Основа основ вязания спицами – это лицевая петля. Существует два способа ее вязки, если не знать разницы, то вязка может получиться не такой, как задумано и как показано в уроках вязания. Первый и основной способ вязки лицевой петли – это классическая лицевая петля. Такую петлю провязывают за переднюю стенку, как указано на картинке, то есть, подхватывая петлю спереди.

Немного поясним что такое передняя и задняя стенки петель:


Передняя стенка – нить в вязаном полотне уходит вправо, а задняя – влево. При провязывании за заднюю стенки петли получаются скрещенными.

Для красивого и аккуратного вязания очень важно понимать, что такое лицевая скрещенная петля . Для начала определимся, что скрещенная петля не является способом вязки, это ее внешний вид.

Как видно на схеме, стенки скрещенной петли идут крестом вправо и влево.

Для скрещивания петли, связанной классическим способом, вяжется ее задняя стенка, а перевернутая петля, наоборот – за переднюю.

В различных мастер классах часто встречается понятие лицевая скрещенная петля. Это будет означать, что петлю необходимо провязать за заднюю стенку.

Итак, связанная за заднюю стенку лицевая петля – это бабушкина лицевая петля. На фотографии ниже показано, как вязать лицевую скрещенную петлю .

Так зачем нужно знать разницу между бабушкиной и классической петлей?

Во-первых, их нельзя путать и смешивать во время вязки, иначе лицевая гладь спицами получится некрасивой.

Все схемы вязки по умолчанию вяжутся классическим способом, если нужны скрещенные петли, в описании будет это четко указано.

К тому же, лицевая гладь бабушкиными петлями по кругу получится перекошенной, так как петли всегда скрещены в одну сторону.

Преимуществом скрещенной петли является то, что вязка в результате получится плотнее, чем классическая, так что смело можно использовать этот метод для вязки планок.

На фотографии ниже нижняя часть образца связана классической вязкой, а верхняя – скрещенной.

Для итога можно выделить несколько советов:

  • если в описании не указано иного, всегда вяжите лицевые петли спицами классическим способом, используйте скрещенные петли только с целью добиться запланированного эффекта;
  • бабушкина лицевая петля не подходит для круговой вязки, так как вязание будет перекручиваться;
  • скрещенные петли используются только там, где они улучшат качество работы.

Как известно, весь процесс вязания это провязка двух видов разных петель. В мире ниток, пряжи и спиц, тем кто только начинает учится вязать кажется, что эту науку познать невозможно. Это не так, вязание – занимательный несложный процесс, который приносит удовольствие. Познакомимся поближе с изнаночными петлями.

Строение петли

Прежде чем приниматься за вывязивание изнаночных петель разберемся со строением петли. Это поможет в будущем не разгадывать инструкции по вязанию всевозможных типов петель.
И так, у каждой петли, будь она лицевая или изнаночная, есть:

  • стенки задняя и передняя – за них заводят спице для вязки петель;
  • протяжка – это соединение двух соседних петель;
  • петельный шаг – разбег между петлями.

Как же вязать изнаночную петлю

Первоначально петли следует набрать, после берете спицу с набранными на нее петлями левой рукой. Рабочая пряжа перед работой. Свободную правую спицу проводите под рабочей пряжей и вводите в середину петли справа налево.

Зацепляете рабочую пряжу перед спицей и протягиваете петлю от себя.
Эта изнаночная петля была сделана за переднюю стенку.

Пробуем сделать скрещенную изнаночную петлю


Очень часто в схемах встречается скрещенная изнаночная петля, а вот как ее правильно вязать многие не знают. Поэтому попробуем разобраться, как вывязать такую петлю правильно.

Опять-таки спицу с набранными на нее петлями, которые будут провязыватся, берем левой рукой. Рабочая пряжа перед работой. Свободную правую спицу вводим в петлю слева направо после на себя. Эту спицу рабочая пряжа должна обвить снизу вверх и после вытягиваем ее через петлю. Здесь провязка изнаночной петли была за заднюю стенку.

Узоры из изнаночных петель

Петля к петле и получается узор. Что бы получить гладь необходимо лицевые ряды вывязывать только лицевыми петлями, изнаночные рады только изнаночными.


В итоге получится с одной стороны работы лицевая гладь, а с другой изнаночная. Такими петлями можно сделать всевозможные узоры.

Запомнить все узоры, которые можно связать спицами, невозможно. Но каждый из них представляет собой комбинацию петель, а их всего несколько. Даже если вы знаете только лицевые и изнаночные, вы можете связать резинку, чулочную и платочную вязку и даже рельефные полосы. Умение выполнять скрещенные петли значительно расширит ваши возможности.

Скрещенная петля на спицах

Лицевые или изнаночные

Скрещенными петлями можно связать все полотно. Оно будет очень похоже на то, которое выполнено обычными лицевыми или изнаночными, но несколько плотнее. Скрещенные петли могут быть и элементом рисунка, и в этом случае важно строго следовать схеме. Специальных требований к пряже в данном случае нет, выбирайте такую же, из которой вы бы связали изделие обычными петлями. На расход ниток наличие в узоре этого вида петель тоже влияет незначительно. Перед тем, как начинать работу, не забудьте посмотреть условные обозначения – в разной литературе скрещенные петли обозначаются по-разному.

В литературе скрещенные петли иногда называют «лицевыми за заднюю стенку» или «изнаночными за заднюю стенку»

Техника вязания лицевой скрещенной

Наберите на спицы 20-30 петель. Провяжите первый ряд обычными лицевыми, второй – обычными изнаночными. Обратите внимание на то, как вы вывязываете эти петли. При выполнении лицевой спица вводится справа налево в ближайшую петлю так, что передняя стенка оказывается под правой спицей. Затем вы захватываете этой же спицей рабочую нить и вытягиваете ее в петлю. При вывязывании скрещенной лицевой введите правую спицу в петлю под переднюю стенку, затем в промежуток между задней стенкой и следующей петлей. Вытяните рабочую нить из этого промежутка. Провяжите ряд до конца.

На этом этапе разница между обычными и скрещенными лицевыми еще не видна

Техника выполнения изнаночной скрещенной

Переверните вязание. Следующий ряд выполняйте изнаночными скрещенными. При вывязывании обычных изнаночных вы вводите правую спицу под рабочую нить и под переднюю стенку, захватываете рабочую нить и вытягиваете ее в петлю. Чтобы связать изнаночную скрещенную, введите правую спицу в петлю под рабочей нитью, но над передней стенкой, вытяните новую петлю, а ту, что находится на левой спице, сбросьте. Когда вы довяжете ряд до конца, вы заметите разницу между полотном, связанным обычными и скрещенными петлями.

Спицами - один из самых старых видов рукоделия, благодаря которому стало возможным изготавливать теплые вещи самых разных размеров и форм. Изначально скрученные вручную нити переплетали пальцами, а затем стали применять тонкие прочные палочки из твердых пород дерева. Но речь сегодня пойдет вовсе не о спицах, а о том, что можно ими сотворить, - о петлях.

Самые важные петли для вязания на спицах

Существует два основных вида петель, освоить которые нужно на этапе освоения вязки спицами - лицевые и изнаночные. Они являются базовыми элементами для составления любых видов полотна: платочного - состоит из рядов, связанных только лицевыми петлями; гладкого - состоит из чередующихся рядов изнаночных и лицевых петель; эластичного (резинка) - состоит из последовательно чередующихся лицевых и изнаночных петель в одном ряду; ажурного - вязки, один ряд которой выполнен из сочетания лицевых сдвоенных петель и накидов, а другой вяжется только изнаночными петлями; рельефного (с косами)- состоит из чередующихся полос лицевой и изнаночной глади, при этом в одном ряду лицевые элементы периодически перекрещиваются или переплетаются; плоского фантазийного - представляет собой узор, состоящий из систематизированных участков изнаночной и лицевой глади. Наконец, без умения вязать лицевые и изнаночные петли начинающие мастерицы не смогут освоить создание разноцветных вывязанных узоров, которые известны как норвежские или нордические мотивы в виде звездочек, оленей, снежинок и цветов.
Одним словом, умея вязать только лицевые и изнаночные петли, можно творить настоящие рукодельные шедевры, которые помимо эстетического наслаждения подарят обладателю вязаной вещи тепло в привычном его понимании, и ощущение уюта.

Лицевые петли - как их вязать

Первые петельки, с которыми нужно близко познакомиться начинающей мастерице - лицевые. Сделать их очень просто - для этого нужно обладать более или менее развитой усидчивостью и внимательностью. Итак, перед нами спицы с набранными петлями, рабочая нить размещена позади будущего полотна. Для вывязывания лицевой петельки выполняем следующие манипуляции:
1. Рабочую спицу вводим в петлю с переднего края (того, который находится ближе к вязальщице).
2. Цепляем острием спицы рабочую нить в направлении сверху вниз.
3. Протягиваем петлю рабочей нити через петлю на спице.
И вот первая лицевая петелька готова - она расположена на правой спице (рабочей) и обозначена красной стрелкой, а на левой осталась петелька, которая вот-вот станет элементом предыдущего ряда (обозначена синей стрелкой). Ее нужно сбросить с левой спицы, чтобы работа продвигалась дальше.


Далее описанные действия производятся с каждой петелькой в ряду. Если и второй, и третий, и все последующие ряды вязать только лицевыми петельками, получится классическое платочное полотно.


Конечно, чтобы создавать настоящие шедевры спицами, только лицевых петель вязальщице будет недостаточно, поэтому после их освоения можно смело переходить к изучению изнаночных петель.

Изнаночные петли - технология их создания

Изнаночные петли являются зеркальным отображением лицевых петелек, и потому освоившая предыдущий вид вязки мастерица не будет испытывать трудностей. Исходное положение для вывязывания таких петель фактически такое же, как при вязке платочного полотна, но рабочая нить перекидывается на переднюю сторону работы, ближе к мастерице.


Рабочая спица вводится в петлю предыдущего ряда с заднего края (см. фото). Далее рабочей спицей захватывается нить, и протягивается через петлю предыдущего ряда.


На фото красной стрелкой обозначена связанная изнаночная петелька. Ее нужно оставить на правой спице. Синяя стрелка указывает на петлю, которую после протягивания рабочей нити нужно снять с левой спицы.
Если провязывать все рядки только изнаночными петлями, полотно будет выглядеть так же, как при вязке лицевыми - получится классическая платочная вязка.

Сочетания лицевых и изнаночных петель

После того, как лицевые и изнаночные петли будут освоены достаточно хорошо, можно приступать к их комбинированию. Это позволит получать разные по структуре и характеристикам вязаные полотна.

Лицевая и изнаночная гладь

Самая распространенное сочетание лицевых и изнаночных петель можно увидеть в гладком полотне. Связать это полотно можно, если чередовать ряды лицевых петель с рядами изнаночных.
Его лицевая часть выглядит как прижатые друг к другу косички. Именно лицевую гладь используют при вывязывании разноцветных узоров.


Изнаночная же сторона таких полотен сплошь покрыта "барашками" петель. Такой вид полотна нередко можно увидеть только на изнаночной стороне вязаных вещей. Однако в некоторых случаях его используют в качестве лицевой основы при вывязывании кос.


Гладкое полотно считается самым плотным среди других видов вязаных полотен. Однако есть у него и минусы - края изделий, связанных гладью, скручиваются.

Резинка или эластичное полотно

Этот вид вязки используется для оформления края вязаной вещи, так как оно обладает повышенной эластичностью и отлично задает форму всему изделию. Рисунок эластичного полотна представляет собой чередующиеся полоски лицевой и изнаночной глади. Они могут быть различной ширины. Наиболее популярны у вязальщиц резинки 1:1, 2:2, 2:3, 3:3, где первое число соответствует количеству лицевых петель, а второе - изнаночных в раппорте.
Вот так выглядит самая простая и самая "тягучая" резинка, связанная по схеме 1:1.


Ее используют для оформления низа изделия, выреза горловины, манжет. Из нее также получаются отличные пояса, которые не скручиваются даже после стирки.
Немного иначе выглядит резинка, связанная по схеме 2:2 - ее полоски более широкие. Такое полотно обладает меньшей по сравнению с предыдущим вариантом эластичностью, но ее очень часто используют для оформления горловин, манжет, а также для выделения линии талии на удлиненных изделиях.

Фактурная вязка - плоские и рельефные узоры

Получение фактурного, то есть художественно оформленного вязаного полотна - то ради чего чаще всего затевают знакомство с этим видом рукоделия. Оно может быть плоским или рельефным, сложным или относительно простым, но в любом случае для его создания потребуется почти в совершенстве овладеть техникой вывязывания лицевых и изнаночных петелек.
Самая простая для воспроизведения фактурная вязка - плоская. При этом определенные участки полотна представляют собой изнаночную, а другие - лицевую гладь. Самый распространенный пример плоской фактурной вязки - узор "Шахматы" (см. следующее фото), связанный по схеме 3:3 со сменой очередности через 3 ряда.


Главное достоинство таких узоров - простота создания и возможность создать эксклюзивные узоры.
Еще одним вариантом плоской фактурной вязки является узор "Рис". Его вяжут по схеме 1:1 (лицевые петли чередуются с изнаночными в каждом ряду). По сути, этот рисунок вяжется так же, как резинка 1:1, но в каждом ряду изнаночные петли нужно вязать над изнаночными, а лицевые - над лицевыми.


Чуть сложнее в плане трудозатрат дается вывязывание рельефных узоров - кос, переплетающихся полос. Основным "полем" в этой вязке выступает изнаночная гладь, а выступающие (выпуклые) элементы вяжутся лицевой гладью. Чтобы получить действительно рельефный узор, мастерице потребуются дополнительные спицы. С их помощью можно будет изменить направление элемента.


Чтобы получить такие же косы, как на фото выше, вязание начинают по схеме для резинки 2:4. Изнаночная гладь будет более узкой, а лицевая, соответственно, широкой. Провязав несколько рядов, проводят перекрещивание "столба" из лицевых петель. Для этого при работе на лицевой стороне 2 из 4 петель снимают на вспомогательную спицу и оставляют спереди полотна, а две оставшиеся петли элемента провязывают лицевыми петлями.


Затем провязывают снятые на вспомогательную спицу петельки (тоже лицевыми). Так поступают с каждой косой.


Затем цикл повторяется несколько раз, пока мастерица не выполнит свои творческие задумки.
Еще одна сфера применения лицевых и изнаночных петель - создание ажурных узоров. Их по праву считают самой сложной вехой вязания на спицах, так как схемы их состоят из сочетания связанных вместе лицевых петель в нечетных рядах, и изнаночных петель в четных. По сути, ажурная вязка - это отличный способ придать вещам легкость и особое очарование, так как на ней появляются отверстия.
Для создания классической "сетки" чередуется накид и связанные вместе две петли. Чтобы создать более сложные узоры, в схему включают лицевую гладь. Если же разделить накид и сдваивание петель несколькими петлями гляди, можно получить красивый эффект косой или наклонной вязки. Более подробно об этой технике мы расскажем в другой статье.
Приятного творчества, любительницы спиц и вязаных шедевров!

/ 02.09.2017 в 17:47

Дело в том, что я представительница старой школы вязания, и училась этому виду рукоделия в детстве от знакомых тёть, которые в своё время учились либо на курсах, либо тоже от кого-то. Некоторые приёмы осваивала позже самостоятельно из старых книжек по вязанию. А далее было просто много практики, так как я очень сильно любила вязать и старалась заниматься этим в любое свободно выпавшее время.

Так вот, меня учили вязать именно «бабушкиными» петлями. И если с лицевыми дело обстоит как-то проще, провязываешь их то за переднюю стенку (это классический способ вязания лицевой петли), то за заднюю стенку (бабушкин способ) и особой сложности с этим нет, то изнаночные петли я вязала в основном бабушкиным способом (потому что просто привыкла к нему за столько лет!) и каких-то особых проблем с этим не видела. Хотя о существования классической изнаночной знала и тоже изредка ею пользовалась.

К слову сказать, термин «классические и бабушкины петли» возник сравнительно недавно. А раньше в литературе встречалось просто: «изнаночная первым и вторым способом», «лицевая за заднюю или переднюю стенку (нижние или верхние дольки)». Вязальщицы старой школы наверняка это помнят...

А теперь на всякий случай напомню, как можно по-разному вязать изнаночные петли. Вот так вяжется любимая «бабушкина» петля. Ею вязать, как мне кажется, намного проще и быстрее (рабочая спица идёт сразу на себя):

А так вяжется классическая изнаночная петля (спица двигается от себя, а нить идёт не сразу под спицу, а как бы обвивает её):

В чём между ними разница? По сути только в том, что в зависимости от способа вывязывания петли ложатся на спицу по-разному. Смотрите, после «бабушкиной» она лежит на спице ближе к правой стороне задней стенкой:

«Бабушкина» изнаночная петля

А после классической – ближе к правой стороне передней стенкой:

Классическая изнаночная петля

И вот вначале, пока формируется росток, вязание идёт обычным прямым способом — по лицевой и изнаночной стороне, а после того, как росток уже сформирован, и количество петель для переда совпадает с количеством петель для спинки, я соединяю вязание в круг и продолжаю вязать уже .

В качестве основного узора у меня была «путанка», или как её ещё называют «жемчужная вязка», «мелкий рис». И каково же было моё удивление, когда я заметила, что один и тот же узор при вязании прямым и круговым способом выглядит совершенно по-разному! Смотрите сами, видите разницу?

Тогда я решила провести небольшое исследование этого «явления» и провела такой эксперимент. На небольшом образце сначала вязала узор «бабушкиными» петлями, а затем перешла на классические. И вот вам результат:

Нижняя часть образца вязалась «бабушкиными» петлями, а верхняя — классическими. Разница налицо.

Ну что же, выводы очевидны? Вязание классическими петлями в определённых случаях создаёт более ровную и качественную вязку. Почему именно так происходит — не берусь объяснить точно. Мне кажется, это из-за того, что при классическом способе все вывязанные петли, и лицевые и изнаночные, «ложатся» на спицу одинаковой стороной, как при вязании поворотными рядами, так и при круговом вязании. А бабушкины «ложатся» по-разному — то передней, то задней стенкой, — что и вызывает определённое кручение, неровности. Плюс ещё сказываются параметры кручения нити.

Одним словом, какие-то физические закономерности здесь есть. Но даже без ясного понимания причины, почему это так происходит, сделала вывод, что в дальнейшем буду стараться использовать классические петли, несмотря на многолетнюю привычку (ну хотя бы в тех случаях, когда это необходимо — например, при вязании жемчужного узора).

А вы, мои дорогие, каким способом вяжете изнаночную? Поделитесь своими соображениями, будет интересно узнать. Если вы, как и я, привыкли к «бабушкиным» петлям, то может попробуем переучиваться вместе?

До новых встреч, друзья. С любовью и наилучшими пожеланиями автор блога Ариника.

  • P.S. Мамам и бабушкам, у кого есть школьники, хочу пожелать мудрости, терпения, сил и вдохновения в связи с началом нового учебного года. Ведь они, ой как понадобятся! Согласны?