Представьте: вечер. Мама проверяет домашнее задание у ребенка. Завтра в школу.

Ты что, ответы в этих примерах с потолка писал?

Нет, я решал.

Да как же ты решал, если у тебя пять плюс три получается четыре?!

А... Это я не заметил...

А что задача?

Да я не знаю, как ее решать. Давай вместе.

А ты вообще пробовал? Или в окно смотрел и с кошкой играл?

Конечно, пробовал, - с обидой возражает Петя. - Сто раз.

Покажи листочек, где ты решения писал.

А я в уме пробовал...

Спустя еще час.

А что вам по английскому задали? Почему у тебя ничего не записано?

Ничего не задали.

Так не бывает. Нас Марья Петровна специально на собрании предупреждала: я даю задание на дом на каждом уроке!

А в этот раз не задала. Потому что у нее голова болела.

С чего это вдруг?

А у нее собака на прогулке сбежала... Беленькая такая... С хвостиком...

Прекрати мне врать! - визжит мать. - Раз не записал задание, садись и делай подряд все задания к этому уроку!

Не буду я, нам не задавали!

Будешь, я сказала!

Не буду! - Петя швыряет тетрадь, вслед летит учебник. Мать хватает его за плечи и трясет с каким-то почти нечленораздельным злобным бормотанием, в котором угадываются слова: «уроки», «работа», «школа», «дворник» и «твой отец».

Потом оба плачут в разных комнатах. Потом мирятся. На следующий день все повторяется сначала.

Ребенок не хочет учиться

Именно с этой проблемой ко мне приходит почти четверть клиентов. Ребенок уже в младших классах не хочет учиться. Не усадить за уроки. Ему вечно ничего не задано. Если все-таки усаживается, постоянно отвлекается и все делает тяп-ляп. На домашнее задание ребенок тратит страшно много времени и не успевает погулять и заняться еще чем-нибудь полезным и интересным.

Вот схема, которую я использую в этих случаях.

1. Ищу в медицинской карточке, есть или была ли какая-нибудь неврология . Буквы ПЭП (пренатальная энцефалопатия) или еще что-нибудь в этом роде.

2. Выясняю у родителей, что у нас с честолюбием . Отдельно - у ребенка: переживает он хоть немного за ошибки и двойки, или ему совершенно все равно. Отдельно - у родителей: сколько раз в неделю они рассказывают ребенку, что учеба - это его работа, кем и как он должен стать благодаря ответственному выполнению домашнего задания.

3. Подробно расспрашиваю, кто и как отвечает за это выполнение. Хотите верьте, хотите нет, но в тех семьях, где все пущено на самотек, проблем с уроками, как правило, и нет. Хотя, конечно, есть другие.

4. Объясняю родителям , что именно им (и учителям) нужно, чтобы младшеклассник готовил уроки. Ему самому это не нужно. Вообще. Он бы поиграл лучше.

Взрослая мотивация «Я должен сейчас сделать неинтересное это, чтобы потом, несколько лет спустя...» появляется у детей не раньше 15 лет.

Детская мотивация «Хочу быть хорошим, чтобы мама / Марья Петровна похвалила» обычно исчерпывает себя к 9–10 годам. Иногда, если ее очень эксплуатируют, - раньше.

Что делать?

Тренируем волю. Если соответствующие неврологические буквы в карточке обнаружились, стало быть, у ребенка собственные волевые механизмы слегка (или даже сильно) ослаблены. Родителю придется над ним некоторое время «зависать».

Иногда достаточно просто держать руку у ребенка на голове, на макушке - и он в этом положении за 20 минут все задания (как правило, небольшие) благополучно сделает.

Но не нужно надеяться, что он их все в школе запишет. Лучше сразу завести альтернативный канал информации. Вы сами знаете, что вашему ребенку задали, - и хорошо.

Волевые механизмы нужно развивать и тренировать, иначе они так никогда и не заработают. Поэтому регулярно - например, раз в месяц - следует немного «отползать» со словами: «О, сын мой (дочь моя)! Может, ты уже стал так могуч и умен, что сможешь сам переписать упражнение? Сможешь сам встать в школу по будильнику?.. Сможешь решить столбик примеров?»

Если не получилось: «Ну что ж, пока недостаточно могуч. Попробуем еще раз через месяц». Если получилось - ура!

Проводим эксперимент. Если тревожных букв в медицинской карточке нет и ребенок вроде бы честолюбив, можно провести эксперимент.

«Отползти» много существеннее, чем описано в предыдущем пункте, и дать ребенку «взвеситься» на весах бытия: «Что могу я сам?» Если нахватает двоек и пару раз опоздает в школу - ничего страшного.

Тут что важно? Это эксперимент. Не мстительный: «Вот я тебе сейчас покажу, что ты без меня!..», а дружелюбный: «А вот давайте посмотрим...»

Ребенка никто ни за что не ругает, но малейшие успехи поощряют и закрепляют за ним: «Отлично, оказывается, мне не надо больше вот тут над тобой стоять! Это была моя ошибка. Но как я рада, что все выяснилось!».

Надо помнить: никакие теоретические «договоры» с младшими школьниками не работают, только практика.

Ищем альтернативу. Если у ребенка нет ни медицинских букв, ни честолюбия, школу надо пока оставить влачиться как есть и искать ресурс вовне - то, что ребенку интересно и что у него получается. Для каждого что-то такое есть. Школе от этих щедрот тоже достанется - от грамотного повышения самооценки все дети становятся чуть ответственнее.

Меняем установки. Если у ребенка есть буквы, а у родителей - честолюбие: «Дворовая школа - это не для нас, только гимназия с усиленной математикой!», ребенка оставляем в покое и работаем с родителями.

Эксперимент, предложенный 13-летним мальчиком

Эксперимент предложил мальчик Василий. Длится 2 недели. Все готовы к тому, что ребенок, может быть, вообще уроков за это время не сделает. Никаких, никогда.

У маленьких можно даже с учительницей договориться: психолог порекомендовал эксперимент, чтобы улучшить обстановку в семье, потом отработаем, подтянем, сделаем, не волнуйтесь, Марья Петровна. Но двойки ставьте, конечно.

Что дома? Ребенок садится за уроки, ЗАРАНЕЕ зная, что делать их НЕ БУДЕТ. Такой договор. Достать книжки, тетрадки, ручку, карандаши, блокнот для черновиков… Что еще нужно для работы?..

Разложить все. А вот именно ДЕЛАТЬ УРОКИ - вообще не нужно. И это известно заранее. НЕ БУДУ делать.

Но если вдруг захотелось, тогда можно, конечно, что-то немножко и сделать. Но совершенно необязательно и даже нежелательно. Выполнил все подготовительные этапы, посидел за столом 10 секунд и пошел, допустим, играть с котом.

И что, получается, я уже все уроки сделала?! И времени еще не очень много? И никто меня не заставлял?

Потом, когда игры с котом закончены, можно еще раз подойти к столу. Посмотреть, что задано. Узнать, если чего-то не записал. Раскрыть тетрадь и учебник на нужной странице. Найти нужное упражнение. А ДЕЛАТЬ опять ничего НЕ НУЖНО. Ну, если сразу увидел что-то простое, что можно за минуту выучить, написать, решить или подчеркнуть, - тогда сделаешь. И если взял разгон и уже не остановиться - тогда еще что-то… Но лучше оставить на третий подход.

Вообще-то планируется пойти поесть. А не уроки… А эта задача не получается… Ну ладно, сейчас в ГДЗ решение посмотрю… А, так вот тут что было! Как же я не догадался-то!.. А теперь что - только английский и остался? Нет, его сейчас НЕ НУЖНО делать. Потом. Когда потом? Ну вот сейчас только Ленке позвоню… Почему пока я разговариваю с Ленкой, мне лезет в голову этот дурацкий английский?

И что, получается, я уже все уроки сделала?! И времени еще не очень много? И никто меня не заставлял? Ай да я, молодец какая! Мама даже не поверила, что я уже все! А потом посмотрела, проверила и так обрадовалась!

Вот такую солянку и излагали мне отчитывавшиеся о результатах эксперимента мальчики и девочки со 2-го по 10-й класс.

С четвертого «подхода к снаряду» делали уроки практически все. Многие - раньше, особенно маленькие.

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Свердловской области для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Тавдинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

«КАК ОБУЧАТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ

ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»

Составил:

Учитель-дефектолог I категории

И.В. Кремлева

Как обучать и воспитывать

ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

в коррекционной школе

1. Гиперкинетический синдром – СДВГ

(синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Сравнительно недавно психологи и специалисты по детскому развитию выделили гиперкинетический синдром.

Сегодня участковые педиатры сталкиваются с детской гиперактивностью не так уж редко. Возникает вопрос: гиперактивные дети - медицинский диагноз или поведенческая проблема?

Гиперактивность («активный» - от латинского «activus» - деятельный, действенный, «гипер» - от греческого «hyper» - над, сверху - указывает на превышение нормы) у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью и импульсивностью.

История изучения этого заболевания имеет недлинный, но насыщенный фактами период, составляющий около 150 лет. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генри Хоффман Он дал ему прозвище Непоседа Фил. Заслуга, как первым авторам, сфокусировавшим серьезное научное внимание на поведенческих аспектах детей принадлежит George Still и Alfred Tredgold (1902, 1908 гг.).

Несмотря на то, что изучением невротических отклонений поведения и учебных трудностей занимались многие ученые, долгое время не существовало научного определения таких состоянии, были периоды спада и повышения интереса к этой проблеме.

Интерес и сложность проблемы заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической (Z. Tresohlava, 1974; G. Weiss, L. Hechtman, 1986). В 1980 году Американской психиатрической ассоциацией был впервые представлен термин «attention deficit - дефицит внимания. Базовым симптомом синдрома стало «нарушение внимания». Это было особенно тем, что нарушение внимания встречается у всех детей с этим синдромом, а повышенная двигательная активность не всегда (J. Biederman et al., 1991; М. Gaub, С. L. Carlson, 1997; Т. E. Brown, 2000). Помимо нарушения внимания, выделяется также несоответствующее норме поведение ребенка.

В настоящее время по отношению к детям, у которых на первое место выходят исключительно нарушения внимания, осложненные двигательной и речевой активностью, стали использовать термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

В ходе 10-летнего исследования доказано, что размер головного мозга у детей и подростков с гиперактивностью на 3-4% меньше. Более того, чем меньше мозг, тем сильнее гиперактивность. По мнению, специалистов, эти данные указывают на то, что гиперактивность не является результатом плохого воспитания, а имеет биологическую природу (источник: Studi: Hyperactivy Children, Teens Haves Smaller Brains /Associated Press.

В настоящее время СДВГ рассматривается как нейробиологическое нарушение, этиология и патогенез которого носят комбинированный характер.

Не исключаются и причины социально-психологического порядка, такие как стресс матери во время беременности, неблагоприятная семейная обстановка.

Распространенность данного нарушения в разных странах колеблется от 24 до 40% среди детей, испытывающих трудности в адаптации. По данным Н.Н. Заваденко, частота проявлений данного синдрома в общеобразовательной школе - 6,6%, при этом среди мальчиков эта цифра достигает 11,2, а среди девочек - 2%. Гиперактивность нередко осложняется вторичными невротическими и поведенческими реакциями.

Кроме того, отмечается и значение генетического фактора. Замечено, что в большом проценте случаев у родителей детей с СДВГ в детстве наблюдались те же симптомы. Была выдвинута гипотеза о существовании наследственной предрасположенности к этому заболеванию (Т.Б. Глезерман).

Симптомокомплекс СДВГ включает в себя невнимательность, гиперактивность, импульсивность, трудности в обучении и межличностных отношениях. Обычно это нарушение сочетается с поведенческими и тревожными расстройствами, задержками в формировании языка и речи, а также школьных навыков. Таким образом, этот синдром относится к категории пограничных расстройств и находится в центре внимания медицинских, психологических, педагогических и других исследований (K.L. О" Cornell, 1996; М. Klockars, 2001). По выраженности симптомов врачи классифицируют заболевание на три группы: легкую, среднюю и тяжелую.

Данный синдром часто встречается у умственно неполноценных детей, а также детей, страдающих эпилепсией или имеющих какое-либо заболевание головного мозга. Для лечения назначаются амфетамины, и проводится поведенческая терапия; семья, в которой живет такой ребенок, должна постоянно получать советы и практическую помощь психолога и врача.

2. Портрет гиперактивного ребенка

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим.

Как правило, гиперактивный ребенок суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него наблюдается плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов.

При этом заболевании в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним - вполне посильная задача.

Подход к лечению, воспитанию и адаптации гиперактивного ребенка в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться».

Работа с такими детьми, помимо медикаментозного лечения, назначаемого невропатологом, поведенческой психокоррекции в форме систематического моделирования желательного поведения, должна включать психолого-педагогические мероприятия, имеющие своей целью развитие внимания, волевого самоконтроля и социальных способов удовлетворения потребности в повышенной двигательной активности.

Психологическую характеристику состояния ребенка при СДВГ делает психолог на основе бесед с родителями и другими членами семьи, наблюдений за ребенком на приеме, во время занятий игр. Он старается дополнить информацию об особенностях поведения и развития ребенка, полученного врачом. Оценивается степень развития школьных навыков и социальные условия жизни.

В ходе психологического обследования проводится оценка уровня развития когнитивных функций (внимания, памяти, мышления), а также эмоциональных особенностей и двигательной сферы. Обращается внимание на личностные особенности ребенка, наличие акцентуаций (крайних проявлений) характера (всего 11 типов).

Возникновение симптомов заболевания относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение - к началу обучения в школе. Максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей. 3 года начало активного развития внимания, памяти, речи. Форсированное повышение нагрузок в этом возрасте может привести не только к нарушениям поведения в виде упрямства и непослушания, но и к отставанию в нервно-психическом развитии. Возраст 6-7 лет - критический период не только для становления письменной речи, но также произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и других функций высшей нервной деятельности.

Поэтому если в дошкольном возрасте среди детей с СДВГ преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность, то у школьников на первый план выступают трудности обучения и отклонения в поведении. В_ подростковом возрасте симптомы заболевания могут стать причиной развития асоциального поведения: правонарушений, алкоголизма, наркомании. Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, различные личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни.

Обычно жалобы родителей таких детей: сверхподвижен, ни секунды не может усидеть на месте, крутится, как волчок, очень отвлекаем, не может сконцентрироваться, не в состоянии закончить начатое. Родители характеризуют своего ребенка как чрезвычайно подвижного, непоседу, непослушного, у них постоянно возникают конфликты, они кричат друг на друга, а потом раскаиваются. Если мама после конфликта долго переживает, то у ее сына все «как с гуся вода» - через минуту он весел, забыл конфликт и его последствия. У таких детей может наблюдаться отсутствие элементарной стеснительности по отношению к чужим людям, бессердечного отношения к животным.

Наряду с гиперактивным, импульсивным типом синдрома дефицита внимания встречается, но значительно реже, так называемый невнимательный тип . Такие дети характеризуются «как чрезвычайно неорганизованные и хаотичные». Они постоянно забывают или теряют учебники, варежки, ключи и другие предметы.

Такие дети часто бросают занятие, так и не достигнув результата. Ребенок не только не способен завершить выполнение поставленной задачи, но и небрежен в ее выполнении, часто это касается школьных заданий.

На уроке он не может работать вместе со всем классом, ему трудно вспомнить инструкцию учителя, он постоянно отвлекается на окружающие звуки или зрительные раздражители, которых другие ученики не замечают. Отвлекаемость может быть связана с собственным телом, одеждой, другими предметами. Их повышенная активность, неспособность сосредоточиться на чем-либо, а также нарушения восприятия, недостаточность речевого развития создают основу для возникновения учебных трудностей. Хотя психологи отмечают у них средний или даже выше среднего коэффициент интеллекта.

Также специалисты отмечают у этих детей нарушения памяти, сниженную умственную работоспособность, повышенную утомляемость. При выполнении заданий делает много ошибок, но не из-за непонимания, а из-за невнимательности. Рассеянность увеличивается по мере увеличения продолжительности выполнения заданий. Продуктивность работы таких детей в классе очень низкая. Основные характеристики внимания: концентрация, переключение, устойчивость, распределение, объем - у них ниже нормы. Объем оперативной памяти и мышления снижен, большая часть усвоенной информации забывается. Долговременная память слабая, так как временные связи образуются с трудом.

Характерная черта умственной деятельности детей с СДВГ - цикличность. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5-15 минут, по истечении которых они теряют контроль над умственной активностью (3-7 минут мозг «отдыхает»), затем ребенок опять может работать 5-15 минут.

Имея неплохие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются сниженным интересом к интеллектуальным занятиям, художественно-изобразительному искусству, любопытны, но не любознательны.

Определенные отклонения в мотивационной сфере, что проявляется частыми отказами что-либо делать, приводят к отсутствию интереса к систематическим, требующим внимания занятиям.

Проблемы с вниманием часто сопровождаются повышенной двигательной активностью или двигательной расторможенностью, т.е. активная самостоятельно направленная деятельность, у этих детей развита слабо. Именно высокая реактивность отмечается при характеристике поведения и свойственна чаще мальчикам. Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Им свойственна импульсивность поступков («сначала сделает, а потом думает»), а это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации опасные для него, повышен травматизм. У некоторых детей интеграция ощущений слабо развита, т.е. мозг не может полноценно переработать поток чувствительной информации. J. Ayres (1984) назвал это соинтегративной дисфункцией, которая может проявляться в низкой чувствительности к холоду и боли, иногда в сочетании с сверхчувствительностью к легким прикосновениям, и пониженной чувствительности к стимулированию вестибулярного аппарата. Они переносят качания и вращения на качелях легче, чем другие дети и у них не наблюдается головокружение и наличие нистагма. У детей с СДВГ снижены показатели равновесия без зрительного контроля, координации движений, равновесия, зрительно-пространственной координации.

Двигательные трудности проявляются в выполнении автоматизированных движений, мелкой моторики и навыков самообслуживания. Дети испытывают трудности при выполнении движений, которые требуют высокой степени автоматизма и координации.

Деятельность гиперактивных детей нецеленаправленна, маломативирована и не зависит от ситуации - они подвижны всегда. Такие дети все время торопятся, суетятся, много раз переспрашивают задание. В тетрадях у них грязно, много ошибок и зачеркиваний. Им трудно самоорганизоваться и контролировать свое поведение. Гиперактивному ребенку больше всех грозит непонимание со стороны окружающих. В результате ребенок может ожесточиться и стать агрессивным.

Также у гиперактивных детей наблюдается нарушения эмоциональной сферы. Прежде всего, это чрезмерная возбудимость и импульсивность, обусловленные дефицитом сдерживающего контроля и саморегуляции поведения. Ребенок проявляет повышенную эмоциональную болтливость, частую смену настроения от слез к смеху и наоборот. Такие дети могут быть очень общительными они легко идут на контакт с незнакомыми людьми, более того навязывают свое общение окружающим, часто применяя для этого неадекватные методы, поэтому становятся нежелательными членами детского коллектива. Гиперактивного ребенка можно сразу выделить из группы других детей по характерной позе, поведению «бойцовского петушка», готового броситься в драку.

Гиперактивные дети своим поведением с самого раннего детства как бы бросают вызов окружающему миру. Они не похожи на других детей, их поведение резко выходит за рамки привычного для детей их возраста. Такие дети в большей степени, чем другие, подвержены депрессивному настроению, легко расстраиваются из-за неудач, требуют незамедлительного вознаграждения за свой труд и чаще всего материального.

При условии раннего терапевтического и психологического воздействия прогноз для детей с СДВГ благоприятный. Чрезмерная активность обычно является первым симптомом, с которого начинается ремиссия - облегчение болезни. Пик проявления двигательной расторможенности приходится на 6-7 лет, с обратным развитием к 14-15 годам, импульсивность снижается к окончанию школы, дефицит внимания, как правило, остается в той или иной степени в течение всей жизни. Негрубые остаточные явления позволяют адаптироваться в обществе, вести нормальную трудовую жизнь, адекватно устанавливать межличностные отношения.

3. Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Дефицит активного внимания:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность:

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается в разговор других людей, прерывает их.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других - нет).

Если проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

4. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка

Построение адаптивной среды с учетом особенностей

Гиперактивного ребенка

Непременным условием работы с гиперактивным ребенком является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между участниками образовательного процесса. Взрослый в общении с детьми должен придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель - содействовать становлению личности ребенка, основанная на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.

При проведении игровых занятий нужно помнить, что сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать гиперактивных детей, поэтому рекомендуется исключать упражнения с эмоциональным акцентом (игры-соревнования: «Кто быстрее?» и т.п.).

Ученые считают, что окружающая ребенка среда имеет приоритетное значение для его развития, прежде всего она должна обеспечивать безопасность жизни и способствовать укреплению здоровья. Поэтому в учреждениях, где обучаются гиперактивные дети, желательно наличие комнаты или части комнаты, условно называемой «мягкой», которая может содержать спортивный комплекс. В ней крепятся веревочные лесенки, кольца или какие-нибудь невиданные предметы, всевозможные канаты, подвешенные трапеции-качели и т.д. Все эти элементы комплекса рассчитаны и на взрослого, и могут преобразовываться самыми разными способами. «Мягкая комната», по желанию играющих, может быть преобразована в «театр», «кинотеатр», «выставочный зал», «галерею», «стадион» и т.д.

Полную безопасность и своеобразный строительный материал обеспечат мягкие (поролон, обшитый кожей) кубы, столбики, арки, плоские маты и т.п. Они позволяют детям строить дома, квартиры, дворцы, лабиринты, пещеры, корабли и т.д. Желательно иметь облегченные конструкции ширм, домиков, мягких и надувных игрушек и т.п.

Организация учебного процесса

Основной дефект гиперактивных детей - это рассогласованность в деятельности мозга и повышенная умственная истощаемость. В процессе урока эти дети периодически «отключаются», не замечая этого. Они быстро утомляются и не могут сохранять восприимчивость и умственную работоспособность до конца учебного дня, хотя остаются двигательно-активными до позднего вечера. Из-за этого у них могут быть пробелы в знаниях учебного материала. Конечно же, необходимо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Школьный урок продолжается 40 минут, и любой ребенок должен подчиняться режиму. К сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2-3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.

При построении урока желательно учитывать цикличность интеллектуальной активности гиперактивных детей.

Для закрепления материала урок должен быть построен так, чтобы на его протяжении варьировался один и тот же алгоритм или тип задания.

Дети работают в разном ритме: кто-то еще активен, а кто-то уже устал или, наоборот, отдохнул и готов подключиться к уроку. Если в течение урока варьируется одна и та же тема, то в каком бы ритме ребенок ни работал, он все время будет «встречаться» только с ней. Тем самым повышается вероятность того, что основное содержание урока будет усвоено.

Общие принципы работы с гиперактивными детьми, предложенные Гленом Доманом, строятся на четком структурировании информации, которую ребенку предстоит усвоить, разбиении ее на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, которые действуют в соответствующей области знаний. Единицей информации обязательно должен быть целостный самостоятельный «образ-факт», который понятен ребенку, может быть им осмыслен и легко включен в систему его личного опыта. При обучении чтению это целое слово, далее словосочетание, простое предложение и т.д., вернее, его графическое изображение, обозначающее известный ребенку предмет (далее свойство, действие и т.д.). После того как сформируется устойчивый графический образ слова, ребенок становится способным быстро схватывать смысл написанного, т.е. читать. Далее он легко обучается разложению целого на части: различным методам анализа слова, т.е. готов изучать грамматику и правописание.

Гораздо сложнее, если изначально единицей выступает слог, фонема, звук или буква, так как это абстракции, не имеющие никакого образного представительства в системе внутреннего опыта ребенка. Осмысление абстракций у таких детей затруднено.

Математика как более четкая и алгоритмичная наука усваивается детьми гораздо легче и нравится им гораздо больше, чем письмо и чтение. При объяснении любого урока надо стараться давать детям точный алгоритм действий, уметь выделять сущность. Желательно разрабатывать графическое изображение алгоритма для каждой темы и давать его детям на карточках. Желательно «проиграть» этот алгоритм с детьми. Например, построить из ребят «змейку» или «паровозик» в соответствии с последовательностью событий или действий, которые надо запомнить.

Обстановка на уроках должна быть свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для гиперактивного ребенка. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т.д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают. Когда нет запретов, не происходит и накапливания неотреагированной энергии с последующими взрывами. «Рядовая» несдерживаемая недисциплинированность (когда дети могут сидеть, как им хочется: поджав ноги или на коленях; вертеться, иногда вставать, обращаться к учителю и проч.) создает только фоновый шум и меньше мешает проведению урока, чем эмоциональные срывы детей и попытки учителя их приструнить. Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать общую хорошую работоспособность.

Проблема дисциплины частично решается и в том случае, если есть возможность оборудовать класс партами, рассчитанными на одного человека, или оборудовать их специальными «конторками» для того, чтобы ребенок мог выполнять задания не сидя за партой, а стоя. Когда дети сидят по одному, они меньше обращаются друг к другу, больше сосредоточиваясь на объяснении учителя. Чаще вступают в диалог с учителем, а не с детьми. Такими диалогами учитель может управлять, приближая их к теме урока.

Если учитель видит, что ребенок «выключился», сидит с отсутствующим взглядом, то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать.

Необходимо также избегать переутомления детей в течение учебного дня. Лучше, когда предусмотрен после второго (или третьего) урока большой перерыв с прогулкой. Хорошо, если выделено и оборудовано специальное помещение для отдыха во время переменок, где дети могут и посидеть, и полежать, и поиграть (отдельная рекреация с низкими табуретками, скамейками-диванчиками, игрушками). При сильных функциональных нарушениях деятельности мозга можно переводить детей на неполную учебную неделю с добавочным скользящим выходным днем.

5. Основные принципы взаимодействия педагогов с гиперактивными детьми

1. Педагогу необходимо как можно чаше показывать, рассказывать, совместно обыгрывать ту информацию, которая должна быть усвоена ребенком. Учебные демонстрации и рассказы должны быть короткими (2-3 мин).

2. Гиперактивный ребенок работать самостоятельно не может, поэтому педагогу приходится сидеть вместе с ним во время выполнения домашних заданий, чтобы возвращать его к заданиям, осуществляя общение на уровне глаз. В. Оклендер рекомендует в это время взрослому легонько проводить ладонью по спине ребенка, сидящего рядом.

3. Педагогу очень важно сохранять во время занятий с гиперактивным ребенком спокойствие, не раздражаться и не нервировать его. Если чувствуете себя на грани эмоционального срыва, постарайтесь отойти и оставить ребенка наедине с самим собой. При этом не будьте демонстративны: ваш уход не должен быть протестом против поведения ребенка.

4. Стоит последить за своей речью, когда мы разговариваем с детьми. Берем ли мы ответственность на себя, пытаясь манипулировать ребенком: «Прекрати... не смей... замолчи...», вместо того чтобы сказать все это себе. Внешнеобвинительные формулировки приучают ребенка к тому, чтобы искать виноватого, защищаясь от неприятных ощущений, связанных с чувством вины.

5. Режим важен для всех детей, но для гиперактивных - особенно. Выработка правильных привычек облегчается, если необходимые дела делаются в одно и то же время изо дня в день.

6. Лучше, если ребенок будет работать с черновиком, но прежде, чем переписывать задание в тетрадь, дайте ему отдохнуть. Само переписывание тоже надо осуществлять с перерывами.

7. Стихотворение лучше заучивать небольшими частями, не все сразу. После повторения стихотворения (или правила) наизусть ребенку необходим перерыв перед продолжением занятий.

8. Позволяйте гиперактивному ребенку каждые 20 минут вставать и ходить по классу, не мешая окружающим.

9. После занятий надо обязательно хвалить ребенка независимо от того, демонстрировал он свои знания или только смотрел, слушал и повторял.

10. Педагогу желательно организовать место, где гиперактивный ребенок мог бы поиграть с глиной, водой, песком, которые обеспечивают разнообразие тактильных ощущений и снижают психическое напряжение.

11. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Старайтесь похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

12. Изменяйте режим урока - устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.

13. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с СДВГ часто забывают его.

14. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка - в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.

15. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло - во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.

16. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

17. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. 18. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.

19. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.

20. Совместно с психологом помогайте ребенку адаптироваться в условиях школы и в классном коллективе - воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

Литература

1. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе / В.Е. Бейсова. – Ростов-на/Д: Феникс, 2008.

2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

3. Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н. Син-
дром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. - М: Академический
Проект, 2004.

4. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания.// Дефектология. - 1996. - №3 - с.72 -74.


С каждым днём гиперактивных детей на нашей земле становиться все больше. Почему это происходит — совсем другой вопрос, но если вы являетесь родителем такого ребёнка, перед вами остро стоит дилемма, как заставить его сделать уроки. А также как сделать этот процесс менее мучительным для себя и ребёнка.

Во-первых, освещение в комнате гиперактивного школьника, да и не только, должно быть очень хорошее. При этом необходимо учитывать какой рукой ваш ребёнок пишет — правой или левой. Если он правша, то в идеале свет на рабочее место школьника должен попадать с левой стороны, а для левши – с правой. Освещение играет всегда большую роль не только для зрения, но и для любых работ. Скажем, если скалодром для ребёнка будет слишком ярко освещен, это будет мешать ему видеть за что можно ухватиться и вызовет головную боль. Так и за столом свет должен быть не слишком ярким, чтобы не утомлял, но и достаточным, чтобы хорошо видеть.

Второе правило, которое позволит гиперактивному ребёнку выполнить домашнее задание по возможности быстро и без особых проблем – это полная тишина. Ребёнок не должен ни на что отвлекаться. Никакой музыки, даже очень тихой, ни телевизора, ни компьютера, абсолютная тишина. Конечно, на время уроков, вам придётся себя в чём-то ограничить, но это позволит ребёнку сконцентрировать внимание на уроках и не отвлекаться по пустякам.

Третье – расположение рабочего стола. Самым лучшим вариантом было бы поставить стол школьника в угол, по направлению лицом к стене. Но не у всех есть такая возможность, поэтому главным условием здесь будет не ставить стол напротив окна или стены, на которой весят картинки, фотографии или плакаты. Помните — ничто не должно отвлекать гиперактивного ребёнка от поставленной цели (в данном случае уроков). Если сейчас его не приучить к порядку выполнения домашних заданий, в будущем ему будет очень сложно выполнять любую другую работу из–за неумения концентрировать внимание на важном.

Ещё один важный нюанс в приготовлении гиперактивным ребёнком домашнего задания – предметы, которые находятся на столе. Ещё до того, как ребёнок сядет делать уроки необходимо позаботиться о том, чтобы и там ничто не смогло привлечь его внимание. Один урок – одна тетрадь, один учебник, одна ручка, один карандаш и больше ничего. Как только ребёнок справится с одним домашним заданием, сразу же меняйте учебник и тетрадь. Не давайте ему время расслабиться, снова настроиться на нужный лад такому ребёнку потом будет очень сложно. Также желательно покупать для гиперактивных детей простые школьные принадлежности, то есть без рисунков и наворотов.

Для гиперактивных детей важен строгий распорядок дня. Это касается и уроков. Точно определите время, за которое ребёнок должен будет сделать один урок. Объясните ребёнку, что чем быстрее он справиться с домашним заданием, тем больше времени у него останется для всего остального. Если ваш ребёнок не укладывается в отведённые ему для одного урока, допустим полчаса, по каким-либо причинам, придумайте для него стимул. Система поощрения хорошо подойдёт для этого. Дайте понять ребёнку, что, если он полностью сконцентрирует внимание на заданиях и справится с ним, он от этого только выиграет, в противном случае – не получит ничего.

Если во время уроков ничто не будет отвлекать ребёнка от домашних заданий, то сделать их не составит для него особого труда и вам не придётся нервничать по этому поводу.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) нередко называют болезнью современных детей. И хотя он диагностируется у 6% детского населения в популяции независимо от региона, любой учитель начальных классов по личным ощущениям может вам сказать, что таких детей у него куда больше.

Родители смущаются больше: как говорить с детьми о половом воспитании

Как понять, что у ребенка СДВГ, и как с этим жить, чем ему могут помочь родители и о какой помощи стоит попросить школьного учителя, в начале учебного года корреспондент Sputnik Светлана Лицкевич поговорила с врачом-психотерапевтом, кандидатом медицинских наук, доцентом Татьяной Емельянцевой.

Что такое СДВГ?

Такие дети знакомы всем - расторможенные, импульсивные, дезорганизованные, не способные подолгу сосредотачиваться на одном деле. Они могут прыгать на месте, махать руками как птицы, быстро забывают произошедшее и не могут рассказать, что происходило сегодня в школе. Их поведение несдержанное, порой вовсе неуместное, а тетрадки полны исправлений, иногда они и вовсе могут оставаться пустыми, предложения недописанными. Как правило, при достаточно высоком интеллекте, дети с СДВГ учатся значительно хуже своих возможностей, высидеть до конца урок - для них невыносимая пытка. Как помочь такому ребенку адаптироваться в школе, а школе - быть лояльной к ребенку?

Время работает на ребенка

Так получилось, что тему приложения сил в науке врачу-психотерапевту Татьяне Емельянцевой подсказала сама жизнь. Изучением синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ей пришлось заняться, потому что у сына появились характерные признаки этого недуга. Она не скрывает этот факт, равно как и то, что все поправимо - просто такие дети требуют большого родительского труда. И чаще всего с возрастом перерастают большинство своих трудностей.

Чаще всего СДВГ становится проблемой, когда ребенок идет в школу. Когда выявляется его неспособность прилежно учиться - такие дети расторможенные, рассеянные, катастрофически неорганизованные. В детском саду это может проходить практически незамеченным, если повезло с педагогом.

Психолог об опасных селфи: внимание сверстников не заменит родителей

Если такой ребенок попадает в поле зрения врача-психотерапевта до школы, чаще всего врачи просят отдавать ребенка с СДВГ в школу попозже?

Да, здесь время работает на ребенка. Его нервная система созревает, и чем позже он пойдет в школу, тем лучше будут результаты. Год для ребенка - это очень много. Пускай такой ребенок будет в своем классе переростком, но это пойдет на пользу и ему и учителю, который будет с ним работать.

- Многих волнует вопрос - надо ли говорить учителю про СДВГ?

Безусловно, это надо сделать. Ведь учитель должен стать вашим союзником. И только вместе вы сможете выйти на хорошие результаты. Но, возможно, лучше это делать постепенно, по мере поступления симптомов, - многих учителей этот диагноз пугает. Большое счастье, если вам удастся найти педагога, знакомого с СДВГ, прежде успешно работавшего с такими детьми или столкнувшегося с подобным в собственной семье.

К психотерапевту чаще всего обращаются, когда ребенок идет в школу и всем становится очевидно его "неудобное поведение"

Не стоит сразу становится в позу - будто учитель вам что-то должен. Вам нужно учиться находить общий язык. Но в большинстве своем школа с этим знакома. Я, например, когда пыталась объяснить учительнице сына про то, что у нас "особенности", она мне невозмутимо сказала: "особенности есть у всех, это же дети".

Том Сойер - типичный гиперактивный ребенок

Считается, что раньше такого диагноза не существовало, это особенность современных детей, которая проявляется у них все чаще. Это верно?

Нет, конечно. СДВГ - не новый диагноз. Он детально описан еще у Марка Твена. Том Сойер - типичный гиперактивный ребенок. Когда-то СДВГ называли гипердинамическим синдромом. Потому что эта непоседливость, непослушность были очевидны для окружающих. Это клинический феномен расстройства развития нервной системы. К ним, кстати, сейчас относят не только СДВГ, но и аутизм. И все чаще эти диагнозы могут сочетаться, особенно с синдромом Аспергера (одно из расстройств аутистического спектра). Существует, конечно, такая точка зрения, что детям с СДВГ повезло больше - у них менее выраженная слабость развития нервной системы, чем у детей с симптомами аутизма.

Чаще всего СДВГ - диагноз мальчишек. У девочек он встречается в 3-4 раза реже.

Психотерапевт: лечить нужно не бессонницу, а депрессию и неврозы

- Когда родителям надо начинать беспокоится?

Обычно СДВГ начинают "искать" после 4 лет. Признаки могут быть самыми различными, иногда совсем нетипичными. Но некоторые характерные черты узнаваемы. У 30% таких детей бывают проблемы с речевым развитием. Практически для всех характерно капризное протестное поведение. Они скандалят в супермаркетах не потому, что избалованы - они крайне нетерпеливы и не могут контролировать свои эмоции. У них рано, еще в дошкольном возрасте, начинают проявляться различные тики - признак слабости нервной системы. У многих обостренная сенсорная чувствительность. Некоторые могут впадать в истерику от звука пылесоса, "жмет - трет" - это тоже про них. Ко мне обратилась одна семья, в которой девочка приходила в первом классе из школы и раздевалась донага - ей все мешало. Они придирчивы к текстуре одежды, текстуре пищи. Пища с комочками для такого ребенка может стать 100% условиям, чтобы вообще не есть. У них могут долго сохраняться энурезы, энкопрезы (каломазание). Может неправильно формироваться акт дефекации - пока был в памперсах - проблем не было, а на горшок - не получается, протест. Зато почти сразу наложит в штаны, как только его оставят в покое. И иногда только по этим признакам обращаются к специалистам, других признаков проблемного поведения не заявляется. Если у ребенка есть подобные симптомы - это повод показать его врачу-психотерапевту.

Где родителям брать силы

- Что делать, если такой диагноз выставили?

Не воспринимать это как конец света и готовиться к длительной работе. В Америке эти вопросы решаются просто - условием обучения ребенка с тяжелой формой СДВГ в приличной школе является назначение психостимуляторов. Высокая эффективность их доказана. Они повышают уровень дофамина, которого у детей с СДВГ не хватает.

У нас такой практики нет, просто нет возможности назначать психостимуляторы. Важно понимать, что это не антибиотик, который пропил и забыл, они не вылечивают, они помогают на время. Психостимуляторы надо пить годами. Химические нейромедиаторы включают мозг, внимание - дают тот драйв, который помогает им довести начатое до конца. Уходит неудобное поведение. Дети начинают лучше учиться - потому что еще одна проблема таких детей - они учатся хуже свои возможностей. У них многое зависит от настроения, от работоспособности именно сегодня. Например, солнца сегодня больше - ребенок более адекватен, его мозги включаются лучше, он более собран. Но никто не думает о долгосрочной перспективе ребенка - что будет с ним дальше, сможет ли он без психостимуляторов, каким будет его поведение. По большому счету - это не решение проблемы, это ее откладывание.

Почему сбегают дети из "приличных" семей?

С ребенком надо постоянно работать, знать, как помочь ему справиться с его неусидчивостью, невнимательностью, сделать учителей и воспитателей своими союзниками. Здесь очень много значат группы родительской взаимопомощи.

Я занимаюсь СДВГ больше 10 лет, работаю и с детьми, и с родителями. За это время немало детей выросло - я удивлена тем, как со временем все меняется, как они выравниваются со сверстниками. Я, конечно, понимаю, что имею дело с мотивированными родителями. Дети с СДВГ при нормальном внимании и заботе могут вырасти достаточно успешными. Да - с маленькими нюансами. Зато из них получаются хорошие художники, архитекторы, врачи, режиссеры - они видят мир по-другому, видят образами, у них развито чувство сопереживания, они больше живут сердцем.

Вы говорите, что родители должны быть готовы работать с ребенком. Все мы вроде как детей воспитываем, учим шаг за шагом и т.д. Для детей с СДВГ что-то должно быть по-другому?

Нужно быть готовыми бесконечно проходить все заново. Если у родителей нет этого настроя марафонца, результатов может не быть. Недавно у меня была семья, они живут в Америке, сюда приехали к бабушке. У мамы там второй брак, есть маленький ребенок. Она неспокойная, неровная, - вижу, что у нее нет сил на старшего ребенка, у которого СДВГ. Маме нужен конкретный ответ: как сделать так, чтобы ребенок слушался, чтобы учился хорошо, чтобы понимал, что маме тяжело. По итогу беседы пришлось сказать бабушке, что нет вариантов, кроме психостимуляторов там у них, в Америке. Просто потому, что я вижу, что у мамы нет сил помогать. Мальчик очень непростой, ему 10 лет и он уже понимает, что с ним что-то не так. Знает, что предстоит прием лекарства. Спрашивает: "правда, что я не смогу так радоваться, как раньше, например, когда мой друг забивает гол?" Мне пришлось ему объяснять, что это только на время, чтобы изменилось отношение к нему. Это, на мой взгляд, высвечивает проблему отношения самих детей к назначению психостимуляторов, как несвободу.

Татьяна Емеьянцева не скрывает, что вплотную заняться изучением СДВГ ей пришлось в том числе и по личным мотивам

Хотя бывает и другое - я провожу много лет групповые занятия для родителей. У меня был один папа, который ходил ко мне год от года. Слушал приблизительно одно и то же по несколько раз. Когда я спросила - зачем, он сказал: "я хожу сюда за тем, чтобы у меня появились силы и дальше помогать своему ребенку". На групповых занятиях не только знания - но и эмоциональная поддержка, когда есть чей-то более удачный опыт взаимодействия со школой, например.

Достучитесь до него - в буквальном смысле

- Если вернуться к школе - чего можно ждать от учителя, на какую помощь рассчитывать?

Ребенку с СДВГ трудно адаптироваться в социуме, а его поведение часто бывает неуместным. Они неудобны, такие дети. Для родителей, для учителей. У них немало проблем с вербальной оперативной памятью. Так называемая внутренняя речь - умение проговаривать мысли "про себя" формируется у ребенка в норме к 7 годам, а у этих детей она может сильно запаздывать. Нередко бывает - задача решена, но объяснить последовательность действий он не может. Как компьютер без принтера. Но зато они отлично справляются с тестовыми заданиями, здесь они могут показывать хорошие результаты.

Одна из самых распространенных родительских и учительских жалоб: "он меня не слышит".

"Плохо – это не норма": как принять, что вам пора к психотерапевту

Для того чтобы он вас услышал, подойдите к нему, дотроньтесь, посмотрите ему в глаза - для них важен тактильный контакт, пускай он вслух проговорит вашу просьбу. Это способ усилить эффективность его памяти. А учитель, зная, как тяжело такому ребенку высидеть целый урок, может отправить его сполоснуть тряпку для доски или попросить раздать тетради, полить цветы. Их внимание необходимо переключать на двигательную активность, тогда он будет справляться. Если на контрольной такого ребенка посадить возле учительницы - он будет стараться куда больше. Учитель должен это учитывать. Но для этого родителям стоит сначала поговорить с ним об особенностях подхода к такому ученику. Своим пациентам я даю памятки для учителей, чтобы они знали, как успокоить, как переключить внимание гиперактивного ребенка. Информация доступна и в интернете. Не все ее ищут, к сожалению.

Важно понимать, что дети с СДВГ действительно устают больше других. При незрелости нервной системы и их подвижности они бегут впереди паровоза. Зачастую, когда устают, становятся просто неадекватными.

У нас с сыном была очень понимающая учительница, которая его отсаживала на диванчик, когда видела, что он укладывался на парту от того, что устал. Или разрешала сосать леденец, который включал внимание при выполнении контрольной работы.

- Можно ли таким детям ходить в продленку?

Категорически не советую. В продленке его завод закончится. И начнется расторможенность, клоунское поведение. А дома все будет по-другому - он сменит обстановку, переключится, отдохнет и вскоре будет способен заняться выполнением домашних заданий.

Одна из теорий, объясняющих СДВГ - так называемая энергетическая, теория "слабой батарейки мозга". С двигателем машины все в порядке. Но бензина иногда не хватает. Для них важна эмоциональная подзарядка. Очень помогают "обнимашки-целовашки". Но многие родители силу тактильного контакта недооценивают.

- Как их все-таки уговорить учиться?

Такого ребенка бесполезно ругать за плохие оценки - но если он получил хорошую, лучше поощрить его так, чтобы он запомнил это и захотел сделать еще раз. Наказание действует на них гораздо слабее, чем поощрение. Им быстро становится скучно, все надоедает. При дополнительной стимуляции эффективность всех людей повышается. И у этих детей - особенно. Они нуждаются в постоянном вознаграждении. Немедленно. Обещание - будешь хорошо учиться, через 2 месяца поедешь с классом на экскурсию - не для них. Их награда должна быть немедленной.

Люди на своей волне

- Откуда берется такой диагноз и есть ли надежда, что со временем ребенок выровняется, перерастет его?

В 60-х годах прошлого века было объявлено, что СДВГ - черта характера, которая наследуется. Сейчас снова считается, что это расстройство развития мозга, обусловленное как наследственными факторами, так и внешними. В том числе и тем, как проходила беременность, роды, в каких условиях воспитывается ребенок. И если генетически ребенок был предрасположен к дефициту дофамина, но в родах случилась асфиксия - это может стать очевидной проблемой.

СДВГ встречается и у взрослых. И цифры называются разные - от 30 до 70% случаев детского диагноза СДВГ может переходить во взрослый возраст. Ко мне за консультациями все чаще обращаются молодые люди, которым уже за 30 лет - они предприимчивые, занимаются IT, вроде как все нормально. Но они понимают, что с ними что-то не так.

- Какие жалобы бывают у взрослых?

Многие жалуются на проблемы внимания, работоспособности, выраженной астенизации, "депрессивности", не складываются отношения с близкими, с начальством. Одна молодая девушка выразила свою проблему так: "Я забыла все, чему меня учили…"

- Так это специфика нашего образования - сдал и забыл… Это вам и без СДВГ сотни взрослых могут сказать.

Я не совсем об этом. Люди с СДВГ - на своей волне. Они легко переходят социальные границы, не всегда соблюдают социальные условности - могут напрямую сказать другим нелицеприятные вещи. Их нередко не любят окружающие, а они не могут понять почему. У них часто бывают перепады настроения, характерна амбивалентность, двойственность - когда они не могут понять, что им надо. Впрочем, они нередко бывают очень успешны. Есть сайт "великие с СДВГ", но приводить примеры я не буду - для врача это некорректно.

Из своего опыта могу сказать - детей с СДВГ за последние годы стало больше, как и детей с аутизмом. И это проблема не только здоровья женщины в перинатальном периоде. Это проблема общества, его информатизации. Просто проявляет эту проблему, прежде всего, ребенок.

Конечно, с такими детьми непросто - постоянно организовывать его досуг, смотреть, чтобы у него было хорошее настроение, разруливать проблемы, держать руку на пульсе.

Но вы в любом случае должны верить в своего ребенка. При этом понимая, что вы можете сделать только то, что можете сделать. Но не сделать этого просто нельзя.