ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОБЪЕКТАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ. ПЕРЕХОД ВЕЩЕСТВА ИЗ ТВЕРДОГО СОСТОЯНИЯ В ЖИДКОЕ И ИЗ ЖИДКОГО В ТВЕРДОЕ

Задачи : ознакомить детей с тем, что некоторые вещества (лед, смола и др.) могут менять состояние в зависимости от условий (от нагрева превращаются в жидкость, а во время охлаждения - обретают твердое состояние); развивать способность выделять общие свойства предметов и зависимости между ними при перемене внешних условий.

Опыты в детском саду

Опыт 1

  • Стеклянные пробирки (можно выбрать и другую посуду) поровну наполнить водой. Поставить пробирки в места с разной температурой воздуха.
  • Почему вода на улице превратилась в лед?
  • Какого цвета лед?
  • Какой лед на ощупь? Запах?
  • Что происходит со льдом при нагревании? Почему?

Демонстрируя на сухой спиртовке опыт, проанализировать переход воды в разное агрегатное состояние в зависимости от температуры. Аналогично можно продемонстрировать опыт со смолой.

Опыт 2

В несколько сосудов вместить ледяные сосульки и поставить их в разные места групповой комнаты.

  • Почему сосульки превращаются в воду с разной скоростью?
  • Как можно ускорить этот процесс?
  • Почему в морозный день с солнечной стороны крыши капает вода?

Опыт 3

В уголке сада отыскать деревья со смолой (вишни, сливы, яблони и др).
Как изменяется твердость фруктовой смолы в зависимости от температуры воздуха в течение дня? При разной погоде? После специального нагрева?

  • Какие вещества имеют схожие со смолой свойства? (Сургуч, воск, парафин и тому подобное)
  • Как меняется их использование в зависимости от состояния?

Дети дают сравнительную характеристику веществ, их свойств.
Используя сухой спирт, необходимо продемонстрировать опыт с любым из перечисленных веществ. Вывод дети делают самостоятельно.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ЖИДКОСТИ В ПАР.

Задачи: познакомить детей с явлением превращения жидкости в пар и наоборот (после нагревания лед превращается в воду; вода во время кипения - в пар; пар, охлаждаясь, превращается в воду); объяснить то, что состояние веществ в природе зависит от условий их существования и целесообразной деятельности человека; развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.

Опыт 1

Воспитатель, нагревая воду в прозрачном сосуде, наблюдает вместе с детьми за процессом кипения. На стекле, которым накрыт сосуд, образуется конденсат - мелкие капли воды. О том, что это капли воды, дети могут узнать и другим способом: пробирку или колбу, в которой кипит вода, накрыть промокательной бумагой, на которой появится мокрое пятно. Воду, которая сбежала из стекла в сосуд, можно превратить в лед.
Выводы дети делают самостоятельно.

Опыт 2

Сушка кукольного белья в разную погоду (теплую, ветреную, тихую, пасмурную, морозную).

  • При каких условиях белье высохнет быстрее?
  • Почему, чем более мороз, тем быстрее высыхает белье?
  • Почему летом выпадают обильные дожди?
  • Всегда дождь сопровождается ветром? Почему?
  • Когда дождь называют «куриным» или «слепым»?
  • Почему зимой выпадает дождь, а летом иногда идет снег?

Опыт 3

Два одинаковые прозрачные сосуды наполнить поровну водой. Во время прогулки выставить их на хорошо освещенное солнцем место. Одну из них плотно закрыть, другую оставить открытой. В конце прогулки проанализировать изменения, которые произошли с водой в закрытом и открытом сосудах.

  • Почему уровень воды в них разный?
  • Откуда образовались на крышке капельки воды?
  • Почему в сухую, жаркую погоду уровень воды в бассейне, в открытых водоемах становится ниже?
  • Как вода возвращается на землю?
  • Что для этого необходимо?

ВЕТЕР

Задачи: дать детям представление о ветре, как движении воздуха.

Опыт 1
Предложить детям резко взмахнуть несколько раз листом плотной бумаги. Помахать на руки, на бумажные гребешки.
— Что при этом происходит?

Опыт 2
Поднять флажки во время прогулки и определить направление ветра.

Опыт 3
Подставить к ветру влажный палец.
— Что происходит?

Опыт 4
Во время наблюдений на огороде, в цветнике или в саду детям предлагают понаблюдать за движением ветвей, листьев, цветов.

  • Чем он обусловлен?
  • Какие явления сопровождает ветер?
  • Можно искусственно создать ветер? Как?

ДОЖДЬ, СНЕГОПАД, ГРАД

Задачи: углубить представление детей о различных состояниях воды (жидкий, сыпучий, твердый).

Опыт 1
Доказать детям, что дождь - это прозрачные, без запаха и вкуса капли воды. Дождевые капли, собранные в сосуд, могут быть разной температуры (летом и осенью), различной прозрачности (в зависимости от чистоты предмета, на который падают), разного объема.

Опыт 2
Продемонстрировать, как после нагревания в сосуде град превращается в воду. Сделать пробы чистоты воды (град - чистая и прозрачная вода; чистота дождевой воды зависит от чистоты поверхности, на которой она собирается).

Опыт 3
Наблюдение за превращением снега в воду, воды - в лед. Определение характерных свойств воды.
Продемонстрировать явление гололеда как результат выпадения дождя на переохлажденной землю (при этом сохраняются характерные свойства льда). На протяжении зимы с детьми целесообразно изготавливать снежные сооружения и заливать их водой.

ВОЗДУХ

Задачи: ознакомить детей со свойствами окружающего воздуха (воздухом дышит каждый человек).

Опыт 1
Продемонстрировать пустую открытую банку, полиэтиленовый пакет. Спросить, что в них есть. Предложить свернуть пакет в трубочку со стороны отверстия. Что осталось в мешочке?
Дети делают вывод, что воздух прозрачен, оно есть в банке, в других предметах, стоящих на столах, оно вокруг нас.

Опыт 2
Предложить подуть в соломинку или тоненькую трубочку, один конец погружен в стакан с водой.
Почему появляются пузырьки?

Опыт 3
В банку с водичкой погрузить комочки глины, песок, кусочки поролона. Почему появились пузыри вокруг предметов?

Опыт 4
Проводить с детьми дыхательные упражнения, объяснить значение проветривания. помещения.

Опыт 5
Предположение: воздух отсутствует в окружающих предметах. Предложить каждому ребенку плотно сложенный полиэтиленовый мешочек свернуть со стороны отверстия в трубочку движениями от себя.

  • О чем свидетельствует воздушная «подушечка», которая образовалась?
  • Какого цвета воздух?

Опыт 6
Предположение: корни растений не дышат под землей, ведь там нет воздуха.
Комочек твердой земли бросить в трехлитровую банку с водой. Наблюдать появление пузырьков.
- Откуда они взялись? {С земли)
Растения, как и все живые существа, дышат воздухом. Если грунт твердый, то в нем мало воздуха, корни почти нечем дышать. Это-необходимо спасать растение от гибели, разрыхляя землю.

Опыт 7
Предположение: в воде нет воздуха.
Продемонстрировать наличие воздуха в воде можно с помощью растения элодея. Веточку элодеи разрезать пополам и погрузить вниз в банку с водой. Наблюдать появление пузырьков, которые появляются на местах срезов.
- Откуда они взялись в растении?
Предложить детям рассмотреть через увеличительное стекло строение стебля элодеи. Оно имеет трубчатое строение, благодаря чему растение легко поглощает воздух, содержащийся в воде.

Опыт 8
На подоконник или другое освещение солнечными лучами место положить зеркальце и такого же размера стекло, предварительно окрашенное черной краской. Через некоторое время дети на ощупь определяют, какое стекло нагрелось больше и почему так произошло. Этот эксперимент непременно будет способствовать тому, что малыши правильно объяснят подобные явления (блестящая поверхность стекла зеркальца отражает солнечные лучи, черная поверхность второго стекла - притягивает).

«Экологические наблюдения и эксперименты в ДОУ как средство экологического воспитания ребенка»

Экологическое сознание ребенка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия побуждают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе.

Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно «фокусы». Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живыми и неживыми в природе. Исследования представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ».

Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.

Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, родитель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, как поведет себя муравей, если ему загородить дорогу в муравейник». Или: « Давай посмотрим, сможет ли кораблик развернуться в узком месте ручейка». В дальнейшем, если работа не сложна, она проводиться как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями , описанными для плановых опытов.

Решение экспериментальных задач

Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи. Для дошкольников доступны три типа экспериментальных задач:

Как доказать, что…(воздух может передвигать предметы и т. п.)

Сколькими способами можно осуществить это действие…(потушить свечу, перенести воду из одной банки в другую, сдвинуть предмет со стола и т. п.)

Предскажите, что получится, если…(положим иголку на поверхность воды, положим монетку в блюдце, заполненное водой до самых краев и т. п.)

Решение задач осуществляется в двух вариантах:

1. Дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания.

2. Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

https://pandia.ru/text/80/146/images/image003_74.jpg" width="379" height="258 src=">

«Утопи и съешь»

Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но утонул один, а второй плавает? Объясните ребёнку: «В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет»

Влажность" href="/text/category/vlazhnostmz/" rel="bookmark">влажным , положите в ложку из нержавеющей стали и нагревайте её несколько минут над газом, пока сахар не растает и не пожелтеет. Не дайте ему подгореть. Как только сахар превратится в желтоватую жидкость, вылейте содержимое ложки на блюдце небольшими каплями. Попробуйте с детьми свои конфеты на вкус. Понравилось? Тогда открывайте

Краткое содержание: Занимательные опыты для дошкольников. Эксперименты для детей дома. Фокусы для детей. Занимательная наука.

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

"Подводная лодка" №1. Подводная лодка из винограда

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.


"Подводная лодка" №2. Подводная лодка из яйца

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды?

Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Естественная лупа

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Водяной подсвечник

Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.

Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.

Как добыть воду для питья?

Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпьте ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положите камешек и слегка придавите пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово.

Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в миске находится чистая вода.

Откуда же она взялась? Объясните ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу емкость; помните, вы ведь слегка продавили пленку и положили туда камень.

Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далекие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

Чудесные спички

Вам понадобится 5 спичек.

Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.


Умывальников начальник. Сделать умывальник - это просто

Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребенка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребенком простой умывальник.

Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на ее боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздем отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая ее, вы получите струйку воды, завинчивая - вы "закроете кран" своего умывальника.

Куда делись чернила? Превращения

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.

Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

Делаем облако

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Рукам своим не верю

Приготовьте три миски с водой: одну - с холодной, другую - с комнатной, третью - с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую - с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

Всасывание воды

Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.

Своды и тоннели

Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш - и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

Всем поровну

Возьмите обычную вешалку-плечики, два одинаковых контейнера (это могут быть также большие или средние одноразовые стаканчики и даже алюминиевые банки из-под напитков, правда, у банок надо обрезать верхнюю часть). В верхней части емкости сбоку, напротив друг друга, сделайте два отверстия, вставьте в них любую веревку и прикрепите к вешалке, которую повесьте, например, на спинку стула. Уравновесьте контейнеры. А теперь в такие импровизированные весы насыпьте или ягоды, или конфеты, или печенье, и тогда дети не будут спорить, кому досталось вкусностей больше.

"Паинька и ванька-встанька". Послушное и непослушное яйцо

Сначала попробуйте поставить целое сырое яйцо на тупой или острый конец. Потом приступайте к эксперименту.

Проткните в концах яйца две дырочки величиной со спичечную головку и выдуйте содержимое. Внутренность тщательно промойте. Дайте скорлупе хорошо просохнуть изнутри в течение одного-двух дней. После этого залепите дырочку гипсом, клеем с мелом или с белилами так, чтобы она стала незаметной.

Насыпьте в скорлупу чистого и сухого песка примерно на одну четверть. Залепите вторую дырочку тем же способом, как и первую. Послушное яйцо готово. Теперь для того, чтобы поставить его в любое положение, достаточно слегка встряхнуть яйцо, держа его в том положении, которое оно должно будет занять. Песчинки переместятся, и поставленное яйцо будет сохранять равновесие.

Чтобы сделать "ваньку-встаньку" (неваляшку), нужно вместо песка набросать в яйцо 30-40 штук самых мелких дробинок и кусочки стеарина от свечи. Потом поставить яйцо на один конец и подогреть. Стеарин растопится, а когда застынет, слепит дробинки между собой и приклеит их к скорлупе. Замаскируйте дырочки в скорлупе.

Неваляшку невозможно будет уложить. Послушное же яйцо будет стоять и на столе, и на краю стакана, и на ручке ножа.

Если ваш ребенок захочет, пусть разрисует оба яйца или приклеит им смешные рожицы.

Вареное или сырое?

Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт ребенку - ему будет интересно.

Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести. Объясните ему, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

"Стой, руки вверх!"

Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте ее крышкой (незавинчивающейся).

Поставьте ее на стол, перевернув "вверх ногами", и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся "грохот" и бутылочку подбросит вверх.

"Волшебные зеркала" или 1? 3? 5?

Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положите одно яблоко.

Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.

Другими словами, чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.

Спросите у своего ребенка, можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не используя режущие предметы. Что он вам ответит? А теперь поставьте вышеописанный опыт.

Как оттереть зеленую от травы коленку?

Возьмите свежие листья любого зеленого растения, положите их обязательно в тонкостенный стакан и залейте небольшим количеством водки. Поставьте стакан в кастрюлю с горячей водой (на водяную баню), но не прямо на дно, а на какой-нибудь деревянный кружок. Когда вода в кастрюльке остынет, пинцетом достаньте из стакана листики. Они обесцветятся, а водка станет изумрудно-зеленой, так как из листьев выделился хлорофилл, зеленый краситель растений. Он помогает растениям "питаться" солнечной энергией.

Этот опыт будет полезен в жизни. Например, если ребенок нечаянно запачкал колени или руки травой, то оттереть их можно спиртом или одеколоном.

Куда делся запах?

Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был капнут одеколон, и закройте ее плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение цвета или запаха называют адсорбцией.

Что такое упругость?

Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую - такой же по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты.

Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли после падения? Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает, - может быть, потому, что он круглый, или потому, что он красный, или потому, что он резиновый?

Предложите своему ребенку быть мячиком. Прикоснитесь к голове малыша рукой, а он пусть немного присядет, согнув ноги в коленях, а когда уберете руку, пусть ребенок распрямит ноги и подпрыгнет. Пусть малыш попрыгает, как мячик. Затем объясните ребенку, что с мячиком происходит то же, что и с ним: он сгибает колени, а мячик немного вдавливается, когда падает на пол, он выпрямляет коленки и подпрыгивает, а в мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий.

А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите ребенку: "Я буду прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не упругий".

Прикоснитесь к голове ребенка, а он пусть как деревянный шарик не подпрыгивает. Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно. Нельзя же разогнуть коленки, которые не были согнуты. Деревянный шарик, когда падает на пол, не вдавливается, а значит, не распрямляется, поэтому он и не подпрыгивает. Он не упругий.

Понятие об электрических зарядах

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

Танцующая фольга

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.

Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Вися на голове, или Можно ли висеть на голове?

Сделайте легкий волчок из картона, насадив его на тонкую палочку. Нижний конец палочки заострите, а в верхний воткните портновскую булавку (с металлической, а не пластмассовой головкой) поглубже, чтобы была видна только головка.

Пустите волчок "танцевать" на столе, а сверху поднесите к нему магнит. Волчок подпрыгнет, и булавочная головка пристанет к магниту, но, интересно, он не остановится, а будет вращаться, "вися на голове".

Секретное письмо

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

Потомки Шерлока Холмса, или По следам Шерлока Холмса

Смешайте сажу из печки с тальком. Пусть ребенок подышит на какой-нибудь палец и прижмет его к листу белой бумаги. Присыпьте это место приготовленной черной смесью. Потрясите лист бумаги, чтобы смесь хорошо покрыла тот участок, к которому был приложен палец. Остатки порошка ссыпьте обратно в баночку. На листе останется явный отпечаток пальца.

Объясняется это тем, что у нас на коже обязательно есть немного жира из подкожных желез. Все, до чего мы дотрагиваемся, оставляет незаметный след. А сделанная нами смесь хорошо прилипает к жиру. Благодаря черной саже она делает отпечаток видимым.

Вдвоем веселее

Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чашки. На одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне - фигурку девочки, которая должна быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами. Слева и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями.

А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две фигурки, стоящие рядом.


Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?

Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги - на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлосон?

Необычное рисование

Дайте ребенку кусочек чистой светлой однотонной ткани (белой, голубой, розовой, светло-зеленой).

Нарвите лепестков от разных цветов: желтых, оранжевых, красных, синих, голубых, а также зеленых листьев разного оттенка. Только помните, что некоторые растения ядовиты, например аконит.

Набросайте эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску. Вы можете как непроизвольно насыпать лепестки и листья, так и выстраивать задуманную композицию. Накройте ее полиэтиленовой пленкой, закрепите по бокам кнопками и раскатайте все это скалкой либо постучите по ткани молотком. Стряхните использованные "краски", натяните ткань на тонкую фанерку и вставьте в рамку. Шедевр юного дарования готов!

Получился прекрасный подарок маме и бабушке.

Другие публикации по теме данной статьи:

Для определения места экологических праздников в педагогическом процессе, их влияния на экологическое развитие детей был проведен констатирующий эксперимент в ДОУ №44 «Золушка» города Старый Оскол. В эксперименте участвовали воспитанники старшей группы в количестве 20 человек.

Цель констатирующего эксперимента - изучить праздники и развлечения экологического содержания, проводимые в ДОУ №44 «Золушка» города Старый Оскол и выявить их влияние на экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста в экспериментальном ДОУ.

Констатирующий эксперимент был направлен на решение следующих задач:

  • 1. Выявить уровень экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, степень осознанности деятельности, владение правилами и нормами поведения в природе, уровень самооценки.
  • 2. Выявить уровень развития эмпатийности, эмоциональности детей по отношению к живой природе.
  • 3. Определить место и значение экологических праздников и вечеров досуга в работе по экологическому воспитанию детей старшей возрастной группы.

Констатирующий эксперимент проводился в два этапа:

1) В ходе первого этапа выявлялся уровень экологической воспитанности, эмпатийности, эмоциональности детей по отношению к объектам живой природы. Для этого, во-первых, в течение 2-х недель проводилось наблюдение за поведением детей в уголке природы и на участке, отмечались случаи как позитивного, так и негативного отношения детей к объектам живой природы. Результаты наблюдений за каждым из детей фиксировались в сводную таблицу «Отношение к объектам живой природы» по критериям выявленного отношения детей: положительное, нейтральное, отрицательное (см. Приложение 1).

Во-вторых, с детьми проводилась беседа по следующим вопросам:

  • - Как ты думаешь, как нужно относиться к природе, растениям, животным? Почему?
  • - Можно ли ломать деревья?
  • - Можно ли рвать цветы?
  • - Можно ли бить животных?
  • - Можно ли жечь костры? Почему?

Результаты беседы фиксировались в сводную таблицу. За правильный, продуманный и обоснованный ответ ребенка ставился 1 балл. За неполный ответ ставился показатель в 0,5 баллов. За ответ, не соответствующий правильности в аспекте экологического воспитания ребенка, ставился показатель в 0 баллов. По суммарному показателю нами был выявлен уровень экологической воспитанности каждого ребенка:

  • - высокий уровень - от 5,5 до 6 баллов;
  • - средний уровень - 5 баллов;
  • - низкий уровень - от 0 до 4,5 баллов.

Результаты оценок на вопросы беседы позволили так же выявить вопросы, на которые наибольшее число детей не смогли дать положительного ответа, и могут быть эффективно использованы в процессе составления примерного содержания праздников и развлечений экологической направленности в старшей группе экспериментального ДОУ. Результаты представлены в Приложении 2.

После этого использовалась серия заданий на выявление уровня эмпатийности и эмоциональной отзывчивости у детей по отношению к объектам живой природы. Для этого использовалось, во-первых, чтение отрывков из художественного произведения Л. Толстого «Лев и собачка». В ходе чтения наблюдали за поведением детей. Затем проводилась беседа по вопросам:

  • - Как ты относишься к этим героям?
  • - Тебе их жалко?
  • - Хотелось ли тебе помочь им?
  • - Чем бы ты им помог?

Во-вторых, предлагались игровые ситуации, в ходе которых дети проявляли свое отношение к объектам природы и демонстрировали его.

Ситуация № 1. Лиса бежит за зайцем по лесу. Как ты думаешь, что чувствует заяц, когда за ним бежит лиса? Как себя чувствует лиса, когда бежит за зайцем?

Ситуация № 2. Дует холодный ветер. Маленькая березка гнется до земли. Что она чувствует? Хорошо ли ей?

Ситуация № 3. Представь, что ты идешь вечером домой из детского сада. И вдруг ты слышишь, как под кустом мяукает маленький котенок. Как он себя чувствует? Хочешь ли ты помочь ему? Как ты можешь помочь ему?

На данном этапе эксперимента изучался уровень эмоциональной отзывчивости, чувствительности, способности к сопереживанию, вчувствованию во внутренний мир другого объекта живой природы, а также стремление к оказанию поддержки и действенной помощи. По ответам детей мы выявили уровни постижения эмоциональных состояний объектов живой природы детьми, понимания их чувств и переживаний, стремления к оказанию поддержки и действенной помощи, а также самореализации во взаимодействии с окружающими.

Второй этап эксперимента был направлен на выявление места и значения праздников и вечеров досуга в экологическом воспитании старших дошкольников. Данный этап включает:

  • - Анализ плана воспитателя за 6 месяцев (с сентября по февраль), в ходе которого выявлялось, как часто проводятся праздники и развлечения в данной группе, их место в педагогическом процессе. Особое внимание уделялось анализу содержания праздников и развлечений, их целям.
  • - Длительное время осуществлялось наблюдение за деятельностью воспитателя старшей группы. Отмечалось, как часто воспитатель проводит праздники и вечера досуга с детьми, насколько учитывает значимость и возможности досуговых мероприятий в педагогическом процессе, насколько праздники и вечера досуга взаимосвязаны с другими видами деятельности дошкольников.
  • - Анализ деятельности детей, наблюдение за их поведением: стремятся ли дети к участию в праздниках и развлечениях, насколько устойчивы интересы детей.
  • - Анализ условий, созданных в детском саду для организации праздников и вечеров досуга (оборудование зала, наличие атрибутов и т.д.).
  • 1) Результаты выявления уровня экологической воспитанности, эмпатийности, эмоциональности детей по отношению к объектам живой природы представлены в таблицах 1,2,3 и на рис. 1,2,3.

Таблица 1 Выявление отношения детей к объектам живой природы (по результатам двухнедельного наблюдения за поведением детей в уголке природы и на участке)

Рис.1

Таким образом, исходя из таблицы 1, рис.1. видно, что 50% детей экспериментальной группы показали положительное отношение к объектам живой природы: интерес к явлениям природы; понимание специфики живого, желание практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимание и сочувствие к тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоциональный отклик, радость на любые проявления животных и растений, их красоту. Например, Маша А. и Галя У. при каждой утренней встрече в детском саду брались за руки и бежали к аквариуму, чтобы проверить, накормлены ли рыбки и достаточно ли чистая у них вода. Антон Ж. на прогулке любит кормить птиц. А Валя Я. на прогулке все время подмечает красивые явления погоды (например, радуга). Для таких детей характерна выраженная положительность к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием, по собственной инициативе, общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь животному, самостоятельно видят необходимость ухода за ним и качественно выполняют его. У них уже сформирован широкий круг представлений о природе. Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы объектов. Мотивом бережного отношения к животным выступает понимание ценности жизни.

  • 40% детей экспериментальной группы показали нейтральное отношение к объектам живой природы. Дети этой подгруппы в целом проявляли к природе положительное отношение избирательной направленности. Они заботились о конкретных живых объектах, которые имеют к ним непосредственное отношение, привлекательны для них. Дети этой подгруппы с удовольствием, по собственной инициативе, общаются преимущественно со знакомыми животными, интересуются проявлениями их жизни, состоянием. Например, Маша З. рассказывала, что у нее дома есть рыбки и котик и она тщательно ухаживает за своими домашними питомцами, но при этом, девочка не практически не интересовалась животными в уголке природы детского сада.
  • 10% детей экспериментальной группы показали отрицательное отношение к объектам живой природы (Катя И., Таня Т.) Эти дети показали неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Катя И. наряду с отдельными позитивными действиями проявляла к объектам небрежность, и иногда даже агрессивность. Таня Т. за весь период наблюдения не проявила никакого желания общаться с объектами живой природы.

Таблица 2 Уровень отношения детей к природе (по результатам индивидуальной беседы)


Рис. 2

Результаты индивидуальной беседы показали, что у 55% детей экспериментальной группы выявлен высокий уровень отношения к природе. Эти дети знают, как нужно относиться к природе, растениям, животным и могут обоснованно ответить, почему. У 40% детей выявлен средний уровень отношения к природе. Эти дети, зная о том, что необходимо бережно относиться к объектам живой природы, могут показать свою избирательность к некоторым из объектов. Например, Юля М. на вопрос «Можно ли рвать цветы» ответила: «Нет, нельзя, но все так делают, чтобы подарить букет цветов маме на 8 марта. А если все так поступаю, тогда, получается, что можно». Захар Я. ответил, что мусор в лесу бросать нельзя, но иногда и можно, например, в лесу, на пикнике, так как его некуда девать, нет мусорного бака. У 5% (один ребенок в экспериментальной группе) выявлен низкий уровень отношения к природе. Маша З. в беседе заявила, что ломать деревья, рвать цветы и бросать мусор можно. Таким образом, Маша З. показала несформированность экологически значимых ценностных ориентаций, недостаточную убежденность в необходимости бережного отношения к природе.

Результаты оценок на вопросы беседы позволили так же выявить вопросы, на которые наибольшее число детей не смогли дать положительного ответа. Это вопросы:

  • - Можно ли рвать цветы?
  • - Можно ли бросать мусор в лесу, на реке?
  • - Можно ли жечь костры?

Таким образом, необходима целенаправленная работа с детьми в аспекте

Эти аспекты можно эффективно «вписать» в сценарий экологического праздника.

Результаты серии заданий на выявление уровня эмпатийности и эмоциональной отзывчивости у детей по отношению к объектам живой природы представлены в таблице 3.

Таблица 3 Выявление уровня эмпатийности и эмоциональной отзывчивости у детей по отношению к объектам живой природы


Рис.3

Таким образом, видно, что в группе детей у 50% выявлен высокий уровень эмпатийности и эмоциональной отзывчивости по отношению к объектам живой природы. У 50% детей выявлен средний уровень эмпатийности и эмоциональной отзывчивости по отношению к объектам живой природы. Низкого уровня эмпатии в группе не выявлено. Однако результаты исследования позволяют констатировать необходимость целенаправленной работы по повышению эмоциональной отзывчивости, чувствительности, способности к сопереживанию, вчувствованию во внутренний мир другого объекта живой природы, а также стремление к оказанию поддержки и действенной помощи. По ответам детей мы выявили, что не все дети в группе могут в должной мере постичь эмоциональные состояния объектов живой природы, понять их чувства и переживания, не все стремятся к оказанию поддержки и действенной помощи.

Результаты констатирующего эксперимента, таким образом, показали необходимость целенаправленной работы с детьми по повышению уровня экологической воспитанности, эмпатийности и эмоциональности по отношению к объектам живой природы.

Это можно эффективно реализовать посредством организации экологических праздников и развлечений для детей.

Однако, в первую очередь, целесообразно изучить место и значение праздников и вечеров досуга в экологическом воспитании старших дошкольников.

2) Результаты комплексного анализа по определению места и значения экологических праздников и вечеров досуга в работе по экологическому воспитанию детей старшей возрастной группы МДОУ № 44 «Солнышко» города Старый Оскол представлены в таблице 4

Таблица 4 Анализ плана воспитателя за 6 месяцев (с сентября по февраль)

Название

Форма работы

Программные задачи

Сентябрь

Беседа о лете

Занятие-беседа

Обобщить и систематизировать представления о лете по существенным признакам. Уточнить представления о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Развивать связную речь. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями

Осень золотая

Занятие-развлечение

Закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе; учить понимать закономерности явлений природы.

Беседа об овощах

Занятие-беседа

Формировать обобщенные представления об овощах. Уточнить представления о многообразии овощей. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

Экологический праздник

Встреча Осени. Рассказать детям о встрече осени в старину на Руси: традиции, забавы

Практическое занятие

Закрепить и уточнить знания детей о фруктах, закреплять умение различать фрукты по внешнему виду. Уточнить знания где, на чём растут. Развивать внимание, память.

Сказка о дереве

Занятие-развлечение

Закрепить названия деревьев и их отличительные особенности.

Грибное царство

Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут и т.д.) Рассказать об их разнообразии, что есть не только съедобные, но и ядовитые. Обогащать словарный запас детей.

Беседа о труде людей осенью.

Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных.

Активизировать словарь: зернохранилище, овощехранилище. Воспитывать уважение к труду людей.

Человек как часть живой природы.

Развивать представления о том, что человек так же, как и растения, является частью живой природы, о строении человеческого организма; воспитывать желание заботится о братьях меньших.

Птицы осенью

Занятие-игра

Способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелётных птицах; развитию познавательного интереса к природе; воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам.

Беседа о диких животных.

Сформировать обобщенное представление о жизни животных в лесу; их внешнем виде. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных для них условиях.

Красная шапочка встречает лесных животных...

Занятие-развлечение

Способствовать углублению знаний о диких животных в зимний период (пища, способы добывания зимой, условия жизни). Развивать связную речь детей.

Идёт волшебница зима…

Занятие-развлечение

Конкретизировать и углубить представления детей о характерных признаках зимы. Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев. Развивать у детей наблюдать. Воспитывать любовь к природе.

Беседа о домашних животных.

Занятие-беседа

Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных (их характерных особенностях, условиях жизни, пользе для человека); воспитывать заботливое отношение к домашним животным.

Домашние птицы.

Расширить представления детей о домашних птицах и их птенцах (что едят, какую пользу приносят людям, особенности поведения, передвижения). Развивать связную речь, обогащать словарь.

Беседа о зимующих птицах.

Формировать обобщенное представление о зимующих птицах; учить различать их по существенным признакам по внешнему виду.

Расскажи Хрюше о комнатных растениях

Расширять знания детей о комнатных растениях; учить называть части растения (корень, стебель, лист, цветок); учить размышлять и делать выводы; поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью.

Путешествие в королевство воды.

Практическое занятие

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями; познакомить детей со свойствами воды. Воспитывать бережное отношение к воде.

Фартук для почемучки.

Практическое занятие

Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: болоньи, капрона, ситца, мешковина. Развивать умение сравнивать, делать выводы; расширять словарный запас детей.

Пруд на окошке

Занятие-игра

Закрепить знания детей о рыбах, о строении их тела, способе передвижения, жизни. Развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к живым существам

Животные Севера.

Занятие-игра

Уточнять и расширять знания детей о животных Севера: характерном внешнем виде, повадках, питании, детенышах. Активизировать в речи прилагательные и глаголы.

Беседа о волшебнице воде.

Занятие-беседа

Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды.

Дом под крышей неба голубой

Дать детям понять, что природа-это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

На основе таблицы 4 составим сводную таблицу и диаграмму для определения места и значения экологических праздников и развлечений в работе по экологическому воспитанию детей старшей возрастной группы МДОУ № 44 «Солнышко» города Старый Оскол

Таблица 4 Сводная таблица на выявление места и значения экологических праздников и развлечений в работе по экологическому воспитанию детей старшей возрастной группы МДОУ № 44 «Солнышко» города Старый Оскол


Рис. 4

Анализ таблицы 4 и рисунка 4 позволяет утверждать, что в старшей возрастной группе МДОУ № 44 «Солнышко» города Старый Оскол в работе по экологическому воспитанию наибольшее значение придается таким видам занятий, как беседа, игра и занятие-развлечение.

На развлечения экологического содержания приходится 22% выделенного времени. Развлечения в детском саду проводятся с целью позабавить детей, внести радость в повседневную жизнь. Развлечения являются радостным событием для детей, способствуют проявлению у них положительных эмоций, поднимают настроение. Систематически проводимые развлечения в детском саду обогащают жизнь детей, способствуют более полному и гармоничному их развитию.

В структуре занятий, на праздники экологического содержания приходится всего 4% (1 занятие из 23), что, наряду с их ролью и значением, обуславливает необходимость внедрение новых видов праздников экологического содержания в педагогический процесс старше группы экспериментального ДОУ.