Ты совершила в своей жизни глупую ошибку и теперь крайне виновата перед парнем. Да — ты осознала глубину своей вины, да — извинилась, да — расплакалась, и да — написала ему сотню СМС сообщений. Но он никак не реагирует на твои мольбы о прощении. Неужели, куда его ни целуй — везде «пятая точка» будет?

А может, ты что-то не так делаешь? Или ты настолько нагадила мужчине в душу, что он тебя знать не хочет? Или ты просто торопишь события?

Давай попробуем разобраться в его психологии, узнаем глубину твоей вины и уточним — насколько ты ее осознала. И вот тогда только выясним — что можно сделать, чтобы парень все-таки простил тебя.

Может, дело не в тебе, а в его характере?

Есть такие капризные мужчины, которые ведут себя хуже плаксивых баб — из всего делают трагедию и после этого очень долго обижаются. Если ты мало знаешь своего бойфренда, и он первый раз взбрыкнул из-за обиды на тебя без желания дальнейшего общения, то будь осторожна! Особенно если ссора была очень пустяковая.

Ну вот примерный сценарий: ты опоздала на свидание и не предупредила его об этом. Конечно же, он тебя не дождался и ушел. Звонишь — игнор, пишешь — игнор. На десятом звонке он всё же соизволил ответить и сказал, что ему не нравится твоя безалаберность и непунктуальность, и шла бы ты подальше.

Нет, чуть позже он нашел в себе силы тебя простить, но сделал это с таким кислым видом, будто лимон проглотил. Но очередная твоя промашка вернула его бзик обратно. И опять ты звонишь, просишь прощения и плачешь.

Если ты постоянно будешь проявлять такую слабость по каждой мелочи, то вот что тебя ждет в дальнейшем:

    Ты облепишь себя комплексами и всего начнешь бояться. Сто раз проверишь, подключен ли телефон — а вдруг он позвонит, а батарейка села! Будешь контролировать каждое свое слово — вдруг он в какой-то сказанной фразе найдет намек на негатив? Тебя даже будет пугать собственное поведение — ведь шаг вправо, шаг влево будет караться моральным расстрелом.

    Он будет вести себя как узурпатор. Да, он найдет полунамек в твоей фразе, почитает аморальным любое твое поведение, а за выключенный телефон вообще устроит грандиозный скандал. Его цель — выдрессировать из тебя послушную Жучку, чтобы запросто тобой манипулировать. А еще его льстит твоя беготня за ним.

    Ты всегда будешь аутсайдером, а он «с короной на троне». Ему будет все дозволено, а тебе — нет. Своим грехам и ошибкам он найдет логическое объяснение, причем еще и вплетет в них твою вину. Такие мужчины опасны тем, что они заигрываются и становятся тиранами, которые запросто могут избить свою жену.

Если ты еще мало знаешь этого человека, и он уже показывает свой строптивый характер, граничащий с глупостью, то перестань молить его о прощении. Если ты ему дорога — он поменяет тактику, а если нет, то ты обречена быть его рабой. Поэтому, беги от него, пока по уши не втрескалась.

Если парень не может простить измену

Видимо, ты жаждешь прощения по горячим следам. Любовь не терпит предательства, даже случайного. А когда измена еще свежая, «кровоточащая», то не надо вымаливать прощения сиюминутно, устраивая истерику с выяснениями отношений, это скорее бесит, чем заставляет задуматься.

Гордость, неискренность, попытка «подмять» под себя партнера, сделав его виноватым, ни к чему не приведут. А если ты еще и гнушаешься помощи близких и друзей, старающихся вас примирить, то чего ты хочешь?

Обиженный на тебя человек хочет видеть твои искренние переживания и осознания того, как ты была не права. Нормальный парень, а не изверг, не будет тебя гнобить твоим «косяком», наоборот, его сердце оттает, если раскаяние было от души.

Но если тебя простили один раз, а ты так ничего и не поняла и наступаешь на те же грабли, надеясь, что проскочит твой «косяк» вторично, то не обессудь! С тобой действительно не хотят больше связываться.

Напоследок - необычная методика

Давай проведем мысленный эксперимент.

Представь, что ты обладаешь сверхспособностью «читать» мужчин. Как Шерлок Холмс: посмотрела на мужчину - и сразу всё о нем знаешь и понимаешь, что у него на уме. Ты бы вряд ли сейчас читала эту статью в поисках решения своей проблемы - у тебя бы вообще не было проблем в отношениях.

А кто сказал, что это невозможно? Чужие мысли ты конечно не прочитаешь, но в остальном никакой магии тут нет - только психология.

Если интересно, можешь . Мы попросили Надежду зарезервировать 100 мест специально для посетителей нашего сайта.

Прощение - снятие претензий и обвинений, прекращение обид и злости в сторону прежде виноватого. Прощение - это мир. Это мир для себя и объявление мира для того, на кого вы сердились.

Заметим: ваше прощение не всемогуще. Если вы "не простили", не очевидно, что человек из-за этого переживает, и если вы "простили", вовсе не обязательно, что человеку после этого сразу на душе полегчает. Люди все-таки достаточно автономные существа, и их переживания зависят не только от нас, от наших слов и нашего отношения, но и от внутренней позиции самого человека. Если тот, кто виноват, чувствует свою вину перед нами, то прощение обычно снижает его переживания. Однако, если переживающий человек более разбирается с самим собой, то ваше прощение для него ключевую роль не играет.

Тем не менее, главные вопросы по поводу "прощения" звучат так: "Всё ли прощать" и "Как прощать?" Постараемся на них ответить.

Всегда ли прощать? Всё ли прощать?

Вопрос очень сложный, поскольку в нем постоянно путаются два разных смысла - поведенческий и душевный. Кто-то, говоря о прощении, думает о своем переживании ("Простила я или не простила? Ушла обида или нет?"), а кто-то другой - о том, как теперь себя вести ("Простить его или в дом не пускать?"). Можно простить поведенчески, но не душевно. "Ну ладно, проходи!" (а в душе обида осталась). Можно простить душевно, но не поведенчески. "Я тебя понимаю и на тебя не сержусь, но я поняла, что такие отношения меня не устраивают. Мы расстаемся, больше мне не звони". Итог, называем это разными словами: поведенческое прощение и душевное прощение.

Душевное прощение

Самые мудрые, самые душевно здоровые люди в душе не прощают никого - ровно потому, что никого не обвиняют. Прощение - это снятие претензий и обвинений, прекращение обид и злости... А зачем начинать претензии и обвинения? Зачем впадать в обиду и злость? Мудрые люди этого не делают, поэтому им и прощать никого не нужно.

Однако не всегда свои обиды и сердитки нужно прятать и не всегда от них нужно сразу освобождаться. Дело в том, что некоторые люди реагируют только на язык чувств. Они действительно не понимают нормальные просьбы и спокойные слова, и пока не увидят слезы или хотя бы серьезную обиду и расстройства - они не реагируют. Значит, в таких случаях нужно обидеться/рассердиться, обиду держать и прощать не сразу... Если посердиться (для мужчин) или обидеться (для девушек) целесообразно и будет полезно для перспектив хороших отношений, то - почему бы и да?

В фильме "Любовь и голуби" мужик семейные деньги пустил на голубей. Сколько сердилась на него жена? 4 минуты? Как вам кажется, это даст нужный результат? Похоже, тут маловато будет...

Поведенческое прощение

Если же говорить не о душе, не о переживании, а о поведении, то здесь ситуация оказывается совсем другой.

Если у вас человек просит прощение за какую-то мелочь (типа, простите, что я вас нечаянно толкнул), то можно и нужно тут же простить его и смело рассчитывать, что этот человек постарается вас больше не толкать. Итого: за мелочи воспитанные люди прощают легко. Если же речь идет не о мелочи, тут вопрос становится более трудным.

Важно понять: "прощение" или "не прощение" - это только инструмент воздействия, который в некоторых случаях работает, а в некоторых нет. Вот и примеряйте: если это на конкретного человека действует, то используйте. Если не действует, то и не упирайтесь.

Некоторым людям вообще что-либо прощать бесполезно, потому что прощай их или не прощай, это не изменит ничего. Это, к примеру мужчины алкоголики, или мужики-гулены по своей жизненной философии, это девушки, любящие только легкую жизнь и не знакомые с тем, что такое совесть - список продолжите сами. Для них попросить прощение не значит ничего, как и ваше "прощение" или "не прощение".

Если трезвый он просил прощения, а завтра снова приходит пьяный - скорее всего, прощать это нельзя. Прощение не должно становиться великодушным приучением к безнаказанности, поэтому - расставайтесь. И более с подобными не связывайтесь.

К таким людям можно относиться только как к стихийному бедствию - или к диким животным, где работает только намордник или дрессировка. С ними по возможности лучше дела не иметь вовсе, а если уже связались, то просто стараться минимизировать от них ущерб. Всё.

Однако хочется верить, что рядом с вами люди другие: умные и порядочные. А чем более люди живут как люди, тем важнее для них отношение других достойных людей. Соответственно, чем более приличные люди рядом с вами и чем более вы для них авторитет, тем более для них значимо попросить при необходимости у вас прощение, а, попросив - получить. Для них это - внутренне важно. Именно ваше прощение не должно быть бездумным. Именно поэтому разумные и требовательные люди прощают не всё, не всегда и уж точно не сразу.

Как определить, когда и кого простить можно, а когда - рано и просто нельзя? Самый простой и надежный показатель, это качество просьбы о прощении. Чем более вдумчива и ответственна просьба о прощении , тем быстрее человека можно простить. Если человек понял свою ошибку, загладил свою вину, сделал все необходимые выводы на будущее - то что вам еще нужно? Итого: разумные люди прощают вину или обиду, если другой человек внятным образом попросил прощения и загладил вину.

А когда мудрые люди обязательно прощают? В тех случаях, если сердиться уже нецелесообразно. Действительно, если продолжать претензии и обиды уже бессмысленно, если все равно этим ничего не добьешься, то - зачем? Обиды и злость грязнят душу. Учитесь держать свою душу чистой!

Ещё раз повторим главную мысль статьи: прощать - красиво и благородно. А еще красивее - не попадать в ситуации, когда приходится прощать, поскольку прощение предполагает, что человек перед вами виноват. Но зачем вы его обвиняете? Мудрее жить - в принципе без обвинений, принимая людей и ситуации такими, какие они есть, принимая нужные (в том числе при необходимости жесткие) решения по поводу людей и ситуаций, но - без обид и обвинений. Просто по делу. Тогда и прощать никого не надо.

А что вы думаете по этому поводу? Каков опыт ваш?

Можете ли вы вспомнить время, когда вы на самом деле сказали кому-то: «я прощаю тебя»? Простить другого человека, кто причинил вам вред, не всегда легко. Забыть, что он сделал вам больно, будет еще сложнее. В этой статье мы рассмотрим, как простить и забыть обиды для вашего собственного благополучия и душевного здоровья.

В жизни бывает полезно разобраться с болью и гневом, чтобы затем - двигаться дальше! Когда вы останавливаетесь, сердитесь или расстраиваетесь - это не вызывает у ваших обидчиков столько боли, сколько вы причиняете сами себе, когда держитесь за то, что задело вас.

Когда кто-то обидел вас, лучше попробовать простить этого человека и, в конечном счете, забыть то, что случилось, хотя вы на самом деле никогда не забудете (как факт), что когда-то они причинили вам боль.

Как простить кого-то? Это значит «отпустить» ваши обиды и недовольства по отношению к этой личности. Только в этом случае мы сможем быть в порядке, по крайней мере, с самим собой. Умение прощать является решающим для урегулирования отношений и очистки вашего сознания.

Почему мы должны кого-то прощать?

Когда мы думаем о том, как простить того, кто причинил нам боль, часто мы чувствуем, что тем самым «даем ему сойти с крючка». Это ограничивающее убеждение мешает нашему исцелению.

Мы не обязательно прощаем этого человека для его же пользы. Вместо этого, мы собираемся сделать так потому, что мы можем получить облегчение. Цель прощения других - не в том, что они могут быть как «чистый лист» (мы не Бог!!!), а в том, чтобы мы были очищены.

Помните, что вы будете иметь некоторый гнев в своей жизни (что происходит естественно). Но проблема возникает тогда, когда вы не отпускаете его, а носите в себе и «варитесь» в этом.

Посмотрите на ситуацию так: каждый в этой жизни делает ошибки. Все мы люди и иногда мы поступаем эгоистично. Попробуйте представить ситуацию как «ошибку». Важно помнить, что никто из нас не совершенен, и если бы мы сделали ту же ошибку - мы хотели бы прощения? Вы когда-нибудь причиняли страдания кому-либо непреднамеренно? Была ли ваша ошибка так страшна, что вы не могли надеяться на прощение? Поставить себя на место того, кто вас обидел, может быть трудным, но это может помочь яснее увидеть другую сторону ситуации и найти способ простить тех, кто обидел вас.

Как простить по-настоящему: шаги к свободе

Вот ключи для эффективного прощения, которые научат, как простить обидевших вас людей. Эти советы помогут вам перейти от боли к свободе и здоровой жизни.

  • Шаг 1 - Признание боли

Первый шаг в обучении как простить - нужно признать тот факт, что вы пострадали. Некоторые из нас имеют большое эго, над которым возможно, придется поработать, потому что мы не хотим признать, что нам было больно или что нам вообще может быть больно. Осознание боли и обиды уже и есть первый шаг в начале процесса прощения.

Что делать, если человек, который плохо поступил с вами уже не живет? Что делать, если вас обидели 20 или 30 лет назад? Даже если этот человек недоступен для вас сейчас (по любым причинам), чтобы обсудить ситуацию, это не избавляет вас от его прощения.

Прощение - это не отрицание обиды. Надо признать, что это реально произошло. Отрицать, что вы обиделись (или вас обидели) - означает, что это слишком болезненно для вас, чтобы работать с эмоциями. Как только это признание сделано - мы можем перейти к следующему шагу.

  • Шаг 2 - Не ждите извинений

Даже если человек никогда не извинится за то, что произошло, решите внутри себя, что это нормально, чтобы продолжать вашу жизнь и работу без этих извинений. Извинения не должны рассматриваться, как разрешение на прощение. Даже без извинений, настройте свой ум, чтобы простить, забыть и отпустить. Вы принимаете решение простить кого-то для вашей же пользы. Если вы действительно решили простить их, то вы уже на полпути к восстановлению.

Вы собираетесь освободить другого от своих «долгов» перед вами. Вы почувствовали обиду и гнев на то, как плохо поступили с вами, и вы почувствовали, что они теперь в долгу перед вами - должны вам столько же (что они, возможно, никогда не смогу отплатить вам). Это именно то, что вы собираетесь выпустить.

Как простить по-настоящему? В сущности, вы можете сказать себе: «Они ничего не должны мне. Я прощаю их долги. Они сделали мне больно, но Бог будет иметь дело с ними на Его условиях. Я отпускаю это из моих рук».

В той же ситуации, если человек все-таки приходит к вам за прощением - дайте ему шанс извиниться. Хотя вы можете быть рассержены и не захотите слушать того, кто повредил вам - важно получить извинения от него. Позвольте ему извиниться перед вами за ущерб, который он причинил. Это поможет вам начать свое исцеление. Возможно, вы увидите, что вина в ситуации частично лежит и на вас. Прежде чем вы можете позволить этому человеку вернуться в свою жизнь, вы должны быть в состоянии простить и самого себя. Это, наверное, самый сложный этап в процессе, потому что вы должны быть полностью честными с самими собой.

Старайтесь быть открытыми и внимательно слушать объяснения того, что произошло. Понимание причин часто может дать ясную картину произошедшего. Вопросы также помогут. Скажите человеку, что вам больно, что у вас есть вопросы и вы хотите честного ответа на них. Слушайте ответы, которые вы получите, и если они недостаточно хороши для вас, скажите, что вы хотите знать больше. Понимание сути того, почему кто-то обидел вас, может помочь вам справиться с болью и простить этого человека.

  • Шаг 3 - Простите и будьте терпеливы

Примите сознательное решение простить кого-то за что-то.

Традиционная мудрость может сказать, что если вы не скажете человеку, что вы простили его, то вы действительно не сделали этого. Это просто не соответствует действительности. Помните, мы прощаем для нашего блага, а не их. Можно простить кого-то, даже не дав им знать об этом. Прощение - это между вами и Богом.

Это освобождение от ваших личных обид. Другие не обязательно должны знать об этом. Вы не обязательно должны говорить человеку, что простили его, но вы должны искренне освободить это лицо от своего долга. Если вы верите в Высшие силы, отпустите его. Откройте себя для мысли, что справедливость будет восстановлена по-другому. Если вы склонны к молитве, молитесь за них. Молитесь, чтобы они могли жить лучшей жизнью.

Может занять некоторое время, чтобы ваша боль прошла. Вы не можете ожидать, что боль исчезнет в тот момент, когда вы говорите «я прощаю вас». Наберитесь терпения. Вы приняли решение простить, а ваши чувства изменятся со временем.

Если вам до сих пор трудно простить кого-то, то обратитесь за помощью. Поговорите с духовным наставником или кем-то еще, кому вы доверяете. Излейте свои чувства им и получите от них помощь. Но не продолжайте нести тяжелое бремя обиды. Вы достойны быть счастливыми.

  • Шаг 4 - Настройте ограничения для другого

Когда вы кого-то простили, бывает сложно дать этому человеку вернуться в вашу жизнь полностью. Не каждый, кто прощает, примиряется с человеком, который причинил боль. Существуют отношения, которые являются «токсичными» и даже физически опасными. Если кто-то является опасным, то будьте наготове вокруг них.

В то время, как можно простить человека и двигаться дальше, это может также означать, что этот человек больше не может играть активную роль в вашей жизни. После процесса прощения очень важна ваша эмоциональная и физическая безопасность.

После того, как вы простили, вы можете установить ограничения. Например, взять с другого обещание, что он не будет причинять вам боль. Если он действительно примет это, вы позволите ему вернуться в вашу жизнь. Пусть это происходит шаг за шагом. Вы можете начать, позволяя ему общаться только по телефону один или два раза в неделю.

В дальнейшем, вы можете встречаться периодически в течение коротких периодов времени. Дайте другому время. Скажите человеку, который вас обидел, что вам нужно пространство. Объясните, что вам понадобится несколько больше времени, чтобы научиться прощать и забывать. Трудно думать ясно, когда человек, который вас обидел всегда вокруг вас.

__________________________________________________

Время и пространство - необходимы для нашего исцеления. Попробуйте воспользоваться этим временем, чтобы выяснить, насколько вы действительно научились тому, как простить и забыть. Помните, что ничто так не ужасно, чем то, когда мы не можем простить и отпустить боль. Даже если вас обидели так сильно, что вы не можете говорить с ними снова - все-таки важно, чтобы простить… для собственного психического здоровья. А время, как говорится, лечит все раны.

«Простить не значит забыть; простить это значит с состраданием, с болью в душе сказать: когда придет Страшный суд, я встану и скажу: не осуди его, Господи» (митрополит Антоний Сурожский).

Кто-то кричит в отчаянии: «Я никогда этого не прощу!», кто-то почти плачет: «Я так хочу простить, но у меня не получается», а кто-то искренне убежден, что всех простил, особенно, например, потому что сегодня прощеное воскресенье, а сам ходит и излучает обиженность, мучает этим других и свято верит в свое прощение. Невозможно найти человека, который бы никогда в своей жизни не обижался и не обижал. Мы несем в себе много ран и боли, с годами их количество обычно не уменьшается.

Ты же христианин!

На исповеди человек слышит: «Сначала прости, а потом приходи», «Ты же христианин, как ты можешь идти к Богу, если ты не простил брата» и попадает в крайне незавидное положение. Потому что простить волевым актом невозможно . Простить бывает очень трудно – и это важная правда. Годами и десятилетиями порой не получается, и это при условии, что человек очень хочет простить, сам страдает от своей обиды, не желает ее в себе, а она все равно не уходит.

Если вы честны с собой и осознаете, что с вами происходит, то вы точно знаете – когда болит, сколько себе ни говори «прощаю», легче не становится. А может быть становится еще тяжелее! Усиливается внутренний конфликт между требованием простить и реальной невозможностью это сделать – я должен, а раз я не могу, то кто я после этого!

К обиде добавляется чувство вины, в худших случаях доводящее человека до отчаяния, переживания невозможности обратиться к Богу – «сначала прости, а потом приходи».

Прощение – это не акт, а процесс , причем часто процесс длительный. И важно, пребываем ли мы в этом процессе или мы в застое? Варимся в своих переживаниях, в желании отомстить, наказать, восстановить справедливость, или все-таки находимся на пути к прощению, все-таки хотим освободиться?

Не могу простить – что делать?

Рассмотрим пять важных условий прощения , своего рода подсказок на этом пути, иногда они могут рассматриваться как этапы. Существуют и другие аспекты прощения, в данной статье рассматриваются лишь некоторые из них.

ПЕРВОЕ: честность и осознанность. Правда в том, что я обижаюсь

Митрополит Антоний Сурожский писал о том, что

«Простить – это не значит забыть», простить – это значит посмотреть на человека, как он есть, в его грехе, в его невыносимости, и сказать: «Я тебя понесу, как крест, я тебя донесу до Царства Божия, хочешь ты того или нет, добрый ты или злой – возьму тебя на свои плечи и принесу Господу и скажу: Господи, я этого человека нес всю свою жизнь, потому что мне было жалко, если бы он погиб. Теперь Ты его прости, ради моего прощения».

Для нас здесь важна мысль: простить – не значит забыть .

«Забыть» может оказаться своего рода обманом, потому что иногда правда в том, что другой на самом деле сделал зло.

Иногда важно не стараться забыть об этом, а наоборот, помнить, какая у человека слабость, грех, в ком что неладно, и не искушать его этим, а оберегать его, не подвергать соблазну, давая поводы сделать что-то нехорошее, зная его слабое место.

Может быть, это высокая планка, но в этих словах есть послание, очень весомое для темы прощения: нам не надо заставлять себя думать, будто обидчик – распрекрасный человек. Наше прощение вообще не зависит от его хорошести или плохости. Простим мы или нет – зависит от нас.

В молитве «Отче Наш» мы говорим: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Ключевое слово для нашей темы сейчас – «должникам» – означает, что я признаю, что мне сделано зло, что мне очень больно, что у меня, может быть, много гнева на обидчика и жалости к себе. Я не закрываю глаза, не говорю, что все хорошо, и ты ничего не сделал, ты вообще святой. Это будет неправдой.

Итак, важно видеть правду о другом, но еще важнее честный и осознанный взгляд на себя . Для начала нужно осознать, что я обижаюсь, смочь себе в этом признаться. Если мы свою обиду не видим, это блокирует движение на пути прощения.

Вспоминается одна женщина, которая когда-то сказала удивительную вещь: «Мне тут недавно сказали, что, оказывается, обижаться грех – ну, и я теперь не обижаюсь». Это говорит человек, с которым близким безумно тяжело рядом, потому что она буквально кожей излучает обиду, но совершенно этого не признает. Не признает искренне.

Неосознавание своих чувств, особенно обиды, ведет к широкому вееру психосоматических заболеваний, потому что когда не переживает душа, вместо нее начинает переживать тело. В сознании проблемы нет – для души наступает застой, тупик, потому что ничего невозможно сделать. Вытесненные чувства уходят в тело и в бессознательное и оттуда продолжают давать о себе знать.

Как научиться осознавать свою обиду? Если обида свежая, то можно остановиться, сделать «стоп-кадр»: «Так, что со мной сейчас происходит? Я обижаюсь. Я злюсь. На кого? По какому поводу? Что именно меня раздражает? Что именно меня обижает?» Это не означает, что надо тут же бежать к обидчику для разбирательств, но важно честно все с собой проговорить.

Верующий человек может проговорить свои чувства или свое непонимание чувств перед лицом Бога. Только не нужно лицемерно читать благообразные молитвы из молитвослова о прощении и неосуждении, если сердце полно в этот момент как раз гневом и осуждением.

Лучше попытаться максимально честно предстать перед Богом таким, какой ты есть сейчас: «Господи, Ты видишь, как сейчас меня наполняет гнев и злость, обида и возмущение. Ты видишь, что я порой даже убить готов был бы этого человека. Но я этого в себе не хочу. И сделать ничего не могу. Ты Сам приди и сделай что-нибудь, потому что я уже просто ничего не могу».

Чем честнее, тем лучше. Господь любит искренних (в русском переводе) сердцем (Пс. 50, 6), не надо думать, что стыдно и неприлично с такими вещами идти к Богу. А с чем еще идти? Всегда только с благодарностью и миром в душе? Но без Него мы ничего не можем – это очень важно признать. Именно в немощи нам особенно нужен Тот, кто может нас преобразить.

В жизни владыки Антония : он в детстве обиделся на кого-то, пришел к священнику и говорит: «Я не могу его простить – как мне молиться? что делать?». Священник ответил: «Не читай пока эти слова: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Хороший пример честности в молитве, о которой мы сейчас говорим.

Отдельный непростой вопрос, надо ли говорить о своих чувствах обидчику. Есть разные обстоятельства. Обидчик может сам быть обидчивым, может ничего не услышать, не понять. «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч., 9, 8). Если вы решились, говорите, только придя в себя, то есть в спокойном, мирном состоянии, не обвиняя, о себе, о своих чувствах. Если вы в аффекте, в ненависти, кулаки сжимаются и т.п., то лучше пока молчать.

ВТОРОЕ: желание простить. Я НЕ помойка. Помойка У меня, и я ее в себе не хочу

В приведенном выше варианте обращения к Богу были слова «я этого в себе не хочу», и это очень важный аспект любого покаяния, в т.ч. на пути к прощению.

Сначала происходит обнаружение в себе некоего зла (я обижаюсь, я хочу отомстить и т.п.). Затем важно отделение его от себя, разотождествление человека и поступка, человека и его чувств (я не равно грех, моя сущность не сводится к этой обиде, обида есть у меня ). И затем желание от этого освободиться (я этого в себе не хочу). Без этих трех составляющих трудно двинуться дальше.

Если вы обнаружили, что НЕ хотите простить, не стоит пугаться, лучше спокойно отделить себя от своего переживания, осознать, что я – не равно моя обида, не равно мой грех. Мое непрощение – это не моя сущность. Если у меня есть непрощение, это не означает, что я – человек непрощающий, я – такая ходячая обида. Каких только помоек нет у меня, но я – не помойка, я – драгоценнейший ребенок Бога (идентичность имеет существеннейшее значение для обидчивости и прощения).

Это очень важное различение. Потому что только тогда можно честно сказать Богу: «вот моя помойка, вот я Тебе ее тащу сейчас. Смотри. Но это – не я. Потому что правда моя в том, что я этого не хочу. Все мое существо сопротивляется. Я не хочу обижаться, но меня мучает эта моя помойка, а я ее таскаю и бросить не могу. Ты уже что-нибудь с ней сделай!»

Эта важная установка, когда мы понимаем, что обида – не моя сущность, помогает сделать шаг к освобождению. И в психологическом, и в духовном плане – тоже, потому что не моя обида идет встречаться с Богом, а я, как личность, несу эту свою корзинку, урну – на молитву, на исповедь.

Это спасает от отчаяния, когда человек опускает руки: «Я – помойка, нет мне прощения! Я – такой-сякой!» Но это неправда. Помойка не ходит молиться. Ты, как личность, пойдешь и понесешь свою помойку, молясь об избавлении.

Все мы знаем: «не судите, да не судимы будете». Но никто не думает о том, что не судите и себя в том числе! Ведь как я себя сужу, я так буду и ближнего судить. Если я – помойка, а он еще хуже моего… Порочный круг. Поэтому особенно важно уважительное, ценностное отношению к себе. А как я отношусь к себе, так же и к другим и к Богу – но это тема отдельного разговора.

ТРЕТЬЕ: попытка понять другого. Увидеть дальше своего носа

Третий шаг: старание понять другого, децентрация. Чтобы выйти из круга обиды к прощению, необходимо хотя бы на короткое время оторваться от своих переживаний и подумать, почему же другой так поступил. В обиде мы очень зациклены на себе: я – бедный и несчастный, все против меня, какой же я страдалец, как мир несправедлив и т.п.

Чувство обиды сильно концентрирует человека на себе. И очень трудно бывает выйти за пределы своего обиженного состояния и посмотреть на другого, особенно на того, кто вот такие гадости мне делает.

Важное положение, разработанное одной из психотерапевтических школ, довольно успешно работающих с переживанием обиды, звучит следующим образом: за каждой обидой стоит убеждение, что другой может и должен вести себя иначе .

Но если мы попробуем всерьез задуматься о том, почему человек поступил так, а не иначе, подумаем о том, а что с ним было в тот конкретный момент, и будем честными, мы, скорее всего, придем к сомнению, действительно ли человек мог поступить иначе? Поступить так, как мы от него ожидали, исходя из своих собственных о нем представлений, а не из реальных его возможностей?

Как он себя чувствовал в тот конкретный момент, когда обидел нас? Может быть, этому что-то предшествовало? Может, он был объят аффектом, его охватил гнев, и поэтому он стал кричать? Что им двигало? Какая была мотивация? Сознательное желание причинить мне зло или…

Если, например, он говорил в гневе, то каждый, кто сам хотя бы раз говорил в гневе, знает, как сложно бывает остановиться. Недаром есть такое выражение: человека несет . Даже лингвистически получается так, что здесь субъекта не остается (пассивный залог). Мы сами в этом состоянии делаем такое, за что нам потом становится стыдно. И важно бывает обратиться к своему опыту, потому что если мы вспомним о себе похожие моменты, то сможем лучше понимать наших обидчиков.

Если удается осознать, что на самом деле другой не мог повести себя иначе (хотя обычно нам кажется, что, конечно, мог), то почти процентов на 90 обиды уходят. Но учесть мотивы и обстоятельства другого человека, когда нам самим плохо, да еще по его вине – очень сложно.

Вроде очевидно, что если человек не может, то он и не должен. Но мы часто даже не интересуемся, может он или нет. Мы сразу требуем: ты должен , ты не делаешь – я на тебя обижаюсь. Или наоборот, ты делаешь что-то плохое, а должен был делать что-то хорошее – я на тебя обижаюсь. Полезно вспомнить, что мы тоже часто не можем того, чего ждут от нас другие.

Возможно проведение серьезной психологической работы с собой, не обязательно с психологом, когда можно взять какую-то свою обиду и попытаться вглядеться в другого, в того, на кого вы обижаетесь, разобраться с тем, насколько он действительно мог по-другому или должен был поступить по-другому. Сначала бывает очень трудно отойти от убеждения, что другой мог поступить иначе.

Важна кропотливая честность и обращение к своему опыту, когда нам кажется, что мы могли бы иначе. Чаще всего мы сильно преувеличиваем свои возможности, из-за чего впадаем в ложное чувство вины, однако невротическая вина – это не тема данной статьи.

ЧЕТВЕРТОЕ: прощение в контексте вечности. «Не осуди его, Господи!»

На одной из приходских выездных конференций одна из катехизаторов говорила в своем докладе: «прощение естественно, если задуматься о смерти». Конечно, есть правда нашей боли, есть какая-то порой невыносимость, невозможность выдерживать другого человека, столько он зла причинил.

Но если удается задуматься более глубоко, поместить свой взгляд в контекст вечности – не в контекст наших с ним отношений сейчас, а в контекст вечности, когда и он, и я придем к Богу, то …что тогда? Неужели я на пороге вечности скажу Богу: «Ты знаешь, он вот все это мне сделал – Ты там это учти, пожалуйста»? Что будет с моим сердцем, когда мы окажемся на этом рубеже?

Это такие материи, о которых, конечно, непросто говорить, но в то же время это всерьез важно в нашей теме. Тут открывается особая бытийная правда, если мы можем так посмотреть на тех людей, которые нас обижают.

Здесь может помочь и воспоминание: а было ли у меня что-то хорошее, связанное с этим человеком? Ведь мы чаще всего обижаемся на людей самых близких, на тех, кто нам особенно дорог, и есть свои причины, почему так происходит. Мы обижаемся на тех, кого очень любим, и иногда бывает полезно просто переключение внимания с зацикливания на гадостях на воспоминание чего-то хорошего, что связано с этим человеком.

Такая логика расширения поля зрения очень важна. Потому что в состоянии обиды происходит сильное сужение взгляда. В обиде есть такая зашоренность, человек видит, по сути, только себя и свою боль, а другого как зло. И важно раскрыть глаза, расширить свой взгляд и вспомнить, что да, есть плохое, но вообще-то есть и хорошее.

Из этой расширенной логики легче понять, почему человек так себя вел, что он — не однозначное зло ходячее, так же, как и я – не помойка ходячая. И может быть, такой взгляд еще здесь, в этом мире, поможет нам когда-нибудь, вслед за вл. Антонием, сказать: «Не осуди его, Господи!»

ПЯТОЕ: попытка посмотреть на человека глазами Бога. Встреча с Любовью

Продолжая логику размышлений в духовной плоскости, можно предложить попытаться посмотреть и на обидчика, и на себя – глазами Бога. На практике сделать это бывает непросто, потому что образ Бога у нас нередко серьезно искажен, часто ему приписываются родительские черты: властность, строгость, отстраненность, безразличие. Нередко на терапии, например, можно услышать от клиента: если маме до меня не было дела, и она никогда мной не интересовалась, то Богу уж тем более до меня нет дела.

Здесь мы касаемся важной и трудной темы: искажения образа Бога в нас самих. Часто бывает так: как ко мне родители относились, так, я считаю, относится ко мне Бог. Поэтому это еще большой вопрос, чьими глазами я буду смотреть. Поэтому в некотором смысле можно сказать, что не всем этот «метод» подходит. Ведь если у меня сильное искажение представлений о Боге, то я не буду ничьими глазами смотреть.

Очевидно, что никто из нас не может сказать, что имеет истинное знание Бога, подлинный Его образ. Но мы призваны к Нему приближаться, Его узнавать. Можно попробовать: в практике молитвенных размышлений, в частности, перед крестом, вспоминая о Христе, Который говорил с креста о прощении, можно попытаться посмотреть на тех, кто нас обидел…

Великая Пятница. Его распинают. Он висит на кресте. Живой Человек. Гвозди в руках и ногах, но еще живо дыхание в груди. Над ним глумятся, издеваются, делят Его одежду. Говорят: если Ты Бог, сойди с креста. Если я стою рядом, то что со мной? Что с моей обидой? Войдя в молитвенное предстояние перед Ним, можно задуматься: как Господь смотрит сейчас на меня, когда я мучаюсь со своей обидой, со своей невозможностью простить и прихожу к Его кресту? Как Он смотрит на моего обидчика? Как Он смотрит на нас вместе? Чего Он хочет для нас, для меня, для него?

Это очень интимные размышления, которые могут происходить глубоко в сердце, в месте таинственной встречи со взглядом Любви. Такой взгляд помогает перенести наши обиды совсем в иное измерение.

***

Если подводить итоги данного небольшого размышления, можно сказать: прощение – это процесс. Главное – начать с самых маленьких шагов, не ожидая от себя сразу больших результатов. Не стоит думать, что если у нас есть схема из пяти условий, мы нашли рецепт прощения. Если наши обиды длятся годами и десятилетиями, не получится освободиться от них за месяц-другой.

Стоит настроиться на серьезную и длительную работу, честность с собой и с Богом. И, как знать, может быть, сам этот процесс принесет плоды, которых мы не ожидаем, как это часто бывает, когда Бог дает нам даже больше, чем мы порой смели хотеть.

Открою секрет - вы не в состоянии никого обидеть. Вы не контролируете чувства других людей и не в состоянии сделать так, чтобы другой обиделся, если он этого не хочет. Выражение "ты меня обидел" - это чистейшая манипуляция. У вас нет власти кого-либо обидеть.

Сделать так, чтобы другой человек вас простил, вы тоже не можете. Единственное, что вы можете сделать, - это признать, что считаете свои действия неправильными и попросить прощения. Но простит он вас или нет - это только его выбор. Если человек хочет быть обиженным - он будет обиженным. Часто это вообще не имеет никакого отношения к вам, т.к. многие обижаются на свои мысли и фантазии по поводу вас.

Доброго времени суток. Нет -нет, да и нахожу иногда в интернете единомышленников, которые точно так же, как и я, рассуждают на некоторые интересные моменты и чувства, очень было бы интересно познакомиться и подискутировать на разные темы, узнать точку зрения и найти интересные нюансы, которые замечают лишь внимательные и увлеченные собственными наблюдениями нюансов поведения или возникновения той или иной ситуации и поведение людей, которые лично я наблюдаю и сама замечаю причину поведения некоторых психотипов у людей, с которыми я просто общаюсь в жизни) По моим наблюдениям я иногда пишу заметки, порой смешные, но результат на лицо- я увлеклась психологией и незаметно для себя и окружающих, некоторые мои наблюдения я проверила на практике, и нашла очень интересные как мне показалось методики психологического позитивного влияния на негативные настроения, привычки, комплексы у людей. (возможно, и написаны в учебниках, но я попыталась сама основать метод, который работает в отношении моей разработанной методики, о которой я напишу чуть позже.) Методика, проверенная на практике, не оскорбляет ни интересы, ни личные достоинства, когда человек под моим ненавязчивым и грамотным, позитивным и дружелюбным упорным и тактичным общением выявляет все, что человека тревожит, что в себе не нравится, какое качество ему мешает жить и какой характер необходимо понять. В результате, я нашла то, что назвала " методика общения со своими страхами и комплексами, которые негативным образом повлияли на общий эмоциональный мир с самим собой и своими жизненными перипетиями, характерами негативно влияющими на личность как гармонию и здоровое эмоциональное состояние. Под негативным воздействием комплексов, стрессовых ситуаций, с которыми иногда невозможно справиться человеку, моя методика (методика, основанная только лишь из моих наблюдений, глубокого анализа и собственных выводов и грамотно построенных в общении практик общения, которые я поэтапно и постепенно проверила на своей личной практике и дала науке еще один позитивный и действенный метод тактичного и продуктивного непосредственного самоанализа и разговор с подсознательным внутренним Я. Общение по данной методике непосредственное и помогает личности раскрыть все качества, которые главным образом воздействуют на характер, поведение. качества, которые скрывает подсознание, но является первоначальным ядром имульсов для реакции человека в той или иной новой абсолютно неожиданной трудной жизненной ситуации. Таким образом, определяет первую реакцию и прогнозирует поведение в целом, общение, взаимоотношения, поступки, слабые и сильные стороны, личностные качества и в общем, сугубо индивидуально и только с грамотным другом-психологом и доброжелателем может спрогнозировать общие ритмы жизни, качества и открыть для себя человека. Для меня было удивительно, когда я пришла к выводам, как моя работа благотворно влияет на судьбы людей, но бесцеремонно развивает избалованность и негативно сказывается, когда психотип мутирует в негативный клубок, однако преображает мутации в качества-хамелеоны, но рано или поздно это разрушает личность, которой как раз и сможет помочь моя позитивная методика и просто напросто спасает от самого ужасного- потери собственного я как личности, которая окружает себя больным психологически сложным фоновым как среда обитания моментом ущербного поведения и потери всех нравственных принципов.

Ответить

Прокомментировать

  1. Принять, что прощение или непрощение зависит от свободной воли другого человека, так что он может и не простить, если не захочет, и тут ничего не сделаешь.

0". Подумать, точно ли вы виноваты в сложившейся ситуации. Может быть, она результат общих усилий или не имеет однозначной трактовки. В этом случае конфликт может решаться как-то иначе, или вами просто манипулируют. Согласна с мыслью Анны о том, что человека нельзя обидеть, хотя сделать что-то заведомо неприятное ему можно, и иногда можно сделать это, хорошо осознавая последствия; в этом случае можно сказать, что вы определённо должны нести основную ответственность за произошедшее. Но это не означает, что любая обида обязательно обоснована и обусловлена негодностью ваших действий.

    Подумать как следует и определить для себя, что именно недопустимого вы сделали, и почему нельзя так делать. Очень неприятно, когда люди просят прощения, ничего не переоценив для себя, просто для того, чтобы всё снова стало как им удобно.

    Решить так никогда не делать, насколько вы способны удержаться от такого поведения.

    Рассказать результат своей работы обиженному человеку без эмоционального давления и манипуляций в духе "а теперь давай всё забудем", "а вообще, конечно, всё это меркнет перед нашей любовью" и т. д. Сообщить ему, что ваши отношения очень важны для вас, и, хотя в них есть проблемы, вы готовы над ними работать; что вас заботят его чувства, и вы не хотели и не хотите их ранить; что вы не хотите повторения этой ситуации в будущем; что вы понимаете, что он очень расстроен.

    Поинтересоваться его версией событий. Это обязательный пункт, вы можете абсолютно неверно представлять себе его чувства и причины реакций. Людям не нравится, когда за них решают, что они чувствуют.

    Спросить, принимает ли он ваши извинения и готов ли к продолжению отношений. Это два разных вопроса, само по себе прощение возобновления отношений не подразумевает. Принять ответ. В случае отрицательного ответа ничего (кроме прямого запрета, разумеется) не мешает сделать повторный заход на общение спустя какое-то время, но слишком частить не следует, можно усугубить ситуацию раздражением по поводу навязчивости.

Очень многое зависит от проступка. Но в любом случае стоит поговорить. Искренне, постарайтесь извиниться, обьяснить причины вашего поведения, что вы сожалеете и хотите снова иметь хорошие отношения. Выключите гордость и заставьте себя включиться в диалог. Главное спокойно, без лишних эмоций и жесткой критики. Дайте понять "обиженному", что он/она очень дороги вам.

Электрическим током можно бить. Или попробовать в заложники кого-то взять. Можно привязать к стулу, а сверху повесить сосуд с водой, из которого по капельке будет на темя капать. А ещё лучше - спать не давать трое суток подряд! Ну а как иначе ЗАСТАВИТЬ?

Епона-матрёна, у себя в башке точку сборки надо сперва поправить! Как это вдруг стыд за содеянное встал в противоречие с желанием заставить и подчинить своей воле?

"Десять человек могут силой притащить ишака к водопою, но даже сотня не заставит его пить, если он не хочет"

Ежели по теме, то делать надо следующее: (1) унять панику и чётко себе уразуметь, что решая проблему любой ценой, можно её загнать в конкретный ад. (2) надо постараться достаточно быстро понять: текущая ситуация - это дно, или мы всё ещё тонем. Если не дно, то надо устранить факторы, которые продолжают тянуть вниз. (3) Если дно, то можно зажать своё нетерпение в кулак и начинать искать выход, держа при этом в уме две вещи: (А) быстро - хорошо не бывает; (Б) как не потерять своё Я и не попасть под манипуляции обиженного в попытках найти выход.

Такие дела. жЫзнь - боль. Пока болит, значит живое.

Имеет значение на сколько вы близки друг другу. Если хорошо знаешь человека, то и рычаги давления известны. Тем более стоит понимать кто обижен, мужчина или женщина. Второй вариант лаской решается.

Я так думаю, что иногда лучше не напоминать о плохих и нелепых ситуациях, тем более, что если причина поступка " обидчика" повлияла и спасла жизнь другого (ой) жертвы- тут уже не преступление, а подвиг в опасной ситуации, которая могла бы иметь летальный исход...Так что перед тем, как извиняться или защищаться, оправдываться либо определять виновных- необходимо подумать, что в итоге все хорошо) Любви всем и благополучия, счастья, удачи, добра и немного совести не помешает) Только не переусердствуйте с этим обманчивым чувством))) Совесть зачастую пагубно портит человеку личное спокойствие дает право "обиженным несправедливо" нахамить и напомнить о том, что ЗОМБИ СОВЕСТЬ навязывается счастливым людям, которые заслужили благополучие и находятся на своем месте на зависть тем, кто никогда не улыбнется и от души порадуется не своему благополучию, а посему ЗОМБИ СОВЕСТЬ негативно сказывается у коварных обладателей зависти ко всем успешным людям)) (Да хрен его знает, кто тут хрен видит, когда в этом слове так много смысла(До Хрена- это много, До хренища-это очень много, а хрен тебе- ничего))) Хрен- это и приправа, и это и растение, хрен-это и определение кого-либо не понятного, когда хрен его знает- означает, что ответа на данный момент не найдено. А с ХРЕНА ЛИ)) Да ХРЕН ЛИ я тут пишу- неужели какой-то хрен еще и читает?))) Хрен его знает, кто какой хрен найдет, пока хреновуха пьется с хреном, а ни до хрена еще прав у хрени какой-то, которая ни хрена не должна хреновые моменты продолжать, ПОСКОКУ по хрену всем обиженным, сколько усилий, труда, мудрости, энергии доброй и позитивной, стремления, классного и достойного энергетически сильного позитивного внутреннего Я сохранил в себе человек, который ни хрена не хреновый, чтобы с хренью бороться) И До хрена хреновухи выпить, чтобы ни хрена потом не охренеть от хрени какой-то))) По хрену тем, кому ни хрена))) Потому что у кого-то до Хрена) И хрен ли плохого)) Хрен- всему корень охренительного, дохренища разнообразного и ни хрена не хренового самочувствия. И посему, хрен тебе- ничего, потому что до хренища-много) Какого хрена без меня охренительно, а со мной ни хрена, блин, хочу всего всегда и чтоб ТАК ДО ХРЕНА) By DarYAsha with OHRENITELNOGO NI HRENA HRENOVOGO HREN EGO ZNAET GDE EE OHRENENNOGO HRENA OHRENEL ?)))COME BACK TO MY WORLD) AND help me to come back to happy friendship rich and safety kind and wise and best my life))) With people who ake me feel OHRENITELNO))) И хреновуху захвати, чтоб понимать, что этот хрен-это мой хрен его знает когда охрененно станет не по хрену на мое хреновое моральное состояние и жизненную с хера ли хреновую ситуацию. До хрена уже всего, чтоб скоро начать выть без хрена моего))) Хрен ли ни хрена то))) Когда я вот хочу дохрена))) НА зависть ЗОМБО СОВЕСТИ с хреновым по хрену на других хрен каким отношением. Ни до хрена ли? ХРЕН ХРЕН ХРЕН)