Несмотря на расхожее мнение о том, что главную роль в жизни ребёнка любого пола играет мать, роль отца в воспитании девочки переоценить трудно. Так или иначе, образ отца имеет решающее значение для формирования представления о спутнике жизни и своей собственной модели поведения. Психологи утверждают, что девочка, в будущем строя свои отношения с противоположным полом, всегда будет исходить из образа отца, стараясь максимально приблизиться или же удалиться от него.

О важности роли отца в воспитании девочки

Не секрет, что многие дети с большим вниманием относятся к отцу, всегда стремясь завоевать его доверие и похвалу. Задаваясь ответом на вопрос, почему так происходит, психологи объясняют, что дети воспринимают материнскую любовь как явление безусловное. Многие специалисты сходятся в том, что материнский инстинкт формируется ещё на стадии беременности, в то время как отцовский инстинкт имеет не биологическую, а социальную природу. И всё же роль отца в воспитании девочки не менее важна, чем роль матери.

Мудрая английская пословица гласит, что тратить время на воспитание детей бесполезно – всё равно они вырастут похожими на родителей. В этой связи отцу очень важно сформировать в глазах дочери достойный пример для подражания.

Главное, что может сделать отец для воспитания детей – это искренне любить их мать. Пример взаимной любви и уважения – лучшая модель будущего для Вашего ребёнка, не так ли?

Также важность роли отца в воспитании девочки заключается и в том, чтобы суметь объяснить ребёнку гендерное различие моделей поведения – конечно, на примере собственного отношения к женщинам.

И, естественно, конструктивная критика и искренняя похвала отца – отличная мотивация для саморазвития ребёнка вне зависимости от пола. Они помогут ребёнку реализоваться и адекватно оценивать себя и свои

Какую роль играет семья в воспитании ребенка

У каждого человека первыми его воспитателями были родители. Роль семьи в воспитании ребенка важна потому, что именно семья определяет будущую жизнь человека.

Задачи семейного воспитания

Главными задачами семьи являются воспитание здорового, всесторонне развитого ребенка, формирование таких его качеств, которые необходимы для последующей счастливой, полноценной жизни.

Создавать условия для физического, а также интеллектуального развития детей. Ребенок должен получать сбалансированное питание, иметь одежду, обувь, все необходимое для обучения в школе, занятий в спортивных секциях, кружках творчества. Малыши должны иметь развивающие игрушки, книжки, а для учеников должны быть доступны библиотеки и музеи.

Обеспечивать социальную и психологическую защиту своего потомства. Это означает, что обязанность взрослых — поддерживать, утешать, помогать в сложных ситуациях, обеспечивать безопасность в обществе. Детей нужно знакомить с внешним миром, учить правильно реагировать на жизненные перипетии.

Передавать свой жизненный опыт, обучать полезным для жизни навыкам и умениям. В первую очередь воспитывать трудолюбие посредством совместного труда, разумного распределения обязанностей между всеми членами семьи.

Подготовить ребенка для жизни в социуме. Здесь основополагающую роль играет модель родительского поведения. Вербальное ознакомление с правилами поведения в обществе порой оказывается менее эффективным, чем личный пример.

Какой должна быть семья

Семья — это уникальный коллектив близких людей. Она может состоять из нескольких поколений, что означает присутствие разных взглядов, ценностей, убеждений. Каждый член семьи может быть воспитателем или воспитуемым. В таких социальных ячейках молодежь получает богатейший, неоценимый жизненный опыт, познает т

Роль отца в воспитании сына

Первые несколько месяцев после рождения ребёнка главным человеком в его жизни является мама. Мама выполняет самую важную функцию – обеспечивает удовлетворение основных потребностей беззащитного новорождённого. В пище, тепле, чистоте, общении, безопасности. Для новорождённого ребёнка он сам и его мама – одно целое.

Но как только малыш начинает отделять себя от матери, понимать, что мама и он сам – это не одно и то же, в его жизни появляется ещё один не менее важный человек – папа. Присутствие в жизни отца важно для всех детей, вне зависимости от пола. Но для мальчиков папа не только родитель, но и друг, наставник, а также образец для подражания – вот почему роль отца в воспитании сына очень важна. Рассмотрим каждую отцовскую функцию в отдельности.

Функции отца для мальчика

Папа, так же как и мама, заботится о ребёнке, оберегает его, любит и ценит. Мать нуждается в помощи, поэтому папа может взять на себя часть обязанностей по уходу за ребёнком. Он вполне может покормить кроху, переодеть, поменять подгузник, искупать, уложить спать. И порой отцы справляются с этими задачами даже лучше, чем мамы. Так как папа гораздо сильней, более уравновешенный и организованный.

Совет папе : Не отлынивайте от обязанностей по уходу за ребёнком, ссылаясь на то, что это женское дело. В награду вы получите счастливую и неизмученную жену и довольного малыша.

Папа ассоциируется у мальчика с весельем, активными играми и озорством. Мамы в этом плане более аккуратные и опасливые. А ребёнку, тем более мальчику, нужно выпускать свою энергию на свободу. Бегать, прыгать, лазить, кружиться, шалить. Так он учится координировать свои движения, лучше ориентироваться в пространстве, да и просто искренне веселиться.

Совет папе : Чаще играйте со своими сыновьями. Дома, на улице. Возьмите на

Роль отца в развитии ребенка

Папа и мама – это самые родные люди для любого ребенка. При этом им отводится исключительная роль в его развитии и воспитании. Роль мамы понятна каждому, а вот роль отца в воспитании ребенка до конца понимают не все. В наиболее сложных случаях папе отводится исключительно карающая роль. На самом деле каждый ребенок нуждается в активном участии отца в своей жизни, в его заботе, защите и дружбе.

Правильная роль отца в развитии ребенка

На сегодняшний день существует весьма устойчивый стереотип, что в развитии малыша наибольшая роль отводится матери, нежели отцу, но и общение с отцом исключительно важно для нормального формирования полноценной детской личности. Дело в том, что если от матери дети получают ласку и нежность, то отец дарит уверенность и защиту. При этом отец никак не может быть второй матерью – это что-то совсем иное. У отца своя, достаточно специфичная роль.

Так, еще в то время, пока малыш находится в утробе, папа с ним разговаривает. Еще тогда дети начинают отличать мягкий мамин голос от решительного и низкого папиного. Это понимание особенно важно и для осознания собственного «Я» маленьким человечком. Более того, папа становится первым человеком, который может дать понять малышу, что на маме весь мир не заканчивается, есть кто-то еще, не менее любящий и добрый.

С первых дней жизни малыша происходит процесс становления его личности, осознание окружающего социума. Поэтому для нормального гармоничного развития ребенок нуждается в отце: если мамина ласка и доброта способствует развитию одной стороны характера, то папа способствует развитию смелости и настойчивости. Кроме того, специалисты уверяют, что именно папино воспитание играет решающую роль в развитии нормальной самооценки у ребенка. Если папа с первых дней принимает участие в воспитании малыша, ребенок получает ощущ

Роль отца в воспитании дочери

Согласно психологическим исследованиям большинство мужчин мечтают о сыне. Но при этом с большим трепетом и нежностью относятся к дочерям. Ведь воспитание дочери для отца довольно сложный и весьма запутанный процесс. С мальчиком папам легче находить общий язык. А вот как и о чём говорить с девочками, во что с ними играть, как хвалить, как ругать – все это для мужчины тёмный лес. Порой, испугавшись своей некомпетентности в вопросах воспитания дочери, мужчины отходят на второй план и отдают девочек в женские руки – на воспитание мамам и бабушкам. И тем самым совершают большую ошибку, за которую впоследствии будет расплачиваться дочь. Итак, какова роль отца в воспитании дочери?

Хороший отец – залог счастливой семейной жизни дочери

Еще Зигмунд Фрейд говорил о том, что во взрослой жизни женщина на подсознательном уровне ищет партнёра, похожего на отца. Даже если отец был далек от идеала. Этот фактор носит название «Комплекс Электры». Так происходит потому, что человеческое подсознание стремится к постоянству, ко всему привычному, к тому, к чему мы готовы. А «шаблон» или «сценарий» взаимоотношений с мужчиной, который ведет себя как отец, у женщины уже есть. И психике не приходится перестраиваться, искать новые способы общения, способы разрешения конфликтов и тому подобное. По этой причине некоторым женщинам не везет в любви. К примеру, часто случается, что женщине, вышедшей из семьи, где отец поднимал руку на мать, то и дело попадаются мужчины-тираны, не брезгующие рукоприкладством.


Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей. В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений.
Помещение детей в раннем возрасти (до 3-х лет) в детское дошкольное учреждение или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней (рассматривает себя только в единстве с матерью – категория «МЫ»). В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к 3 годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте 3-х лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.
В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается, особенно сильной она является в первые годы жизни ребенка. В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка примерно с раннего возраста, когда он овладевает речью, прямохождением и получает возможность вступать в разнообразные контакты с разными йенами семьи. В ранние годы семейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, а также на его внешнее поведение: подчинение элементарным дисциплинарно-гигиеническим нормам и правилам. В дошкольном возрасте к описанным семейным воздействиям добавляются те, которые направлены на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к Утехам, отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственных качеств личности, которые прежде всего проявляются в отношениях к людям: порядочность, честность и др. Здесь участие в воспитании ребенка начинают принимать не только взрослые люди, но и сверстники
С поступлением в школу воспитательное влияние семьи несколько ослабевает за счет того, что с ней успешно начинает конкурировать школа. Значительную часть времени ребенок теперь проводит вне семьи среди учителей и сверстников, общаясь с ними в различных ситуациях и по разным поводам. Воздействие семьи на личностное развитие ребенка становится не только относительно меньшим, оно меняется качественно. Взрослые члены семьи сознательно сосредоточивают свое внимание на воспитании у ребенка таких качеств личности, которые необходимы для успешного учения и общения с различными людьми в школе и вне дома. За время обучения в младших классах влияние шкоды и семьи тем не менее остается примерно одинаковым.
В подростковом возрасте ситуация радикальным образом изменяется. Личностно-развивающее влияние школы и внешкольного общения по сравнению с воздействием внутрисемейного общения усиливается, и подростничество в этом плане является переходным периодом от детства к взрослости. Часть детей подросткового возраста по-прежнему остается под сильным и доминирующим воспитательным влиянием семьи, часть уходит из-под него уже в начале подросткового возраста. Поэтому и в плане индивидуальных различий этот возраст также представляется переходным и одним из наиболее сложных. Если близкие для ребенка члены семьи относятся к нему с должным пониманием, если между подростком и его родителями (дедушками, бабушками, братьями, сестрами и др.) установились добрые, доверительные отношения, то семья еще на протяжении длительного периода взросления может оставаться доминирующим институтом положительных социально-психологических влияний. Если эти отношения далеки от описанных, противоречивы и конфликтны, то семья может утратить свою положительную воспитательную роль уже в самом начале подросткового возраста, и тогда еще слабый в личностном плане полуребенок может оказаться в сфере далеко не самых лучших влияний улицы.
С переходом в ранний юношеский возраст воздействие внесемейных институтов воспитания начинает преобладать над семейными для абсолютного большинства детей. Дальнейший процесс развития личности ребенка, начиная с этого времени, приобретает сугубо индивидуальные черты и прямо зависит от круга людей, с которыми общаются юноша или девушка, а также от ситуаций, в которых разворачивается общение, и от его характера.

  • Роль семьи в развитии ребенка . Детско -родительские отношения на разных этапах онтогенеза ...


  • Роль семьи в развитии ребенка . Детско -родительские отношения на разных этапах онтогенеза . Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах ... подробнее ».


  • Роль семьи в развитии ребенка . Детско -родительские отношения на разных этапах онтогенеза . Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых


  • Роль семьи в развитии ребенка . Детско -родительские отношения на разных этапах онтогенеза . Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах .


  • Роль развитии на разных этапах онтогенеза .
    Последствия депривации: Основным «симптомом» здесь будет резкое замедление всех сторон развития ребенка .


  • Роль общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии на разных этапах онтогенеза .
    Ребенок уверенно тянется ручками к игрушкам и может удерживать их, ощупывает и поглаживает различные предметы.


  • Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения .
    Учитывая взаимозависимость отношений в семье , их описывают через те роли , которые выполняет ребенок .


  • Родительское отношение к ребенку : структура, типы и функции.
    Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье , сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.


  • Развитие совр. семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях .
    Падение родительской власти над детьми - такова та основная черта, которой характеризуется история взаимоотношений родителей и детей .


  • Роль семьи в развитии , воспитании и социализации личности.
    У подростков все это может вылиться в бунт против родительского «насилия»: они
    Воспитание «по типу Золушки» - это обстановка эмоциональной отверженности ребенка , безразличного, отношения к нему.

Найдено похожих страниц:10


Роль семьи в психическом развитии ребенка.

Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:

1. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

2. Дети учатся у родителœей определœенным способам поведения, усваивая определœенные готовые модели поведения.

3. Родители являются источником крайне важно го жизненного опыта.

4. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определœенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

5. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья - это определœенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Ребенку нужны оба родителя- любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.

Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.

Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую он образует в будущем.

Исследователями были выявлены качественные отличия в отношении отцов и матерей к воспитанию ребенка в семьях с разновозрастными и моновозрастными родителями. Разновозрастные семьи, когда между мужем и женой большая разница в возрасте 10-15 лет и более. Моновозрастные семьи, когда супруги одного возраста или разница в возрасте не велика.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, дети разновозрастных родителœей по сравнению с детьми моновозрастных родителœей склонны к более сложным формам реализации себя; они реализуют себя через оценку или координацию действий другого человека.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье индивида. Процесс семейного взаимодействия избирательно контролирует проявление эмоций, поддерживая одни каналы разрядки эмоций и подавляя другие. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствует другим, удовлетворяет или пресекает личностные потребности. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у индивида образа своего “Я”. Семья определяет опасности, с которыми индивиду предстоит столкнуться в жизни.

Опыт семейных взаимоотношений играет для ребенка важную роль не только в формировании его личности, определœенных схем поведения и отношений с окружающими. Он также является важнейшим фундаментом, на котором ребенок формирует и строит свое восприятие Бога, общение с Ним, а также семейный опыт формирует психическое развитие ребенка.

Родителями не рождаются. Родителями становятся. Это естественный закон жизни. Человеческая история свидетельствует нам о том, что стартовой позицией развития личности является жизнь в семье и отношения с родителями. “Одно из самых ответственных и священных призваний человека - быть отцом и матерью - доступно при минимальном здоровье и половой зрелости. Но лишь личная религиозность позволяет отнестись к этой возможности серьезно” (5, с.154).

Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.

Роль семьи в психическом развитии ребенка. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Роль семьи в психическом развитии ребенка." 2017, 2018.

Фото: Iakov Filimonov/Rusmediabank.ru

Мама и папа - первые люди, которые помогают малышу адаптироваться в новом для него мире. Обеспечить кровом и теплом, вовремя покормить, создать вокруг чистоту и уют - это лишь маленькая толика родительских обязанностей, ведь семья играет гораздо большую роль в развитии ребенка, в становлении его как полноценной личности.

Любому ребенку важно, чтобы родители принимали и любили его таким, какой он есть. С маленьким носиком, чуть раскосыми глазами, капризного, то есть любого. Безусловная любовь является основой, благодаря которой у человека формируется адекватная самооценка, терпение и уважение к окружающим, жизненные кризисы переносятся легче, а сама жизнь кажется увлекательным путешествием.

Роль мамы

Самая главная задача мамы с психологической точки зрения - дать ребенку ощущение безопасности с первых дней жизни. Это ощущение появляется у малыша, когда он находится рядом с ней, на ее руках, когда мама прикладывает его к груди. Сердцебиение крохи успокаивается, дыхание становится более ровным. Ребенок чувствует, что все будет хорошо, его никто не обидит. От того, как мама выполнит эту задачу, зависит восприятие ребенком окружающего мира в целом - стоит ли ему доверять или нет.

Обычно родители еще до рождения малыша стремятся заполнить детскую игрушками, даже не догадываясь, что самой главной «игрушкой» в первое время для него станет мама. Она возьмет кроху на руки, покажет и расскажет о том, что его окружает, познакомит с миром тактильных ощущений через поглаживания, будет строить смешные рожицы и гулить вместе с ним, а на ночь споет колыбельную, приобщая ребенка к миру звуков. Именно такие простые и разнообразные действия помогают новому человечку полноценно развиваться в психическом плане.

Роль папы

Многие мужчины считают, что они не могут дать своему малышу того, что дает мама. Конечно, роль мамы в жизни ребенка иная, но это не говорит о том, что папе стоит в стороне дожидаться момента, когда сын или дочка вырастет и можно будет заняться их развитием и воспитанием.

Формирование системы ценностей детей лежит на мужских плечах. Именно папам удается доходчиво объяснить, что «такое хорошо, а что такое плохо», рассказать ребенку, какие поступки стоит совершать, а какие нет. Папе под силу воспитать ответственного и дисциплинированного человека.

На раннем этапе развития ребенка, одной из главных функций отца является его знакомство с миром, с социумом. Кто позволит малышу прокатиться на лошади? Кто отпустит в первый раз с горки и разрешит пробежаться по луже? Кто лучше расскажет, как нужно вести себя с детьми на площадке, как правильно переходить дорогу? Конечно, папа.

Роль бабушек и дедушек

Во все времена бабушки и дедушки были неоценимыми помощниками для молодых родителей. Многолетний опыт по уходу и воспитанию оказывается очень бесценен, поскольку всех тонкостей не расскажут на курсах и не напишут в книгах.

Главной задачей старшего поколения является передача знаний, накопленного опыта. При общении бабушек и внуков происходит установление родовых отношений, дети узнают, что у их родителей тоже есть родители, у тех, в свою очередь, были свои родители и так далее. В основном, только благодаря старшему поколению создается преемственность поколений.

Кроме того, наличие расширенной семьи создает более широкий круг общения для ребенка, ведь именно бабушкам и дедушкам можно доверить новорожденного.

Психологическая атмосфера в семье

Любой родитель понимает, что крики и скандалы в семье накладывают негативный отпечаток на личность растущего человека. Происходит это потому, что ребенку свойственна особая впечатлительность, а поскольку его семья является для него целым миром, то все что в ней происходит, становится личным переживанием.

Не редки случаи, когда поведение малыша резко меняется, хотя видимых причин для этого нет. Он может стать более капризным, перестать хорошо кушать, спать более беспокойно или даже заболеть. Естественно, что мама с папой пытаются помочь крохе всевозможными способами, ищут причины, даже не задумываясь, что именно их конфликтные отношения, разногласия могли выступить источником таких перемен в поведении малыша. Ребенок не способен сказать словами, что его беспокоит. Свои эмоций, переживания он выражает через изменение привычного поведения, болезнь. Поэтому так важны хорошие и любящие отношения между родителями.


Консультация для родителей ДОУ
«Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста»

Семья - важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей.

Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях.
Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.

Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью - первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занима¬ет в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.

Потребность детей в общении не появляется у них автоматически. Она формируется постепенно, в зависимости от условий существования, от воздействия окружающих людей, прежде всего - близких взрослых.

Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик - заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствует его здоровому развитию.

В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном разви¬тии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют.

В первые 5 лет у человека формируется самое важное - структура личности. В этот период ребенок особенно уязвим; физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой полностью или частично удовлетворя¬ются его потребности.

Опыт взаимоотношений с ними служит для ребенка школой социального общения. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере эмоциональных отношений окружающих взрослых и в своих экстремальных формах может даже привести к страху перед общением.

Поскольку взрослый начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным примером в общении с другими людьми.

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.
В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.

Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.
Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.

Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических способностей и т.д.), и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку как будущему гражданину.

Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.

Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время - время научно-технических достижений и прогресса - многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же?» - спрашивают в этих случаях у детей. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.

Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.

Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.

Время, какое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.
Родители могут помочь формированию таких навыков как: развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, вырезать картинки, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Для ребенка это необходимо не только на специальных занятиях в саду, но и в самостоятельной деятельности ребят дома. Ведь родители являются авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах.

Развитие интеллектуальной сферы будет проходит наиболее продуктивно, если сформированы такие нравственно-волевые качества, как настойчивость, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, внимание любознательность и т.д.

Важная задача перед родителями - научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.