Родителям надо прежде всего набраться терпения и выдержки. Не у всех детей получается легко и быстро научиться читать. Причины этого могут быть самые разные. Совсем не значит, что ребенок ленится. К тому же надо иметь в виду, что на пути обучения чтению иногда встает и проблема дислексии. Это такое нарушение, когда человек постоянно ошибается при чтении, иногда не может прочитать текст, проглатывает части слов и порой просто не понимает смысла написанного. Как следствие проблем с чтением возникают проблемы и с письмом... Причем страдают дислексией люди во всех странах мира, и довольно часто. По мировой статистике, каждый десятый человек в мире - дислектик! О том, что такое дислексия и как ее преодолевать, рассказывает кандидат психологических наук Любовь МОШИНСКАЯ.

БОЛЕЕ 100 лет назад, в 1896 году, английский врач Морган опубликовал статью, в которой описывал четырнадцатилетнего мальчика, который отличался от своих сверстников только одним: он не умел читать. В остальном же он ни в чем не уступал им: был ловок и сообразителен в игре, любил математику, красиво и убедительно говорил. Но вот прочитать то, что написано на бумаге, ему не удавалось.

Напрашивалось предположение, что такие дети просто не видят текста. И тогда, естественно, их надо лечить у офтальмолога. Офтальмологи подсовывали детям строчки с крупным шрифтом, пытались научить их читать хотя бы таким образом. Ничего не получалось...

Дальнейшие обследования подтвердили, что со зрением у таких "странных детей" вообще полный порядок. Доктор Морган предположил, что проблема-то у них как раз со слухом! То есть слышать-то они слышат, но "не так". Эту особенность назвали словом "дислексия". Сегодня этим термином называют различные отклонения и трудности в чтении.

Чтобы человек начал читать, его надо научить различать в слове отдельные звуки. В подавляющем большинстве случаев этот начальный этап все дети "проскакивают" быстро и легко, различая звуки в слове автоматически и соотнося их с буквами. У дислектиков же проблема состоит в том, что они не в состоянии связать звук и символ, поэтому "застревают" именно на этой начальной фазе.

Количество фонем, как правило, не совпадает с количеством букв. Например, в русском языке таких неделимых далее частиц языка (фонем) 39, а букв - всего 33. Так, слово "кот" состоит из трех фонем: к, о, т. Как правило, люди это понимают. Но дислектики слышат слово "кот" как один звук!

О чем они думают?

МНОГО лет ученые пытались выяснить - почему же такое происходит? Подтвердились предположения, что дислексия связана с неправильной работой одной из зон коры головного мозга.

Исследования с использованием сканирования мозга показали, что, когда дислектики пытаются разделить слова на звуки, активация определенных областей затылочной части мозга снижается. Но при этом активизируются некоторые области лобной части.

В одном из исследований сравнивали результаты сканирования мозга шести мальчиков, страдающих дислексией, и семи здоровых мальчиков. Сканирование проводилось во время выполнения трех разных заданий: произнесение по отдельности двух музыкальных тонов, отделение осмысленных слов от квазислов (бессмыслицы) и выбор рифмующихся слогов.

Различия были обнаружены только в процессе выполнения последнего задания - дислектики получили более низкие баллы, а сканирование показало, что активация передних долей мозга была повышенной. Это позволило исследователям предположить, что на анализ звуковых паттернов дислектикам приходится затрачивать гораздо больше усилий.

В последнее время появилась новая техника - функциональный магнитный резонанс образов (FMTI). Он позволяет отслеживать ток крови в мозгу - те области, которые наиболее обильно снабжаются кровью, работают более напряженно. Постепенно ученые пришли к выводу, что повышение активности происходит в тех областях мозга, которые отвечают за речь. Ученые предположили, что дислектики пытаются "подобраться" к звукам, составляющим слова, иным способом - например, бормоча их себе под нос. Неэффективные проводящие пути в мозгу, возможно, и являются одной из причин дислексии.

БЛАГОДАРЯ всем этим исследованиям ученые сейчас гораздо лучше представляют себе, как человеческий мозг перерабатывает письменный текст. Стало понятно, что овладение навыками чтения не является таким же совершенно естественным процессом, как и способность говорить.

Практически все человеческие существа овладевают речью одинаково: гуление, бормотание, использование отдельных слов, двухсловные предложения - и переход к полноценной речи.

Ученые полагают, что возраст речи насчитывает примерно 100 000 лет, в то время как письмо довольно молодо - ему не более 5000 лет. Возможно, именно поэтому для овладения письменной речью ребенку приходится делать специальные усилия.

Чем раньше вы сумеете разглядеть у ребенка симптомы дислексии, тем эффективнее вы сможете помочь ему. Ученые считают, что базовые навыки чтения наилучшим образом усваиваются в возрасте от 5 до 7 лет. С детьми, которые относятся к группе риска, можно заниматься по 30 минут в день уже в детском саду.

Если вы впервые спохватились, когда ребенку уже исполнилось 8-9 лет, потребуется уже два часа ежедневных специальных упражнений.

Могут ли родители сами, еще до школы, выявить у ребенка симптомы дислексии? Да!

Первый и наиболее простой тест - дошкольников просят назвать звуки, соответствующие определенным буквам и буквосочетаниям. Если ребенку это сделать трудно, он много ошибается, испытывает затруднения при выполнении этого задания, его следует направить на более серьезную проверку.

В будущем, возможно, удастся отслеживать проблему даже в самом раннем возрасте. Американские ученые изучали электрические волны в мозгу младенцев и соотносили эти наблюдения с навыками чтения у тех же детей в возрасте 8 лет. Обнаружилось, что младенцы, у которых позже возникли проблемы с чтением, реагировали на серию постукиваний медленнее - возможно, потому, что их мозг не умел перерабатывать звуки.

Не очень понятно, как эти данные вписываются в общую картину. Некоторые специалисты считают, что такое отставание связано с другим предвестником трудностей чтения - недостаточным навыком "быстрого называния", когда от ребенка требуется быстро называть хорошо знакомые буквы и цифры. При этом измеряется скорость установления связи между зрительным символом и его звуковым аналогом. Именно этот навык лежит в основе обучения чтению.

Можно ли помочь таким детям научиться читать?

В ЭТОМ направлении проводится довольно много исследований. Например, существует программа, в рамках которой детей приучают различать ощущения, возникающие при произнесении тех или иных звуков. Согласные звуки обозначаются в соответствии с движениями, сопровождающими их произнесение. Например, [п] называется "ппаф!" - ведь для произнесения этого звука губы сначала смыкаются, а потом выдыхаемый воздух, как выстрел, размыкает их. Таким образом, дети овладевают новым способом распознавания звуков. Почему же этот метод оказывается эффективнее обычного? Одна из причин, по-видимому, состоит в том, что он помогает дислектикам преодолеть главное препятствие - неспособность разделять слова на звуки. Они, возможно, не могут вычленить звуки в слове на слух, но очень чувствительны к отдельным движениям, которые совершает артикуляционный аппарат. Ученые сейчас пытаются выяснить, какие изменения происходят в деятельности мозга при таком обучении.

Дислектики нуждаются также в интенсивной помощи в области так называемого фонетического осознания - деление слов на звуки. Еще один важный момент - обучение буквам, соответствующим тем или иным звукам. Целесообразность такого обучения не подлежит обсуждению - этот материал надо просто выучить. И последнее - нужно постоянно практиковаться; например, при чтении интересных рассказов развивается беглость чтения, увеличивается запас слов и улучшается способность понимать прочитанное. Разумеется, эти составляющие в любом случае необходимы при обучении чтению, однако особенно важно обращать на них внимание при обучении дислектиков.

К сожалению, в настоящее время учителя недостаточно подготовлены для работы с дислектиками, и поэтому вся тяжесть борьбы с болезнью ложится на плечи родителей. Они могут сделать многое еще до того, как ребенок пойдет в школу: языковые игры развивают способность манипулировать звуками в словах. Как можно больше внимания надо уделять игре с рифмами и словами. Это, конечно, не 100%-ная гарантия успеха, но научные разработки свидетельствуют о том, что дети, которые много работают с рифмами, как правило, лучше слышат отдельные звуки языка.

Когда дети начинают посещать детский сад, родители должны внимательно следить за развитием ребенка, чтобы не пропустить первые симптомы отставания, если таковые появятся. Не всегда бывает легко найти квалифицированного специалиста по этой проблеме, поэтому родителям придется активно собирать информацию, быть решительными и настойчивыми в поисках программ обучения для своего ребенка. Ведь это же ваш ребенок, и он совершенно не виноват в том, что родился таким. Предрасположенность к дислексии вообще имеет генетические корни. Так что вполне вероятно, что своими затруднениями в чтении ваш ребенок "обязан" вашей прабабушке - работали гены. Ни в коем случае не обвиняйте своего ребенка в лени и тупости! Помните, что, пожалуй, больше всего дети, страдающие дислексией, нуждаются в эмоциональной поддержке. Ведь впереди у них - учеба в школе...

Все O"KЕЙ

  • Ганс Христиан Андерсен сочинял свои сказки по ночам в голове, утром пытался записать их и отнести в издательства. Неоднократно ему возвращали тексты, даже не дочитав их до конца, из-за потрясающей безграмотности автора. На одной рукописи редактор сделал надпись: "Человек, который так глумится над родным датским языком, не может быть писателем".
  • Знаменитый архитектор сэр Ричард Роджерс, создатель Центра Помпиду в Париже, убежден, что только дислектики обладают необходимым для архитектора пространственным воображением. Поэтому старается брать на работу в свою мастерскую только дислектиков.
  • Президент США Джонсон отличался острым умом, энциклопедическими знаниями и чудовищными ошибками. Именно ему приписывают происхождение знаменитого американского "О"кей!". По легенде, прочитав отчет, президент ставил пометку О.К., что должно было бы обозначать "все правильно". Но на английском оба эти слова пишутся с других букв - с А и С (All Correct).

Каждый из родителей мечтает, что его ребенок родится здоровым и вырастет красивым и умным. К счастью, в большинстве случаев так и происходит, но иногда бывают неприятные исключения.

Современная медицина шагнула далеко вперед, и многие опасные болезни уже излечимы. Но существуют такие редкие и странные заболевания, которые пока мало изучены. Даже лучшим из врачей не дано постичь причины их возникновения и помочь людям, которые ими болеют.

1. Дисграфия, дислексия, дискалькурия

Поначалу все выглядит совсем обычно: ребенок растет, играет, учится. Но в определенное время родители сталкиваются с непонятными проблемами. Их детей совершенно невозможно научить читать, писать, считать. В чем причина и что делать? Это просто лень или какое-то странное заболевание?

Письменная речь состоит из двух видов речевой деятельности – письма и чтения. Такие странные и несколько пугающие слова, как дисграфия и дислексия, означают неспособность или затрудненность овладения письмом и чтением. Чаще всего они наблюдаются одновременно, но иногда могут встречаться по отдельности. Полная неспособность читать называется алексией, полная неспособность писать – аграфией.

Многие врачи не считают эти отклонения заболеванием, а относят их к особенностям строения головного мозга с совершенно другим мировосприятием и другим взглядом на привычные вещи. Дислексию надо корректировать, а не лечить. Неспособность читать и писать может быть полной или частичной: неспособность понимать буквы и символы, целые слова и предложения или полный текст. Ребенка можно научить писать, но при этом он делает много помарок, путает буквы и символы. И, конечно, происходит подобное не из-за невнимания или лени. Это нужно понимать. Такому ребенку нужна помощь специалиста.

К предыдущим симптомам нередко присоединяется еще один малоприятный признак – дискалькурия. Он характеризуется неспособностью понимать цифры, что, вероятно, связано с неумением понимать буквы и символы при чтении. Иногда дети вполне сносно выполняют действия с цифрами в уме, а вот задачи, описанные текстом, выполнить не могут. Вероятно, это происходит потому, что человек не имеет возможности воспринимать текст целиком.

К сожалению, современная медицина пока не дает определенного ответа на вопрос, почему дислектик не может научиться читать, писать, считать ни в 6, ни в 12 лет, ни будучи уже взрослым.

2. Диспраксия – нарушение координации


Это отклонение от нормы характеризуется неспособностью выполнять какие-либо простые действия, например, почистить зубы или завязать шнурки. Беда родителей состоит в том, что они не понимают особенности такого поведения, а вместо должного внимания проявляют злость и раздражение.

Но, помимо детских болезней, существует немало и таких, не менее странных, недугов, с которыми человек сталкивается уже во взрослой жизни. О некоторых из них вы, вероятней всего, даже не слышали.

3. Микропсия или синдром «Алисы в стране чудес»


Это, к счастью, довольно редкое неврологическое расстройство, затрагивающее визуальное восприятие людей. Больные видят людей, животных и окружающие их предметы намного меньшими, чем они есть на самом деле. К тому же и расстояния между ними предстают искаженными. Это заболевание часто называют «лилипутским зрением», хотя оно затрагивает не только зрение, но и слух и осязание. Даже собственное тело может казаться совершенно другим. Обычно синдром продолжается и при закрытых глазах и чаще проявляется с наступлением темноты, когда в мозге не хватает информации о размере окружающих предметов.

4. Синдром Стендаля


О присутствии у себя болезни такого рода человек может и не догадываться до первого посещения картинной галереи. При попадании в место, где находится большое число предметов искусства, он начинает испытывать сильно выраженные симптомы панической атаки: учащенное сердцебиение, головокружение, увеличение пульса и даже галлюцинации. В одной из галерей Флоренции с туристами часто происходили такие случаи, что и послужило описанию этого заболевания. Свое название этот недуг получил благодаря известному писателю Стендалю, который описал аналогичные симптомы в своей книге «Неаполь и Флоренция».

5. Синдром прыгающего француза из штата Мэн


Основным признаком этой довольно редкой генетической болезни считается сильный испуг. Такие больные при малейшем звуковом раздражителе подскакивают, кричат, размахивают руками, потом падают, катаются по полу и долго не могут успокоиться. Эта болезнь была впервые зафиксирована в США в 1878 году у французского лесоруба в штате Мэн. Отсюда и произошло ее название. Другое ее название – обостренная рефлексия.

6. Болезнь Урбаха-Вите


Иногда это более чем странное заболевание называют синдромом «храброго льва».Это очень редкое генетическое заболевание, главный симптом которого – почти полное отсутствие страха. Многочисленные исследования показали, что отсутствие страха не является причиной заболевания, а есть следствием разрушения миндалевидного тела мозга. Обычно у таких больных хриплый голос и морщинистая кожа. К счастью, с момента открытия этого заболевания в медицинской литературе зафиксировано менее 300 случаев его проявления.

7. Синдром чужой руки


Это сложное психоневрологическое заболевание, которое характеризуется тем, что одна или обе руки пациента действуют как бы сами по себе. Немецкий невролог Курт Гольдштейн впервые описал симптомы этого странного заболевания, когда наблюдал за своей пациенткой. Во время сна ее левая рука, действуя по каким-то своим непонятным правилам, вдруг начала душить свою «хозяйку». Эта странная болезнь возникает вследствие повреждений передачи сигналов между полушариями мозга. С такой болезнью можно причинить себе вред, не осознавая происходящего.

Афазией в медицине называют болезнь, для которой характерно речевое расстройство: пациент теряет способность воспринимать речь окружающих и использовать слова для общения со своей стороны. При этом функциональность слухового и речевого аппаратов полностью сохраняются. Нередко афазия сопровождается неспособностью читать и писать. Возникновение и развитие болезни не зависит от пола и возраста.

Выделяют несколько видов болезни в зависимости от симптомов, течения и причин возникновения.

  1. Амнестическая афазия. В этом случае пациент путает и забывает названия предметов, но описывает их назначение и использование – например, он не может сказать «книга», но говорит «это можно читать», не может произнести «платье» - но говорит «это надевают женщины». Если подтолкнуть его, произнеся начальную букву названия, он вспомнит его самостоятельно, но вскоре снова забудет.
  2. Моторная афазия. В тяжелых случаях пациент способен адекватно воспринимать речь, но в ответ не может произнести ни слова. В легких формах удается произношение отдельных звуков.
  3. Сенсорная афазия. Слух у пациента сохраняется отлично, он может говорить, но при этом плохо понимает или не понимает вообще речи окружающих и не реагирует на нее. Сам при этом может болтать долго и бессмысленно, путая слова и переставляя их местами.
  4. Семантическая афазия. Больные могут внятно изъясняться, понимают и реагируют на обращенную к ним речь, но не улавливают смысла и разницы некоторых сочетаний слов. Например, пациент может показать по просьбе палец или нос, но не поймет, чего от него хотят, если попросить его показать нос пальцем.
  5. Тотальная афазия. Человек совершенно не понимает речи и не может никак на нее ответить.

Причины, факторы возникновения, способы распространения болезни

Главная причина, провоцирующая болезнь – поражение отделов коры головного мозга, которые отвечают за речь и восприятие речи человеком со стороны. Обусловлено может быть следующими факторами:

  • черепно-мозговыми травмами;
  • кровоизлияниями головного мозга;
  • абцессах мозга или его коры;
  • тромбах в сосудах мозга;
  • злокачественными или доброкачественными новообразованиями и опухолями головного мозга;
  • дегеративно-атрофическими нарушениями – болезнь Альцгеймера;
  • гипертонии;
  • ревматизме;
  • наследственной предрасположенности.

Иногда болезнь носит периодический, мгновенный характер как последствие припадка эпилепсии или мигрени. Афазию нельзя относить к психическим заболеваниям и ее лечение не требует помощи со стороны психиатра.

Признаки и симптомы

При амнестической афазии больной не может вспомнить названия предметов самостоятельно, но называет их при напоминании букв или слогов. В тяжелых случаях не может даже повторить слово, если ему его говорят. Почти всегда этот вид афазии сочетается с сенсорной.

При моторной афазии пациент затрудняется произнести длинные слова, хотя и понимает их смысл. При этом может поменять местами буквы или слоги в слове, изменить падеж или склонение. Сильно страдает спонтанная речь, немного меньше – автоматическая. В сложных формах речь отсутствует полностью.

При сенсорной афазии характерны безостановочная болтливость, нужные слова могут заменяться схожими по звучанию, но различными по смыслу. Понимание встречной речи нарушено или вовсе отсутствует. Также затруднено чтение и понимание написанного. Пациент может застревать на отдельных словах, иногда речь его становится совершенно бессмысленной.

При семантической афазии больной не понимает смысла существительных, потому они почти отсутствуют в его речи. Сам он может повторить слово в слово все услышанное, но не понять смысла.

При тотальной афазии человек полностью утрачивает способность разговаривать, не реагирует на речь окружающих, не может ни читать, ни писать.

Проводить лечение самостоятельно нежелательно, поскольку болезнь может перейти в хроническую форму, выраженную тяжелой степенью заикания.

Осложнения при афазии, чем опасна болезнь

Главная опасность при игнорировании болезни и отсутствии адекватного лечения – полная неспособность разговаривать, читать и писать, а также понимать речь других. Нужно понимать, что причинами афазии становятся серьезные поражения коры головного мозга, эта болезнь – лишь следствие куда более опасной патологии, которая всегда требует длительного и всегда комплексного лечения, нередко – хирургического вмешательства.

Диагностика

Прежде всего, для диагностики вида и степени тяжести заболевания используются такие методы:

  • проверка устной речи. Внимание обращается на богатый или бедный лексикон, повторения, связность рассказа, грамматическое построение предложений и фраз, автоматическую речь – названия чисел, дней недели, декламирование стихов и т.д.;
  • проверка письменной речи – обязательный диктант, переписывание текста, пересказ текста своими словами;
  • восприятие устной речи – понимание простых и сложных слов и фраз, выделение бессмысленных выражений;
  • чтение – скорость и качество чтение, способность как таковая, понимание прочитанного.

Для диагностики основной причины афазии – повреждений коры или сосудов головного мозга и пр. – проводится компьютерная томография, ультразвуковое исследование, МРТ.

Лечение афазии

Необходимо комплексное лечение, направленное на устранение основной причины болезни и работу с логопедом по восстановлению речевых функций.

Медикаментозное лечение афазии

Назначаются препараты различных действий: элатин, мидокалм, амиридин, галантамин, винпоцетин, кавентин, пирацетам и др.

Прочие методы лечения афазии

Помогают также физиотерапевтические процедуры – массаж, иглоукалывание, электростимуляция, магнитотерапия, ЛФК.

Логопед со своей стороны использует компьютерные методики по восстановлению навыков и коррекции речи, интонационную терапию.

Дополнительный эффект дает лечение народными средствами – это различные травяные настойки и капли, оказывающие успокаивающее, тонизирующее и общеукрепляющее воздействие на организм: корень женьшеня, пустырник, валерьянка.

Профилактика

В лечении афазии важно вовремя ее диагностировать, чтобы предупредить прогрессирование и осложнения. Если выявлены первые симптомы, следует максимально обезопасить больного от дополнительных заболеваний и травм головного мозга.

Особенности у детей

Болезнь может развиваться также и у маленьких детей, основная сложность при этом в том, что ее редко диагностируют на начальных стадиях, списывая нарушения речи на возраст. При этом прогноз афазии для детей лучше, чем у взрослых, поскольку в их возрасте ткани головного мозга обладают большей пластичностью и восстанавливаются быстрее.

Лечение у логопеда можно начинать только после обследования и разрешения врача, когда установлена точная причина афазии. Полное восстановление речи при афазии наступает не ранее, чем через два года при условии выполнения всех предписаний и процедур.

Несмотря на то, что фобии не заразны, они повсеместно распространены, и болеют ими не зависимо от возраста, социального положения, этнической принадлежности. Кто-то не может переносить вида насекомых, другие впадают в панику, если оказываются в темноте, — перечислять можно до бесконечности. Но если мы привыкли, что более понятные фобии явление частое, — то редкие виды этого заболевания могут просто-напросто удивлять. Те люди, что знакомы с фобиями на собственном опыте, знают, какие трудности возникают при этом в жизни.

Акрибофобия представляет собой фобию, которая довольно известна, но встречается не так уж часто. В переводе с греческого, akribo обозначает « точно знаю», а слово phobos – это страх. Человек, подверженный этому заболеванию, постоянно находится под влиянием страха не понять читаемый текст, его смысловое значение. В данном случае не важно, чем вызвана эта боязнь, но в любом случае она ненормальна.

Интересно, что иногда акрибофобия может возникнуть сама по себе, а в некоторых случаях она является признаком, сопровождающим другие психические расстройства, например, шизофрению. Известны случаи, когда больные шизофреническим расстройством утверждают, что ничего не понимают, читая текст. Фразы воспринимаются как нечто не связанное друг с другом, они представляют собой некий неопределенный набор слов. Те, в свою очередь, распадаются на слоги или даже отдельные буквы и знаки препинания. В результате больной видит перед собой полную бессмыслицу, даже если текст абсолютно простой, понятный и первокласснику.

Нередко акрибофобия развивается у учащихся различных учебных заведений. Например, студент утверждает, что при приближении экзаменов на него накатывает настоящая волна страха, и он постоянно думает о том, что вот сейчас он возьмет билет, и вопрос будет ему непонятен. И страшно совсем не то, что учащийся плохо подготовлен, он просто не понимает, о чем именно он должен рассказать! В результате, когда действительно наступает ответственный момент, и перед глазами оказывается текст, у больного начинается паника, он становится рассеянным, и никак не может сосредоточиться, и вникнуть в смысл написанного. В подобной ситуации иногда помогает, если кто-либо из присутствующих прочтет содержимое текста вслух. Но на экзамене такое не всегда возможно, к сожалению.

В большинстве случаев люди, страдающие акрибофобией, прекрасно отдают себе отчет в том, что их страх иррационален, и поэтому стараются как-то преодолевать его, не показывать свое болезненное состояние посторонним, чтобы не выглядеть в глазах окружающих странными. Но признаки фобии скрыть невозможно, хотя, в определенных случаях данное состояние может быть расценено как проявление проблем с сердечнососудистой системой, и прочее. Больной акриофобией проявляет беспокойство, сильно нервничает, у него краснеет лицо, учащает пульс. Дыхание становится тяжелым и прерывистым. Также наблюдается общая слабость, головокружение, тремор.

Так есть ли возможность избавиться от этого навязчивого страха? Ведь если большинство других фобий основаны на подсознательном инстинкте самосохранения, то, что значит акрибофобия, и где искать ее источники? Практически каждый психолог, отвечая на данный вопрос, начнет с того, что первоисточник проблемы нужно выявлять в прошлом, возможно с этим связаны определенные события жизни человека. К тому же, иногда люди сами себе ставят необоснованный диагноз, считая себя акрибофобами. Но так ли это на самом деле? Если непонятен смысл прочитанного, следует предпринять несколько простых мер, например, постараться не акцентировать свое внимание на том, что происходит вокруг, а вникнуть в смысл написанного. К тому же,следует быть объективным в оценке собственного состояния. Иногда мысли заняты чем-то другим, и смысл текста не совсем понятен лишь по той простой причине, что человек не может на нем сосредоточиться. Другой вариант – действительно может не хватать определенных знаний, если текст относится к категории специальных технических, и эта сфера для человека абсолютно незнакома. В таком случае совершенно естественно, что смысл прочитанного непонятен, сколько его не перечитывай.

Эта специфическая фобия имеет значительный элемент зависимости от мнения окружающих. Акрибофобы всегда опасаются, что другие люди, например, коллеги или однокурсники, сочтут их некомпетентными. В этом случае требуется вмешательство психотерапевта, так как пациент должен осознать на каком именно этапе сложилось так, что он стал полностью зависим от чужого мнения, и эта значимость приобрела катастрофические размеры.

Начиная лечение, следует знать, что оно не будет таким быстрым, как хотелось бы. Врач должен разобраться, когда именно пациент стал болезненно реагировать на мнение окружающих. Прежде всего, акрибофоб должен научиться иначе воспринимать ситуацию. Например, оставаясь наедине с самим собой, человек должен понять, что его никто не контролирует, и если текст не понятен ему с первого раза, то можно прочитать его столько раз, сколько потребуется, пусть даже десять раз подряд. А главное, никто не будет критиковать, отпускать злые шутки, и так далее. Если окружающие люди являются нормальными, и доброжелательно относятся к человеку, склонному к акрибофобии, то они не станут вести себя бестактно, обостряя ситуацию. Лучшее что они могут сделать – это прочитать вслух определенный абзац, кажущийся больному непонятным. В большинстве случаев устная речь воспринимается значительно проще, и уже после этого текст кажется не сложным.

Мои клиенты часто жалуются на ухудшение мышления, внимания и памяти, заметив у себя проблемы с чтением: «Я совершенно не могу сосредоточиться. Читаю и понимаю, что в голове пусто – никаких следов прочитанного».

Больше всего от этого страдают люди, склонные к тревоге. Они вновь и вновь ловят себя на мыслях: «Что-то читал, но ничего не понял», «Вроде все понятно, но ничего не запомнил», «Обнаружил, что не могу дочитать статью или книгу, несмотря на все усилия». Втайне они опасаются, что это проявления какого-то страшного психического заболевания.

Стандартные патопсихологические тесты, как правило, не подтверждают этих опасений. С мышлением, памятью и вниманием все в порядке, но тексты почему-то не усваиваются. Тогда в чем же дело?

Ловушка «клипового мышления»

Американский социолог Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» высказал мысль о появлении «клипового мышления». Современный человек получает гораздо больше информации, чем его предки. Чтобы как-то справиться с этой лавиной, он пытается выхватывать суть информации. Такую суть трудно анализировать – она мелькает, как кадры в музыкальном клипе, и поэтому усваивается в виде небольших фрагментов.

В результате человек воспринимает мир в виде калейдоскопа разрозненных фактов и идей. Это увеличивает количество потребляемой информации, но ухудшает качество ее переработки. Постепенно снижаются способности к анализу и синтезу.

Клиповое мышление связано с потребностью человека в новизне. Читатели хотят быстро уловить суть и двигаться дальше, в поисках интересной информации. Поиск превращается из средства в цель: мы листаем и листаем – сайты, ленты соцсетей, мессенджеры – где-то найдется «поинтереснее». Отвлекаемся на захватывающие заголовки, перемещаемся по ссылкам и забываем, зачем открыли ноутбук.

Клиповому мышлению и бессмысленному поиску новой информации подвержены почти все современные люди

Читать длинные тексты и книги трудно – это требует усилий и целенаправленности. Поэтому неудивительно, что мы предпочитаем этому захватывающий поиск, дающий нам новые кусочки пазла, который мы не в состоянии собрать. Как результат – потерянное время, ощущение «пустой» головы, а способность читать длинные тексты, как любой неиспользуемый навык, ухудшается.

Так или иначе, клиповому мышлению и бессмысленному поиску новой информации подвержены почти все современные люди, имеющие доступ к телекоммуникациям. Но есть еще один момент, влияющий на понимание текста, – его качество.

Что мы читаем?

Давайте вспомним, что читали люди еще каких-то тридцать лет назад. Учебники, газеты, книги, немного переводной литературы. Издательства и газеты были государственными, поэтому над каждым текстом работали профессиональные редакторы и корректоры.

Сейчас в основном мы читаем книги частных издательств, статьи и блоги на онлайн-порталах, посты в социальных сетях. Крупные сайты и издательства прилагают усилия к тому, чтобы текст было удобно читать, но в социальных сетях каждый человек получил свои «пять минут славы». Душещипательный пост в Facebook может тиражироваться тысячи раз вместе со всеми ошибками.

Мы выполняем работу по редактированию: отбрасываем «словесный мусор», вчитываемся в сомнительные выводы

Конечно нет! Мы пытаемся прорваться к смыслу через трудности, которые возникают при чтении текстов, написанных непрофессионалами. Вязнем в ошибках, проваливаемся в разрывы логики. Фактически мы начинаем выполнять за автора работу по редактированию: «отшелушиваем» ненужное, отбрасываем «словесный мусор», вчитываемся в сомнительные выводы. Неудивительно, что мы так устаем. Вместо того чтобы получить нужную информацию, мы подолгу перечитываем текст, пытаясь уловить его суть. Это очень трудозатратно.

Мы совершаем ряд попыток понять низкосортный текст и сдаемся, потратив зря время и силы. Мы разочарованы и переживаем за свое здоровье.

Что делать

  1. Не спешите обвинять себя, если вы не поняли текст. Помните, что ваши трудности с усвоением текста могут возникать не только из-за «клипового мышления» и доступности поиска новой информации, присущих современному человеку. Во многом это связано с низким качеством текстов.
  2. Не читайте что попало. Фильтруйте ленту. Тщательно выбирайте ресурсы – старайтесь читать статьи в крупных онлайн- и печатных изданиях, которые платят редакторам и корректорам.
  3. При чтении переводной литературы помните, что между вами и автором есть переводчик, который тоже может ошибаться и плохо работать с текстом.
  4. Читайте художественную литературу, особенно русскую классику. Возьмите с полки, например, роман «Дубровский» Пушкина, чтобы проверить свои способности к чтению. Хорошая литература по-прежнему читается легко и с удовольствием.