На чтение 5 мин.

Большинство современных родителей считают, что православное воспитание детей не влияет на развитие сильных качеств. Однако, глядя на нынешнее поколение можно понять, что границы “хорошего” и “плохого” начинают стираться. Почему же важно воспитывать детей по православным законам? С какого возраста знакомить малыша с религией?

Воспитание в православии

Важно понимать, что православное воспитание это не только вера в Бога и полное погружение в веру. Православное воспитание включает в себя знание и следования традициям, почитание родителей и безграничная любовь.

Современные мамы задумываются о нравственном состоянии своих детей, когда видят “падение нравов” нынешней молодежи. В надежде обойти стороной хамство, лицемерие, агрессию родители знакомят малышей с верой. Православное воспитание детей дошкольного возраста должно быть не навязчивым, малышу достаточно видеть родительский пример. Посещение воскресных школ при церкви дают немало знаний, однако поступки мамы и папы играют огромную роль в правильном восприятии православия.

Христианская семья

В православной христианской семье первое место в жизни занимает, собственно, семья. Православие дает понять, что семья будет всегда рядом и в счастье и в горе. Никакие друзья и работа не заменят близких людей, детей и родителей. Главное отличие православной семьи от других является любовь к людям и вера в добро. Православные родители учат детей не обижаться на окружающих, а принимать ситуацию как испытание и преодолевать ее.

Отношения между верующими родителями уважительные, выяснение отношений происходит без детских ушей и глаз. Проявление неуважения отца к матери подрывает авторитет у подрастающего поколения.

Воспитание детей в православной семье подразумевает послушание детей, соблюдение традиций. Однако, исключается ведение поста детьми любого возраста. Возможно воздержание от сладкого, только малыш это должен делать осознанно, а не по решению родителей.

Православие детям

Для малышей, воспитываемых в христианской семье, православие является частью жизни. Восприятие детьми вечерних и утренних молитв должно быть как обычный разговор с Богом, оценка своих поступков. Воспитывая детей в православии родители с малых лет знакомят с христианскими обычаями, законами, нормами поведения. Не стоит забывать, что главный учитель — правильный пример родителей.

Малышей от года до трех лет стоит приводить в церковь и рассказывать о происходящем там (соответственно тихим тоном), покажите своему чаду иконы, дайте все рассмотреть ему. Объясните, что шуметь в церкви нельзя, а если малыш устал и не может устоять спокойно, просто выйдите на улицу. Православные христиане никогда не будут “шикать” на крох в церкви, только могут помочь отвлечь его или проигнорируют.

Детсадовские дети готовы принять информацию о христианстве. В некоторых садах проходят беседы на тему религии и веры. В крупных городах России стали открывать православные сады, в которых с самых малых лет знакомят деток с православием.

Проблемы православия

Самой главной проблемой в вопросе религии, является вера. Точнее ее отсутствие, имеется ввиду не только вера в Бога, а вообще вера людям, правительству, близким. Современное поколение скептически относится к нравственности, обманутые не раз люди перестали доверять.

Еще одной проблемой являются, так называемые, “трудные подростки”. Каждому родителю хотелось бы видеть свое чадо искренне верующего в Бога, почитаемого традиции, нравственного. Однако, в подростковом возрасте, когда гормоны берут верх над разумом, некоторые дети выбирают ложный путь. Задача родителей разобраться в причине изменений в поведении, стать еще ближе и заслужить доверие. Посещение службы в церкви, а также причастие пойдет только на пользу Вашему подростку. Не оставляйте без внимания любые увлечения, старайтесь быть в курсе ближайших планов, познакомьтесь с друзьями.

Помните, что мама и папа — это крепость, за которой малыш должен чувствовать себя защищенным.

Традиции православного воспитания детей в семье

Конечно, главным источником информации является семья. Сын или дочь не будет следовать традициям, если дома никто их не соблюдает.

В каждой семье должны быть свои традиции, помимо общественных. Если в семье малыш воспитывается в духовно-нравственной обстановке, то повзрослев он сможет отличить добро от зла, и выбрав добро сможет устоять от соблазнов. Чтобы прививать детям добро, необходимо брать их на службы, вместе помогать больным.

Можно выделить главные традиции, которые можно укоренить в каждой семье:

  • крещение;
  • посещение храмов;
  • оказание почтения церковным праздникам;
  • совместная трапеза;
  • почитание взрослых;
  • уход за маленькими и больными;
  • обсуждение семейных вопросов, совместное решение проблем.

Раньше, православие начиналось с крещения, которое считалось чуть ли не обязательным. Посещение церкви, участие в семейных молитвах, исповедь, причастие тоже считалось неотъемлемой частью жизни каждого мальчика и девочки. Все это было частью духовно — нравственного воспитания детей.

Современному человеку необходимо возрождать забытые традиции и знакомить с православными традициями, культурами, обычаями с самого раннего возраста. Ведь одной из главных причин утраты знаний, является несоблюдение связи между поколениями.

Ядро духовного воспитания закладывается в семье, поэтому духовно — нравственное воспитание детей возможно при условии правильного духовного и нравственного состояния семьи в целом.

Семейное воспитание — тяжелый труд для родителей и детей. Дети должны восприниматься как семя, которое необходимо вырастить в хорошей, спокойной, счастливой среде. Дети не бывают виноваты в чем-то, всему виной неправильное воспитание или его отсутствие.

Любите своих детей такими какие они есть и старайтесь давать правильные знания, вводите свои традиции и следуйте церковным ежегодным праздникам.

Введение

Дети - воплощение любви, отрада родителей и украшение жизни. От их здравия и всестороннего благополучия зависит будущее общества, в котором они живут, зависит завтрашний день народов, культур, к которым они относятся. Для поиска причин сегодняшних общественных и социальных потрясений нужно проанализировать историю двадцати-тридцати летней давности. Истинно прогрессивное общество, которое беспокоится о завтрашнем дне, помимо решения различных насущных проблем и забот, должно изыскивать значительные средства и ресурсы на воспитание и образование будущих поколений. Тех, кто через некоторое количество лет сформирует основу его в различных областях и структурах, взяв бразды правления в свои руки. В противном случае, дети не получат должного воспитания и образования или же получат, но из рук других людей, что приведет к постепенному и неизбежному разрушению устоев общества, государства или к его идеологическому порабощению другой цивилизацией.

Крайне важно воспитать в подрастающем поколении человечность. Иначе завтра общество превратится в “культурных” дикарей и животных, пожирающих и притесняющих друг друга ради добычи очередного “куска хлеба с маслом или без”, ради новой, красочно оформленной порции “хлеба и зрелищ”.

Цель реферата - рассмотреть традиции воспитания христиан и мусульман.

Воспитательные традиции христианских народов

Идеал педагогики -- любовь. Вера и благочестие -- основание нравственного воспитания детей. Учение Православия поразительно тем, что не содержит в себе никаких воспитательных “методов” или “рецептов”. Оно эти рецепты решительно применяет, причем, в первую очередь -- к самому воспитателю. Оно упражняет и “ставит” сначала душу наставника, чтобы тот потом смог любовью и верой проникнуть в жизнь своих подопечных и увидеть для каждого самые верные, самые естественные педагогические решения.

Идеал педагогики Православия: не рассудком искать воспитательных правил и алгоритмов, но самому становиться добрым воспитанником Бога Отца и учеником Христовым и так полнее и правильнее совершать все, доверенное от Бога.

В традиционном подходе к воспитанию педагогическая дисциплина чаще всего имеет репрессивный характер. Как это выглядит? Взрослые, живя собственной жизнью, отдельной от жизни детей, знакомят последних с правилами и нормами, которые нельзя нарушать, а затем, время от времени, контролируют их поведение. Если запрет все же нарушен, применяется наказание, имеющее целью вернуть ребенка в русло предписанного ему порядка. Когда же ребенок упорствует, наказание повторяется, усиливается, пока не подавит его своеволие.

Нельзя не заметить и других недостатков этой системы: во-первых, родительская воля сама может быть не вполне совершенна. Во-вторых, правовые запреты и репрессии ограничивают только свободу внешнюю, тогда как внутренне ребенок может совсем не раскаиваться, а по-прежнему упорствовать в своем мнении; в-третьих, постоянный “дисциплинарный пресс” деформирует личность и не дает ей возможности правильно и естественно развиваться. Альфред Адлер отмечал: “Если ребенок лжет, нужно искать сурового родителя. Много раз правда оказывалась для ребенка опаснее лжи, и он отдал ей предпочтение”.

Все прочее, что способны предложить обществу педагогические умы, -- это какие-нибудь компромиссные, промежуточные варианты “умеренной строгости” или “подобающей любви”, которые говорят: наказывайте, но только немного; любите, но так, чтобы не все спускать с рук. Утрачен сам смысл любви, которая не ищет своего, но пользы другого, и готова в любой момент, если потребуется, для пользы детской души, а не из обиды и раздражения, применить или строгость или, напротив, войти в положение, без надрыва и сетования пожертвовав своим временем, делами, желаниями, планами...

Как откровение, как глоток свежего воздуха, как манна небесная, звучат простые и утешительные слова св. Тихона Задонского: “Любовь сыщет слова, нужные для наставления”. Или другие строчки, принадлежащие св. Иоанну Златоусту: “Ничто не бывает столь поучительно, как сие: любить и быть любимым”.

Крайне тяжелы сейчас условия христианского воспитания детей родителями-христианами в окружающем нас мире, в мире прелюбодейном и грешном (Мк. 8, 38). Крайне усложнилась жизнь людей, а вместе с нею и условия воспитания детей. Дети с самого раннего детства подвергаются худому влиянию окружающей среды чрез развращенных сверстников и взрослых, чрез телевидение, кинематограф и литературу, через худых наставников и многое другое.

Совершенное дитя -- от совершенного брака. “Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством”. В этом изречении западного мыслителя есть большая доля правды.

Цель семьи -- рождение и воспитание детей; никакие успехи родителей в профессиональной деятельности не искупят грехов в воспитании собственных детей. Совершенное дитя только от совершенного брака.

Но теперь редко встречаются многодетные семьи. Обычно -- один-два ребенка. А если больше -- то ропот и жалобы, ребенок оказывается “лишним”. Бьют тревогу демографы: рост населения почти прекратился. Моралисты еще более озабочены: налицо грозные признаки нравственного упадка общества.

В чем же причина этих темных сторон в семейной жизни нашего народа? Что доводит людей до такого ожесточения и безумия, когда они становятся даже убийцами собственных детей еще в утробе, не дав им увидеть света Божия? Нельзя сказать, что вся причина в бедности, в материальных трудностях жизни. Наши предки жили куда беднее нашего, но они твердо верили, что Бог не оставит их без помощи в самой крайней нужде и бедности. “Даст Бог детей, даст и на детей” -- это неопровержимая и опытом подтверждаемая истина. И не наказание ли это Божие, когда “одночадные” родители оба работают в поте лица и с трудом могут прокормить единственное свое чадо?

Конечно, на снижении рождаемости, несомненно, сказываются социальные, производственно-экономические и бытовые условия жизни людей, а также до крайности доведенная так называемая эмансипация женщины. Но все же главная причина не в этом. Ибо такое явление наблюдается и в материально обеспеченных семьях.

Подвиг самоотвержения. Главная причина -- неверие в Бога, крайнее себялюбие, упадок нравственности, чрезмерная привязанность к мирской суете и удовольствиям, стремление к спокойствию и удобствам. Большинство людей забывает, а многие и не ведают вовсе о том, что земная жизнь вследствие греховности людей не может быть чем-либо иным, как трудом, постоянным подвигом самоотвержения и смирения, терпения скорбей и лишений ради достижения чистоты и святости, ради Царствия Божия, ради будущей блаженной жизни. Потеряно правильное понятие о том, что такое земная жизнь, забыта и отвергнута уверенность, что после нее наступит другая, вечная жизнь; и вот счастья и радости стали люди искать только на земле.

По словам Златоуста, родители, которые не заботятся дать христианское воспитание своим детям, суть “детоубийцы”. “Те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, -- говорит он, -- бывают детоубийцами, и жесточе детоубийц, поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души”.

Если бы у нас было надлежащее воспитание, то не было бы такой преступности среди подростков и юношества. “Если бы родители, -- говорит Златоуст, -- тщательно воспитывали своих собственных детей (в благочестии и благонравии), то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни мщений, ни наказаний и публичных казней... Но так как мы не заботимся о них, то и подвергаем их большему злу, и предаем в руки палачей, и постоянно толкаем в пропасть”.

Без веры нет нравственности. Известный русский педагог К.Д. Ушинский говорит: “Нехристианская педагогика есть вещь немыслимая -- безголовый урод и деятельность без цели”.

Нам надо твердо помнить, что без веры (религии) и благочестия не может быть устойчивой и доброй нравственности. Без веры и благочестия все нравственные уроки родителей бессильны и непрочны. Где нет веры и благочестия и любви ко Христу Спасителю, не может быть продолжения и развития нравственной жизни, как в ветви, отсеченной от дерева; а где нет такой жизни, там не может быть и плодов ее (Ин. 15, 1-5).

По словам Златоуста, учение через поступки и жизнь есть самое лучшее учение. Дела говорят сильнее слов, и добрый пример бывает лучше всякого поучения. И обратно, если дитя видит худой пример со стороны родителей, не ждите плода от добрых наставлений -- пример все погубит. Неопытное дитя идет по следам своих воспитателей. Таково свойство детской души, в которой еще не развита деятельность мысли, а действует одна лишь память и чувственная наблюдательность.

Дети -- зеркало родителей. Вот почему родители должны “свято ходить пред очами чад своих”, блюсти себя, чтобы чем-либо во взаимных отношениях и отношениях с ближними -- словом или делом -- не подать худого примера своим детям. И если дети будут видеть в своих родителях грубость в словах и во взаимных отношениях, упрямство, неуступчивость, сварливость, гневливость, ложь, нескромность, то, по подражанию, они сами станут такими же в обращении со своими сверстниками, а потом, в дальнейшей жизни, и с окружающими людьми, и со своими родителями.

“Ваш пример, отцы и матери, -- говорит архиепископ Филарет (Гумилевский), -- ваше поведение сильнее слов и наставлений действует на юные сердца... Не говорите ребенку неправду, и он будет стыдиться лжи. Если упрекаете его за резкость укоризны и жестокость слов, а сами за минуту перед тем делали грубый выговор, то вы бьете воздух. Вы учите сына страху Божию, а сами клянетесь без нужды и с забвением Бога правды: поверьте, наставление ваше пропадет без плода”.

“Вы воспитываете ребенка, -- пишет известный педагог А.С. Макаренко, -- в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами -- все это имеет для ребенка большое значение”.

Алена Грищук
Традиции и культура христианской семьи, в нравственном воспитании детей

ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ , В НРАВСТВЕНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ .

«В воспитании кроется великая тайна

усовершенствования человеческой природы».

Немецкий философ Э. Кант

Человек не рождается совершенным, но его природа требует этого, и задача всей жизни человека – стремиться к чему-то более совершенному и прекрасному.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств .

Нравственность – это умение и желание человека жить по моральным нормам, правилам, принципам. Нравственные качества не передаются по наследству, их надо воспитывать .

В воспитании огромную роль играет семья . И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком судьбы для каждого из нас.

Семья начинается с брака . По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан «таинством любви» , в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры , в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу.

Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, это единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви.

То, что понятие «семья » имеет и нравственную , и духовную природу подтверждают религиозно-философские и богословские исследования.

Особая роль семьи – «домашней Церкви» в христианской культуре - заключается в исполнении исконной функции - духовно-нравственном воспитании детей .

Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и «приумножать» , содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни .

Рождение ребёнка – истинное счастье для каждого родителя. Для верующих людей появление на свет нового члена семьи непременно связано с такими церковными обрядами, как :

Крещение;

Миропомазание;

Причащение;

Воцерковление.

Родившись, малыш сразу приобщается к религии и культуре , и это даёт ему возможность почувствовать себя не менее значимой частичкой общества, чем окружающие. Прививать веру и любовь к Богу начинают с пелёнок, но не строгими приказами, а в форме игры и повествования. Детей до года не огораживают от семейных традиций вероисповедания : напротив, родители читают малышам молитвы вслух, рассказывают о церковных праздниках, показывают иконы.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта , и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является освоение им православных духовно-нравственных ценностей . Введение его в православную культурную традицию естественным образом проходит через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек, через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты.

Православное воспитание детей практикуется во многих семьях , где есть верующие родители. Воспитание доброго нрава ребенка , развитие его способности к добродетельной жизни всегда определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.

В дошкольном возрасте дети готовы к принятию Бога как Творца нашего мира, в котором мы живем . Дети любуются красотой цветов, деревьев, всей природы, радуются ветерку, солнышку, радуге. Рассматривают узорчатые снежинки зимой. В 5-6 лет понимают, как очевидное, что Бог - Творец мира - нашего общего дома и ощущают Любовь к Божьему миру. Оба процесса познания и любви содействуют формированию осознания детьми целесообразности устройства всего мира и всех Божьих созданий. Жажда духовного познания заложена в человеке изначально, и с каждым годом эта жажда усиливается, она уже осознаваема ребенком и стоит очень остро в силу яркого в этом возрасте эмоционального восприятия и переживания жизненных противоречий.

В любой семье со здоровыми семейными отношениями родители стремятся дать своим детям все самое лучше, что для них доступно. Это касается материальных благ и необходимых вещей, а также моральных устоев и жизненных принципов. Родителям важно, чтобы ребенок был хорошо и тепло одет, накормлен, получил хорошее образование, а впоследствии и достойную работу, обрел бы семейное счастье. Этого хотят обычные родители, не придерживающиеся строго веры. Родители-христиане хотят для своих детей того же самого , но не в первую очередь, а в качестве дополнения. Основная цель их воспитания заключается в том , чтобы в душе ребенка «изобразился Христос » , чтобы ребенок обрел непоколебимую веру в Церковь и жил бы по ее канонам .

Современная жизнь имеет много соблазнов, полна обычаев, несвойственных христианству . Поэтому родитель-христианин должен помочь ребенку бороться с этими соблазнами и научить его жить параллельно с ними, идя своим путем, путем веры.

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев , передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения.

Семейные традиции - это принятые в семье нормы , манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Они распределяют роли в сферах семейной жизни, устанавливают правила внутрисемейного общения, в том числе способы разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

Традиции нравственного воспитания знакомы каждому христианину . Они складывались веками и до сих пор составляют основу христианской жизни .

Вера и благочестие - основание нравственного воспитания детей .

Нравственное воспитание :

Отзывчивость (сострадание , сопереживание)

Правила поведения «Не вредить никому»

Совесть, ответственность (способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных нравственных оценок ).

Условия нравственного воспитания :

Атмосфера любви

Атмосфера искренности

Разумное наказание

Положительный пример взрослых

Только при уверенности ребёнка в родительской любви, создании в семье атмосферы искренности, при разумном наказании возможно воспитание нравственного поведения .

Многие традиции соблюдаются в нашей стране и в тех семьях , в которых не принято каждый день молиться и посещать по воскресеньям Церковь.

Но люди собираются семьей на Пасху , пекут куличи, отмечают Рождество Христово , многие соблюдают Великий Пост. Конечно, жизнь христианина не ограничивается только этими действиями и предполагает соблюдение определенных традиций каждый день .

Первые уроки добра и любви дети получают в родном доме, в кругу семьи , во время такой традиции как трапеза . Во многих семьях соблюдают эту традицию , восполняют недостаточность общения членов семьи и это является своего рода символом семейственности. С детства детям доносят, что жена – послушна мужу, она сохраняет в семье мир , тепло и любовь. Отец – глава семьи , послушен Отцу небесному. Отец отвечает за семью перед Богом . А дети растут в послушании родителям. Почтительно и радостно выполняя их волю

В христианской семье учат детей тому , что разумный человек должен опасаться огорчить Бога – Отца Небесного плохим поступком. Это называется страхом Божьим. Христиане учат своих детей , что по примеру милостивого Бога, им следует творить добро, без промедления подавать милостыню, прощать, быть скромным, сочувствовать, любить людей и даже своих врагов, стараться послужить людям, и за всё благодарить Бога.

Старой традицией является чтение утренней и вечерней молитвы всей семьей . Глава семейства читает громко, все домашние за ним повторяют тихо. Этой традиции важно придерживаться и в современное время. Если не получается собираться всем вместе два раза в день, то можно делать это и один раз, например, перед сном. Подросшим детям вместе с родителями необходимо посещать ночные богослужения тогда, когда это положено. Например, на Пасху, на Страстной седмице, перед Рождеством Христовым . Приучать ребенка к соблюдениям постов нужно с самого раннего возраста. Но нельзя запретами не разрешать питаться определенной пищей, важно, чтобы ребенок сам научился бы отказываться от нее. С самого раннего возраста с детьми читают духовную литературу. Сначала это могут быть детские книги на библейскую тематику, изложенные понятным языком, возможно, с картинками. Таким образом, детям передаю образ доброты, отзывчивости.

В нашем городе для поддержки таких традиций , при Свято-Троицком Кафедральном соборе, открыта воскресная школа для всех желающих. В этой школе дети изучают Закон Божий, основы христианского вероучения , Библейскую историю. Также в этой школе священнослужители проводят беседы для взрослых, посвященные разъяснению истин православной веры, истории церкви, богослужения. Знания, полученные в этих беседах, родители передают своим детям.

Самое главное - чтобы всё это делалось с неподдельной искренностью и теплотой, так как семейные традиции играют важную роль в формировании нравственных качеств , всей нравственно-эстетической культуры человека . Их поддержка и развитие осуществляется в основном путём коллективного участия в событиях общенародного значения и организации досуга как в семье , так и вне её.

Подводя итоги, можем смело сказать, что в традиции христианской культуры главное место занимает семья .

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Она передаёт детям культурные и нравственные ценности через пример взрослых, привитие отзывчивости, доброты, ответственности и правил поведения в обществе.

В семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные традиции , созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей .

Если дети отличают хорошее от плохого, способны противостоять искушениям, злу и насилию, уважают старших, любят родителей и близких, то это и есть положительный результат воспитания .

Соблюдать традиции и учить этому своих детей хорошо , но истинный христианин должен не просто слепо делать предписанное, а обязан и понимать суть.

Список литературы.

1. Гладких Л. П. Основы православной культуры : Науч. - метод. пособие для педагогов детских садов. - Курск, 2008.

2. Киркос Р. Ю Православное воспитание детей дошкольного возраста. СПб.: Сатисъ - Держави, 2005.

3. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008Программа факультативного курса // Лаборатория Русской школы // Курск. КГПУ, 1997

4. Шишова Т. П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М., 2010

5. Юдин А. Б. Русская традиционная народная духовность . – М., 1994

6. Интернет источники.

Без Бога нация - толпа,

объединённая пороком:

Или слепа, или глуха, иль,

что ещё страшней -

И пусть на трон взойдёт любой,

глаголющий

Высоким слогом, -

Толпа останется толпой,

пока не обратится

Иеромонах Роман

Уроки периода 1917-2017 годов показывают нам с одной стороны всю важность воспитательного процесса в школе, а с другой стороны невозможность эффективного построения этой работы без опоры на заповеди Божии, духовные ценности семьи, общества, традиции, присущие православному мировоззрению. Исторически в России до 1917 года воспитание и образование было религиозным, что потом было утрачено, стало светским. Уроки истории последнего столетия подтверждают необходимость выстраивания образования и воспитания в духе православных традиций.

На пороге третьего тысячелетия христианской эры существует насущная потребность обозреть и использовать все богатство накопленного педагогического опыта: религиозного и светского, современного и прошлого, российского и зарубежного. Мы должны искать и добиваться органического синтеза всего ценного, что имеется в педагогике, осмысляя это наследие с православных позиций и подходов на основании, прежде всего, догматики и антропологии. Это необходимо для того, чтобы наметить направление и ориентиры дальнейшего пути.

Вместе с тем одного только прошлого опыта в педагогическом деле явно недостаточно, необходимо обогатить и дополнить его опытом самым «горячим», современным, своим, лучшим. Как для успешного роста растений важна плодородность почвы, для рыбы - качество воды, а для всего, что дышит, - качество воздуха, так и для детей необходима благоприятная среда, способствующая их воспитанию и развитию. Качество жизненной среды воспитания можно определить как ее педагогичность.

Педагогичность является динамичной категорией и может быть высоко-положительной степени, средней и низкой: благодатной, умеренной и скудной» .

Педагогично буквально всё в окружающей нас жизни: люди - их слова, дела, манеры, привычки; быт, уклад, обычаи, традиции, песни, книги, картины и т.д. Поэтому небезразлично кто и что окружает ребёнка, какие впечатления получает юная душа, каким духом напитывается, чем живится. В силу открытости, чуткости, впечатлительности и высокой подражательности детской души, неспособной отличать полезное от вредного, важен верный педагогический идеал, живые примеры, воплощающие этот идеал, и благодатная педагогическая среда окружающей жизни .

Можно ли разделить понятия православное образование/воспитание в семье и православное образование/воспитание в школе? С учётом исторического опыта последнего столетия понимаем, что нельзя.

Семья и школа - это среда, тандем! Семья и школа в вопросах православного воспитания, образования могут и должны дополнять друг друга, потому что именно от тандема семьи и школы в вопросах воспитания и образования зависит, каким ребенок вступит во взрослую жизнь.

На примере МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла» докажем, что возможно плодотворное сотрудничество мирской (не с православным уклоном) школы и православной семьи в целях формирования (воспитания) духовно-нравственной личности.

Прежде всего, воспитание и образование должно иметь христианскую основу. Для улучшения педагогического дела свт. Феофан Затворник предлагал перестроить всё воспитание - домашнее и школьное - на истинных христианских началах . «Всякая, преподаваемая христианину, наука должна быть пропитана началами христианскими, и притом православными» . «Воспитание, прежде всего, должно быть христианским», - писал К.Д. Ушинский . «Для нас нехристианская педагогика - вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади и без результатов впереди. Все, чем человек как человек может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении, и воспитанию остаётся только прежде всего и в основу всего положить вечные истины христианства. Оно служит источником всякого света и всякой истины и указывает высшую цель всякому воспитанию» . Об этом же говорил и Николай Иванович Пирогов: «мы - христиане, и, следовательно, основой нашего воспитания должно служить Откровение» .

Из опыта нашего учреждения мы считаем, что необходимо вернуться к истокам православной системы образования, чтобы пребывание детей в школе базировалось на 3 основных китах: дисциплина, традиции, любовь и уважение.

Значение слова Дисциплина в Новом словаре русского языка по Ефремовой Т.Ф. - это подчинение твёрдо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива . Значение слова Дисциплина по Ожегову С.И. - это обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам .

В нашей образовательной организации это правила внутреннего распорядка, Устав школы, Положение о требованиях к внешнему виду участников образовательных отношений, расписание уроков, дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Эти и другие документы составляют воспитательную компоненту МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла». Выполнение должностных обязанностей, в том числе ношение школьной формы, опрятный вид, соблюдение правил и норм культурного поведения, уважительного отношения к старшим и малышам, контроль и рейды со стороны Совета старшеклассников, Управляющего совета, Совета отцов, дежурных учителей, дежурных классов, классных руководителей, воспитательной и социально-психологической службы, индивидуальный подход к каждому - всё это способствует воспитанию ученика, ответственной, дисциплинированной и культурной личности. Результаты диагностики по Капустиной «Уровень воспитанности» демонстрируют правильно выбранный школой путь в вопросах воспитания:

Сравнительный анализ уровня воспитанности учащихся 1-4-х классов,

2015-2016 уч. год

Уровень сформированности показателей воспитанности

учащихся 5-11-х классов



Показатели воспитанности

Уровень сформированности по школе

Самовоспитание

Отношение к здоровью

Патриотизм

Отношение к искусству

Отношение к природе

Адаптированность

Автономность

Социальная активность

Нравственность

Социальная толерантность

Воспитанность

Чтобы ребёнок успешно прошёл адаптационный период в школе с такими требованиями, независимо от того, в какой класс он поступил, было бы правильным, чтобы в семье это уже было заложено и принято. Обратимся к опыту православной семьи, где дисциплина равна послушанию.

Мои дети обучаются в этой школе. В нашей православной многодетной семье обязательным является соблюдение режима дня, правил гигиены, особое внимание и родительский контроль уделяется внешнему виду, одежде, опрятности. Почитание родителей, уважение к старшим - залог православного воспитания в нашей семье. Памятуя народную мудрость, что послушание паче поста и молитвы, к вопросу соблюдения требований родителя отношусь очень трепетно и серьезно.

Вывод: Школе, у которой в традиции чёткое выполнение и соблюдение норм и правил всех членов коллектива, православная семья является хорошим помощником, подспорьем в вопросе формирования духовности, нравственных начал личности.

В свою очередь, православной семье комфортно в школе, где нет места вседозволенности, равнодушию и безразличию, где соблюдается порядок, дисциплина и иерархия во взаимоотношениях.

Школа - это государство, это мир, в котором наши ученики проживают целых одиннадцать лет. Школьные традиции являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей. Наличие сложившихся традиций - это признак сплоченного, дружного, неравнодушного коллектива. Влияние традиций мы чувствуем и в праздники, и в повседневной школьной жизни. Школа - это не здание, не кабинеты. Школа - это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих: учителя, ученика, родителя» (Л.А. Кассиль).

Традиции, традиционный… Как часто мы произносим эти слова, не очень-то вдумываясь в их значение и смысл. В самом деле, что же такое «традиция»?

Словарь В. Даля говорит: «Укоренившийся порядок в чем-либо… элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению…» . Толковый словарь Ожегова С.И. гласит: традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Испокон веков общество, в котором сохранялись традиции, было более сильным и стабильным .

Сегодня, когда в нашем обществе размыты идеологические устои, когда многие традиции утрачены или забыты, проблема школьных традиций становится актуальной.

Школа - это часть общества. Школа без традиций - это мёртвое здание, в котором дети, подростки отбывают томительные часы обучения. Школа с традициями - это и клуб, и семья, это место, где дети получают не просто научные знания, но и знания о себе, о мире, об обществе, о возможностях самореализации. Традиции позволяют наладить эмоциональный контакт между учениками, учениками и педагогами, педагогами и родителями и даже педагогов с педагогами. Школьные традиции следует рассматривать как обычаи, порядки, правила, о чем мы говорили ранее, прочно установившиеся в школе, оберегаемые коллективом, передаваемые от одного поколения учеников и педагогов к другим поколениям. Традицией становится то, что получило поддержку коллектива, что принято не по приказу сверху, а по желанию; то, что повторяется. Не случайно великий педагог А.С. Макаренко говорил: «Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций, не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал, - это школы, которые накопили традиции» .

Одни школьные традиции будут уходить, другие приходить, но неизменным останется соответствие их духу школы и помощь в воспитании подрастающего поколения. Школьные традиции несут в себе огромный воспитательный потенциал, и как сказал К.Д. Ушинский: «Воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров» .

Традиции нашей школы богаты и с каждым разом имеют всё больший отклик в сердцах родителей и учеников. В традициях православного воспитания есть место празднику, радости, патриотизму. Есть традиции, которые сложились в системе образования на протяжении столетия, и мы их соблюдаем: День Знаний, Посвящение в первоклассники, Прощание с Азбукой, Новый год, Последний звонок, общешкольные линейки и т.д.

Посвящение в художники, рождественские посиделки, Фестиваль народов России и мира, «В старину едали деды», Вахта Памяти, приуроченная к Дню Победы, Отборочный тур инсценированной песни и концерт, посвящённый Дню Победы, Фестиваль приключений, Масленица, День матери, «От всей души», «Восхождение на олимп», «Отличный класс», «День Здоровья», Посвящение педагогов, пришедших в наш трудовой коллектив, День Учителя (встреча и праздничный концерт), Уроки истории и памяти, ведение фотолетописи школы и т.д. - это те традиции, которые прочно укоренились в жизнедеятельности нашей школы.

В духе православного воспитания школа огромное внимание уделяет организации и проведению благотворительных акций, и участию в них ребят. Это такие разнообразные добрые акции «Ветеран живет рядом», «Дорогой добра», «Забота», «Социальная лавка», «20 добрых дел», «Помоги ближнему!». Всё это способствует воспитанию и формированию неравнодушной, сострадательной и гуманной личности ребёнка.

По нашим наблюдениям семья в выше указанных традиционных мероприятиях является активной и инициативной.

Активность и инициативность обусловлена тем, что соблюдение традиций в православной семье заложено исторически. Значение и важность семейных традиций не оспаривается, они соблюдаются и передаются из поколения в поколение, потому что семейные традиции - это основа православного воспитания и образования. В нашей семье день начинается с пожелания доброго утра и благословления, совместной трапезы.

Совместные трапезы за большим семейным столом каждый день проходят не зависимо от обстоятельств. При этом на кухне нет места телевизору. Семейное застолье располагает к общению, младшие учатся у старших ведению разговора, идет обмен мнениями, формируется культура семейного общения.

Посещение Храма, подготовка к исповеди и таинству Причастия чаще всего осуществляется всей семьей. Причастие всех домочадцев - это всегда, если можно так выразиться, тихий праздник в нашей многодетной семье. Большое внимание в семье уделяется подготовке к православным праздникам: Масленице, Пасхе Христовой, Троице, Рождеству. В эти дни квартира обязательно тематически украшается, что помогает создавать трепетное ощущение ожидания радости. Новый год по значимости и яркости празднования постепенно стал отодвигать на второй план праздник Рождества Христова. Поэтому со временем в нашей семье появилась вторая елка - Рождественская, с Вифлеемской звездой, с тематическими игрушками в виде ангелочков, шаров ручной работы, раскрашенных в русском народном стиле. Именно на Рождество, почитая православные традиции, мы с детворой ряжеными ходим поздравлять друзей и знакомых, славя Рождество Христово.

В семье трепетно хранятся семейные реликвии и фотоархив, дети много интересного знают об истории своих предков. 9 мая мы участвуем в акции «Бессмертный полк», и одна из комнат оформляется в соответствующем стиле.

Это стало нашей новой традицией, которая заставляет помнить, не забывать один из уроков последнего столетия.

Когда в школе проходят масленичные гуляния и праздничная ярмарка, Фестиваль народов России, конечно же, наша семья одна из первых откликается на оказание помощи в подготовке и проведении таких мероприятий, понимая важность и значимость сохранения православных традиций. С темой «Семейные православные традиции» мне было доверено выступить на ряде общешкольных родительских собраний.

Вывод: дети, воспитанные на семейных традициях, легко вовлекаются в школьные мероприятия, благотворительные акции и являются примером для других ребят.

В школе, которая сильна традициями, детям очень интересно учиться, развиваться, расти, обогащаться.

Воспитание трудом - основной принцип библейской педагогики. В распоряжении Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» также уделяется огромное внимание .

Труд является, пожалуй, одним из главных средств развития психики и нравственных установок личности. Нельзя говорить о всестороннем развитии личности, если ребёнок освобожден от труда. У трудового воспитания есть содержательная основа, которая в себя включает два вида труда - учебный труд и общественно-полезный. Учебный труд предполагает умственный и физический. Умственный труд требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости, целеустремлённости. Если ребёнок привык к умственному труду, это отразится и на положительном опыте физического труда.

Физический труд в школьной программе представлен в работе учащихся в учебных мастерских.

Общественно-полезный труд организуется в интересах каждого ученика и всего школьного коллектива. Это и труд по самообслуживанию в школе и дома, бытовой труд дома, уход за школьными насаждениями, волонтёрская работа.

Трудовое воспитание в нашей школе является традицией, этот вид воспитания проводится по согласованию с семьей. Ежегодно в сентябре на родительских собраниях родители подписывают согласие о вовлечении ребят в трудовые мероприятия. Традиционными являются трудовые десанты, уборка школьной территории, дежурство по классу, столовой и школе, экологические акции «Посади дерево», «Сбережём лес вместе» (5 тонн макулатуры - 2014, 6 тонн 300 килограммов - 2015, 14 тонн 500 килограммов -2016).

Активность участников образовательных отношений растет. Школьный проект «Социальный проект от каждого класса» формирует неравнодушное отношение друг к другу и окружающим. Практикоориентированный художественный проект, направленный на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья «От сердца к сердцу» отмечен грантом Президента Российской Федерации в рамках поддержки талантливой и способной молодежи.

Труд в нашей семье - это всегда совместные усилия. Как говорится, у занятой пчелы нет времени для праздности, поэтому у каждого ребенка есть свое послушание по хозяйству: мытье посуды, уборка квартиры, покупка продуктов и хозяйственных товаров, вынос мусора, каждый умеет утюжить свои вещи, готовить кушать и т.д. В свободное время занимаемся рукоделием. После совместного труда, будь то выкапывание картофеля, ремонт дома или уборка квартиры, всегда предусматривается интересный семейный отдых и т.д.

Вывод: Трудовое воспитание должно быть сегодня одним из приоритетных направлений школы и подход к нему должен быть сколь серьёзным, столь и интересным. Семья, в которой любовь к труду заложена с детства является ключевым звеном в организации такого рода мероприятий.

Наша семья с удовольствием принимает участие в общественных мероприятиях (субботники, сбор макулатуры), в благотворительных акциях, потому что помощь ближнему - всегда была в традициях русского православного народа.

Вся воспитательная работа и образовательный процесс построен на любви и уважении и на заповедях Божиих: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать. Главным жизненным элементом роста и развития в педагогике является любовь, которая более всего педагогична, ибо долго терпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине... Любовь есть самое благодатно-педагогическое и превосходнейшее свойство души человека.

На мой взгляд, только вместе семья, школа и Церковь могут привить совсем еще маленькому ребенку начальные понятия о любви к Родине, т.е. заложить основы патриотического воспитания.

В такой школе и в такой семье нет места употреблению алкогольных напитков, курению, употреблению наркотиков, нецензурной брани, празднованию Хелуина, Дня святого Валентина.

Город, в котором мы живем, растёт с каждым годом. Вместе с ним растёт и наша школа, увеличиваясь в количестве обучающихся, приходящих к нам из разных микрорайонов, из семей разного статуса. Тем не менее традиции, порядок, дисциплина и труд помогают оказывать положительное влияние и на них. Как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. И ребята, пусть не сразу, привыкают к нашим традициям и становятся патриотами нашей большой школьной семьи. И в этом есть заслуга не только педагогического коллектива, но и родителей, которые всегда рядом с нами, которые заинтересованы в достойном, духовно-нравственном воспитании своих детей.

Школа в 2014 году вошла в национальный реестр лучших образовательных учреждений России, отмечена дипломом I степени Всероссийского конкурса «Элита российского образования» в номинации «Лучшая образовательная организация по духовно-нравственному воспитанию», является Лауреатом всероссийского конкурса по патриотическому воспитанию.

Уроки истории последнего столетия показали нам, что мирская школа должна выстраивать воспитательную и образовательную системы на православных началах, и совместно с православной семьёй быть тандемом в создании благоприятной среды, в которой всем комфортно и нет места равнодушию!

Спаси Господи! Спасибо за прочтение!

Список литературы:

1. Базаров И., свящ. О христианском воспитании // Журнал Министерства Народного Просвещения. Ч.ХСШ. - Январь. - Спб.: Тип. Имп. академии наук, 1857. - с.165.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка.

4. свящ. Зелененко Александр курсовое сочинение студента СПбДА Санкт-Петербург, 1997.

5. Макаренко А.С. Педагогическая поэма.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Изд. 4-е, исправленное и доп. - М.: Гос. изд. иностранных и национальных словарей, 1961.

7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И.П. Подласый. - Педагогика - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004г.

8. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2000 г.

10. Ушинский К.Д. - В сб.: Мысли о православной педагогике. Вып.1. - М.: Высокопетровский монастырь, 1994. - с. 21.

11. Ушинский К.Д. Собрание пед. сочинений. - СПб., 1875.

12 . Ушинский К.Д. - Цит. по кн.: Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1952. - с. 59.

13. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти т. / Под ред. А.М. Еголина. - Т.4.: Детский мир и Хрестоматия. - М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1948. - с.16,17.

14. Феофан, еп. Путь ко спасению. - М., 1899. - с. 44, 45 .

Русскому народу были всегда присущи многие прекрасные свойства: самоотверженная верность Церкви и Отечеству, щедрая благотворительность к бедным, несчастным, страждущим, бескорыстное гостеприимство к знакомым и незнакомым, к соотечественникам и иноземцам, его сердечное сочувствие к горю и радости ближних.

Мы восхищаемся многими его обычаями, простыми и такими сердечными, которые «дышат любовью христианской», многими его великими делами, украсившими нашу историю. Кто образовал эти свойства, ввел эти обычаи, воодушевлял русский народ на великие подвиги? Вера православная.

Русские, с детства воспитанные в благочестии, в духе Православия, всю свою жизнь привыкли размерять по церковному календарю. Церковные праздники всегда были и семейными торжествами, и общенародными. Они освобождали, пусть и на короткое время, человека от гнета обыденностей, приносили духовную радость соприкосновения с иным, лучшим миром.

Труды и праздники… В церковный праздник русская душа отдыхает и радуется. Шесть дней – заботам и своим делам, а седьмой день – по заповеди Господа – служению Богу, святым и угодным Ему делам. Такой завет оставлен Господом человеку: «день же седьмой, суббота, Господу Богу твоему» (Исх. 20, 10). Если в Ветхом Завете праздновался седьмой день недели – суббота (др. евр. «покой») – в воспоминание творения Богом мира, то в Новом Завете, со времен апостолов, стал праздноваться первый день недели – воскресный, в воспоминание Воскресения Христова.

В воскресенье вся христианская семья посещает церковь, занимается благотворительностью, навещает больных, утешает печальных, делает другие добрые дела. Вместе с детьми обязательно читает какие-то душеполезные книги. И в наше время есть библиотеки, где благочестивые родители смогут подобрать православную литературу и для себя, и для своих детей. Они, как правило, находятся при храмах или кафедральном соборе.

Русский православный человек не может не любить праздников, посвященных воспоминанию великих событий в Церкви Христовой. Какой безотрадной бы показалась нам жизнь, если бы верующие жили без этих праздников, посреди всей суеты, забот, горести, обид и неправды нашего земного мира?!

С радостным чувством люди ожидают праздника и наслаждаются его освежающей и возвышающей силой.

Крещение ребенка – его духовное рождение считалось на Руси значительнее телесного и потому праздновалось каждой семьей кому как позволяло его состояние. Таинство Крещения – это принятие крещаемого в церковное общество. При совершении Таинства Крещения исполняется несколько обрядов, каждый из них имеет символическое духовное значение.

Обращение крещаемого к западу (месту тьмы) для отречения от сатаны, который есть духовная тьма.

Помазание елеем младенца перед погружением в воду (купель) – для непобедимости в борьбе с сатаной. Погружение в воду, при котором Дух Святой тайно сходит на крещаемого и очищает от грехов.

Одевание в белую одежду и возложение креста на грудь означает, что крещаемый очистился от грехов и должен вести чистую жизнь и постоянно помнить о кресте – символе спасения. Хождение вокруг купели

– символ вечности. Пострижение волос – предание новокрещенного воле Божией.

Вместе с Таинством Крещения совершается Таинство Миропомазания: священным миром (благовонным маслом) священник изображает кисточкой кресты на лбу, глазах, ушах, устах, ноздрях, груди, руках и ногах – для освящения всех его чувств, дел и всего поведения.

После Крещения сразу накрывали крестинный стол и кроме гостей кормили и нищих. Домашний праздник, праздничный обед в день совершения Таинства Крещения на Руси называли крестинами. Вспомним стихи поэта: «Во вторник зван я на крестины.». В этот день приходили самые близкие и дорогие люди проведать младенца и родителей. Навещать новорожденного разрешалось только замужним женщинам, имеющим детей. На крестины приносили дорогие подарки и много угощения, чтобы освободить еще не окрепшую хозяйку от излишних волнений и забот, связанных с подготовкой стола.

Крестного отца и мать одаривали подарками, они также дарили что-то на память ребенку, их уважали и почитали всегда как близких родных.

День рождения ребенка был не так значителен, как день ангела или именины, – они отмечались всю жизнь ребенка. В этот день именинник должен был пойти в храм и заранее подготовившись, исповедавшись, причаститься Святых Таин. По русскому обычаю, если, конечно, позволяло состояние, именинники рассылали гостям именинные пироги, но позже, уже в XVIII веке, просто приглашались гости к именинному столу, которые приносили виновнику торжества подарки, присутствовали и духовные лица, благословляли именинника иконами. Приглашенные гости пели многолетие, а после стола он мог также одаривать гостей.