Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2

Конспект занятия по

конструированию

во второй младшей группе на тему

«К Мишке на помощь!»

Подготовила:

Воспитатель Колмакова М.И.

Цель: определить степень сформированности следующих умений:

Называть и правильно использовать строительные детали;

Уметь располагать кубики в соответствии с образцом;

Подбирать цвета в соответствии с образцом;

Развивать мелкую и крупную моторику, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

Воспитывать желание прийти на помощь, эмоционально откликаться на чью-либо просьбу;

Воспитывать аккуратность, точность при воспроизведении образца;

Развивать воображение.

Популярное

Материал: строительные наборы с кубиками разного цвета на каждого ребенка, игрушечный медведь и кукла Маша.

Ход занятия:

Воспитатель: Ой, ребята, тише, тише, что-то странное я слышу:

Кто-то к нам сюда бежит, кто-то к нам сюда спешит!

Воспитатель: Кто к нам придет, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Просыпается весной, а зимой под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой!

Дети: Медведь!

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Медведь спит зимой, его дом называется «берлога».

(Появляется игрушечный медведь).

Воспитатель: Дети, что-то Мишка сегодня грустный. Давайте спросим у него, что случилось?

«Мишкина просьба»:

Мишка очень огорчен,

Развалился Мишкин дом!

Мы ему поможем?

Дом построить сможем?

Воспитатель: Из чего можно построить дом для Миши?

Дети: Из кирпича, досок, веток и т.д.

Воспитатель: Верно, но у нас в группе нет ни кирпичей, ни досок. Что же делать?

(Воспитатель подводит детей к мысли построить дом из кубиков. Дети рассматиривают схему постройки домика).

Воспитатель: Мишка задумал построить вот такой дом!

(Воспитатель с детьми рассматривает образец, повторяет названия строительных деталей).

Воспитатель: Какого цвета кубики он выбрал?

(Дети называют).

Воспитатель: Ребята, Миша не знает, откуда ему начать строительство: сверху или снизу? Давайте поэкспериментируем. Скажите, а можно начать строить дом с крыши? Почему?

(Ответы детей).

Физкультминутка:

Встали, нужно отдохнуть, наши пальчики встряхнуть!

Поднимайтесь, ручки вверх, шевелитесь, пальчики,

Так шевелят ушками маленькие зайчики!

Крадемся тихо на носочках, как лисы бродят по лесочку!

Волк озирается кругом, и мы головки повернем!

Теперь садимся тише-тише, притихнем, словно в норке мыши!

(Дети строят дом по предложенному образцу).

Воспитатель: Как вы думаете, Мишке понравились наши домики? Почему?

(Ответы детей).

Воспитатель: Мишка в новый дом приглашает гостей. Как вы думаете, кто спешит к мишке в гости?

(Ответы детей).

(Появляется Маша, дети и Мишка ее приветствуют).

Итог занятия:

Воспитатель: Понравилось вам помогать Мишке? (Ответы детей).

Что понравилось и запомнилось больше всего? А теперь пора попрощаться с Машей и Медведем. (Ответы детей).

Какие слова принято говорить при расставании? Давайте скажем их Мишке и Маше. (Ответы детей).

Конспект НОД по конструированию

во второй младшей группе

Тема: « Построим грузовик»

Возрастная группа: вторая младшая группа

Количество детей: совместная деятельность (подгрупповое количество - 10 детей)

Этап овладения детским конструированием: узнавание деятельности (первоначальные представления о возможностях конструктивного материала, интерес к конструированию, формирование опыта обыгрывания конструкции.

Цель: закрепление умений создавать из строительного материала простейшие модели реальных объектов.
Задачи :

Обучающие – Познакомить детей с простейшей моделью машины;

Закреплять умения выделять в предмете его основные части, определять их назначение и строение;

Развивающие – Развивать мелкую моторику и творческое воображение;

Воспитательные – Воспитывать аккуратность

Совершенствовать коллективные взаимоотношения между детьми посредством создания конструкции.

Вид детского конструирования: техническое (из строителя).

Форма детского конструирования: (конструирование по образцу)

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Обеспечение занятия: деревянный конструктор на каждого ребенка, ноутбук.

Предварительная работа: наблюдение за транспортом на улице, беседа на тему «Транспорт», рассматривание альбома «Транспорт», чтение стихотворения А. Барто «Грузовик»,

План совместной деятельности

1. Создание проблемной ситуации

2. Обсуждение проблемной ситуации (рассматривание конструкции и обсуждение последовательности работы)

3. Совместная деятельность по постройке машины (с опорой на образец)

4. Беседа о деятельности

Ход совместной деятельности

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно – ориентировочный, организационный

(Педагог включает на компьютере песню про машину)

Ребята, о чем эта песня?

А что такое машина?

Правильно

А какие бывают машины?

А хотели бы вы изобрести для себя машину?

Как мы можем сделать машину?

Хотелось бы вам построить машину?

А какую мы будем строить машину, вы узнаете, разгадав загадку.

Он большой и очень грузный.
Грузы он возить привык.
Что-же это за машина?
Знает каждый –

Правильно.

И сегодня, каждый из вас построит грузовик.

Что для строительства грузовика нам понадобиться?

(Дети прислушались к песне и подошли к компьютеру)

О машине.

Машина – это транспорт.

Легковые, грузовые.

Нарисовать, слепить, построить.

Грузовик.

Конструктор.

Основной

Я приглашаю вас взять коробку с конструктором и найти удобное место.

А какие части есть у грузовика?

Правильно, а так же у грузовика есть платформа и радиатор.

С чего мы начнем строить машину?

Из каких деталей мы можем построить колеса?

Найдите у себя в коробке эти детали.

На колеса нам необходимо поставить платформу.

Какую деталь мы для этого возьмем?

Пластину мы положим на колеса широкой, длинной стороной. Это будет платформа, которая удерживает основную часть машины.

Молодцы! Какую часть машины нам нужно построить дальше?

Какая деталь нам понадобиться?

КУБ - это у нас будет радиатор. Его мы поставим на край платформы

Что сейчас нам нужно построить?

Какая деталь нам

сейчас понадобиться?

Малый кирпич мы кладем узкой, длинной стороной близко к кубу.

Это будет кабина, а чтобы сделать кузов, нам понадобиться средней кирпич. Узкой, длинной стороной, мы кладем кирпич на платформу.

Наша машина – грузовик, готов.

(дети находят удобное место для строительства)

Называние частей машины: кабина, кузов, колёса

С колес.

Полушар.

Пластину.

Радиатор.

Малый кирпич.

Рефлексивно-оценочный этап

Получилась у нас грузовая машина?

Возникли ли у нас трудности при строительстве?

Для чего мы можем использовать наш грузовик?

Для перевозки груза.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Кораблик»

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Вострякова Е.Н. г. Удомля

Цель:

Развивать у детей умение строить простое перекрытие: ставить опоры (точно одну против другой)

Задачи:

  1. Воспитывать желание сооружать постройки.
  2. Вызвать у детей интерес к деятельности с деревянным строительным материалом.
  3. Развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на поставленные вопросы.
  4. Совершенствовать конструктивное умение.

Материалы:

Иллюстрация ворот детского сада, машинки разных размеров, схемы ворот

Раздаточный: три мелких кирпичика, один длинный кирпичик, два высоких бруска. Демонстрационный – такой же.

1 Этап: мотивационный.

  • Цель воспитателя на данном этапе НОД: мотивировать детей на игровую деятельность; развивать эмоциональную отзывчивость, познавательную активность.

Цель, которую должны поставить перед собой дети: построить для машин ворота.

Звучит анимация песни «Би-би-би» , в гости к детям приезжают машинки. Развивать эмоциональную отзывчивость.

Дети входят в групповую комнату, здороваются с гостями и садятся на стульчики рядом с воспитателем.

Ребята посмотрите, к нам сегодня в группу приехало много машин. Они не пустые, а нагружены строительными деталями.

  • Побуждать детей к самостоятельному рассуждению, поощрять детей положительными комментариями «Умница» - для девочек, «Молодец» - для мальчиков.

2 этап с опорой на личный опыт детей (опрос детей) :

Педагогическая цель: Активизировать личный опыт детей, их умение узнавать и называть строительные детали.

Цель, которую должны достигнуть дети: Вспомнить и назвать строительные детали.

Воспитатель:

Давайте посмотрим, какие строительные детали лежат в наших машинках.

Что это? (кирпичик)

Что из кирпичиков можно построить? (домик, дорожку)

А вы когда утром шли в детский сад видели ворота. Они у нас красивые, широкие. (показ ворот)

А как вы думаете, для чего нужны ворота? (заходить, выходить)

А вы хотите научиться строить ворота? (да)

3 этап – основной.

Педагогическая цель: Развивать у детей умение строить простое перекрытие: ставить опоры (точно одну против другой) и аккуратно накладывать на них перекладины. Развивать у детей умение анализировать образец постройки.

Цель, которую ставят дети: Построить ворота.

Воспитатель дает простейшие пояснения. Все детали разные, они отличаются друг от друга или по форме, или по цвету или по размеру.

  • Знакомство и обследование (обследование и выделение сенсорных признаков строительных деталей)

Посмотрите, как я буду строить ворота (показ)

Опоры я буду строить из кирпичиков, ставлю их вот так друг напротив друга. Перекладину я буду строить тоже из мелкого кирпичика. Кладу его на опоры широкой стороной.

  • Демонстрация поэтапного строительства ворот.

Получились у нас ворота?

Как вы думаете, какие машины могут проехать в такие ворота, маленькие или большие машинки?

Ребята. Через эти ворота могут проехать маленькие машинки.

Посмотрите. Как я нарисовала эти ворота. (показ на схеме)

А теперь вы сами построите ворота.

Давайте с вами представим. Что мы сели в машины и поедим на стройку строить ворота. Но прежде чем наши машинки поедут нам надо накачать шины (Имитация) и завести моторы (Имитация) .

  • На данном этапе НОД снятие мышечного напряжения.

Примечание: дети работают за столами.

Молодцы, какие красивые ворота у вас получились. Теперь возьмите машинку и провезите ее в ваши ворота. Получилось? (Ответы детей) .

4 этап: закрепление полученного опыта на новом материале.

Педагогическая цель: Закрепить полученный детьми опыт на новом материале.

Цель, которую должны поставить дети: Построить большие ворота.

Ребята я вам принесла еще и большие машинки. Скажите, может ли эта машина проехать в ваши ворота? (Дети пробуют) .

  • Создание проблемной ситуации, Побуждать детей к самостоятельному рассуждению.

Воспитатель открывает ширму, показ больших ворот.

Посмотрите как я построила. У этих ворот есть опора, перекладина и строить их будем из других строительных деталей. Опоры из брусков, перекладина – из длинного кирпичика.

Я вам предлагаю построить такие же ворота для больших машин. Подходите, берите большие машинки и стройте для них большие ворота.

  • На данном этапе НОД самостоятельная деятельность детей.

Проехали ваши машины в ворота? У вас получились такие же ворота, как у меня?

  • На данном этапе НОД сравнение своей постройки с образцом.

5 этап – итоговый:

Педагогическая цель: Нацелить на обобщение полученного опыта и применение его в игре.

Цель, которую ставят дети: сейчас поиграть с машинами, а завтра построить ворота для других машин.

Ребята скажите, что вы сегодня строили? (Ответы детей) . Понравилось ли вам строить? (Да) .

Молодцы, какие красивые и прочные ворота у вас получились. Мы ещё с вами будем играть и завтра, обязательно построим ещё ворота для других машин. А сейчас давайте пригласим машинки погостить у нас в группе и вы с ними и поиграете. (Дети соглашаются) .

Включается анимация, дети обыгрывают постройки.

Тема: Конструирование. Обучение конструированию в I и II младших группах.

1.Понятие конструирования.

2.Виды конструктивного материала, используемого в детском саду.

3.Задачи обучения в I и II младших группах.

1. Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова построение.

Под детским конструированием понимаем создание игрушек и построек из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов). В ней находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослого. Для взрослой деятельности характерно:

ü практическое назначение конструкций,

ü предварительное обдумывание, создание плана,

ü подбор материала, техники работы, внешнего оформления,

ü определяет последовательность выполнения работы.

Все это намечается в детском конструировании. Детское конструирование может быть изобразительным (ребенок создает постройку, но не обыгрывает) и техническим (не обязательно детальная постройка, но имеющая самое необходимое для игры).

Постройки и поделки детей служат для практического использования: для игры, украшения елки, группы, подарка маме и т.д.

В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание; развивается умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, умение налаживать деловые отношения и т.п.), что важно для обучения в школе. Развивается наблюдательность, пространственное воображение.

2. Вид материала определяет и вид конструирования.

ü Конструирование из строительного материала (геометрические тела).

Тематический набор «Город», «Железнодорожный вокзал» используют на занятии. Материала должно быть больше по элементам и количеству, чтобы дети могли отбирать необходимое. Хранение…

Крупный (напольный) материал может быть деревянным полым и сплошным. Может быть тематическим «Порт», «Город».

Должны быть мелкие и крупные игрушки для обыгрывания.

Вне занятия используем конструкторы пластмассовые, металлические, керамические; крупногабаритные модули; конструирование объемных форм из плоскостного пластмассового конструктора; конструирование из конструкторов, имеющих разные способы крепления.

ü Природный материал:

Песок, снег, вода со II младшей группы,

Веточки, кора, листья, шишки, желуди, семена клена со средней группы.

ü Конструирование из бумаги, картона, коробок, пенопласта, поролона (ручной труд) со средней группы. Эти материалы могут быть использованы одни и в сочетании друг с другом.

При создании поделок используют и дополнительные материалы и оборудование: пластилин, бумагу, спички, клей синтетический, ПВА; – нож, шило, ножницы, иголку.

3. Задачи обучения в 1 младшей группе

A. Познакомить детей со строительным материалом – кубиками и кирпичиками, пластиной, призмой, различать их. Сооружать постройки путем их комбинирования.

B. Размещать детали по горизонтали, делать простейшие перекрытия, замыкать пространство.

C. Учить находить сходство между постройками и знакомыми предметами из окружающей жизни.

Задачи обучения во 2 младшей группе (конструирование изстроительного материала).

A. Учить детей не только различать, но и называть основные строительные детали: кубик, кирпичик, пластина, призма.

B. Учить располагать детали горизонтально и вертикально, плотно друг к другу и на определенном расстоянии друг от друга. Сооружать несложные постройки по показу воспитателя и обыгрывать их. Объединять постройки по сюжету.

C. Подводить детей к выделению пространственных характеристик построек (высокий - низкий, длинный – короткий, широкий - узкий).

D. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности, стремление закончить начатую постройку.

E. Продолжать учить детей разбирать свои постройки и складывать детали в коробку.

F. Продолжать знакомить со свойствами песка (формовка объемных предметов), снега (снежные пирожки, торты, пряники). Лепить из снега простые фигурки: гриб, снеговик, мишка, неваляшка.

4.Прохождение программы в I и II младших группах.

В 1 младшей группе дети выполняют в течение года 8-10 построек: дорожки, башенки, домики, стул, стол, диван, кровать, лесенка, домик, трамвай.

На первых занятиях конструируют то, что в предыдущей группе, затем:

мебель в различных вариантах и в различных сочетаниях, башня с домиком для птиц из 3-4 кубиков, лесенка, горка, гараж, трамвай.

2 младшая группа.

Первые 3-4 занятия закрепляем пройденное в 1 младшей группе, затем:

Загородка для животных, ворота (варианты) надстройка в высоту, ширину.

Следует сравнивать новую конструкцию с предыдущей, устанавливать разницу и сходство между ними, объяснить как удлинить или увеличить постройку.

Домик для куклы, башня с флажком, машина, мебель для куклы, кровати для 3-х медведей.

5.Методы и приемы обучения в I и II младших группах.

В 1 младшей группе занятия начинаются с 4-6 детей, постоянно увеличивая количество детей, со 2-ой половины года со всей подгруппой.

2 младшая группа.

В основе обучения лежат информационно-рецептивный и репродуктивный методы.

Воспитатель демонстрирует образец . Рассматриваем образец

· в целом,

· выделяем части, из которых состоит предмет (стены, перекрытия, крыша),

· форма частей и их пространственное расположение по отношению друг другу,

· выделяем отдельные детали этих частей (крыша состоит из призм).

Цель анализа образца: точно следовать образцу и использовать полученные знания в самостоятельных постройках.

Используем различные варианты построек – репродуктивный метод в сочетании с эвристическим.

Показ и объяснение полный.

Обыгрывание постройки обязательно по окончании изображения. Игрушка побуждает строить и она должна соответствовать размерам деталей и быть у каждого ребенка. После обыгрывания дети разбирают постройку и группируют на столе.

Использование д/ игры: «Чего не стало», «Чудесный мешочек»,

стихов, потешек, песенок, знакомых сказок.

В 1 младшей группе даем точное количество материала, во 2 младшей группе предлагаем выбирать из большего количества нужные детали.

Воспитатель следит, чтобы дети следовали образцу, помогает советом, вопросом, иногда практическим действием.

В конце занятия, анализируя постройки, обращаем внимание на правильность и аккуратность, сам процесс (как дети рассматривали образец, подбирали материал).

средней группе .

1.1.Задачи обучения.

1.2.Прохождение программы.

1.3.Методы и приемы обучения.

2.1.Задачи обучения.

2.2.Прохождение программы.

2.3.Методы и приемы обучения.

1. Конструирование из строительного материала.

Задачи обучения:

A. Учить различать, называть и правильно использовать новые детали призма, брусок, цилиндр, пластина с учетом их основных конструктивных свойств (размер устойчивость, форма).

B. Учить анализировать постройки: выделять основные части, различать их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга, их функциональное назначение.

C. Учить строить по названной теме, знакомой им, по условиям и по собственному замыслу, планируя последовательность сооружения, заранее подбирая детали по форме, размеру, устойчивости; формируя обобщенные представления о различных предметах.

D. Овладеть техническими навыками конструирования: ставить кирпичики на ребро углами друг к другу, замыкать пространство, соразмерять между собой предметы.

1.2.Прохождение программы.

Первые 2-3 занятия повторяют тематику 2 младшей группы с некоторым усложнением программы.

Постройка ворот (широких, узких, высоких).

Мебель, гараж, мост, трамвай, автобус, троллейбус, грузовик.

Отводится несколько занятий по каждой теме.

Первое занятие по образцу , следующее – преобразование образца в соответствии с условиями, далее – придумать свою конструкцию , опираясь на строительный материал, имеющийся у них.

Каждая тема может быть представлена несколькими постепенно усложняющими конструкциями.

Со 2 половины года предлагаем занятия по замыслу .

1.3.Методы и приемы обучения.

Используем приемы обучения информационно-рецептивного метода.

Непосредственное рассматривание окружающих предметов, иллюстраций, уточняем их практическое назначение.

Обследование образца постройки. Устанавливает соответствие между предметом и его изображением в постройке. Привлекаем к анализу детей, из каких состоит постройка, их практическое назначение, их каких деталей сделаны части.

Приемы, используемые на занятии, зависят от задания:

Конструирование по условиям (образца не дается), называется только тема и условие, которым постройка должна соответствовать. Дети решают свою задачу самостоятельно. (Метод?)

Придумай конструкцию м.б. моста. Вначале беседуем о строении: основные части, из каких деталей состоят части. Предлагаем посмотреть на имеющийся материал и решить, из каких деталей будут строить. (Метод?)

Конструирование по замыслу : до занятия раздаем материал на столы по формам, рядом различные игрушки. Воспитатель выясняет, кто, что хочет построить, предлагает рассказать как, из какого материала, в какой последовательности. (Метод?)

Так формируются обобщенные способы постройки определенных предметов.

2. Конструирование из бумаги, природного и бросового материала.

2.1.Задачи обучения.

A. Учить складывать прямоугольные листы бумаги пополам, совмещая стороны и углы, проглаживая линию сгиба; приклеивать к основной части детали (к домику – окна, двери и т.д.).

B. Усвоить способ деления прямоугольника на четыре части с отгибанием узкой полоски по пунктирной линии (полый с двух сторон куб или брусок).

C. Приобщить детей к изготовлению поделок из природного материала (кора, ветки, шишки, листья, ореховая скорлупа), используя для скрепления деталей пластилин.

D. Раскрыть богатые возможности природного материала и целесообразность его использования в различных поделках. Находить сходство между отдельными предметами (шишка-туловище).

E. Учить склеивать игрушки из готовых частей бросового материала, подбирать необходимые детали, точно приклеивать одна к другой.

F. Формировать умение обследовать предмет, умение планомерно и последовательно работать, доводить начатое до конца, развивать глазомер, четкость движения рук.

2.2.Прохождение программы.

2.2.1. На первом занятии воспитатель показывает несколько предметов, сделанных из бумаги (домик, корзиночку, альбом ). Рассказывает, что из бумаги можно сделать разнообразные игрушки и для чего.

1 серия. Учим складывать бумагу пополам по показу и объяснению воспитателя, так изготавливаем альбом .

2 серия. Учим делить прямоугольник на четыре части с отгибанием узкой полоски по пунктирной линии (полый с двух сторон куб или брусок). На основе куба и бруска изготавливать дома, машины, мебель и т.д.

2.2.2. Учим изготавливать поделки из природного материала. Прежде рассматриваем готовые поделки и демонстрируем, как их можно использовать. При изготовлении подбираем цвет пластилина к цвету материала.

Шапочка из листьев, лодочка, птичка, грибочки, лесовичок.

Чередуются занятия конструированием из строительного материала, бумаги, природного и бросового материала.

На прогулке дети продолжают строить из песка и снега, используя дополнительные материалы.

2.3.Методы и приемы обучения.

Используем приемы обучения:

ü дидактический образец;

ü показ и объяснение полный , так как у детей нет навыков работы. Объяснение должно быть четким, кратким и ясным. По мере приобретения навыка объяснение может быть менее подробным, обговариваем с детьми последовательность изготовления.

Когда сложная конструкция , требующая целого ряда действий: складывания, склеивания, разрезания, то нужно подробно объяснять и показывать последовательность выполнения.

Если поделка проста , то воспитатель показывает образец как примерный, обследует и не объясняет хода выполнения поделки .

В конце года можно организовать занятие конструирование из бумаги по замыслу . Накануне организует выставку знакомых поделок из бумаги. Перед

занятием предлагает отобрать нужные части (прямоугольник, квадрат, круг, полоса из мягкого картона), из заготовленных заранее, и разложенных на свободном столе. В ходе занятия руководит детской деятельностью (советом, вопросом, иногда практическим действием), проверяет, чтобы дети точно следовали замыслу. При анализе работ отмечаем творчество, аккуратность, правильность выполнения. Можно обыграть поделку, если она высохла. Делаем коллективные работы «Поезд», «Дома на нашей улице», т.е. объединяем единым сюжетом индивидуальные работы.

Поделки из природного и бросового материала выполняем только после предварительного рассматривания предметов в окружающей жизни и по показу и объяснению воспитателя. На занятии рассматривается готовая игрушка и подчеркивается сходство с настоящим предметом. В процессе выполнения детьми помогает советом, частичным показом .

Изготавливая поделки из бросового материала, используем прием сотворчества.

Используем на занятиях также следующие приемы:

ü Рассматривание иллюстраций;

ü Игровые приемы;

ü Чтение стихов, загадок, потешек.

Предварительная подготовка материалов к занятию конструированием из строительного материала, бумаги, природного и бросового материала занимает много времени. Следует привлекать детей к предстоящей деятельности, учить заготавливать материал, развивать их фантазию и творчество.

Тема: Обучение конструированию в старшей группе .

1. Конструирование из строительного материала.

1.1.Задачи обучения.

1.2.Прохождение программы.

1.3.Методы и приемы обучения.

2. Конструирование из бумаги, природного и бросового материала.

2.1.Задачи обучения.

2.2.Прохождение программы.

2.3.Методы и приемы обучения.

1. Конструирование из строительного материала.

1.1.Задачи обучения.

A. Учить анализировать образцы готовых конструкций, предметы, выделять характерные признаки. Устанавливать зависимость конструкции от ее назначения.

B. Уметь выделять основные этапы создания конструкции, самостоятельно планировать ее изготовление

C. Учить строить по словесному описанию, на предложенную тему, по условиям, по рисункам, фотографиям, чертежу.

D. Формировать конструктивные умения: соединять несколько плоскостей в одну, делать постройки прочными, распределять сложную постройку в высоту.

E. Продолжать знакомить с новыми деталями и их свойствами: с разнообразными по форме и величине пластинами, с бруском, цилиндром, конусом. Учить заменять одни детали другими. Сооружать коллективные постройки.

1.2.Прохождение программы.

На 1 занятии предлагаем построить грузовик по образцу (иллюстрации, фотографии, игрушке).

Грузовик для своего груза, т.е. по условию . Иллюстрации 6-8 машин.

Гараж для 2 разных по величине машин.

Мост – предлагаем преобразовать постройку по разным условиям: спуски крутые, пологие .

Строить разнообразные мосты по своему замыслу (коллективная работа по три моста каждой подгруппе).

Д/сад. Дети-архитекторы, по 3 человека чертят, чертеж проекта здания 5 минут, затем строят по чертежу, предварительно рассмотренному со всеми детьми и воспитателем. И так далее.

Дети делают постройки на столах, на полу, обыгрывают их. Постройки сохраняются до тех пор, пока они нужны в играх.

Постепенность создания построек 1 предмета на занятии по образцу и показу воспитателя , выполнение без образца, затем по условию способствуют усвоению нового способа действия, делают этот способ обобщенным. Дети его могут использовать в различных ситуациях.

1.3.Методы и приемы обучения.

Основные методы обучения - информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский и эвристический. С помощью этих методов воспитатель развивает у детей самостоятельность.

Используя прием обследования образца постройки или изображения на фотографии, рисунке решает отдельные конструктивные задачи.

Словесные приемы обучения способствуют формированию активности, самостоятельности.

Учим умению варьировать детали, заменять одни детали другими. Для этого воспитатель раздает различные строительные наборы за одним столом – дети самостоятельно решают конструктивные задачи.

Если постройка существенно отличается, то воспитатель дает подробный показ и объяснение.

Собственный замысел дети смогут развивать, если воспитатель учит рассказывать, как они представляют себе будущую постройку .

Анализируя детские постройки , подчеркиваем, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от строительного материала и способов соединения отдельных элементов.

2. Конструирование из бумаги, природного и бросового материала.

2.1.Задачи обучения.

A. Продолжать совершенствовать умения детей сгибать лист бумаги на пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы. Учить складывать плотную квадратную бумагу на 16 равных частей, по диагонали четко совмещая стороны и углы; складывать круг по диаметру и склеивать его в конус.

B. Учить работать по выкройке и несложному чертежу, используя ножницы для надреза и вырезывания по контуру. Понимать на чертеже обозначения: сплошная линия – надрез, прерывистая (пунктирная) – сгиб, штриховка – намазывание клеем. Знать названия линий.

C. Учить изготавливать поделки из спичечных коробков, коробок из-под зубной пасты путем различных сочетаний и соединений. Использовать поролон, пенопласт в соответствии с задуманной конструкцией и свойствами этих материалов.

D. Продолжать учить использовать природный материал при изготовлении различных поделок, овладеть навыками соединения с помощью клея, спичек.

E. Совершенствовать умения детей планировать свою деятельность, работать целенаправленно, проявляя самостоятельность, инициативу, выдумку.

2.2.Прохождение программы.

На первых занятиях закрепляем и повторяем умение складывать бумагу пополам, на четыре части: альбом, автобус.

Задачи обучения реализуются в серии занятий. В каждой серии конструируем игрушки с одной и той же формой.

1 - серия. Работа с выкройкой: находить на выкройке основную и дополнительные части игрушки, раскладывать и наклеивать детали игрушек на выкройке, а затем делать надрезы и склеивать выкройку.

Фонарик трехсторонний, фонарик четырехсторонний .

2 – серия. Игрушки можно сделать из коробки с квадратным дном. Познакомить с выкройкой – разверткой коробки, понимать обозначения линий на ней. Коробочка, корзиночка, пирамидка, сказочный домик .

3 – серия. Знакомим с прямоугольной коробочкой в виде бруска. Учим работать по выкройке. Диван, кроватка, телевизор .

4 – серия. Изготавливаем поделки из бумаги, спичечных коробок, коробок из-под зубной пасты. Используем трафареты для колес. Показываем, как склеивать спичечные коробки, как обклеивать их, приклеивать колеса. Тележка, автобус, троллейбус, мебель.

В конце серии проводим коллективную работу на тему «Улица».

5 – серия. Учить детей делить квадратный лист на 16 маленьких квадратиков. Отводиться несколько занятий с последующим усложнением конструкций поделок на каждом. Корзинка, гараж, домик .

6 –серия. Учим детей складывать круг бумаги по диаметру, склеивать конус и вырезывать по контуру. Матрешка в длинном платье, заяц, лиса, кот.

Делать игрушки цилиндрической формы. Чебурашка, поросенок, мишка .

Объединяем в сюжетные композиции.

7 – серия. Складывать квадратные формы по диагонали, совмещая стороны и углы. Птичка, бабочка .

8 – серия. Складывать бумагу в разных направлениях (оригами) для игр на воздухе, на воде. Стрела, самолет, лодочка, пароход и т.д .

Конструирование из бросового материала : поролона, пенопласта. Знакомим со свойствами материалов и учим преобразовывать первоначальную форму.

Снеговик, матрешка, неваляшка, цыпленок.

Используем различный природный материал (….) для изготовления поделок.

Тематика поделок разнообразная: Красная Шапочка, старичок-лесовичок, балерина, матрешка, белочка, зайчик и т.д. Для соединения деталей используем спички, палочки, клей. Воспитатель использует в подготовке нож, шило.

Объединяем фигурки в сюжет, используя различное основание: грибы, спилы, срезы, кора, различные мхи.

Птичка по образцу, домашние птицы по схеме и т.д.

Такие циклы занятий способствуют формированию у детей обобщенных способов конструирования, которые затем самостоятельно и творчески дети смогут использовать в играх.

2.3.Методы и приемы обучения.

В конструировании из бумаги используем следующие приемы:

ü Обследование готового образца ;

ü Показ и объяснение последовательности выполнения поделки и вариант - поэтапный показ ;

ü Вопросы к детям с целью привлечения имеющегося опыта.

Новый способ действия: воспитатель дает поделку простой конструкции, затем дает показ и объяснение , а на последующих занятиях – готовый образец, обследование и вопросы к детям.

Используем также следующие приемы в конструировании из природного материала:

ü Выставку дидактических образцов предстоящей работы;

ü Изготовление по дидактическому образцу, спрашиваем: Из каких частей изготовлена поделка? Из какого материала? Какой еще материал можно использовать?;

ü Схематические зарисовки поделки из природного материала. На первом занятии воспитатель показывает как делать зарисовки, затем учит зарисовывать изготовление поделки детьми с помощью готового схематического рисунка и изготавливать по зарисовке;

ü План - схема пооперационного изготовления поделки из природного материала .

Введение в игровую ситуацию:

Дети! Сегодня к вам в гости пришло много гостей. Они хотят посмотреть, как вы подросли, как занимаетесь, какие вы молодцы! Давайте поздороваемся с ними и подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям.

(в руках у воспитателя красивая коробочка, внутри игрушки по сюжету сказки, он встает и говорит):

Дети! По дорожке я шла, красивую коробочку нашла. А коробочка - то не простая, он волшебная - вот какая! интересно, что в ней? (пытается открыть , но она не открывается ) Может сказка?

Сказка спряталась в загадку.

Ну, попробуй, отгадать.

Если верно будет отгадка

Сказка к нам придет опять!

(воспитатель начинает загадывать загадки) .

1. Маленький шарик под лавкой шарит (мышка) .

(коробочка открывается , и воспитатель достает игрушку-мышку, ставит ее на стол).

2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (лягушка) .

3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (зайка) .

4. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк) .

5. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый - краса! Как зовут ее? (лиса) .

6. Зимой спит, — летом ульи ворошит. (медведь) .

Молодцы, детки! Все загадки отгадали, вот, сколько игрушек подарила нам волшебная коробочка!

Ребята, а кто догадался из какой сказки эти животные? Правильно, “Теремок”!

А сейчас мы все вместе поиграем

В чистом поле теремок

Был ни низок, не высок

Звери разные там жили,

Жили дружно, не тужили

Там и мышка

И лягушка

С лисонькой -подружкой

Серый волк -зубами щелк

В дружбе знали они толк.

Но набрел на теремок

Мишка косолапый

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой.

Звери очень испугались,

Поскорее разбежались

А потом собрались снова

Чтоб построить терем новый .

Но прежде чем строить мы подготовим пальчики к работе

Пальчиковая гимнастика

Тук, тук молотком!

Друзья строят новый дом!

Крыша большая - Вот такая!

Стены большие - Вот такие!

Друзья строят целый день!

Строить дом совсем не лень.

Позовут они гостей

Будет в доме веселей!

Дети, и мы давайте поможем зверятам сделать новый теремок.

А в волшебной коробочке лежат волшебные детали.

Давайте посмотрим и назовем их.

Как называется эта деталь?

Вот из этих деталей мы будем строить теремок.

Сейчас я покажу вам как надо его строить.

Моя постройка состоит из стен, крыши и, а также я украшу его фонариком. Из каких деталей состоит мой домик. Кто расскажет, как будет строить дом, что делать сначала, а что потом.

Какой у нас получился теремок? (Маленький) . Каким цветом фонарик в окошечке горит? Сделайте так, чтобы в окошечке загорелся красный фонарик.

Молодцы, ребята! Какие красивые теремки у нас получились!

Мы сегодня не играли,

Мы строителями станем.

Очень многое узнали,

И ни капли не устали.

Животные тоже даром времени не теряли, смастерили себе новый теремок, больше прежнего. Как много в новом теремке окошек, какие они все разные по форме и размеру, здесь они и будут жить.

Дети, нам необходимо помочь каждому животному найти своё окошко.

Задает обобщающие вопросы. Подводит итог. Благодарит и хвалит детей.

Жители теремка благодарят нас за оказанную помощь и дарят нам фигурки с их изображением.