Что стоит за «плохим» поведением?

Случается, что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное непослушание, физическую или вербальную агрессивность, жестокость, злоупотребляет своими способностями.

Следует одновременно сделать три вещи:
1. Определить возможные факторы, обусловливающие поведение ребенка, и приступить к их изменению.
2. Создать дома или группе детского сада атмосферу заботы, понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение.
3. Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и самоуважению.

Как быть…

У любого плохого поведения есть причина, хотя порой ее трудно обнаружить.
Плохое поведение «срабатывает», и ребенок получает то, что он хочет (игрушка, внимание).
Плохое поведение может быть «нормой» – типичным для того, что ребенок видит дома.
Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребенок просто не знает способа правильного выражения.
Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами: плохим питанием, самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в развитии.
Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту.
Дети не знают другого способа получить то, что они хотят.

Понимание может быть главным способом оказания помощи ребенку.

Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное поведение, является предоставление им самостоятельности. У детей должна быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и поручали сложные задания.

Еще один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.

Наименее эффективный способ реагирования – наказание.

Большинство детей, демонстрирующих негативное поведение, уже чувствуют себя деморализованными и слабыми. Наказание только обостряет их чувства, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству между ребенком и взрослым вместо доверия и уважения.

Как и за что хвалить ребенка?

Все мы хотим, чтобы нас заметили и похвалили. Чего хочет ребенок, который протягивает вам только что выполненный рисунок и спрашивает: «Красиво?»
Возможно, он чувствует себя незащищенным, или у него низкая самооценка, или он хочет установить контакт, или ищет подтверждения правильности своих действий, или…

Может быть, просто сказать: «Молодец, красиво»? Так чаще всего мы и поступаем. Так чаще всего поступать и не стоит.

Как быть…

Итак, ребенок показывает картинку, которую только что нарисовал.
Вы (рассматривая с искренним интересом, с одобрением в голосе): «Ты нарисовал вот здесь большой дом… из трубы идет густой дым… а внизу я вижу что-то синее, здесь еще пустое место…»

Когда продукты деятельности ребенка встречают такой безоценочный прием, когда проявляется внимание к деталям, ребенок, как правило, забывает исходный вопрос и начинает осознавать свои действия. Можно слышать, как ребенок подхватывает слова взрослого, включается в разговор и комментирует рисунок: «У меня здесь три окна – одно маме, второе папе, а это – для меня и Тузика. А вот здесь у меня речка. Тут будет машина, я еще не успел нарисовать, сейчас нарисую…» Вдумайтесь в
эти слова, почувствуйте, как меняется состояние ребенка. Если в самом начале была зависимость от слова взрослого, то в ходе разговора ребенок не только получил желаемое одобрение, но и почувствовал неформальную заинтересованность, утвердился в своих достижениях, включился в общение, увидел перспективу своих действий.

Теперь ребенок свободен и сам оценивает свою работу.

Вам показалось, как всегда, слишком длинно?
Используйте иногда короткую фразу: «Важно не то, что я считаю красивым, а то, что ты сам думаешь о своем рисунке». «Важно то, что думаешь ты сам».
Еще пример:
– Посмотри, что я делаю.
– Ты играешь с глиной.
– Что мне сделать?
– Ты можешь сделать все, что захочешь.
– Ладно, я сделаю птичку.
– Ты решил сделать птичку.
Старательно лепит, наконец поднимает руку с вылепленной птичкой.
– Вам нравится?
– Ты очень старался.
В конечном счете важно, что думаем мы сами.

Когда и как помогать ребенку?

Маленький, беспомощный – как ему не помочь. Одеваем, обуваем, водим рукой, подсказываем слова, говорим и думаем за него…

Возмущаемся: какой несамостоятельный! Тревожимся: научится ли? В результате перестраховываемся и лишаем ребенка возможности реализовывать свои компетенции и приобретать компетентности.

На что ребенок имеет право, то есть что в его компетенции:
устанавливать отношения и общаться с разными людьми, высказывать свои суждения, мысли и чувства, начинать и совершать совместные действия, пробовать и ошибаться, делать по-своему, а не по образцу и многое другое.

Как быть…
Прежде чем помогать, следует понаблюдать – а требуется ли помощь?
Подумать, чем вызвано желание помочь: потребностью ребенка или желанием взрослого ускорить события (быстрее одеть), придать игре нужное русло (по сути, переключить), услышать желаемый ответ, увидеть ожидаемое действие (сделать за него).

Помогать следует тогда, когда ребенок просит о помощи.

А теперь – как.

Сначала спросите: что ты хотел сделать, что именно у тебя не получается, как бы ты хотел это сделать, если бы умел сам. Какая помощь тебе нужна, чем я могу помочь тебе, кто может помочь, к кому бы ты обратился за помощью?

Таким образом вы поможете ребенку осознать затруднение и оформить его словами.
После того, как затруднение будет обозначено, можно правильно определить, какая помощь нужна – подсказка, поддержка, одобрение, подтверждение правильности действий, показ и т. п.

Если ребенок будет иметь возможность действовать осознанно и самостоятельно, он будет приобретать собственный уникальный опыт.

Таким образом мы будем способствовать развитию его компетентности и автономности.

Как поддерживать у ребенка положительную самооценку?

Ребенок с развитым чувством самоуважения доброжелательно относится к окружающим, терпим как к своим собственным, так и к чужим слабостям. Самонадеянность или эгоизм часто являются результатом недостаточного самоуважения – не чувствуя уверенности в себе, ребенок может вести себя агрессивно и высокомерно, защищаясь от того, что он сам воспринимает как агрессию или превосходство других

Что можно сделать…
Самый эффективный способ – помочь ребенку обнаружить свои сильные стороны. Иногда задатки очевидны, например ребенок может иметь чудесный голос и хорошее чувство ритма. Чаще способности менее заметны, однако они точно есть. Например, некоторые дети удивительно чувствительны к трудностям других людей. У других хорошее воображение, помогающее им находить новые решения задач. У третьих милый, добродушный характер.

Развивать сильные стороны, а не исправлять слабые – еще одна позитивная стратегия.

Помочь ребенку увидеть как сильные (прежде всего), так и слабые стороны других людей. Не скрывать свои слабые стороны. Чаще относиться с юмором по отношению к своим слабостям.

Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы?

Дети не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы и испытать силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет соответствующих условий. Ответственности нельзя обучить. Ответственности научаются только на собственном опыте. Когда мы принимаем решения за ребенка, мы лишаем его возможности самореализовываться, проявлять инициативу и творческие способности, приобретать автономность.

Дети тысячи раз в день в самых разнообразных ситуациях провоцируют нас на принятие решений за них: «Во что мне поиграть?», «Какую рубашку мне надеть?», «Каким цветом рисовать небо?» и т. д.

Как быть…
Использовать ответы, возвращающие ребенку ответственность, тем самым помогая ему обрести внутреннюю мотивацию и чувствовать себя хозяином ситуации.
Например, ребенок протягивает воспитателю кубик и спрашивает: «Что это?»
Невероятное удовольствие слышать вопросы детей.
Вот уж где простор для педагогической самореализации – понять вопрос, сделать мгновенный вывод о любознательности и уме ребенка, о сфере его интересов, вывернуться самой наизнанку и показать свою осведомленность и мало ли чего еще. Случается – вопрос короткий и конкретный. Ответ пространный и многозначительный.

Смысл этого вопроса не в познании. Назвать игрушку – значит подавить креативность ребенка, структурировать его деятельность или удержать инициативу в собственных руках. Ответственность можно вернуть, сказав: «Это может быть всем, чем ты захочешь».

В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе: «Реши сам», «Это ты можешь сделать/выбрать/придумать сам».

Если ребенку нужна помощь, чтобы справиться с работой, которую он не может закончить сам, без посторонней помощи, можно сказать: «Покажи мне, что именно я должна сделать», «Скажи мне, что сделать, чтобы помочь тебе».

Когда ответственность возвращается к ребенку, он начинает думать и придумывает такие варианты действий, которые не пришли бы на ум взрослому.

Как развивать любознательность ребенка?

На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Если мы не научим ребенка мыслить в детском саду, то учить его этому в школе будет неэффективно, потому что ушел безвозвратно наиболее благоприятный период для развития мышления ребенка.
Как быть…

Много рассказывайте детям об увиденном, побуждайте детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов, делитесь воспоминаниями из своего детства.

Проводите с детьми целенаправленную работу по упорядочиванию их представлений о мире. Собственным примером демонстрируйте бережное, созидательное отношение к окружающим людям, к предметам.

Поддерживайте интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования.

Побуждайте детей задавать вопросы об окружающей действительности, об интересующих объектах и явлениях.

Выводите детей на экскурсии для накопления непосредственных впечатлений.

Знайте интересы и привязанности ребенка и учитывайте его интересы и пожелания при планировании и проведении познавательно-развлекательных мероприятий.

Предлагайте детям развивающие игры типа: «Найди отличия», «Составь картинку», «Путаница», «Что было бы, если…», «Какой игрушки не стало?» и др.

Создавайте дома или в детском саду условия для самостоятельной познавательной деятельности. Например, создайте уголки экспериментирования, внесите песок и воду, создайте возможность для приготовления пищи. Развесьте различные схемы, модели, карты, пиктограммы, позволяющие детям действовать самостоятельно.

Занимаясь с ребенком, создавайте условия для более эффективного развития отдельных познавательных процессов. Например: развивать воображение в изобразительной деятельности и др.

Сдерживайте себя! Не стремитесь сделать за ребенка то, что он может сделать сам, не давайте готовых ответов на вопросы детей, побуждайте их думать, рассуждать, высказывать свои предположения. Пусть дети придумывают варианты решений разных ситуаций. Не забывайте при этом предоставлять детям право выбора.

Как помочь ребенку планировать свою деятельность?

Мы говорим: важно воспитать самостоятельность, ответственность; ребенок – субъект своей деятельности; работа с детьми должна строиться с учетом собственной активности ребенка.

Вместе с тем иные воспитатели настолько привыкли продумывать, выстраивать и организовывать каждую минуту жизни детей в детском саду, что доныне пишут в конспектах занятий возможные ответы детей на вопросы воспитателя. Попробуйте спросить детей вашей группы: «Что сейчас будет,
что будет после занятий?» – «Не знаю».
Это истина. И это камень преткновения.

Как быть…
Принять как данность то, что даже маленький, 2-3-летний ребенок НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, а ЯВЛЯЕТСЯ субъектом собственной деятельности. Он сам вам об этом заявляет, утверждая и настаивая: «Я сам!»

Твердо знать, что у ребенка есть компетенции, полученные им по праву рождения человеком: действовать, двигаться, общаться, включаться в группы и выходить их них, играть. Это его право.

Чтобы право не превратилось в анархию и беспорядочность, можно и нужно помочь ребенку планировать его деятельность.

Установить обязательное (прежде всего, для вас) время, когда вы все вместе планируете весь день, или только время после сна, или предстоящее всему детскому коллективу дело. Например, это может быть
утро понедельника (утро радостных встреч) или утро каждого дня до/после завтрака.

Коротко расскажите детям, что вы предлагаете им: «Сегодня у нас два занятия. На рисовании я помогу вам научиться рисовать птичку. А на математике мы будем считать до десяти». Это первый шаг, и только о занятиях. Второй и многие другие: «Подумайте и решите, чем бы вы сами хотели сегодня заниматься».

Поддержите ребенка, первым высказавшего свою идею: «Андрюша решил построить дом. Где ты его будешь строить? Какие материалы тебе нужны? С чего ты начнешь? Нужны ли тебе помощники? Кого бы ты хотел пригласить строить вместе с тобой? Что ты поручишь Илюше? И т. д.
Важно, чтобы у детей формировался образ и образец планирования.
Не забывайте о планах детей. Спрашивайте о результатах, успехах и неудачах.
Следует ли включать в планирование сразу всю группу? Это будет зависеть от вас, детей вашей группы и дела, о котором вы хотите поговорить.

Как облегчить ребенку расставание с родителями?

Болезненная разлука с родителями может возникнуть у детей любого возраста. Детям тяжело расставаться с родителями по многим причинам – это и страх разлуки, и плохое настроение, и конфликт между ребенком и родителем, и долгий перерыв в посещении детского сада, и др. Со стороны педагогического персонала требуется поддержка, важно успокоить ребенка, объяснить, что родители вернутся за ним, а во время их отсутствия о нем позаботятся.
Как быть…
РОДИТЕЛЯМ
Один из вариантов – пройти вместе с ребенком в группу и оставаться там в течение некоторого времени, чтобы ребенок мог найти себе занятие по интересам.

Обязательно прощайтесь с ребенком и говорите ему, когда вы за ним вернетесь. Ритуалы прощания могут быть разные: поцеловать ребенка, прочитать прощальное стихотворение, прощаться ручками, носиком, глазками, помахать рукой, посмотреть в окно, как уходит мама, ввести ребенка в группу и др.

Оставьте какие-то свои вещи ребенку, чтобы ему не было одиноко: фотографию, расческу, заколку, шарфик и др.

ВОСПИТАТЕЛЯМ
Выясните, какие игрушки и какие занятия интересуют ребенка, и предложите их ему, когда он появится в группе.
Уделяйте ребенку дополнительное внимание, пока он привыкает к обстановке и успокаивается.
Встречайте ребенка в приемной с улыбкой, радостью, что он пришел к вам в группу.
Увлеките ребенка интересной игрушкой, сюрпризным моментом, интересным заданием или вовлеките его в коллективную игру.
Поговорите с ребенком, скажите ему, что вы понимаете его чувства. Дайте возможность ребенку выразить свои чувства в рисовании или разговоре со взрослым, которому он доверяет, или с «лучшим другом».

Разрешайте ребенку приносить с собой из дома любимую игрушку, книгу. Прочитайте книгу для всех детей, пусть ребенок научит других детей играть в свою любимую игру.

И, что самое важное, создайте вокруг ребенка обстановку безопасности и заботы.

Как помочь ребенку заснуть в тихий час?

Тихий час – это время тепла и покоя. Однако иногда он для некоторых детей превращается в настоящую пытку. Дети с трудом дожидаются окончания этого режимного момента. Взрослые призывают соблюдать правило тишины и контролируют поведение детей. Сделать дневной сон безмятежным вы сможете, если обратите внимание на создание правильной атмосферы, проведете с детьми специальные успокоительные процедуры.

Как быть…
По возможности затемните помещение спальни и включите детям негромкую спокойную музыку, пусть она играет во время тихого часа.
Соблюдайте режим, не стремитесь детей уложить пораньше, важно, чтобы дети испытывали усталость перед сном.
Перед сном почитайте детям или спойте песенку, дайте им возможность хотя бы 10 минут полежать и полистать книжки.
Используйте игрушки, другие предметы, помогающие ребенку уснуть.
Между кроватками сделайте расстояние 0,5–0,7 метра, чтобы дети не мешали друг другу. Детей, которые спят рядом, положите валетом.
Напомните детям установленные вами правила на время тихого часа.
Посидите с теми, кому это необходимо, на кроватке, погладьте их по спинке, помассируйте.
Некоторым детям нужно поворочаться с боку на бок, чтобы уснуть, предоставьте им эту возможность.
Вы сами можете ненадолго прилечь, так как дети любят делать то же самое, что и взрослые.

Если дети специально поднимают шум и будят других детей, спокойно переведите ребенка в другое помещение, ничем не показывая своего недовольства. Скажите ребенку, что он вернется в общую комнату сразу, как только сможет лежать тихо.
Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока он не угомонится.

Если дети очень активные и шумные, поставьте кровати между полками и шкафами, создайте ширмы, чтобы разгородить помещение на несколько спальных уголков.

Некоторые дети просто не спят днем. Тем не менее им тоже нужен отдых. Попросите их немного полежать (30–40 минут), а затем поднимите и дайте поиграть в спокойные игры или тихо чем-то заняться в другой комнате.

Никого не поощряйте за сон, ведь сон – это не та вещь, которую ребенок может контролировать сам. Однако детям, которые не спали, но выполняли все правила, скажите, что они поступили хорошо, что не мешали спать другим детям.

Как удержать беспорядок в разумных пределах?

Беспорядок в комнате или группе детского сада может просто означать, что дети играют увлеченно, старательно, азартно. Если дети не умеют пользоваться материалами, игрушками, то они могут оставлять после себя разбросанные предметы, мусор. Тем не менее если беспорядок выходит за все границы, то это может привести к хаосу, трате большого количества времени на уборку, порче мебели, одежды, пособий. А это далеко не обрадует никого из взрослых.

Как быть…
Выработайте с детьми правила или напомните об уже существующих правилах пользования материалами, уборки рабочего места и др.

Сделайте на полки с игрушками и материалами маркировочные таблички (для маленьких детей – картинки, для старших – ярлычки со словами), чтобы дети знали, где что должно лежать.

Внимательно следите за ходом игры детей. В случае затруднения покажите детям, как можно рационально использовать разные материалы. Если ребенок оставил после себя беспорядок, верните его туда, где он работал, для наведения порядка.

Придумайте с детьми дежурство, чтобы каждый день кто-то из детей отвечал за порядок в книжном уголке, уголке рисования, строительства, настольных игр и др.

Устраивайте с детьми один раз в неделю (или один раз в месяц) «санитарный день» или игру «А у нас порядок». Постарайтесь это мероприятие сделать для детей интересным, веселым, но не очень длинным. Обязательно отмечайте, каким уютным и красивым становится помещение.

Пусть одежда детей на занятиях ручным творчеством будет такой, которую не жалко бы было испачкать красками, клеем или пластилином.

Пусть во время рисования, лепки, конструирования у ребенка будет возможность при необходимости помыть или хотя бы протереть руки.

Накройте стол бумагой или клеенкой, чтобы его не запачкать, постелите газеты под стол, чтобы не испачкать пол и после работы можно было бы легко убрать газеты.

Приобретите корзинки для мусора и поставьте их вблизи от того места, где дети занимаются творчеством, дети будут чаще ими пользоваться. Заведите щетку, которой можно сметать со стола, – это занятие очень нравится детям.

Введите закон: прежде чем начинать заниматься чем-то другим, каждый ребенок обязан все за собой убрать на прежнее место.

На собственном примере приучайте детей к порядку. Когда вы будете сами демонстрировать детям соблюдение порядка, они начнут следовать вашему примеру.

Как обеспечить порядок, не говоря детям «нет»?

Фантазии детей безграничны. Печенье в виде «футбольного мяча», разрисованные «дивным узором» обои или каша-малаша в центре песка и воды – далеко не предел. Главное, за большинством из детских выходок нет желания досадить взрослым любыми способами. Есть увлеченность делом, неосведомленность о «взрослых ограничениях», недостаточные навыки.

Как предупредить возникновение проблемы

Прежде всего следует заранее договориться о правилах. Например: песок – в песочнице. И никаких исключений «для одного разика». Так как дети могут забыть правило в пылу игры, вместе нарисуйте его и повесьте там, где оно может служить своевременным напоминанием.

Зная, что движения азартно играющих детей могут стать импульсивными, размашистыми и, как следствие, приводящими к тому, что мука рассыпается, вода проливается, а краска капает, обязательно
используйте халатики, нарукавники, подкладки и пр. Например, для занятий творчеством (рисованием, лепкой, аппликацией и т. п.) можно использовать старую мужскую (папину) рубашку с подрезанными рукавами. Большие пластиковые пакеты для мусора с прорезанными в них отверстиями для головы и рук уберегут одежду детей во время игр с водой и песком; подстеленные на пол и на стол газеты позволят сберечь время и нервы взрослого как во время игр с водой, так и во время творческого
рисования.

Не скупитесь на мусорные корзины, ставьте их там, где они нужны реально.

Предусматривайте возможность для рисования «с душой» – вместо маленьких листочков бумаги предложите детям рулон обоев.

Консультация для родителей: «Как общаться с ребенком»

Подготовила воспитатель Сидоренко Л.А.

Отзыв: Книга "Общаться с ребенком. Как?" - Ю. Б. Гиппенрейтер - Интересная интерпретация детского мышления для взрослых.

Недавно на курсах повышения квалификации на лекции « Психологическая грамотность педагога» зашла очень интересная и животрепещущая тема - как общаться со своими детьми?! Оказалось, что проблемы одинаковы практически во всех семьях. Дети, пытаясь доказать свое достоинство, выразить свою личность перестают слушать своих родителей.Психолог посоветовала прочитать книгу Юлии Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?", и сказала при этом, что мы сами все поймем.

В общем, я не раздумывая ни минуты, сходила в книжный магазин и купила эту книгу. Книга небольшая, в мягкой обложке и на бестселлер далеко не похожа. Начала читать - понравилась.

Оказалось, что Юлия Борисовна (автор этой книги) - современный российский психолог, которая занимается непосредственно проблемами общения старшего поколения и нашими подростками. Книга написана очень доступным языком, читается легко, быстро, а самое главное с удовольствием.

Мы, родители в частности, постоянно оберегаем своих детей, начиная с момента рождения и на протяжении всей их жизни. Теперь, прочитав эту книгу, я поняла, что это действительно так. У нас в общении с детьми одни запреты. Не делай того, это не красиво, туда не лезь, потом скажешь и всегда одно и то же - быстрей, чего копаешься, быстрей, быстрей, быстрей! Получается, что мы, сами родители, не даем своему ребенку полноценно расти и развиваться.

Так вот, в своей книге автор пишет именно про запреты и о том, как правильно отказать ребенку, без слез, без обид, без истерик. В итоге получается, что ребенок - это наше отражение, не смотря на то, что мы его "правильно" воспитываем. Ребенок без нашего ведома не может шагу ступить... В итоге, автор советует присмотреться к своему ребенку как к личности, а не как к игрушке, над которой мы трясемся.

В этой книге рассказано, как строить межличностные отношения со своим ребенком, избегая при этом недомолвок, непонимания и обид.
Когда в семье царит понимание - что может быть лучше!

Как важно, чтобы мы не только думали о себе, а понимали, что рядом ребенок - личность. Как важно помнить какими были мы детьми, и даже если их проблемы кажутся нам сущим пустяком и глупостью, по сравнению с нашими проблемами, то нужно постараться понять ребенка, вспомнить что и мы были ребенком и эти проблемы для нас были самыми самыми важными.
Поэтому я советую почитать в этой книге и почерпнуть для себя то, что возможно мы не очень то понимаем.

Книга написана очень доступно, просто и понятно. Она помогает мне не только понять детей, стать на их место. А так же помогает не позволить ребенку "залезть на голову и свесить ноги".
Ведь тут всегда важна золотая середина. Чтобы и ребенок не был ущемлен, и, чтобы он не стал пупом земли, вокруг которого крутится весь мир.
В общем, книга мне нравится. Частенько обращаюсь к ней. Я бы даже сказала, что она стала настольной для меня и моего мужа.
В книге наведено много интересных примеров и случаев из жизни. Так же я нашла много ответов на вопросы, которые были у меня. Например, почему ребенок устраивает истерику и как нам, взрослым, реагировать на такие истерики?! Так же, в книге есть иллюстрации, помогающие еще лучше воспринять информацию.
Любите своих детей, слушайте и услышьте их.

Фактически вы должны почувствовать себя ребёнком, вспомнить, как это было и что вы чувствовали в каких-то ситуациях. Когда человек "примеряет" чужую шкуру, то и взгляд на ситуацию становится другим и часто становиться понятно, как же действовать в сложившемся конфликте.

Книга - практически диалог, потому что после теории вы можете попрактиковаться в выдуманных ситуациях в заданиях и поразмышлять. А также после каждой темы есть ответы на стандартные вопросы, которые автор взяла из своего опыта.

Книга "Общаться с ребенком. Как?" поразила, в хорошем смысле. Это самая лучшая, самая полезная книга о общении с детьми. Книга- не просто голословное мнение автора, его точка зрения, но и масса примеров, диалогов, разборов ситуации, при чем не мифических, а тех, с которыми ежедневно сталкивается каждый родитель.
Автор рассказывает о методе активного слушания ребенка, о том к чему пр иводят голословные приказы и постоянные запреты. Но в тоже время Гиппенрейтер против вседозволенности и говорит, что запреты должны быть, рассказывает нам как вести себя в таких ситуациях. Необходимо больше разговаривать со своим ребенком, давая понять, что ваш запрет в конкретном случае связан не с вашей прихотью, и то, что Вы тоже испытывайте беспокойство, страх, обиду. Родителям тоже не нужно прятать все чувства в себе.
На первый взгляд, общение по методу активного слушания может показаться странным, неестественным. Но главное, что ребенок должен знать, что Вы слушаете и не безраличны к его проблемам.

Прочитав книгу, могу сказать, что она будет полезна не только родителям, а практически всем, поможет наладить отношения в семье между супругами, например, часто ссоры происходят из-за непонимания друг друга, нежелания слышать и слушать, неплохо пригодится и здесь метод активного слушания. Книга иногда напоминала учебник, настолько много практического материала, но читалась легко и с большим интересом. Ю. Б. Гиппенрейтер не только профессионал с большим опытом работы, но и с большим личным опытом как мама, бабушка, прабабушка.

Единственный маленький минус - подкачало издание, а точнее переиздание книги. Печать плохого качества, часто не пропечатанные слова, даже смазанные. Правда, данный вариант был самым дешевым. Поэтому если важно качество печати книги, лучше выбрать издание подороже. Но такую книгу хочется иметь именно в бумажном варианте, чтобы можно было в любой момент вернуться к ней, полистать, вспомнить.

Консультация для родителей

Чрезмерная физическая и умственная нагрузка плохо влияет на самочувствие. Человек становится раздражительным. Старайтесь в течение рабочего дня делать маленькие перерывы для отдыха. Ребенок вовсе не виноват в том, что вас загрузили на работе, к тому же он просто не поймет, почему, когда вы пришли домой, он вызывал у вас раздражение. Переступая порог дома, оставляйте за дверью все <взрослые> проблемы.

Поверьте, ребенку интересно, чем вы таким занимаетесь на работе. Расскажите ему о ваших мыслях, переживаниях. Спросите у него совета, а еще лучше последуйте ему. Не думайте, что ребенок еще <не дорос> до <взрослых> дел. Это не так. Он может многого не понимать, но очень хорошо чувствует эмоции, и потому вас могут удивить детские советы. Ко всему прочему, советуясь, вы формируете у ребенка способность выражать собственную точку зрения, показываете, что между близкими людьми важны откровенность и доверие.

Просмотр содержимого документа
«Консультация -"Как правильно общаться с ребенком"»

Консультация для родителей

Как правильно общаться с ребенком

КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С РЕБЁНКОМ

Не в каждой семье у родителей есть возможность оставаться с ребенком дома. Что же делать тем, кто вынужден оставлять ребенка без присмотра? Психологи называет 10 правил поведения работающих родителей.

Правило 1. Не приходите домой голодными.

Если вы голодны, то становитесь раздражительным и нетерпеливым. У некоторых на этом фоне начинаются головные боли. Старайтесь перед приходом домой выпить хотя бы чашку чай или съесть йогурт.

Правило 2. Не переутомляйтесь.

Чрезмерная физическая и умственная нагрузка плохо влияет на самочувствие. Человек становится раздражительным. Старайтесь в течение рабочего дня делать маленькие перерывы для отдыха. Ребенок вовсе не виноват в том, что вас загрузили на работе, к тому же он просто не поймет, почему, когда вы пришли домой, он вызывал у вас раздражение. Переступая порог дома, оставляйте за дверью все проблемы.

Правило 3. Правильно расставляйте приоритеты.

Никогда не говорите о работе как о самом важном в вашей жизни. В общении с ребёнком всегда давайте понять, что самое главное - это он и ваша семья.

Правило 4. Общение с ребенком важнее всего.

Если вы заняты приготовлением ужина или взяли работу на дом, не отталкивайте ребёнка. Уделите ему внимание, расспросите, как его дела, что интересного он сегодня узнал. Ребенок это человек, а ужин и работа могут и подождать.

Правило 5. Ребенок должен быть помощником и равноправным членом семьи.

Не дискриминируйте ребенка, поручая ему самую неприятную работу по дому. Можно ввести очередность по вопросу мытья полов, посуды. Все вы - члены одной семьи. Не командуйте, а распределяйте обязанности поровну.

Правило 6. Не самоутверждайтесь за счет ребенка.

Вы взрослый человек, и только по этой причине вы больше знаете и умеете. Вы лучше моете посуду и играете в компьютерные игры. Но если вы хотите, чтобы ваш ребенок в отличие от многих других современных детей вырос уверенным в себе и в своих силах, общаясь с ним, постарайтесь вести себя так, чтобы он чувствовал себя умелым и сообразительным.

Правило 7. Правильно расставляйте приоритеты.

Работа всего лишь средство, чтобы жизнь семьи сделать более обеспеченной.

Если работа для вас стала смыслом жизни, задумываться о рождении детей не стоит. Дети в таких семьях несчастливы. И торопятся поскорее вырасти, покинуть дом. Это признак нездоровой семьи.

Правило 8. Умейте слышать и видеть.

Многим родителям кажется, что всё, что делает малыш - рисует, размышляет, сочиняет стихи -, это пока неважно, т. к. несовершенно и незначительно. На самом деле все дела, слова и поступки ребенка точно так же важны, как и ваши. И если вы будете презрительно или насмешливо смотреть на интересы, занятия и дела ребенка никакого доверия между вами не будет. Не оценивайте поступки ребенка, а постарайтесь их понять.

Правило 9. Советуйтесь с ребенком.

Поверьте, ребенку интересно, чем вы таким занимаетесь на работе. Расскажите ему о ваших мыслях, переживаниях. Спросите у него совета, а еще лучше последуйте ему. Не думайте, что ребенок еще до дел. Это не так. Он может многого не понимать, но очень хорошо чувствует эмоции, и потому вас могут удивить детские советы. Ко всему прочему, советуясь, вы формируете у ребенка способность выражать собственную точку зрения, показываете, что между близкими людьми важны откровенность и доверие.

Правило 10. Не попрекайте куском хлеба

Избегайте упоминать о материальной зависимости ребенка от вас. Это ранит ребенка и унижает его. У него может сложиться мнение, что он вам в тягость, и вы содержите его из чувства долга, что в корне не верно. Все должно быть по любви. К тому же, в старости, когда вы окажетесь в положении зависимого, вам не придется стыдиться того, что вы говорили когда-то.

К сожалению, о взаимоотношениях со своими детьми многие люди начинают задумываться только при достижении преклонного возраста. В этот период уже не хочется проводить время на бурных вечеринках, а у друзей находится множество собственных проблем. Это время, когда о себе напоминает здоровье и требуется помощь на даче. Люди начинают понимать, что защитить, утешить и поддержать их могут только собственные дети. Однако здесь же возникает и недоумение. Общение со взрослыми детьми не складывается. Они не всегда торопятся вкладываться душевно.

Часто дети предпочитают дать некоторую сумму денег, считая, что выполнили свой сыновний или дочерний долг. Картина, разумеется, довольно печальная. Что же делать, чтобы избежать подобного зрелища? Для этого необходимо знать правила общения с детьми. Это поможет избежать совершения многих ошибок.

Важные жизненные моменты

Успешность любого человека в работе, в жизни и в семье во многом зависит от его умения строить отношения. Другими словами, от того его мастерства общения. Во взаимоотношениях со своими детьми нужна не только подача и восприятие сухой информации. Общение с ребенком заключается в обмене эмоциями и мыслями. Задействованы должны быть и планы на будущее. Именно поэтому, рассуждая о том, как правильно общаться с детьми, стоит понять о необходимости не просто слушать, но и слышать свое чадо. Какие самые важные и трудные моменты в жизни ребенка, когда ему особенно нужен контакт с родителями? Это когда он начинает ходить, его приучают к горшку, ребенок идет в школу, начинается период полового созревания, происходит переход в среднюю школу.

Построение общения с ребенком

Самый первый контакт с малышом происходит сразу после его рождения. Своей улыбкой ребенок подает сигналы маме о том, что он уже готов слушать произносимые ею слова. Как общаться с детьми в этот период? Родители должны очень внимательно наблюдать за своим чадом. Только в таком случае общение получит свое дальнейшее развитие.

Став чуть постарше, малыш начинает издавать разнообразные звуки. Потом в его лексиконе появляются слова. Они окрашиваются порой радостными, а порой и грустными эмоциями. Таким образом, ребенок пытается найти решение собственных проблем. Как общаться с маленькими детьми? Нужно слышать своего малыша и стараться его понять. От этого и будет зависеть успешность общения. Такие контакты играют немаловажную роль в жизни каждого человека. Ведь со временем ребенок будет строить общение с людьми, которые не входят в его окружение. Это он будет делать, исходя из семейного образца и уже приобретенного опыта.

Внутренний мир маленького ребенка является для его родителей непрочитанной книгой, которая постепенно раскрывает свою суть. Каждый малыш индивидуален по-своему. Именно поэтому правильный подход к нему бывает очень сложно найти. Но важно, чтобы малыш не замкнулся в своем мире.

Роль родителей

Стоит помнить о том, что папа и мама - это самые близкие люди для ребенка, давшие ему жизнь. Они несут огромную ответственность не только за здоровье малыша. На них возлагается задача его морального воспитания.

Как правильно общаться с детьми? Ни в коем случае их нельзя унижать или подавлять. Из своего словарного запаса следует убрать фразу «Ты еще мал» и другие, аналогичные этой. Негативное воздействие тут же уловит еще не окрепший в моральном плане ребенок. Он будет считать это нормой поведения. Малышу надо давать больше свободы, одновременно ненавязчиво направлять его энергию в правильное русло. Только в таком случае можно будет получить действенную отдачу.

Как общаться с детьми родителям? Никогда не стоит пытаться сорвать на ребенке свою злость. Даже в том случае, если сильно нервничаете. Вернуть нормальное расположение духа поможет сеанс расслабляющего массажа и другие процедуры. Только после восстановления равновесия общение в спокойной обстановке можно будет продолжать. Бывает, что одним только позитивом добиться желаемого результата невозможно. В таком случае следует изменить тактику. Один из вариантов, при котором проходит общение, - игры. Например, ребенку может быть предложено небольшое соревнование. Победителем в нем становится тот, кто хорошо себя ведет. И помните, что не стоит требовать от малыша уважать старших, в то время как в семье негативно относятся к старикам.

Задача родителей

Именно семья на протяжении тысячелетий являлась тот основной сферой, которая оказывала педагогическое влияние на детей. Если родители находят время на то, чтобы пообщаться со своим любимым чадом, если они готовы поговорить по душам, а также помочь словом и делом своему ребенку, то у маленького человека происходит формирование позитивной самооценки и уверенности в собственных силах. Если внимания со стороны семьи недостаточно, то дети чувствуют себя ненужными. Это оказывает отрицательное влияние на всю их дальнейшую жизнь. Им сложно будет построить доверительные отношения с коллегами по работе, с друзьями, а также с будущим партнером.

К сожалению, многие родители убеждены в том, что проблемы психологического плана их ребенка не затронут. Такие папы и мамы не хотят вмешиваться в жизнь своего чада и не стремятся вникать в его проблемы. Это позиция является в корне неверной, ведь дело касается психологического состояния ребенка. Отношения с маленьким человеком необходимо выстроить так, чтобы у него возникало желание делиться с родителями не только чем-то хорошим, но и тем, что его тревожит.

Часто бывает, что малыш что-нибудь сотворит. В такой ситуации как правильно общаться с детьми? Не повышайте на свое чадо голос. Крик приведет к тому, что ребенок начнет замыкаться в себе и перестанет делиться своими проблемами с родителями. Он попросту будет бояться того, что его опять отругают.

Построение взаимного доверия

Бывает, что в жизни ребенка возникают какие-либо проблемы, и решить он их в одиночку не может никак. Родители должны заметить это по поведению своего чада. Оно резко меняется. Ребенок начинает замыкаться в себе, нервничать, он стремится реже попадаться на глаза родителям. Особенно плохо, если самым сокровенным малыш делится со своими товарищами и друзьями. Это говорит о том, что родители, как он считает, не способны ему помочь. В данном случае ситуацию следует срочно менять. Помните, что взаимного доверия можно добиться только в том случае, если одинаково поступают обе стороны.

Выбор психолога

К сожалению, бывает так, что время уже упущено, и родители не в состоянии сами помочь своему чаду. В таком случае необходимо обратиться за помощью к специалисту. Эти действия станут пускай и запоздалым, но все же шагом навстречу своему сыну или дочке.

Консультация психолога способна оказать помощь и родителям, и их детям. Однако к выбору специалиста следует подойти со всей ответственностью. Дело в том, что многие именуют себя психологами, но не все таковыми являются. Разумеется, неплохо, если такой помощник выбран по рекомендациям. Однако не всегда это возможно. В таком случае, посетив выбранного вами специалиста, стоит обратить внимание на задаваемые им вопросы. Если консультация психолога начинается со слов «Возможно, ваш ребенок индиго» или «Кто он по гороскопу?», то лучше отказаться от его помощи. Настоящему специалисту не потребуется информация о том, под каким знаком зодиака родилось ваше чадо.

Основные правила воспитания

Как общаться с детьми, чтобы в семье постоянно царило доверие? Как избежать возникновения психологических проблем, когда ребенок подрастет? Для этого следует учитывать определенные правила общения, которые описаны ниже.

Уважение к эмоциям

Нередко какое-либо событие кажется для взрослого человека сущей ерундой и мелочью, на которую не стоит обращать внимание. Для ребенка же оно - настоящее крушение мира. К эмоциям своего чада следует всегда относиться с должным уважением. Ему надо давать понять, что родители всегда поддерживают его и помогут советом, если это понадобится. Не стоит отмахиваться от тех проблем, которые появились в жизни ребенка. В противном случае можно навсегда утратить его доверие.

Интерес к мнению детей

В раннем возрасте родители должны советоваться с ребенком о том, каким образом лучше всего оборудовать для него комнату. Когда ваше чадо подрастет, стоит поинтересоваться его мнением об отдыхе. Дети подросткового возраста вполне способны подсказать родителям перечень семейных затрат. По мере возможности следует прислушаться к их советам. В таком случае у детей разовьется чувство самооценки и ответственности, ведь они начнут чувствовать свою значимость.

Проведение досуга

Конечно, в подростковом возрасте ребенок стремится проводить больше времени со своими сверстниками. Однако родительское общение с детьми этого возраста является немаловажным фактором в семейном воспитании. Если каждый из близких людей начинает жить в своем мире, то это тревожный симптом, указывающий на тот факт, что доверие начинает исчезать.

Одобрение хороших дел

Не стоит опасаться лишний раз похвалить ребенка, переживая, что он вырастет эгоистом. Человеческий мозг старается получить удовольствие и избежать боли. Что происходит в тот момент, когда вы хвалите своего ребенка? Он получает удовольствие. Наверняка маленький человек захочет испытать это чувство еще не один раз. В таком случае он будет стремиться сделать что-нибудь хорошее и добиться похвалы. Постепенно добрые дела войдут у вашего чада в привычку.

А если малыш совершил неприглядный поступок? Порядок общения с ребенком в таком случае следующий: родители ни в коем случае не должны унижать личность. Напротив, ребенку должен быть задан вопрос такого плана: «Как же мог совершить нехороший поступок такой хороший человек?».

Занятия спортом

Физические занятия в жизни ребенка должны иметь место обязательно. Благодаря спорту человек приобретает такие качества, как управление эмоциями, способность к достижению целей и ответственность. Если в раннем детстве вы не отдали ребенка в какую-нибудь секцию по физической подготовке, то это не поздно будет сделать и в подростковом возрасте.

Определение будущей профессии

Специалистом какой сферы деятельности желает стать ваш сын или дочь, надо интересоваться не в выпускном классе, а значительно раньше. В этом выборе помимо способности ребенка должны быть учтены и качества его личности. Например, если ваше чадо чересчур эмоционально, но в то же время желает попробовать себя на поприще финансиста, то стоит отправить его на тренинг, где обучают стрессоустойчивости.

Обогащение окружающего мира

Каков же должен быть порядок общения с ребенком? Образец или шаблон во взаимоотношениях между близкими людьми использовать невозможно. Все это очень индивидуально и зависит от способностей и талантов вашего чада. Одной из основных задач родителей при формировании развитой личности сына или дочки является обогащение его окружающего мира. В этом случае потребуется следить за увлечениями ребенка. Например, если ваше чадо захотело стать востоковедом, то стоит отвести его в музей Востока.

Если ребенок интересуется химией, то не стоит жалеть денег на приобретение соответствующей литературы. Только в таком случае маленький человек определится со своими склонностями и интересами, а, следовательно, подготовится к выбору будущей профессии. И помните, что не должно быть никаких оскорблений и рукоприкладства, которые унижают личность. Это аксиома правильного воспитания. Если в детстве человек пережил унижение, то он его не простит уже никогда.

Искренняя любовь

Какое правило в общении родителям следует соблюдать беспрекословно? Папы и мамы должны любить своих детей. И вовсе не за то, что они красавцы или хорошо учатся. Ребенок может быть нескладным и неуклюжим двоечником. Любить его нужно всегда!

Основным условием для достижения максимального эффекта при применении правил общения с детьми является их комплексное и постоянное выполнение. Только в таком случае, когда ваши чада станут взрослыми, они будут поддерживать с вами хорошие отношения.

  • Консультация для родителей «Как научить ребенка одеваться?» для группы раннего возраста. Когда начинать ребенка одеваться и раздевать?
  • Консультация для родителей: «В семье пополнение. Первая помощь при детской ревности»
  • Искусство быть родителем
  • Консультация для родителей Играйте вместе с детьми!
  • Памятка для родителей по развитию речи детей
  • Медведь Продобрей в гостях у детей
  • В гостях у Мойдодыра!
  • Сенсорное воспитание, конструирование!
  • Консультация для родителей детей 2-3 лет «Аппликация для ребенка»
  • Консультация для родителей «Самого главного глазами не увидишь. Милосердие живёт в нас»
  • День Государственного Флага РФ
  • Консультация для родителей: "КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ"

    "КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ"

    Начните принимать ребенка таким, какой он есть и постарайтесь ему помочь. Вся жизнь гиперактивного ребенка должна подчиняться определенному режиму дня. Режим важен для всех детей, но для гиперактивноги ребенка он важен вдвойне. Помните, что наилучшее время для работы у такого ребенка это начало дня, тяжелее всего он усваивает материал в конце дня. Давая ребенку задание, попросите его повторить, что он должен сделать и как это задание будет выполнять.

    Не читайте своим детям длинные нотации. Они не будут выслушаны до конца. Лучше обьясните ребенку, что за выполнение установленных правил он получит поощрение. За невыполнение правил наиболее целесообразным будет лишить ребенка определенных преимуществ или же возможности заняться тем, что ему интересно. Используя приемы поощрения помните, что ребенок с гиперактивностью не может долго ждать. Поощрения должны носить моментальный характер и повторяться каждые 15-20 минут. Используйте жетоны, которые в дальнейшем обменяете на то, что ребенку интересно.

    Все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими, не более 10 слов. Иначе ребенок эту инструкцию не поймет, не запомнит, не будет ей следовать. Давая инструкцию, учитывайте неумение ребенка выслушивать до конца, неумение длительное время подчиняться правилам, быструю утомляемость.

    Начиная заниматься с ребенком, начните с простого, с того, что ребенок умеет делать хорошо. После первого задания можно приступить к выполнению более сложных заданий. Не забудьте хвалить ребенка после каждого выполненного задания. Ребенок с гиперактивностью нуждается в похвале гораздо больше, чем другие дети. Заканчивать заниматься необходимо опять чем - то легким. Подберите такое задание, с которым даже уставший ребенок справится. Очень важно создать у ребенка ощущения успешности. Занимайтесь с ребенком не более 10 минут. Если он не удерживает внимание больше 2 минут, не расстраивайтесь. Постепенно концентрация внимания будет увеличиваться.

    Не сажайте ребенка за рабочий стол. Заниматься можно в любом уголке вашей квартиры: ковер на полу, диван, кухонный стол, ванная комната. Ребенок может ходить, ползать и даже бегать. Помните, что гиперактивный ребенок усваивает информацию на ходу.

    Ни когда не сравнивайте ребенка со здоровыми братьями, сестрами, соседскими детьми. Не надо думать, что это пойдет ему на пользу. Такому ребенку нужно терпение, понимание, а главное чтобы с ним общались. Ему очень трудно без общения. Попробуйте идти от особенностей ребенка. Дайте возможность проявить себя. Не ломайте ребенка. Постоянные окрики и наказания не дадут желаемых результатов. А наоборот, сформируют и закрепят отрицательные качества ребенка и негативное отношение к обучению в принципе.

    Когда ребенок ведет себя неправильно и этим раздражает окружающих, попробуйте предложить альтернативную форму поведения. Например: «Нельзя разрисовывать обои, но если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги». «Нельзя кидаться игрушками, но если ты хочешь бросать что-то, я дам тебе поролоновый мяч».

    Игры, которые можно использовать для занятий с гиперактивными детьми.

    Игра «Посидим в тишине»

    Ребенку предлагается представить, что в соседней комнате кто-то спит, его будить нельзя, а необходимо выполнить несколько заданий. Например, бесшумно положить одну на другую тарелки; перелить воду из стакана в стакан; размешать сахар в стакане; заполнить стакан маленькими металлическими шариками; сложить карандаши в коробку и т. п.

    Игра «Собери бусы»

    Развитию устойчивого внимания помогает длительная сортировка и нанизывание бусинок.

    Игра «Назови цифры и буквы»

    Развитию произвольного переключения способствуют:

    Называние перемежающихся буквами и цифр

    Например:

    а,1,о,2,у,3,и,4,ы,5,м,6,а,7.у,8, и т.д.

    Построчное прослеживание взглядом листа и последовательное зачеркивание одной или двух букв.

    Игра «Зачеркни все буквы А»

    в п а к м и а о у а ы а г в а к т о ы и т.д.

    Игра «Лабиринт»

    Для развития внимания и самоконтроля используйте «лабиринты».

    Снять импульсивность и гиперактивность помогут игры с водой, песком, контрастный душ, обливание.

    Литература

    1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. А.Л. Сиротюк.-М., 2003.
    2. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. М.Э. Вайнер. М. 2004.
    • Назад
    • Вперёд

    Прямая линия

    Министерство образования и науки Республики Адыгея
    Министр Керашев Анзаур Асланбекович
    тел. 57-09-52
    E-mail: [email protected]
    http://www .adygheya.minobr.ru

    52-60-26 - Отдел надзор и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА;
    52-49-12 - Конова Зоя Измаиловна, начальник отдела общего, дошкольного и коррекционного образования

    Комитет по образованию Администрации муниципального образования "Город Майкоп"
    Миллер Юлия Альбертовна - руководитель Комитета по образованию
    Приемная:
    тел. 52-27-58
    http://www.adygproc.ru/

    Приём обращений граждан на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея:
    http://01.rospotrebnadzor.ru/

    Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
    https://bus.gov.ru/pub/info-card/254462