Ведущий. во

Ученик.

White none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground -inline-policy:-moz-initial; "> Вучанша.

scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground-inline- policy:-moz-initial; "> (Выходит ученик, на голове венок из колосьев, в руках по пучка колосьев, он воплощает ржаной поле.)

Ученик.

1.7pt; background: white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial ;-moz-background-inline-policy:-moz-init ial; "> (За сценой слышится песня, выходят жнейки, вы конваюць песню" Расло рожь, росло в поле ". Слова и ноты для этой и всех остальных песен помещены в приложении.)

-Moz-initial; "> 1-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 2-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> 3-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> 4-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> 5-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 6-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 7-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 8-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> (Выполняется песня" Наша Нивки золотая ".)

9-я жнейка.

10-я жнейка.

(Жнейки составляют колосья в один сноп, плетут из колосьев венок и поют песню "Ой, в саду цвела лилия".)

Moz-initial; "> 1-я жнейка. Кого богиня выберем?

2-я жнейка. Давайте Мира!

(На голову богини возлагают венок, в руки к юць сноп, абкружаюць ее цепочкой и поют песню "кружки, девочкам, кружком".)

Богиня.

(Все отправляются к хозяину, поют песню "Открывай, хозяин, свой двор". Богиня идет первая.

Moz-background-inline-policy:-moz-initi al; "> Навстречу выходят хозяева с хлебом-солью. Богиня выступает вперед и, пакланившыся хозяевам, кладет их ног дажыначны сноп. Венок передают в руки, приговаривая.)

Богиня.

3-я жнейка.

Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 4-я жнейка.

-Moz-initial; "> 5-я жнейка.

Принесли вам пользу

1.7pt; text-indent: 34.3pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground-inline-policy:-moz-initial; "> С четырех сторон.

-Moz-background-inline-policy:-moz-initi al; "> Принесли вам сбор

Из-под зеленых гор,

None repeat scroll 0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 34.3pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground -inline-policy:-moz-initial; ">

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; ">

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 6-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> Хозяин.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> (Гаспадынька ставит на стол блюда, все спя-чествуют песню" Ах, вы, столики мои! ".)

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> Хозяин. в.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> - Зашел крестьянин до пана, а тот как раз паеў и парожняе миску перевернул.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> Крестьянин и спрашивает:

- Господи, а почему вы как поели, то перевернули миску?

- Это значит, что я наелся.

None repeat scroll 0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground -inline-policy:-moz-initial; "> - Вот оно что! А я все думаю, чего это моя свинья как только паесць, так и перевернут корыта.

0cm 0.5pt 0.0001pt 1.7pt; background: white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-pol icy:-moz-initial; "> 7-я жнейка.

(Выполняется танец.)

White none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground -inline-policy:-moz-initial; "> 8-я жнейка.

text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground-inline-policy:-moz-initial; "> (Выполняется песня "Кругом яру".)

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> Хозяин.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> Когда-то, в далеком прошлом, каждый человек знал, сколько ему лет жить на свете. Но один раз шел Бог по земле, зашел в одну деревню и видит, что какой-то

- Ты

- Так мне же уже мало лет жить на свете за сталося, на мой век хватит и такого.

Не понравилось такое дело Богу, и решил он сделать так, чтобы люди не знали, кому когда умирать.

Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> Хозяйка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> (Выполняется песня" Как на нашей нивцы ".)

Ученик. Слушайте, шутка расскажу.

Мальчишка вел на веревке теленок, которое бросалась вавсе стороны. А тут как раз Чиновники проезжал.

- Ты почему передо мною шапки не снимаем, хам?! - закричал он на молодого человека.

- Когда же мои руки заняты, пане чиновник! Слез с

9-я жнейка.

10 жнейка.

Ученица.

White none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground -inline-policy:-moz-initial; "> Хозяин.

(Все поют песню "Ой, Поля".)

0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground-inline- policy:-moz-initial; "> Все прощаются:

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; ">-Будь ваша здоров;

Оставайтесь с Богом;

[Error: Irreparable invalid markup ("

") in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

Ведущий. Уважаемые гости! Сегодня мы пригласили вас на праздник "Багач". Это большой праздник в жизни белорусского села. Когда-то, когда жатва подходила к концу, оставляли нязжатую горсть ржи - дедовского, или Божию, "бороду", потом кусцик зажынали, перавязвали лентой, говорили заказ и торжественно, с песнями и шутками несли домой. Это и был Багач. Его заносили во двор тем, кому желали богатства и счастья. Багач, согласно поверье, обеспечивал Ниву рожью и приносил в дом достаток и счастье.

Ученик. К Багача обращались со словами: "Багач! Багач! Не забывай нашей нивы! ". Именно в этот день, к взыходу солнца, хозяин засевать Ниву рожью. К озимой сева приступали торжественно. В доме все мылася, чысцилася, варили и пекли много вкусного.

white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background -inline-policy:-moz-initial; "> Вучанша. Отправляясь на посевной, крестьянин надевал белую рубашку, а вечером справлялась торжественная ужин. Чистота в доме, праздничную одежду сейбита, достаток на столе считались обрядовых элементами, что способствовало успеху в работе, плодородия засеяно нивы.

scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline- policy:-moz-initial; "> (Выходит ученик, на голове венок из колосьев, в руках по пучка колосьев, он воплощает ржаной поле.)

Ученик. Говорила поле широкое, рожь ядранае. Жнейки, жнейки мои молодые, серпы золотые. Приходите ко мне завтра рано, чтобы я недажатым не стояла. Не хочу я в поле стояли, последними колосьями махали, а лишь хочу я в поле стагами, а в гумно копали.

1.7pt; background: white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial ;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> (За сценой слышится песня, выходят жнейки, вы конваюць песню" Расло рожь, росло в поле ". Слова и ноты для этой и всех остальных песен помещены в приложении.)

-Moz-initial; "> 1-я жнейка. Парни, девушки, вы только посмотрите, последняя полоска ржи осталась!

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 2-я жнейка. Вот сейчас дажнём и можно бороду завиваць, Багача делать и праздник справляет.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 3-я жнейка. Нивцы благодарить будем за хороший урожай.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 4-я жнейка. Дима, шавялися быстрее, а то под снопами заснуть.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 5-я жнейка. Что-то последнее время Света стала до Димы цепляться.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 6-я жнейка. Кто кого чубиць, тот того любит.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 7-я жнейка. Гляньце, чья это Нивки жавцее на холме?

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 8-я жнейка. Василёва Нивки. Наверное, он ее собирается жать, когда белые мухи полетят.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> (Выполняется песня" Наша Нивки золотая ".)

9-я жнейка. Мы первые Дожинки играть будем!

10-я жнейка. Так давайте паспяшаем бороду зажынаци и дажыначны сноп вязала.

(Жнейки составляют колосья в один сноп, плетут из колосьев венок и поют песню "Ой, в саду цвела лилия".)

-Moz-initial; "> 1-я жнейка. Кого богиня выберем?

2-я жнейка. Давайте Мира!

(На голову богини возлагают венок, в руки к юць сноп, абкружаюць ее цепочкой и поют песню "кружки, девочкам, кружком".)

Богиня. Так давайте же хозяину дажыначны сноп отнесешь.

(Все отправляются к хозяину, поют песню "Открывай, хозяин, свой двор". Богиня идет первая.

-Moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Навстречу выходят хозяева с хлебом-солью. Богиня выступает вперед и, пакланившыся хозяевам, кладет их ног дажыначны сноп. Венок передают в руки, приговаривая.)

Богиня. Паздаров Боже, господин! Принеси тебе венок из широкого поля, с ядранага ржи.

3-я жнейка. Хозяин своего хозяйства не потеряет, нам за венок заплатить, хотя красные сапоги для нашего желания - жыту на урожай, хозяину на долгое век.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 4-я жнейка. Хозяину венок, а нам кваса кувшин.

-Moz-initial; "> 5-я жнейка.

Принесли вам пользу

1.7pt; text-indent: 34.3pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> С четырех сторон.

-Moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Принесли вам сбор

Из-под зеленых гор,

none repeat scroll 0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 34.3pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background -inline-policy:-moz-initial; "> I с горы, из-под горы на господарские дворе,

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> С падваров к каморы на всякие сборы...

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 6-я жнейка. Гаспадынька, ну-тка! Завихайся быстро, так, как мы завихалися около Нивки. Вынимайте квас с колбасой.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Хозяин. Проходите, садитесь, пожалуйста!

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> (Гаспадынька ставит на стол блюда, все спя-чествуют песню" Ах, вы, столики мои! ".)

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Хозяин. Послушайте, пожалуйста, я вам шутка рассказ в.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> - Зашел крестьянин до пана, а тот как раз паеў и парожняе миску перевернул.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Крестьянин и спрашивает:

- Господи, а почему вы как поели, то перевернули миску?

- Это значит, что я наелся.

none repeat scroll 0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background -inline-policy:-moz-initial; "> - Вот оно что! А я все думаю, чего это моя свинья как только паесць, так и перевернут корыта.

0cm 0.5pt 0.0001pt 1.7pt; background: white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 7-я жнейка. Чтобы хозяева и гости паразмяли свои кости, надо танец попрыгать и в ладоши по-хлопать.

(Выполняется танец.)

white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background -inline-policy:-moz-initial; "> 8-я жнейка. Давайте еще и песню хорошую за-поем.

text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> (Выполняется песня "Кругом яру".)

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Хозяин. Слышали ли вы, мои дорогие, легенду "Сколько жить человеку? Нет? Так слушайте.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Когда-то, в далеком прошлом, каждый человек знал, сколько ему лет жить на свете. Но один раз шел Бог по земле, зашел в одну деревню и видит, что какой-то человек делает забор не из дерева, а из соломы. Бог пагля-дев на него и спрашивает:

- Ты чего, человече, забор не из дерева гародиш, а с салом?

- Так мне же уже мало лет жить на свете за сталося, на мой век хватит и такого.

Не понравилось такое дело Богу, и решил он сделать так, чтобы люди не знали, кому когда умирать.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Хозяйка. То госцейки заскучали, может песню запели, что ли?

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> (Выполняется песня" Как на нашей нивцы ".)

Ученик. Слушайте, шутка расскажу.

Мальчишка вел на веревке теленок, которое бросалась вавсе стороны. А тут как раз Чиновники проезжал.

- Ты почему передо мною шапки не снимаем, хам?! - закричал он на молодого человека.

- Когда же мои руки заняты, пане чиновник! Слез с воза, патрымайце теленок, а я шапку снимет.

9-я жнейка. Хватит уже петь и плясать, по-ра и домой собираться.

10 жнейка. I действительно, пора, поздно уже.

Ученица. Спасибо хозяевам за хлеб-соль.

white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background -inline-policy:-moz-initial; "> Хозяин. Спасибо вам, мои дорогие, что нашу хату НЕ обогнули. Давайте же на прощание красивую пес-ню запели.

(Все поют песню "Ой, Поля".)

0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline- policy:-moz-initial; "> Все прощаются:

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; ">-Будь ваша здоров;

Оставайтесь с Богом;

Style = "background: white none repeat scroll 0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz- initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; ">-Прощайте здоров, живите богато;

16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; ">-Будьте жывеньки, здоровья;

-Moz-background-inline-policy:-moz-initial; ">-Здоровый бывают и нас не забывайте;

Ходить здоровы!

Практически во всем мире проходит праздник урожая. Сценарий для каждой страны свой, да и проходит торжество в разное время. Но идея у осеннего мероприятия одна - поблагодарить за урожай. Этот праздник имеет языческие древние корни, а ныне ни одно дошкольное мероприятие не проходит без него.

Где еще празднуется осенний праздник?

Праздник урожая отмечается осенью католиками, православными, украинцами, белорусами, немцами, американцами, канадцами, китайцами, вьетнамцами, индийцами. Этот день человечество благодарит высшие силы (у каждого народа свое божество) за плодородие. Ранее почитали Матушку Землю, позднее осенний праздник урожая совпал с празднованием Богородицы. Связано такое объединение с тем, что урожай символизирует также благополучие, семейное счастье, потомство. Все это христианки также просят у Богоматери.

Римские католики праздновали осенний праздник с третьего века нашей эры, славяне всегда устраивали осенью торжества. Они проходили в разные дни под разными наименованиями: осенины, праздник рожаниц, пасиков день, рождество Богородицы, осенние оспожники, Малая Пречистая, огородичен день, спосов день, Матушка-осенина, богач, поднесеньев день, спожа, день благословения хлебов, луков день, аспосов день, вторая встреча осени.

Все это и есть праздник урожая. Сценарий сначала включал в себя древних народов (сейчас их показывают театрализованные спектакли). Со временем потомки стали добавлять веселые конкурсы, игры, придав торжеству увеселительный характер.

Праздник в ДОУ

Во всех группах детского сада отмечаются осенние праздники. У младших дошкольников это могут быть закрытые мероприятия или открытые уроки. Детки вместе с воспитателем готовятся к осеннему празднику, выучивая названия овощей, их свойства, игры, короткие четверостишья. Педагог им лишь делает маски (лента с бумажным изображением овоща), то есть от родителей для празднования ничего не нужно.

А старшие дошкольники радуют родителей яркими представлениями, где раскрывают все свои таланты. Но чтобы детский праздник урожая прошел без запинки, нужно к нему подготовиться на уроках:

  • отгадывать загадки про осень;
  • изучить свойства осени;
  • разучить песни, стихи на ;
  • повторить, чем богата осень;
  • вспомнить про овощи, ягоды, грибы, фрукты, которые собираются осенью;
  • изучить танец, где герои будут осенней тематики;
  • запомнить последовательность выхода участников.

Для проведения осеннего представления понадобится помощь родителей, чтобы заучить стихотворения, песни, собрать осенний подручный материал (шишки, желуди, каштаны, листья, ветки), сшить осенние костюмы, сделать осенние поделки. Зал украшается педагогами, детьми, родительским комитетом, а осенние семейные поделки украшают холл детского сада.

Пример осеннего мероприятия: начало

Вот как отмечают дошкольники праздник урожая. Сценарий предполагает взрослые роли ведущего, Боровичка, Мухомора и детских образов медвежонка, Антошки, мухоморчиков, Турарама. Дошкольники входят в зал под музыкальное сопровождение, садятся на стульчики. Ведущий встречает ребят стихотворением об осени, акцентируя внимание на том, как красиво украшен зал (под стать золотой осени). Тут дети выходят по одному, читают стихи про осень.

Ведущий рассказывает в стихотворной форме о красоте золотых листьев, приглашая детей спеть песню «Листопад» (музыка М. Красева, слова М. Ивенсен). После песни забегает медвежонок с ярким конвертом, стихами повествуя, что это телеграмма для ребят. Отдает ее ведущему и убегает. Письмо написано от осени, которая говорит о том, что у нее много работы (окрасить растительность, проводить птиц на юг, пополнить запасы белок, медведей, ежей), потому предлагает ребятам своего помощника, которого узнают по загадке.

Середина представления

Продолжаем рассматривать детский праздник урожая. Сценарий к середине мероприятия становится более активным. Входит Боровик, спрашивает про осенние ягоды. Тут речь заходит о морошке, а так как гриб не помнит ее, то дети поют песню «Морошка» (музыка А. Абрамова, слова М. Пляцковского). Далее Боровик говорит о том, что Осень передала корзину с непростыми листьями, на которых написаны тучи, ветер, дождь). Дошкольники снова вместе с ведущим проговаривают особенности осенней погоды, изучают осенние месяцы. Далее дети поют частушки про осень.

Боровик всех приглашает потанцевать парами (танец «Настоящий друг» на слова м. Пляцковского, музыку Б. Савельева). Далее гриб загадывает который входит в зал. Вместе с детьми вспоминают съедобные и отгадывают загадки. Далее идет танец мухоморчиков. После этого Боровик с Мухомором уходят, а дети с ведущим водят хоровод и поют песню «Урожай собирай» (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной).

Окончание детского сценария

Теперь входит Тарарам, который представляет себя в стихотворной форме, играет с детьми в игру со стульчиками «Самый ловкий». Стулья стоят по кругу, а дети под музыку бегают вокруг них. Как только музыка стихнет, нужно занять место. Кто останется без стула, покидает игру. Стул убирается, игра продолжается. Победителем станет тот, кто останется со стулом. Далее дети танцуют любой танец напоследок для Тарарама.

После его ухода приходит Антошка, вместе с детьми поет одноименную песню (музыка В. Шаинского). Кстати, эту детскую песенку используют практически все педагоги, устраивая праздник урожая (для взрослых сценарий включает следующую детскую игру про картошку). Далее дошколята играют в игру «Посади и собери картошку». Детей делят на две колонны. Первый участник берет мешочек с картошкой, сажает ее в нарисованных кружках. Возвращается и отдает пустой мешок следующему игроку, который должен собрать урожай. Так игра продолжается до последнего участника, побеждают те, кто все посадят и соберут урожай.

Антошка убегает тренироваться, а на его смену приходят грибы с корзинкой шишек. Ведущий обращает внимание, что ребята не бельчата, шишек не едят. На что Боровик просит закрыть глаза ребят, читает заклинание, в ходе которого корзинки подменяются яблоками. Детей угощают вкусными яблоками, читаются прощальные стишки и все расходятся по домам.

Как проходит праздник урожая в школе?

Сценарий для школьников включает танцевальные, шуточные, подвижные, интеллектуальные конкурсы. Это может быть общешкольный праздник для всех начальных и старших классов или мероприятия для каждого класса отдельно. Для младших школьников можно составить целое представление с полезной информацией об овощах, а старшие ребята могут участвовать в конкурсах, показывая свои познания, способности, умения.

Вот пример общешкольного праздника в виде чаепития. Классы садятся за свои столы, на которых должны быть дары Осени с осенним букетом. Это тоже является одним из конкурсов осеннего праздника. До начала торжества от учителей, учеников каждого класса выбирается судья, капитаны команд, придумывается название, речевка, девиз на осеннюю тему. Далее ведущий объявляет конкурсы, дети участвуют, а судьи потом объявляют промежуточные и итоговые балы. Дискотека завершает праздник урожая. Конкурсы осеннего мероприятия можно представить в виде телевизионных игр «Поле чудес», «Звездный час» или викторины.

Примеры конкурсов

  • Дары осени. Оцениваются блюда, осенний букет и то, как участник пригласит гостей к своему столу.
  • Загадки. Команды по очереди вспоминают загадки по осенней тематике, загадывают их противникам. Оценивают количество загадок, число правильных ответов.
  • Легенда овощей. Школьникам нужно заранее найти по три истории местных овощей: когда появились, откуда завезены, где применяются. Задача в том, что нужно описывать факты постепенно, не называя овощ, а противники должны отгадать, что это. Оценивается как сама история, ее подача, так и ответы на задачи противников.
  • Лучший салат. Нужно за минуту придумать рецепт из осенних продуктов. Этот конкурс можно разделить на два этапа: из съедобных и несъедобных продуктов. Оценивается оригинальность названия, сложность блюда, «вкусное» описание приготовления салата.
  • Кто больше? По очереди нужно называть овощи, ягоды, грибы, фрукты, шишки и прочие дары, которые собирают только осенью.

Какие еще осенние конкурсы бывают?


Сценарий праздника «День урожая» может быть разным. Его можно представить в виде благотворительной ярмарки. То есть когда классам необходима финансовая помощь со стороны родителей, то все ученики приносят разную домашнюю выпечку. На нее устанавливается чисто символическая цена. Дети с родителями ходят по лоткам, покупают продукцию. Продажа сопровождается представлением скоморохов, осенними стихами, песнями, танцами.

Пример сценария для младших школьников

Рассмотрим еще один праздник урожая в школе. Сценарий подходит для младших школьников. Всех ребят встречает Пугало, которое проводит экскурсию по своему огороду. Только не называет прямо овощи, а начинает издалека, рассказывая, откуда они родом, кто их завез, какие у них сородичи в других странах, и только последним этапом говорит знакомую загадку про них.

Затем переходят к конкурсу пословиц про овощи. Пугало начинает, а дети должны закончить их названием. Далее школьники должны показать свою самодеятельность, предоставив танец овощей или спеть про них.

Затем Пугало акцентирует внимание детей на пользе овощей, фруктов. Снова загадываются загадки на осеннюю тематику. Далее дети рассказывают стихи об осени. По желанию можно рассказать, как отмечали осеннее торжество деревенские жители (для этой цели можете прочитать сценарий праздника урожая на селе или найти обряды древних славян). Затем Пугало жалуется, что стоит на одном месте, предлагая детям побыть на его месте. Желающий должен стоять на железном круге «Здоровья» с метлой. Нужно метлу поставить перед собой, повернуться на круге на 360 градусов и поймать метелку до того, как она грохнется на пол.

Далее все играют в игру «Собери картошку». Пока звучит мелодия, дети танцуют. Как только она смолкнет, школьники должны расхватать картошку, которой на одну меньше чем участников. Затем детки инсценируют сказку про красный помидор, а потом всех угощают бутербродами из этих овощей. Напоследок школьники танцуют под песню «Антошка» и «Урожайная», расходятся по домам, как говорит им Пугало.

Сценарий праздника урожая для пенсионеров

Для взрослых осенний праздник организуется администрацией города или села. Обычно на площади организуется ярмарка овощей с представлением артистов. Простые граждане могут купить представленную продукцию по невысокой цене. Судьи определяют победителей в конкурсах:

  • самый большой овощ или фрукт;
  • конкурс фотографий овощей, фруктов, выращенных в саду;
  • конкурс осенних букетов, костюмов;
  • экзотические овощи и фрукты, выращенные в своей местности;
  • юные огородники, которые вырастили свой урожай;
  • конкурс осенних поделок.

Конкурсы утверждаются местными властями. Кроме огородных конкурсов, артисты предлагают свой сценарий праздника урожая для пенсионеров, родителей и детей. Представление сочетает песни, театральные постановки артистов с конкурсами для простых граждан. Тут же на площади работают разные аттракционы. После представления объявляются победители среди огородников, дачников, вручаются призы.

Краткие выводы

Осенний праздник проводится во всем мире в начале, середине и в конце осени. Российские школы, детские сады, лагеря не обходятся без осенних балов, горожане с нетерпением ждут осенних ярмарок. Но есть страны, где все граждане официально отмечают праздник урожая (для взрослых сценарий утверждается местными властями). В этот день люди могут приобрести продукцию огородников, поучаствовать в конкурсах, получить призы, а дети узнают много интересного об овощах и фруктах.

БОГАЧ - ОСЕННИЙ ПРАЗДНИК УРОЖАЯ НА РУСИ. Древний праздник осеннего равноденствия и сама матушка Осень, богатая на красоту и урожай, дала еще одно удивительное название этому дню - «Богач». Празднество Богач – это один из древнейших важных земледельческих праздников, которым заканчивался цикл урожая. Вообще традиция праздника Урожая есть искони во всем мире. Это и кельтский Мабон (Альбан Эльвед), и языческий европейский День Благодарения, и японский праздник Цукими мацури (Любование полной Луной на осеннее равноденствие), китайский Осенний Фестиваль Лунного Пирога и Ведический праздник огня Дивали (Дипавали) - Праздник урожая. У нас на Руси это Оспожинки, Богач. Христианство, нам оставило лишь оборванные звенья цепи цикла Великих Празднеств Урожая – это так называемые Спасы: яблочный, ореховый, медовый. Из глубины веков до нас дошло описание славянского праздника урожая у датского хрониста Саксона Грамматика (1140 - 1208). «Ежегодно после сбора урожая смешанная толпа со всего острова перед храмом бога, принеся в жертву скот, справляла торжественный пир, именовавшийся священным. На следующий день, когда народ стоял у входа, он, взяв у изваяния сосуд, тщательно наблюдал, не понизился ли уровень налитой жидкости, и тогда ожидал в будущем году неурожая. Заметив это, велел присутствовавшим запасать плоды на будущее. Если же не предвидел никакого убывания обычного плодородия, предсказывал грядущее время изобилия полей. После такого прорицания приказывал урожай этого года или бережливее, или щедрее расходовать. Вылив старое вино к ногам идола, как возлияние, пустой сосуд снова наливал: как бы выпивая за здоровье, почитал статую, как себе, так и отечеству благ, горожанам удачи в умножении побед торжественными словами просил. Окончив это, подносил рог к устам, чрезвычайно быстро, одним глотком выпивал и, наполненный снова вином, вставлял его опять в правую руку изваяния. Изготовив пирог с медовым вином круглой формы, величины же такой, что почти равнялся человеческому росту, приступал к жертвоприношению. Поставив его между собой и народом, жрец по обычаю спрашивал, видят ли его руяне. Когда те отвечали, что видят, то желал, чтобы через год не смогли разглядеть. Такого рода мольбой он просил не о своей или народа судьбе, но о возрастании будущего урожая.». А у белоруссов оставились бесценные свидетельства об архаичном празднике Богач (Багач), проводимом на осеннее равноденствие. Праздник имел еще названия Багач, Багатник, Багатуха, Ражство Божай мацi, Раство, Другая, Малая Прачыстая, Другi святок, Спожка, Малая Пречистая, Гаспожка багатая, Зельная. Богач – это не только название праздника, но и название лубка, или сита (корзины) с рожью и свечой. В корзину (сито) собирали зерно с первого зажиночного снопа, по горсти зерно приносили от каждого двора, от каждой семьи деревни. Свечку для Богача готовили под пение «дажынкавых» (дожиночных) песен. Зажжённая свеча, как символ солнца, непосредственно связана с праздником осеннего равноденствия. Богач освящали, а после молебна лубок с зерном и зажженной свечой проносили по деревне. С ним обходили дворы, как бы очерчивая магический обережный круг. Сопровождали его все. Считалось, что круг быдет хранить деревню от болезней, бед, напастей и несчастий, а богач принесет общине, а особенно тому дому, где он будет храниться, удачу, достаток, здоровье. В месте хранения богача устраивали щедрое ритуальное застолье. Богач стоял в красном углу целый год, как домашний оберег, хранитель дома и рода, воплощения достатка и удачи. В некоторых областях Белоруссии богач обносили вокруг стада. Это действие сопровождалось гаданиями: если после Малой Пречистой скотина спешит на поле очень рано, то и зима будет ранняя. На Богач белорусы сохранив древнейшие обычаи, резали лучшего барана или овцу, для всеобщего пиршества. Также делали в России. Жадничать при устроении обрядового застолья не дозволялось. Народ собирался в одной из изб на большую всеобщую трапезу. Готовилась кутья с медом из круп нового урожая, пеклась кулебяка с рыбой, варилось пиво, готовился студень. Участникам трапезы подавали испить из общей чаши свежего пива, славя Богородицу, Мать – Землю. Праздник, в зависимости от собранного урожая, мог длиться от нескольких дней до недели. С праздником Богач связаны обряды, напоминающие новогодние Святки, недаром эти вторые осенины называли в также «Другi святки», все они направлены на то, чтобы обеспечить в доме тепло, здоровье и достаток. Все в день Богача друг другу желали: «Будь богат как осень!». Молодежь как и на зимние Святки в этот день гадала. В честь такого праздника, девушки покупали красные платки, красные бусы и ожидали женихов. В эти дни празднеств парни высматривали девчат, девушки знакомились с парнями. На Руси свадьбы проходили чаще именно осенью, по окончании сбора урожая. Прыйшоў Багач - кідай рагач, Бяры сывеньку - сей памаленьку! На сёлетні Багач добра ўдалося: Жыта ў трубы павялося, Авес, як тын парос, А ячмень палёг на пляцень. А грэчачка, як кветачка, А пшаніцы, як брусніцы.

Праздник урожая - праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать – Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

Это европейский праздник, имеющий языческое происхождение. В римско-католической традиции праздник отмечается с 3 в. н. э., обычно в день Архангела Михаила, 29 сентября.

У восточных славян аналогом дня урожая можно считать Осенины 8 (21) сентября, которые имели другое название - «День урожая».

Славянские названия праздника

Славянский Праздник Урожая

14 сентября В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери-Земле.

В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин » основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья.

Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье — то большое, мужики богаты!
Что мужики — то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!

21 сентября Вторые осенины. Рождество Богородицы.

У древних славян наступил праздник Небесного Кузнеца - Сварога . К этому времени уже прошли обряды закрытия Сварги (прерывание живой связи между Небом и Землей). Землю постепенно сковывает от хляби мороз, влияние светлых Богов падает.

Земля остается на попечении Велеса . Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор, искусство ремесла.

Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев . С этого дня и режут кур, а первых подают Сварогу в жертву.

Девки снимают избу, устраивают братчину, иногда собирают ее по всей деревне, и в течение трех дней приглашают парней на гулянку, при том девушка-невеста считается за хозяйку в доме. На вечерках рассказывают волшебные, страшные и игривые сказки, проводят озорные игры с поцелуями.

Братчиной (другие названия - канун, свеча) называли совместную трапезу полноправных членов однодеревенской общины, устроенной в складчину после молебна. Несмотря на запреты властей, братчины повсюду сохранялись в общественном быту крестьян.

В основе братчины лежал благочестивый обычай - поминание святого, к помощи которого обратилась некогда община для спасения от бедствия.

27 сентября Третьи осенины

Славяне празднуют великий праздник - Родогощь (Таусень ) - когда собран урожай, осеннее солнце - Световит - уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец и спрашивает: «Видите ли вы меня?»
Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание: на следующий год собрать более обильный урожай и испечь еще больший пирог.

После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со священным вином, начинается пир горой - еда на столе ставится горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшается.

В этот день разыгрывается сказка о богатыре и подземном царстве, призванная напомнить об угасающем Солнце и наступающей Зиме.

Перед наступлением темноты разжигают огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям, припевая: «Яже , Яже , потоптаже !» Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов.

Жрецы избавляются от ожогов, вводя себя в особое состояние равномерными ударами в бубен.

Праздник заканчивается многолюдными игрищами.

Белоруссия

У белорусов праздник назывался «Богач» (белор. Багач, Другая Прачыстая, Спожка). Символ дня - лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча. Жито для Богача сносили со всей деревни.

В дом, где находился Богач, приглашали священника. После молебна лубок с зерном и зажжённой свечой в сопровождении всех жителей обносили по всей деревне. Затем участники шли к следующему дому, в котором целый год находился Богач. Обряд был направлен на сохранение благосостояния, урожайности, плодовитости скота, семейного благополучия.

В современной Белоруссии ежегодно проводится «Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села „Дажынкi“». С республиканским размахом в Белоруссии его начали отмечать с 1996 года.

Дожинки (Дажынкi) в Беларуси всегда праздновали очень торжественно с красивыми содержательными обрядами.

На последний день жатвы собиралась толока. Самая уважаемая женщина распределяла всех по ниве, затем сама брала серп и начинала жать с песней, которую все подхватывали. В конце каждая жнея откладывала по колоску для общего дожиночного снопа.

Девушки выбирали в своей среде «Багіню». Возглавляемые «Багіней» с дожиночным снопом в руках все вместе отправлялись к дому хозяина. Хозяева, заслышав песни жней, выходили встречать их с хлебом-солью. Войдя в дом, хозяева ставили дожиночный сноп под образами вместе с зажиночным. Начинались танцы и музыка. Исполнялся обрядовый танец «Талакуха».

После революции и до войны обычаи зажинок и дожинок сильно не изменились. В 1960-1970 годах активно укореняются социалистические обряды. Проводились праздник первого снопа и праздник урожая.

Начиная с 1996 года, дожинки на Беларуси проводятся как Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников деревни.

Праздник включает шествие всех участников по центральной улице города (районного центра) и выход на центральную площадь города. Впереди колонны несут флаг с эмблемой фестиваля - «Залатымі калоссямі». Праздник длится два дня. В первый день проводится торжественный митинг, после которого награждают лучших комбайнеров и водителей. После начинается концерт лучших фольклорных коллективов республики. Проводятся выставки работ народных умельцев. На второй день фольклорные коллективы разъезжаются по району. А в самом городе демонстрируется сельскохозяйственная продукция и техника. На нескольких площадках идут концерты, проводятся лотерея, народные игры и забавы.

Германия

В Германии праздник урожая (нем. Erntedankfest ) также является историческим. Этот праздник уходит корнями в римские обычаи. В этот день люди радуются хорошему урожаю и благодарят бога за его дары природы (овощи, фрукты, злаки, ягоды) и о том, что он заботится о людях. Взамен этого верующие возвращают ему часть его дара.

Праздник урожая праздновался в дохристианские времена. В католической церкви празднуется с 3 века. В Пруссии впервые отмечался в 1773 году в первое воскресенье после Дня святого Михаила (29 сентября), после этого стал регулярным.

Католики возносят благодарность за хороший урожай: хлебов 15 августа (Рождество Богородицы) и в первое воскресенье октября, когда «благодарят за плоды земли и человеческого труда» и в знак благодарности приносят венки из колосьев и корзины с красиво уложенными плодами.

Дата первого воскресенья октября утверждена в Германии католической церковью в 1972 году, а в каждом приходе евангелической церкви определяется своя дата праздника: первое воскресенье октября или первое воскресенье после дня Михаила.

В период Третьего рейха праздник урожая был возведён в ранг официального, и, начиная с 1934 года, отмечался каждое 1-е воскресенье октября.

Древние крестьяне веровали, что урожай охраняет дух, который дает ему рост или смерть.

Дух даст хороший урожай, если он доволен и радуется, и уничтожит урожай, если крестьянин ему не угодил или обидел. В связи с этим этот праздник отмечали раньше, как победу над духами.

Сегодня же это день завершения полевых работ и благодарения бога за его дары. В этот день проходит особая служба в церкви. При этом церковь украшают лучшими плодами нового урожая, венками из пшеницы.

Эти уборочные и жатвенные венки изготавливаются заранее из колосьев последнего снопа. Овощи, фрукты, злаки освещают и выкладывают перед алтарем.

Израиль

В Израиле отмечают Суккот — праздник урожая, один из центральных и древнейших у еврейского народа. Торжества продолжаются целую неделю. Все это время иудеи молятся, поют религиозные песни и открывают двери своих домов для гостей.

«Праздник Суккот совершай семь дней, когда уберешь ты с гумна твоего и из винодельни твоей. И радуйся в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя» — сказано в Торе. Первосвященники земли израилевой — коэны — благословляют дары этой земли и народ ее у Стены плача, вытянув руки, закрыв глаза, так повелось еще от Аарона, брата Моисея, так это происходит и сегодня, в самый древний праздник урожая, что отмечается в Иерусалиме.

«Это еще и праздник единства нашего народа. Мы молимся и благословляем в этот день всех: и верующих, и сомневающихся, и чтущих традиции, и только прикасающихся к великому наследию», — рассказал раввин Авраам Коэн.

Суккот — праздник кущей. В память о скитаниях в пустыне семь дней иудеи живут в шалашах, чья крыша устлана ветвями пальмы так, что сквозь нее можно увидеть звездное небо, а в красном углу стоит почетное место для готовых заглянуть на огонек душ праотцов. Во время Суккота поют, молятся, едят, принимают гостей. Многоязыкая толпа, колонны из Америки, Австралии, Новой Зеландии, Зимбабве, Таиланда, акробаты, клоуны, музыканты — на центральных улицах Иерусалима 70 тысяч человек со всего света.

Это тоже традиция, но уже новейшая и совершенно светская. Парад в честь Иерусалима, который проводят представители около 60 стран, съезжающихся на исходе Суккота в святой город.

Недельные праздники завершаются молитвой, когда потрясая молодым побегом пальмы, веткой речной ивы и мирта, чтец произносит: «Ты господь бог наш, посылающий ветер и дарующий дождь для блага, а не для проклятья, для жизни, а не для смерти, для изобилия, а не для оскудения».

Индия

Онам (Тхиру-онам)- праздник урожая в Индии — празднуется в конце августа — начале сентября, в день, когда Чандра [Луна] проходит накшатру Шравана.

Онам празднуется как день возвращения Махабали из изгнания. В этот благоприятный день король Маха-Бали снова посещает свое королевство и своих людей. Весь штат оживает празднествами и энергией. Это — время церемоний, празднований и радости, веселья и спортивных состязаний.

ПРАЗДНИК УРОЖАЯ

Цель праздника: способствовать формированию природоведческой культуры и культуры общения у детей.

Задачи:

    Обобщать знания детей об осени

    Обучать культурному поведению на коллективных мероприятиях

Оформление праздника:

    На доске плакат «Праздник урожая»;

    Класс украшен листьями, рисунками грибов, овощей и фруктов.

Ведущая читает стих:
Уже горят огнем рябины кисти,
И пожелтели на березках листья,
И пенья птиц не слышно вовсе
И тихо-тихо к нам приходит осень.

Ведущий1 : За окнами сейчас осень… По- разному мы называем её: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной… Но, как бы там ни было, осень – прекрасное время года, это время сбора урожая, подведение итогов полевых работ, это начало учёбы в школе, это подготовка к холодной и долгой зиме… И как бы там ни было на улице – холодно или тепло – родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна! И народная мудрость гласит: «Осень печальна, а жить хочется»

1. Осень! Славная пора! И арбуз увидев важный,

Любит осень детвора. Оживится детвора.

Сливы, груши, виноград- И радушно скажет каждый:

Всё поспело для ребят. «Здравствуй, осени пора!»

2.Солнце ласковое, блеском

Нашу землю украшай!

Мы по всей земле российской

Собираем урожай.

Собираем, собираем

Мы богатый урожай.

А что выросло у нас,

Вы увидите сейчас.

ВЕДУЩИЙ 2 Осень предста­ет перед нами не только как печальная красавица, но и как щед­рая хозяюшка. Известная всем пословица: «Весна красна цвета­ми, а осень - пирогами» - гово­рит об осени как о поре урожаев. О щедроте осени нам сейчас расскажут наши артисты.

Сказка про репку

Ведущий: Дедка репку посадил...
Дедка репке говорил:

Дед: Ты расти, расти большая.
Стань богатым урожаем,
Чтоб тобой я мог гордиться.
Принесу тебе водицы,
Удобрений ведер пять…
Ох, устал, пора поспать. (Ложится недалеко от репки и засыпает.)

Ведущий: Спит дедулька без забот.
Репка между тем растет,
Да воюет с сорняками:
Их ногами, и руками…
Вот уж осень на дворе.
Зябким утром в сентябре
Дед проснулся, испугался. (Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)

Дед: Ах, я старый разоспался.
Репку уж пора тянуть.
Подросла, гляжу чуть-чуть.
Ай, да репка уродилась!
Мне такая и не снилась. (Хватает репку и тянет.)

Ведущий: Хвать, но репка возмутилась.

Морковка: Экий дедка ты неловкий!
Я - не репка, я - морковка.
Не умыл ты видно глаз.
Репки я стройней в сто раз.
Без меня ты пропадешь…
Сок морковный не попьешь,
В супе мне замены нет…
И еще один секрет.
Я богата витамином…
Я - отличный урожай!

Дед: Что ж, в корзинку полезай.
Что такое, что за чудо,
Может, выспался я худо?
Репку сеял я весной.
Ладно, батенька, постой,
Репку вытяну другую.

Картошка:
Ой, ой, ой,
Я протестую!
Я - не репка. Я - картошка!
Всем плодам я голова
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
Я - твой главный урожай!

Дед: Что ж, в корзинку полезай.
Я ж опять пойду по репку.
Как сидит в землице крепко!
Ай да репка, вот те на!

Капуста: Право, я возмущена!
Я на репку непохожа
У нее одна одежа,
У меня ж их целых сто!
Все без пуговок…
А то…
Я - хрустящая капуста!
Без меня в салате пусто,
А со мной любой обед
Голубец иль винегрет…
Станет в 10 раз полезней!
И потом меня, любезный,
Можно квасить и солить…
И до лета аж хранить.
Можно есть меня всю зиму!

Дед: Милости прошу… в корзину.
Это что за чудеса?
Вот уж битых два часа
Я провел на огороде.
Где же репка! Эта вроде…

Свекла: Снова дед не угадал.
Знать очки ты потерял,
Или бес тебя попутал?
Свеклу с репой перепутал.
Я в сто раз ее красней,
И полезней и вкусней!
Свеклы нет и нет борща,
В винегрете и во щах…
Я одна - источник цвета!
Я - отличный урожай!

Дед: Что ж, в корзинку полезай.
И тебе найдется место.
Только все же интересно
Где же репка? Может эта?

Лук:
Я почти того же цвета,
Но не репка, старичок,
Я - твой репчатый лучок!
Пусть немного и коварен,
Но в народе популярен.
Все меня хозяйки знают
В суп и в кашу добавляют,
В пирожки, в грибы, в отвар…
Я для вирусов - кошмар!
Даже грипп меня боится…
Хоть сейчас готов сразиться.
Я - отличный урожай!

Дед: Что ж, в корзинку полезай.
Вечер уж к концу подходит.
Месяц на небо выходит.
Да и мне домой пора.
Завтра с самого утра
Стану репку вновь искать,
А теперь охота спать.
Ух, тяжелая корзина,
Пригодилась бы машина…
Знатный вырос урожай!

Ведущий. Сказочке пришел конец.
Тот, кто слушал, молодец.
Ждем от Вас аплодисментов,
Ну и прочих комплиментов…
Ведь артисты-то старались,
Пусть слегка и растерялись.

Ведущий 1 Много разных овощей выросло на грядке

Для наваристых борщей сорвем все по порядку:

И петрушку, и укроп,

И картошку, и чеснок.

Все отправим в котелок.

Дружно булькает вода,

Борщ наш закипает.

Ох, и вкусная еда –

Каждый это знает.

Ведущий 2 Овощи, фрукты! Все это, конечно, здорово! Но вот если на столе не будет хлеба, то для всех нас это станет большой бедой. (выходит девочка с хлебом в руках).

Девочка Хлеб – драгоценность!

Им не сори!

Хлеба к обеду в меру бери.

Хлебные зернышки сказочным плодом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда –

Это живая награда за труд!

Ведущий 1

Если мы хотим кого –то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Ведущий 2 Прекрасно, значит, с овощными дарами осени мы разобрались. Пора и поиграть.

Конкурс 1

За одну поездку можно перевозить только или клубни, или корнеплоды, или луковицы. На игрушечных грузовиках дети перевозят овощи под музыку и складывают их в корзину Осени.

Конкурс 2 .

От каждой команды выделяют девочку. Задача участниц этого конкурса - как можно быстрее перебрать фасоль, отделив белую от коричневой и разложить ею по двум блюдечкам. Пугало дает старт.

Ведущий Пока эти девицы-красавицы, умницы-разумницы, ладушки-хозяюшки свое дело делают, мы еще один конкурс проведем!

3.Конкурс «Кот в мешке»

В мешочке спрятаны овощи и фрукты. С завязанными глазами ребёнок достаёт овощ из мешка и на ощупь определяет, что это. (Картофель, яблоко, помидор, огурец, кабачок, апельсин, морковь, свёкла, лук, чеснок, баклажан).

Частушки

Осень щедрая такая Мышку в клетку я поймал

Всех одарит за труды. И там запер крепко.

Мы на праздник Урожая Ведь без мышки не собрать

Принесли её плоды. В огороде репку.

У меня фигурка тонка Не болеем больше гриппом,

И высокий каблучок. Не боимся сквозняка.

Я не буду есть котлеты, Все таблетки заменяет

Мне пожарьте кабачок. Нам головка чеснока

Тыкву нашу поливали

Утром, вечером и днём!

Тыква выросла большая,

И теперь мы в ней живём!

Это что за поросёнок,

Где дырявый пятачок,

Почему не слышно визга?

Это ж, братец, кабачок!

Почему в шкафу у мамы Ах, подружки дорогие,

Стало очень пусто? Дайте мне капусты.

Все наряды я надела, Я всё лето загорала-

Как кочан с капусты. В огороде пусто.

Мы на праздник Урожая

Натащили овощей.

После выставки наш повар

На год нам наварит щей!

(стук в дверь. Заходит Пугало)

Ведущий 2 (удивленно): Кто ты и откуда? Почему в таком виде на детском празднике?

Пугало:

Я одеваюсь не по моде,

Весь век стою, как на часах,

В саду ли, в поле-огороде,

На стаи нагоняю страх.

И пуще огня, хлыста или палки

Страшатся меня воробьи и галки.

Ведущий 1 (прикрикивает на Пугало): Хватит тут загадками говорить, отвечай толком на вопрос.

Пугало : Ребята! Что же такое делается? Заступитесь!

(Делает вид, что плачет, достает из кармана большой лист лопуха и вытирает им, вместо носового платка, слезы.)

Ведущий 2 : Ну, вот еще! На детском празднике плакать! Говори, что тебе надобно?

Пугало : Ребята! Я не какой-нибудь бездельник и лентяй, Я трудовое Пугало Огородное. Все лето стою в саду-огороде, урожай хозяйский стерегу, не сплю, не ем, в любую погоду - и под солнцем, и под дождем. Работаю, не опуская рук! (Обращается к детям, изображающим ягоды, фрукты и овощи.) Эй вы, плоды садовые-огородные! А ну-ка подтвердите, я вас хорошо защищаю от крылатых разбойников!

Плоды (хором): Защищаешь, защищаешь! Спасибо тебе! Без тебя мы бы пропали!

Пугало: Ну, вот, а меня на детский праздник не пускают! Говорят, наряд не модный. Какой уж выдали! А потом, ведь если я в модельном костюмчике на огороде буду стоять, кто же меня испугается?

Ведущий 1 : Не обижайся, Пугало. Теперь мы во всем разобрались. Проходи присаживайся гостем будешь и поможешь нам провести викторину.

4.Конкурс «Викторина от Пугало»

1. Говорят, об одном из них, даже какой-то известный итальянский писатель написал целый роман.
Также я слыхал, что у этой семейки по всему белому свету живет около 400 видов родственников. Это и порей, и шалот, и еще много-много различных видов.
Но я не могу вам сказать, кто это. Это секретная тайна!
Ну, вы-то, наверное, догадались, о ком речь?

2. Тс-с-с! Ничего не знаю. Об этом я вам не говорил.
А на двух грядках у забора у нас такое растет. Во! В Россию ее завезли в XVIII веке. Вначале знатные дамы ее цветами украшали свои прически и шляпки. А сегодня она стала для нас «вторым хлебом». Про нее даже сочинили веселую песенку. Догадались, кто это?

3. Тс-с-с! Ну, не знаю, я же не говорил ничего.
А недавно вот на наш огород из леса забрели двое зайцев. Так и напали на одну нашу жительницу. Я обомлел, как увидел. Потом-то я им конечно показал. Только их и видели.
А вот та самая жительница ну просто неряха – одета в сто одежек, но все без застежек. Вы-то узнали ее?

4.А известно ли вам, почему о фруктах и овощах так много придумано загадок, поговорок, пословиц, стихов?
Правильно, потому что все они дают людям здоровье. А, кроме того, что их можно употреблять в пищу, из большинства растений много чего полезного можно сделать.
К примеру, из семечек подсолнуха делают... как его… это, забыл совсем...

5.Конкурс «Картошка»

Правила игры. Ложкой надо взять картошку и добежать до корзинки, положить и передать эстафету.

6. Конкурс «Кто быстрее»

(передают овощ в одну сторону, потом в другую)

Праздник Урожая

Татьяна Бокова

Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в нашем огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила уже природа
Всевозможные плоды.

На полях идёт уборка -
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья,
запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка уже варенье,
В погреб яблоки кладёт.

Уродился урожай-

Собирай дары природы!

В холод, стужу, в непогоду Пригодится урожай.

Ведущий 1

Какая разная осень... И веселая, солнечная, и грустная, унылая... Но всегда такая сказочная и неповторимая. Осень сегодня полностью вступила в свои права. Мы благодарим эту осень. Впереди зима, весна, лето … и новые встречи.

Торопится осень закончить дела!

Старательно землю дождём полила.

Про птиц не забыла – на юг проводила,

В полях и садах урожай собрала.

Дарила нам разные фрукты сначала,

Потом нас грибами она угощала,

Арбузами, дынями и виноградом,

Нам нравится осень! Мы осени рады!

Танец с шляпами

Подведение итогов конкурса с дарами природы.

Чаепитие с фруктами.