкусы, не имеют моральных ориентиров. Их поведение поначалу подчинено инстинктам.

Ведь все наши взгляды, убеждения формируются постепенно, на протяжении достаточно продолжительного времени, а не появляются сразу после рождения.

Сам термин «личность» означает внутреннюю особенность человека, его духовный мир (мнения, интересы, ориентиры). Личностью человек становится в процессе такого явления как социализация. Под социализацией понимается процесс адаптации человека к общепринятым правилам поведения в обществе, его традициям и ценностям.

Таким образом, можно сделать вывод, что человек становится личностью не в момент своего рождения, а постепенно, проходя процесс социализации.
То есть, по сути, становление личности – это процесс усвоения норм и ценностей, которые актуальны для того или иного общества.

Признаки личности

Есть ли определенные признаки, которые определяют человека как личность? Так, психологи выделяют следующие моменты:

  1. Открытость новому опыту.
  2. Личность постоянно пробует что-то новое, учится и развивается в новых для себя направлениях.
  3. Личности осознают возможности своего организма и полностью доверяют этому чувству.
  4. Личность знает меру во всем.
  5. Полноценная личность перестает искать одобрение или оценку со стороны.
    Такие люди имеют так называемый внутренний локус, где и формируются личные оценочные суждения всего происходящего.

Процесс становления индивидуальности

Психологи предоставили два простых шага, которые иллюстрируют, как становятся личностью:

Шаг 1.
Нужно заглянуть себе под маску. То есть обнажиться перед самим собой, понять, кем человек на самом деле является, откинув все образы. Этот поиск и есть важнейший этап становления.

Шаг 2.
Переживание чувств – следующий этап. В моменты сильного эмоционального напряжения человек становится тем, кем он является на самом деле. Формирование правильного я в такие моменты – не менее важный этап.

Совет 1.
Важно осознать, что именно мы сами формируем свою жизнь. Для этого нужно научиться брать на себя ответственность. За все.

Окружающие люди лишь отражают нас самих, как зеркала. Даже, если мы этого не осознаем.

Совет 2.
Необходимо, признать свое право на ошибки. Все мы ошибаемся, никто не является идеальным. Главное признать ее и вовремя исправить. Не всегда наше мнение или наши поступки являются правильными в глазах других людей. И это факт. Нужно допускать возможность этого.

Совет 3.
Следует понять — никто никому ничего не должен. Я могу любить кого-то, кому-то помогать по мере сил. И это только мой выбор. Я это делаю потому, что мне это нравится. Глупо требовать от других того же. Ведь это мой выбор. Иногда, правда, нужно уметь говорить НЕТ, а это бывает очень трудно.

Совет 4.
Не менее важно научиться жить здесь и сейчас. Прошлого нет потому, что каждый момент наступает настоящее. А будущего нет потому, что его еще нет. Оно формируется сейчас. Бывает трудно это осознать. К тому же привязанность к прошлому порождает много проблем, тревог за будущее и т.д. Она мешает видеть возможности сейчас.

Совет 5.
Избавьтесь от привычки кого-то критиковать. Человек, который сам не сделал ничего в жизни, даже не пытался, с огромным наслаждением критикует других. Даже если не разбирается в сути вопроса. Как Вы думаете, является ли личностью такой человек? Не думаю.

Еще раз повторюсь: идеальных людей нет. Поэтому постоянно приходится работать над собой, контролировать свои мысли, слова и поступки. Не для кого-то, а для себя, своей жизни. Да, это трудно, но необходимо.

Согласно возрастной психологии, воспитать в человеке личность можно до 23 лет. Дальнейший рост и развитие зависит уже от самого человека и тех обстоятельств, в которые он попадает в течение жизни.

Что значит стать личностью в обыденном понимании? Прежде всего, это означает обладание сильным характером. Личность не поддается никакому влиянию, имеет свою точку зрения на происходящее вокруг и в состоянии самостоятельно манипулировать окружающими. Когда человек становится личностью, он перестает зависеть от чьего-либо мнения, что, согласитесь, немаловажно.

Что нужно делать, чтобы стать личностью, а не оставаться объектом постоянных манипуляций? Для начала нужно развить в себе соответствующие качества:

1) Учитесь быть уверенными в себе.
Разложите по полочкам, какие комплексы мешают вам гордо смотреть перед собой и ничего не бояться. Тренируйте уверенный взгляд и походку.

2) Избавляйтесь от застенчивости и стеснения.
Громко читайте вслух, пока никто не видит. Отрабатывайте уверенный голос и четкую дикцию. Вас никто не начнет уважать, пока вы будете мямлить. Это один из первых шагов к тому, как стать интересной личностью.

3) Учитесь говорить людям правду в глаза и выражать личное мнение.
Готовьтесь отстаивать свою правоту перед окружающими.

4) Избавляйтесь от излишней самокритики.
Человек, который задумался, как стать сильной личностью, обязательно должен знать себе цену и не позволять окружающим ее занизить.

Самое главное – любите себя. Запомните – как вы сами к себе относитесь, так и остальные будут к вам относиться.

Как становятся личностью? Практические шаги

Как стать харизматичной личностью, если вам предстоит выступать перед большими аудиториями или просто взаимодействовать с большим количеством людей? В этом аспекте особого труда не требуется.

1) запоминайте имена ваших собеседников.
Для человека нет звука приятнее, чем его собственное имя;

2) интересуйтесь людьми.
Самая любимая тема вашего собеседника – он сам. Поинтересуйтесь его делами, и вы обязательно обретете уважение;

3) умейте слушать.
Каждому человеку нужно давать высказаться. Увидев в вас хорошего слушателя, к вам самим также начнут прислушиваться;

4) предлагайте помощь.
В современном мире редко приходится рассчитывать на окружающих. Подарите людям такую возможность и взамен вы получите море благодарности.

Даже если вы уже являетесь сильным и влиятельным человеком, не забывайте о своем внутреннем мире. В этом вам помогут советы, как стать гармоничной личностью:

1) Любите свое тело и все, что его окружает.
Заботьтесь о своем жилище, создавайте в нем уют и вовремя избавляйтесь от лишних вещей и предметов быта. Выражайте любовь к своему телу с помощью упражнений и правильного питания.

2) Питайте ваши чувства.
Смотрите фильмы, вызывающие бурю эмоций, делайте себе и любимым людям маленькие приятные подарки. Только человек, умеющий сопереживать и чувствовать, вправе называться личностью.

3) Создайте гармонию внутри себя. Умейте расслабляться.
Занимайтесь йогой, или медитацией, ведь порой нужно просто научиться расслабляться и слушать внутренний голос. Прислушивайтесь к своей интуиции, и она много раз выручит вас в трудную минуту.

Полноценная сильная личность включает в себя гармонию яркости, харизмы и внутреннего обаяния. Порой, чтобы этого добиться у многих людей уходит целая жизнь. Учитесь работать над собой, уважайте все, что заложила в вас природа. Будьте самими собой, и люди сами к вам потянутся.

Становление личности: что нужно?

Пришло время разобраться, как становятся личностью. Что же для этого нужно знать или уметь? Важно помнить, что главным в таком случае является наличие следующих моментов:

1) Самоощущение.
То есть то, насколько человек чувствует в себе силы и желание улучшаться, изменяться. Тут неотрывно следует такое понятие, как уверенность в себе (не самоуверенность, которая человеку как раз и мешает стать полноценной личностью). Нужно понять, что за все свои действия человек несет ответственность сам.

2) Надо надеяться и рассчитывать только на себя, не ожидая помощи со стороны.
Личность – это независимый человек. Ни от иных людей, ни от обстоятельств.

3) Ну и главное, уметь признавать свои ошибки и быть гибким.
Принципы – это хорошо, но нужно уметь уступать, проигрывать.

4) Вспомогательные инструменты.
Это специализированные книги или иные издания, различные тематические тренинги. И конечно же, очень важно общение. Для этого можно обращаться за помощью к определенным специалистам, которые помогут совладать с данным процессом. Это может быть психолог, тренер или иной человек, который умеет правильно мотивировать.

Заключение

Каждый человек в глубине души считает себя личностью. Но так ли это на самом деле? Если оглянуться вокруг, то можно заметить, что большинство людей похожи друг на друга и едва ли выделяются среди общей массы окружающей их толпы.

Многие из них теряют свою индивидуальность еще в детстве, стараясь подходить под те нормы, что навязывают им родители и социальная среда, в которой они живут.

Другие же всячески стараются скрыть свою личность, стыдясь своих стремлений и желаний, боясь быть осмеянными близкими и родными людьми. Ведь гораздо проще быть таким как все. Именно этому нас учат с самого детства, а тот, кто предпочитает вырваться из серой массы, сразу же становится всеобщим изгоем, пока не станет вести себя так же, как и остальные.

Но есть и такие, которые, не смотря ни на что, становятся самодостаточной личностью. Как оказаться среди этих счастливчиков? В первую очередь, нужно будет постоянно работать над собой и следить за тем, чтобы не прогибаться под мнение окружающих. Как это сделать, подробно описано в этой статье. Конечно, будет сложно отстаивать свое мнение и быть собой в любых обстоятельствах. Но оно того стоит!

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Содержание:

Понятие “личности” в психологии - фундаментальное понятие, одна из центральных проблем в психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер.

Индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность

В психологии применительно к человеку используются понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность». Зачастую эти понятия подменяют друг друга. Так, говоря о личности, исследователи могут подчеркивать индивидные характеристики человека либо характеризовать его индивидуальность.

Для начала, определимся с этими понятиями:

Индивид – носитель биологического в человеке. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Таким образом, в понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек - это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.

Личность – это человек как носитель сознания. Чем активнее деятельность человека, тем отчётливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Совершенно очевидно, что личностью человек не рождается, поскольку ему ещё предстоит развивать своё сознание, и личностью человек может перестать быть (хотя как индивид и будет продолжать жить, сохраняя некоторые психические процессы, свойственные человеку) при тяжёлых психических заболеваниях.

Являясь по своей природе социальным образованием, личность, тем не менее, несёт на себе отпечаток биологической организации человека. Природные особенности человека – это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления её – продукт общественного бытия человека .

Индивидуальность - совокупность особенностей качеств личности, образующих её неповторимый облик. Она складывается из особенностей различных черт личности, причём влияние социального и биологического в них далеко не одинаково. Имеются качества личности, в развитии которых роль биологического, врождённого велика (например, темперамент), но имеются качества (мышление, память, воображение и т. д.), в развитии которых доминирующую роль начинают играть особенности обучения. Ещё более возрастает роль обучения в развитии знаний, навыков, умений. Определённую группу составляют качества направленности личности (интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение и т. д.), в формировании которых роль биологического ничтожна, зато роль социального опыта, и в особенности воспитания, исключительно велика.

Субъект деятельности - это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).

Большинство отечественных психологов включает в понятие «личности» комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включен человек.

«Личность» есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной «группы», как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние.

Личность является специфическим человеческим образованием, которое “производится” общественными отношениями, в которое индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного, естественно текущего изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде. Также это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира», т. е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. Личность рассматривается как система черт относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем. Личность описывается и как деятельное «Я» субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов. Личность рассматривается и как субъект персонализации, т. е. потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях.

Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.

Какие понятия личности существуют?

Существует множество понятий личности. Наиболее ясными и точными из них являются следующие:

1) Б. Г. Ананьев: личность - субъект труда, познания и общения.

2) И. С. Кон: личность - это специфическая интеграция социальных ролей.

3) А. Г. Ковалев: личность - это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Человек в процессе любой деятельности, даже работая на конвейере, когда он является функциональной единицей и определенными способностями претендует на уникальность, на качественную специфичность и индивидуальный подход к процессу управления. Как же он приходит к этому, и что является собственно личностным потенциалом в его деятельности?

Прежде всего, нужно отметить, что личность является целостным образованием. Целостным, но не бесструктурным. Многие психологи предлагали достаточно убедительное описание структуры личности (3. Фрейд, Э. Берн, К. Юнг, В. А. Ядов и другие).

Что значит быть личностью?

  • Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе.
  • Быть ею – это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором живешь.
  • Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти.
  • Быть ею — это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя.

Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» - как биологический организм, носитель общих генотипических на следственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность»как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Таким образом, если понятие «индивид» указывает на связь человека с природой, то понятие «личности» в психологии - на связь человека с обществом, социальной средой.

Знакомство с подходами

При описании личности представителями различных научных школ и направлений ис­пользуются следующие теоретические подходы:

1) Биологический - личность изучается, прежде всего с точки зрения генетических предпосылок ее формирования и эволюционного развития, их влияния на поведенческие, социальные аспекты развития индивида, благодаря чему отдельные черты, свойства личности передаются человеку по наследству, т.е. отдельные элементы, составляющие содержание личности, имеют врожденный, наследственно обусловленный характер.

2) Экспериментальный - изучение личности идет от исследования персептивных, познавательных процессов, высшей нервной деятельности человека, их роли в его поведении в различных ситуациях.

3) Социальный - изучается социальная среда, социальные роли, общественно-исторические, культурные условия, воздействующие на формирование личности человека, который рассматривается и описывается как составная часть общества, как продукт общественного развития, общественных отношений.

4) Гуманистический - в основе данного подхода лежит стремление в каждом человеке видеть личность, а в самой личности - ее духовное начало; с этих позиций исследуются ведущие признаки, отражающие ее основные свойства, внутреннюю структуру, которые сопос­тавляются с поведенческими, социальными характе­ристиками индивида.

В частности, в психологии имеется множество попыток выявления ядра личности. Имеющиеся подходы можно систематизировать следующим образом:

1. Существенное разделение понятий “человек”, “индивид”, “субъект деятельности”, “индивидуальность” и “личность. Следовательно, нельзя сводить понятие “личности” к понятиям “человек”, “индивид”, “субъект”, “индивидуальность”. Хотя, с другой стороны, личность — это все эти понятия, но лишь с той стороны, которая характеризует все эти понятия с точки зрения включенности человека в общественные отношения.

2. Следует различать “расширительное” понимание личности, когда личность отождествляется с понятием человек, и “вершинное” понимание, когда личность рассматривается как особый уровень социального развития человека.

3. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека, другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления.

4. Личностью не рождаются — личностью становятся. Она формируется в онтогенезе относительно поздно.

5. Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности.

Таким образом, личность - это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, индивидуальность, единство социально-психологических качеств, проявляющихся в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.

Критерии оценки личности

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве «Я», которое включает в себя представления о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.

Наблюдая за развитием человека, используются определенные критерии, которые позволяют оценивать уровень сформированности его личности.

1) Ощущение своего «Я»

Лежит в основе представления ребенка о самом себе. Постепенно человек начинает ощущать себя субъектом своих восприятий, эмоциональных состояний, действий, наконец, чувствовать свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне. Это система возникших представлений о самом себе, или, как говорят психологи, концепция собственного «Я», образа самого себя. Он, по мере накопления жизненного, социального опыта эволюционирует и, по мнению американского психолога К. Роджерса, становится «реальным Я» человека или его «Я-образом» с сопутствующим ему чувством самоуважения у ребенка, возникающим под влиянием того, что он уже может делать что-то самостоятельно.

Наряду с реальным «Я» в сознании человека может присутствовать и его идеальное «Я», т.е. тот образ, в котором он склонен видеть себя, кем бы ему хотелось стать в результате реализации своих возможностей. К этому идеальному «Я» и стремится приблизиться «Я» реальное. Между этими двумя образами имеет место динамическое взаимодействие. Человек стремится сблизить представления о самом себе, о своем реальном «Я» со своим идеальным «Я-образом», с тем, каким бы ему хотелось быть. Поэтому «личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия, или конгруэнтности, между реальным «Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением, что позволяет ему приблизиться к своему идеальному «Я» .

2) Сформированность самооценки

Самооценка - это оценка человеком самого себя, своих качеств, способностей, своего места среди других людей. Это своего рода проекция его реального «Я» на идеальное. Она свидетельствует об удовлетворенности либо неудовлетворенности субъекта самим собой. Поэтому самооценка также влияет на поведение человека, его взаимоотношения с окружающими, на проявление им своей личности.

Заниженная самооценка также оказывает негатив­ное влияние на формирование личности, только в ином направлении, способствуя формированию у субъекта устойчивой неуверенности в себе, необоснованно повышенной тревожности, беспочвенным самообвинениям, пассивному поведению, в конечном итоге - появлению комплекса неполноценности .

3) Уровень притязаний

Этот критерий тесно связан с самооценкой. В психологии под уровнем притязаний понимается, с одной стороны, уровень трудностей, преодоление которых является целью для субъекта, а с другой - желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я-образа»). Стремление повысить самооценку, когда у человека есть возможность свободного выбора степени трудности принимаемых решений, порождает внутренний конфликт двух противоположных тенденций: либо повысить свои притязания ради достижения максимального успеха, либо снизить их до такого уровня, который абсолютно гарантирует от неудачи. Часто уровень притязаний устанавливается где-то между чересчур трудными и легко достижимыми целями с тем, чтобы самооценка личности не пострадала.

Заключение

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Как жить - этот вопрос стоит только перед Личностями, но никогда - перед большинством, которое автоматически живёт по тем шаблонам, выработанным давным-давно без их участия и, в общем-то одних и тех же, несмотря на меняющиеся исторические формы. В жизни перед человеком всегда стоит дилемма: жить для себя, или жить, чтобы твою жизнь одобрили другие. В первом случае - такую жизнь выбирают все яркие индивидуальности, все индивидуалисты, которые не могут идти тупо за общим стадом. И я уверен, что вот сейчас моё это выражение - "для себя" - поймут неправильно все те, кто выбирает конформизим, тупое согласие с законами большинства.

Что такое "жизнь для себя"? Нет, это не хапанье богатств в ущерб миллионам нищих старушек. Это трудный путь индивида, который с детства не желает подчиняться убогим требованиям системы. Ведь любое общество, как правило, состоящее из сплошных "тёть мань", всегда стремится подавить слишком яркую Личность и вообще ЛИЧНОСТЬ. Она им непонятна и потенциально опасна, потому что не желает плясать под их дудку и соглашаться с тем убогим мироустройством, которое они создали на Земле.

На самом деле Личность не опасна никому, кроме себя. Жизнь её состоит из постоянного внутреннего и внешнего противоборства с серой и косной средой, от которой она получает не только полное непонимание, но и весьма ощутимые каждодневные тычки и шишки. А иногда серая масса просто физически забивает особь, в корне от неё отличающуюся. Таких случаев - миллион, потому что Личности на эту Землю приходят не так уж редко, как нам кажется (но как верна пословица - "Нет пророка в своём Отечестве"!).

По сути дела, она не нужна всем этим огромным массам, живущим совершенно бездуховно и никчёмно, не производящим ничего ценного для Духа, кроме своего вонючего дерьма, как морального, так и мегатонн физического. Видимо, в этом их предназначение в космических масштабах, Космос уготовил человечеству именно такую незавидную роль, а глупое человечество ещё и усугубило это, привнеся в своё существование страшное стремление к уничтожению себе подобных и окружающего мира.

Но вот приходит существо, которому опыт Личности становится нужен, как воздух, потому что оно покамест неопытно и может быть легко уничтожено агрессивными массами или, в лучшем случае, обращено ими в свою мерзкую веру. Ведь человек очень слаб, и далеко не у всех хватает сил сопротивляться тому, что диктует окружающее.

Это только кажется, что вот сидит какой-нить там Бетховен и благостно тренькает себе, и никто не против. Потренькав сколько-то там лет, умирает, а благодарное человечество ставит ему памятники. Чушь! При жизни Личности это "благодарное человечество" старается наставить ей как можно больше палок в колёса и нагадить в душу так, чтобы мало не показалось. А после смерти они, как правило, бывают почти начисто забыты, даже если ничтожное количество людей (сотни, а может даже и десятки - это из всего-то многомиллиардного населения земного шара!) поклоняются им в своей душе...

Впрочем, вопрос "как жить?" - он риторический. Если человек действительно настоящая Личность, а не часть большинства, то он не может жить так убого, как живёт это большинство, даже если будет сильно этого хотеть и пытаться мимикрировать, не выдержав постоянной угрозы уничтожения (впрочем, это бесполезно, потому что "чужака" серость чует даже тогда, когда он никак не проявляется и тихо "лежит на дне" - чует на уровне подсознания, скрываться бесполезно).

Конечно, у Личности есть то, что даёт ей силы выдерживать многое и что не позволяет ей сбежать из-этого убогого и грязного мира: это её внутренний духовный мир, который извлекает из глубин Вселенной такие откровения, которые и не снились биомассе, предназначенной для удобрения верхних слоёв шарика, созданного какими-то весьма жестокими и враждебными по отношению к человеку силами. Но человек оказался зачем-то им нужен и интересен, несмотря на свою незавидную роль подопытного кролика, раз он до сих пор не уничтожен ими.

Люди часто думают и говорят о том, что такое личность. Это всегда интересно и всегда волнует, ведь все мы люди и живем среди людей. Да, у всех разные профессии, занятия и должности, все выполняют неодинаковые задачи. Но кем бы кто из нас ни был, он, прежде всего, личность, а уже потом носитель какой-либо общественной функции.

Что такое личность? В чем проявляются ее качества?

Быть личностью - значит сохранять способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, сохранять свое неповторимое «я». Чем богаче мир и чем сложнее жизненные ситуации, тем актуальнее проблема свободы выбора собственной жизненной позиции. Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в самых сложных условиях человек может, только оставаясь личностью.

Свободно и непринужденно чувствует себя в современной жизни тот, кто постоянно учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общения. Человек обладает громадными возможностями для восприятия культурных и духовных ценностей и для собственного самосовершенствования. Чтобы стать личностью, каждый человек должен постоянно развиваться, заниматься самовоспитанием. И каждый это знает и старается разобраться в себе, понять себя, постичь себя, постичь свой внутренний мир. Мы пытаемся сопоставлять себя с окружающими, соотносить личную жизнь с общественной, свой интерес к миру с интересом его к себе, чтобы ответить на главные из главных вопросов: какой я? как и для чего я живу? все ли я открыл в себе? Каждый человек сам должен себя воспитывать. Никто не придет и не упразднит в нем недоброжелательность, зависть, лицемерие, жадность, страх перед ответственностью, непорядочность.

Главным в духовной культуре личности можно считать активное, творческое отношение к жизни: природе, обществу, другим людям, себе самому. Нам, вступающим в жизнь, надо знать о том, что культура человека не должна быть сведена только к начитанности, эрудиции, хотя и это очень важно. Культуру человека нетрудно оценить. Овладеть культурой может только деятельный, активный человек, открывший для себя все ее богатства. Искусство и литература, традиции и обычаи очень поучительны и их знание облегчает жизнь.

Но есть признак духовной культуры личности, который очень важен, - готовность человека к самоотдаче и самопожертвованию. Забота о людях и стремление помочь им должны стать не только добрыми словами, но и добрыми делами.

На протяжении всей жизни нужно формировать и развивать в себе лучшие качества и преодолевать те, что мешают раскрытию личности, ее самоутверждению в коллективе. К сожалению, многие считают, что свобода личности - это свобода не придерживаться установленных в обществе законов, порядка. Но такое поведение вместо пользы приносит только вред, причем страдает не только сам человек, но и окружающие его люди.

В жизни всякое бывает. Закрывать глаза на ее трудности, испытания, тяготы нельзя. Каждому из нас приходится разочаровываться, страдать, утрачивать веру в себя, мучиться угрызениями совести, быть виноватым и быть без причины обиженным. Но нужно научиться преодолевать боль от обид и несправедливости и выносить из пережитого урок. В преодолении трудностей закаляется характер, приобретается жизненный опыт. Если человек всем этим овладеет, он сумеет правильно выбрать жизненную позицию, будет отличать главное от второстепенного, воспитает в себе силу воли.

Никогда не нужно забывать о непреходящих ценностях. А еще очень важно научиться требовательности к себе, преданности делу, следованию долгу, верности дружбе и противостоянию злу, уважению к старшим и служению своей стране. Чтобы стать личностью, каждому необходимо внимательно всматриваться в себя и в жизнь. Очень важно воспитать в себе единство слова и дела, не забывать, что любая ситуация - это своеобразная школа поведения в жизни.