Вам не нравится, как ведет себя ребенок, или боитесь увидеть неуверенность и несостоятельность малыша в будущем? Тогда стоит знать, какая самооценка у вашего чада и как ее повысить.

Полноценную личность, которая умеет принимать решения, учитывает мнения других людей, нормально относится к неудачам и старается перешагнуть преграды, стоит воспитывать с раннего возраста.

Именно от уверенности в себе и своих силах зависит то, как человек будет идти по жизни. Как же сформировать нормальную самооценку?

Уровни уверенности в себе

Если у ребенка завышена самооценка, ее можно распознать:

  • в уверенности в собственной правоте;
  • в желании управлять остальными детьми, указывая на слабость каждого, но при этом не замечая собственных недостатков;
  • в попытках обратить на себя внимание;
  • в агрессии.

Дети с высоким самомнением унижают других, относятся свысока, нетерпеливы при общении, могут перебивать собеседника. Часто используемые слова – «Я лучший».

При заниженной самооценке ребенку свойственны такие особенности поведения и черты характера:

  • тревожность;
  • неуверенность в себе;
  • страх быть обманутым, обиженным, недооцененным;
  • недоверчивость;
  • стремление к уединению;
  • обидчивость;
  • нерешительность;
  • настрой на неудачи;
  • боязнь не справиться с задачей;
  • недооценка своих успехов.

Фразы, которые характеризуют заниженную оценку – «Я плохой», «Я не смогу».

Если у ребенка адекватная самооценка, то это будет выражено:

  • верой в собственные силы;
  • способностью просить помощи;
  • принятием решений;
  • умением признать свою ошибку и стремлением ее исправить.

Дети с нормальной самооценкой умеют принимать окружающих такими, какие они есть.

Важность грамотной похвалы

Для формирования полноценной личности стоит заинтересовано подойти к воспитанию, одобряя, поощряя и используя похвалу.

Но следует знать, что не во всех случаях можно хвалить. Это такие ситуации:

  • если ребенок чего-то добился не самостоятельно (не утруждая себя физически или умственно);
  • не допускается хвалить за внешнюю привлекательность, способности;
  • не стоят похвалы игрушки и предметы гардероба;
  • недопустима похвала, если она вызвана жалостью;
  • не хвалите, если таким способом желаете вызвать положительное отношение к себе.

За что же можно хвалить? Поощряйте желание ребенка выражать свое «Я» и развиваться. Повысить самооценку можно:

  • если хвалить за любые мелочи: оценки, победы, а малышей 5-6 лет даже за первые художественные творения;
  • авансовой похвалой, которая позволит вызвать веру в собственные силы, используя фразы: «У тебя все выйдет!», «Я верю, что у тебя получится» и т. п.;

Правила наказания

Чтобы сформировалась полноценная личность с адекватной самооценкой, не обойтись без наказаний, которые должны быть справедливыми.

Обязательно следует проинформировать малыша о том, за что он будет наказан и каким образом.

Наказывать необходимо с учетом определенных правил:

  1. Соблюдайте сроки , на которые будет назначено наказание (запрет кататься на велосипеде на 2 дня, смотреть мультики неделю и т. д.).
  2. Не переходите на личность , то есть избегайте оскорбительных фраз, не акцентируйте внимание на личности.
  3. Не упоминайте старых огрехов , наказание – сейчас и именно за этот проступок, не ворошите прошлое. Запомните: наказали, значит простили!
  4. Должна быть последовательность .
  5. Наказывая, вы не должны навредить здоровью .
  6. При появлении сомнения (наказать ли) не нужно наказывать в профилактических целях.
  7. За один проступок – одно наказание , которое может быть более или менее строгим (в зависимости от вины).
  8. Нельзя лишать родительского внимания , даже если вы сердитесь.
  9. Не забирайте вещь , что подарена.
  10. Простите ребенка, если он сделал что-то хорошее (ухаживал за больным и т. п.).

Физический вид наказания допускается исключительно в том случае, когда есть угроза здоровью или жизни (как своему, так и другого человека):

  • игры с огнем;
  • драка со слабым;
  • еще одна ситуация – когда ребенок целенаправленно проверяет границы терпения родителя или изводит детей, которые не могут защитить себя.

Необходимо и при физическом виде наказания придерживаться правил:

  1. Никогда не запугивайте предстоящей карой , говоря «Я сейчас достану ремень» и т. п. Лучше уж сгоряча шлепать по попе, чем заранее планировать, изводя малыша терзаниями и переживаниями, что вот-вот его ударят.
  2. Никакого пристрастия ! Не кричите, следите за тем, как вы выражаете эмоции. Физическое воздействие должно быть редким методом воспитания.
  3. Не подойдет такой способ влияния на малыша , которому больше 3 лет. Для детей 7-8 лет это просто унизительно, поэтому придется подобрать более действенные варианты наказания.

Хороший метод – наказание бездействием:

поставьте сына или дочь в угол, но обозначьте время, которое ему нужно там простоять. Очень хорошо, если в этой комнате будут часы. По истечению указанного времени ребенок может покинуть угол и извиниться.

Только не перестарайтесь! Не стоит оставлять малыша в темной закрытой комнате. Такое наказание принесет вред, вызвав фобии.

Ни в коем случае не определяйте такое наказание, как чтение, уроки, спортивные упражнения!

Не допускается наказывать в следующих случаях:

  • при плохом самочувствии малыша;
  • во время еды, перед тем, как уложить спать, после сна, в игровом процессе, при выполнении поручений;
  • если недавно была нанесена душевная или физическая травма;
  • если ребенок не справляется со страхом, проступок совершен из-за невнимательности, подвижности, раздражительности, но прилагались старания;
  • если причина того, почему ребенок поступил именно так, не ясна;
  • если вы чувствуете усталость, злитесь из-за своих проблем;
  • нельзя ругать за плохие отметки в дневнике, если ребенок проявлял старания.

Как повысить самооценку ребенку

  1. Не отстраняйте малыша от домашних дел, не решайте за него любую проблему, но и следите за нагрузкой. Задача, поручение или просьба должна быть под силу ребенку.
  2. Не стоит перехваливать, но и без поощрения не обойтись, если есть заслуга.
  3. Выбирайте адекватный вид наказания и похвалы.
  4. Следует поощрять инициативу.
  5. Учите адекватно реагировать на неудачи, показывая на собственном примере (Не говорите «У меня получилась отвратительная каша! Не буду больше никогда ее варить!». Лучше выразиться так: «Каша не удалась. Но ничего страшного. В следующий раз постараемся ее не переварить»).
  6. Нельзя сравнивать малыша с другим ребенком. Сравнение допускается только с самим собой.
  7. Ругать необходимо за проступок, а не за характер.
  8. Давая отрицательную оценку, вы становитесь врагом творчества.
  9. Стоит разбирать неудачи, делая вывод (расскажите пример подобного поведения, чем все закончилось).
  10. Принимайте сына/дочь такими, как они есть.
  11. Верьте в успехи вашего подростка.
  12. Дайте выразить собственное мнение малышу.
  13. Проводите доверительные беседы вместо ругани.
  14. Давайте установки: «Мы счастливы, что ты у нас есть», «Мы любим тебя», «Мы верим в тебя».
  15. Подберите литературные произведения, которые научат выйти из трудной ситуации, помогут не падать духом.

Чтобы повысить самооценку ребенку, используйте такой прием:

Попросите у него совета и выполните так, как он вам порекомендует. Это даст положительные результаты в формировании адекватного отношения к себе.
Позвольте себе «умалиться», выразите потребность в помощи и защите.
Даже в 5 лет использование такого приема может дать отличный результат.


А вот для того, чтобы привести в норму завышенную самооценку, учите:

  • учитывать желания и мнения окружающих;
  • воспринимать критические замечания;
  • проявлять уважение к чувствам других.

Стоит помочь ребенку, если задача для него сложная. Но не стоит запрещать и пресекать проявление инициативы (помыть посуду, протереть пыль), иначе в будущем вы получите лентяя, который самостоятельно ничего не сможет сделать.

Позвольте ребенку выполнить то, что он может. В 10 лет некоторые дети уже встречаются с представителями противоположного пола, достигают олимпийских успехов, а вы переживаете, правильно ли чадо отрежет кусочек хлеба.

Игры и тесты

С помощью игровых ситуаций можно определить уровень самооценки, а также оказать влияние на формирование адекватного отношения к себе.

  • Проведите тест «Лесенка» (можно и в 3 года). Нарисуйте ступеньки, объясните, что на нижних стоят самые плохие, злые, нетерпеливые и т. д.. детки, а на верхней – умные, послушные и заботливые малыши. Спросите, куда стал бы он. Позвольте нарисовать себя на выбранной ступеньке. При выборе 1-3 ступеньки станет ясно, что у вашего чада занижена самооценка, 4-7 – адекватная, 7-10 – завышена.
  • Игра «Имя» . Предложите подобрать себе имя (то, которое нравится). Выясните, почему ребенок не выбрал свое, чем он недоволен. Такая ситуация разъяснит, какая самооценка у малыша.
  • «Жмурки» . Эта игра позволяет побыть на лидерской роли. Ребенок добивается успеха, а это вызовет положительные изменения самооценке.
  • «Зеркало» . Дети отражают мимику, жесты и движения (зеркальное отражение). «Зеркало» (ребенок) должно отгадать, что показывают именно его. Такая игра научит ребенка открытости, раскованности.
  • Соревновательные игры , в которых можно научиться проигрывать и правильно реагировать на неудачи.
  • «Связующие нити» . Ребята сидят в кругу и передают клубок, сопровождая действие рассказами о том человеке, который держит его в руках.
  • «Настроение» . Сидя в кругу, ребята предлагают варианты поднять настроение: совершить добрый поступок, поухаживать за питомцем, почитать любимую книжку. Эта игра может уменьшить тревожность, а также научит принимать решения.
  • «Проигрываем ситуацию» . Детям необходимо играть самого себя. Остальные роли распределяются между сверстниками или родителями. Пример ситуации:
  1. Ты выиграл в спортивном состязании, а друг оказался на последнем месте. Как ты поможешь ему успокоиться?
  2. У тебя есть три банана. Как ты поделишь их на двоих?
  3. Друзья начали играть в игру, а ты опоздал. Что ты скажешь, чтобы играть вместе с ними?

Самооценка ребенка зависит от воспитания. От того, насколько вы постараетесь, как научите малыша выходить из ситуаций, реагировать и поступать, и будет зависеть вся дальнейшая его жизнь.

Видео: Как поднять самооценку ребенка

Самооценка у детей начинает формироваться еще до школы. Развитие самооценки ребенка зависит, в основном, от его окружения и как воспитывают его родители. Если родители стараются понимать ребенка, поддерживают его при необходимости, проявляют заботу и последовательно выстраивают процесс воспитания, тогда у ребенка самооценка формируется адекватная. До школы и в младшем школьном возрасте ребенку очень важно чувствовать защищенность. В семье, детском саду, начальных классах при чувстве защищенности, ребенок уже самостоятельно принимает решения; при необходимости, не стесняется просить помощи; может признать свои ошибки. Когда у ребенка развивается адекватная самооценка, он уважительно относится к окружающим, спокойно может принимать помощь окружающих и начинает ценить себя как личность.

К одному из видов не адекватной самооценки относят - завышенную самооценку. Проявляется она в виде неуважения к окружающим, пренебрежительного отношения к сверстникам, одноклассникам. Он высмеивает радость достижений других детей. Во время совместных игр пытается управлять другими детьми, считая себя лидером. Если коллектив не признает его лидером, может сильно эмоционировать, вплоть до истерики. При самооценке ребенок не замечает своих слабых сторон.

К другому виду не адекватной самооценки относят - заниженную самооценку. При заниженной самооценке ребенок может испытывать тревогу, не верить, что может самостоятельно что-то сделать, не верит в собственные силы. Такой ребенок изначально настраиваются на неудачу. Он может не верить людям, может бояться, что его обидят, оскорбят.

Такие дети испытывают одиночество в детском коллективе, они избегают общих игр, не принимают участия в каких-либо видах деятельности. При возникновении конфликтных ситуаций они не находят поддержки среди ребятишек. У детей с заниженной самооценкой формируются установки типа: он хуже других, самостоятельно ничего не может сделать, если делает сам, то ничего хорошего из этого не выйдет. Это негативно влияет на развитие самооценки ребенка.

Когда развивается низкая самооценка у ребенка? Если родители, педагоги часто употребляют в разговоре «у тебя никогда не получается», «ты не умеешь, дай я», «ты не сможешь» и др. Все это приводит к тому, что ребенок начинает верить, что он не способен делать самостоятельно. У ребенка может развиться комплекс неполноценности.

В родителями и педагогами еще один очень важный момент - необходимо оценивать не личность, а только поступок, совершенный ребенком.

Также рекомендую не сравнивать ребенка с другими детьми. Например: с отличником в классе или со спортивным мальчиком из соседнего подъезда, прилежной девочкой с верхнего этажа. При этом вы можете считать, что ваш ребенок начнет лучше учиться, станет заниматься спортом и будет прилежно себя вести. Но зачастую это и приводит к снижению самооценки у ребенка. Он начинает завидовать ребенку, с которым его сравнивают, а также очень часто испытывает к нему чувство ненависти.

Как повысить самооценку ребенку

Что необходимо для повышения самооценки у ребенка?

Среди психологов есть убеждение, что необходимо повышать культуру населения. Задача взрослых уважительно общаться с окружающими и с детьми в том числе. В данной статье изложу только ряд приемов, которые повысят самооценку у детей 6-8 лет.

Взрослый всегда должен поддерживать ребенка, когда у того появляется желание делать что-то самостоятельно, если нет угрозы жизни и здоровью ребенка. Говорить ребенку такие фразы: «Конечно, у тебя получится; ты сможешь; если понадобится моя помощь, скажи мне…».

  1. Если ребенка что-либо интересует, то высказываемся положительно. Когда ребенок хочет кем-то стать, говорим: «Ты можешь стать классным танцором; выдающимся художником; народным певцом; т.д. Так вы сохраните у ребенка желание идти к своей мечте, поставленной цели.
  2. Предлагаю всегда искренне радоваться вместе с ребенком и обязательно хвалить его за отличные, хорошие оценки, когда он сделает интересную поделку, обратит внимание на что-то красивое и необычное, нарисует яркий рисунок…
  3. Произносите такие фразы: «Я тебя очень сильно люблю!», «Я верю в тебя!», «Я горжусь тобой!».
  4. Если вы что-либо подарили ребенку, вы должны понимать, что это теперь его. Вы не имеете права забирать эту вещь у него обратно.
  5. В том случае, если у вас с ребенком налажены доверительные отношения, он может делиться своими сложностями, неудачами. Необходимо проанализировать вместе с ним проблему, как она образовалась, от чего она зависит, как ребенок относится к происходящему и какие пути выхода из ситуации он видит…. Этим самым ребенок чувствует близость ваших отношений и доверие к вам. Очень важно, что такие беседы должны проходить в спокойной дружелюбной обстановке!
  6. При различных ситуациях родители или педагоги могут спрашивать у ребенка совет. При правильно выстроенных отношениях, ребенок абсолютно серьезно расскажет вам свой вариант. Когда вы внимательно выслушиваете ребенка и поблагодарите его, ребенок понимает, что его уважают, относятся как к равному себе, мнение его важно!

Каждый из нас, взрослый гражданин своей страны, показывая личным примером, уважительного общения с окружающими, включая детей, формирует адекватную самооценку ребенка. При хорошо выстроенных добрых и доверительных отношениях с детьми, родители и педагоги помогают детям обретать чувства собственной значимости, уверенность в себе и своих силах.

Здравствуйте, дорогие читатели блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Сегодня мне позвонила расстроенная подруга: «Ты представляешь, моя дочка «Тест десяти ступенек» выполнила хуже некуда! Не поднялась выше третьей ступеньки! Теперь на семейном совете решаем, как поднять самооценку ребенку!»

Сначала я ничего не могла понять, что за ступеньки, но она мне объяснила, что это экспресс-тест, проводимый детскими психологами для оценки притязаний ребенка на признание. Можно рассчитывать на объективные результаты уже в 4 года, когда у детей появляются предпосылки к появлению этих качеств.

Если кратко, его можно описать следующим образом: психолог объясняет, что на нижних ступеньках нарисованной лестницы стоят невоспитанные и не очень хорошие дети, а на самых высоких – смелые, честные и воспитанные. Малышу предлагается показать, на какую ступеньку он бы поставил себя. Первые 3 ступеньки – признак заниженной самооценки, с 4 по 7 – адекватный показатель, с 8 по 10 – самооценка завышена.

Как понять, что у детей низкая самооценка?

Тревогу родителей по поводу неуверенности ребенка в своих возможностях можно понять. Человек с заниженной самооценкой обречен всегда быть на вторых ролях, он боится принимать решения, и часто неуверен в себе.

При самых блестящих способностях такой специалист в любой сфере останется простым исполнителем, ему чуждо здоровое честолюбие. Даже в школе дети с заниженной самооценкой учатся хуже, они не в состоянии развить заложенный в них потенциал.

Причина заниженной самооценки – особенности темперамента, наложенные на издержки воспитания. Дети, которых чаще и критикуют, находя все новые ошибки и негативные черты характера, чем хвалят и поддерживают, рано или поздно поверят, что они не так уж и хороши, талантливы и способны.

Нужно обладать очень сильным характером, чтобы в таких условиях сохранить умение самостоятельно принимать решение и уверенность. И, наоборот, ребенок, с раннего возраста пользующийся поддержкой и одобрением родителей, всегда в центре внимания и уверен в собственной правоте.

Признаки заниженной самооценки:

  • Неумение просить о помощи и принимать протянутую руку;
  • Боязнь принимать решения даже в незначительных ситуациях;
  • Недоверчивость и обидчивость;
  • Ребенок избегает коллективных игр, выбирает занятия, требующие уединения;
  • Неумение принимать похвалу, неуверенность в том, что ее достоин;
  • Постоянное стремление быть на заднем плане, отдавать все «лавры» другим;
  • Боязнь быть недооцененным или обманутым, тревожность.

Повысить детскую самооценку можно, если правильно выбрать тактику воспитания нерешительного ребенка.

Как правильно хвалить и повышать уверенность в себе

Похвала – очень мощный инструмент, с помощью которого можно помочь детям поверить в себя. Не стоит сыпать поощрения направо и налево, родители должны хвалить за значимые достижения: смог то, чего не делал раньше, проявил смелость, победил, приложил старания и умение. В 6 лет можно таким образом оценить стремление к знаниям, любознательность, аккуратность и прилежание.

Не надо поощрять, чтобы пожалеть ребенка. Он быстро это почувствует, и похвала станет обидной. Не хвалят за красоту, одежду, новые игрушки, за то, что досталось без труда. Допускается похвала авансом, впрок, чтобы вселить уверенность в себе: «Я знаю, ты сможешь!»

Родители – самый первый ориентир, поэтому и мальчику, и девочке нужно видеть такой пример для подражания, как целеустремленные мама и папа. Если они падают духом при малейших неприятностях, то такое отношение к неурядицам передастся и детям.

Под запретом и такие «стимуляторы наоборот», как выражения: «Не пробуй, все равно ничего не получится!», «Все равно проиграешь!» Даже переносить неудачи надо уметь — пусть дети поймут, что это временно и победа не за горами.

Советуйтесь с детьми, как с взрослыми, это поможет им стать увереннее. Не стоит ругать их за каждую оплошность, от ошибок никто не застрахован. Придирки порождают желание ничего не предпринимать, чтобы не оказаться виноватым. Правильная система ценностей, принятая под влиянием семейного воспитания, не раз поможет достичь успеха в самых разных ситуациях. Богатый внутренний мир сделает его обладателя исполненным достоинства, которое станет видно окружающим без слов.

Если вам понравилась моя статья, порекомендуйте ее своим друзьям из социальных сетей, предложите вместе обсудить проблему. Подпишитесь на обновления моего блога, и мы найдем еще немало интересных тем для обсуждения. Уверенности и здоровья вам и вашим близким!

Адекватная самооценка играет важную роль в жизни человека. А для ребенка нет ничего хуже, чем заниженная оценка собственных возможностей и успехов. Семилетний возраст можно назвать переходным периодом. В семь лет дети прощаются с детским садом и идут учиться в школу, а от того, какова их самооценка, во многом зависит выстраивание отношений с одноклассниками и учителем.

Если ребенок трезво и правильно оценивает свои возможности и качества, то с учебой и общением у него проблем не возникнет. Формирование такого качества, как самооценка начинается еще в дошкольном возрасте, поэтому к семи годам она уже вполне сформирована. Если вы заметили, что ваш ребенок недооценивает себя, нужно срочно менять ситуацию.

Чем плоха заниженная самооценка в семь лет?

Если ребенок не уверен в себе, то он не чувствует себя комфортно. Особенно неуютно ему в новых условиях, каковыми и является обучение в школе. Он тревожится, всегда думает о худшем, боится быть обманутым, обиженным, переживает, что не сможет справиться с заданиями. В общении со сверстниками он также думает о плохом, не доверяет и не умеет дружить.

Выполнение домашнего задания превращается в пытку и для ребенка, и для родителей. Он заранее уверен, что задачи ему не по плечу, всегда настроен на неудачу. Дети с заниженной самооценкой не любят пробовать что-то новое, посещать кружки или секции, заниматься непривычными для себя видами деятельности. Сравнивая себя с другими детьми, они не видят своих положительных качеств, а отмечают лишь преимущества сверстников.

Таким образом, у ребенка формируется установка «Я плохо», «Я не могу» и т. д. В будущем это может очень сильно повлиять на его жизнь.

Приемы повышения самооценки у семилетнего ребенка

Семилетний ребенок – это уже достаточно взрослый человек, который понимает и осознает свои поступки. С ним можно разговаривать, обсуждать и достигать соглашения. На этом и основаны основные приемы, рекомендуемые психологами.

  • Дайте ребенку почувствовать себя взрослым. Во-первых, попросите у него совета в каком-либо деле. Это должна быть область, в которой он хоть немного разбирается, чтобы малыш не почувствовал неискренности. Например, если мальчик увлекается футболом, попросите его выбрать подходящий футбольный мяч в подарок папе. Главным правилом является необходимость последовать совету ребенка. Во-вторых, не нужно стеснять просить маленького человека о помощи. Девочка в семь лет вполне способна помочь папе помыть посуду после ужина, а мальчик – донести небольшую сумку с продуктами до дома вместо мамы.
  • Если ваш ребенок увлечен каким-либо видом деятельности, обязательно поощряйте это. Даже если вам не хочется, чтобы в будущем ваш ребенок стал художником, запишите его в художественную школу при наличии таланта. Если дочка имеет приятный голос и любит петь, отдайте ее в музыкальную школу для развития способностей.
  • В случае какой-либо неудачи поговорите с ребенком и постарайтесь выяснить, почему это случилось. Подробный анализ и разбор ситуации поможет ему в дальнейшем не совершать подобных ошибок.

Особенно хорошо эти приемы работают на примере матери и сына, так как здесь можно смоделировать намного больше ситуаций, где мальчик может проявить себя сильным и взрослым.

Важная роль похвалы

Похвала и поощрение успехов – самый быстрый способ добиться у ребенка повышения самооценки. Именно отсутствие адекватной оценки его действий и приводит к занижению самооценки у детей. Однако здесь главное не перестараться, хвалить тоже нужно уметь правильно.

Когда нельзя хвалить детей:

  • из жалости;
  • при желании произвести на ребенка хорошее впечатление;
  • не подлежат похвале его одежда, игрушки, вещи;
  • не нужно оценивать и хвалить внешность ребенка.

Ребенок очень внушаем. Нельзя кидаться фразами о том, что у него ничего не получится, что в будущем из него не вырастет талантливый хороший человек, что он не справится с каким-либо делом. Прямое внушение приводит к психологическому программированию дальнейшей жизни семилетки.

Похвала – это тоже внушение, но только позитивное. Каждый ребенок обладает своими талантами. Задача родителей – выявить их и развить. Поощряйте ребенка, когда он самовыражается в любом направлении, независимо от ваших пожеланий, и обязательно хвалите его за достигнутые успехи.

Если ваш ребенок одержал победу на соревнованиях, получил пятерку в школе или просто сделал красивую поделку, обязательно похвалите его и скажите, как вы им гордитесь. Гордость родителей – это лучший стимул для дальнейшего развития ребенка.

В ГОРОДЕ ОРЕНБУРГЕ ПРОХОДИТ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ

«ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ» В ЧАСТИ БЛАГОУСТРОЙСТВА ДВОРОВЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ОРГАНИЗАЦИИ ПЕШЕХОДНЫХ ПОТОКОВ НА ТЕРРИТОРИЯХ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИЛЕГАЮЩИХ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ.

ПРОСИМ ПРИНЯТЬ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ОБСУЖДЕНИИ ДАННОНГО ПРОЕКТА НА ОФИЦИАЛЬНОМ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЕНБУРГА!

У ребенка 7-8 лет низкая самооценка

Уже в дошкольном возрасте начинает формироваться самооценка у ребенка, которая зависит детского окружения и влияния родителей. Формирование позитивной и адекватной самооценки зависит от того, какая атмосфера в семье, могут ли родители понять и поддержать ребенка в трудной ситуации, сопереживают ли они. Если на все можно ответить положительно, значит у ребенка здоровая самооценка. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя в защищенности. Он может принимать решения, просить о помощи, и признавать свои допущенные ошибки. Ребенок с адекватной самооценкой знает себе цену, поэтому и стремится ценить окружающих.

Завышенная самооценка наблюдается тогда, когда ребенок считает себя правым во всем. При этом он не видит своих слабостей, относится к своим одноклассникам пренебрежительно, свысока, пытается управлять детским коллективом и считает себя лидером. Такие дети считают себя самыми лучшими и опускают, насмехаются над достижениями других детей.

Причины заниженной самооценки у детей

Ребенок с заниженной самооценкой испытывает тревогу, чувствует неуверенность в собственных силах. Как правило, такие дети не могут найти защиты среди своих сверстников, поэтому выстраивают около себя оборонительную стену. Ребенок думает, что его обманут, обидят, недооценят или будут оскорблять и насмехаться. Они всегда настроены на неудачу. Таким детям очень трудно влиться в детский коллектив, поэтому они нигде ни в каких видах деятельности не участвуют. У ребенка может сформироваться установка, о том, что он плохой, ничего не может или ничего у него не получится.

Низкая самооценка может развиваться у ребенка из-за частого употребления родителями фраз «ты не справишься», «ты не сможешь» и др. Это может привести к очень неблагоприятным последствиям. Ребенок начнет чувствовать себя ущербным, ни к чему не способным. Такие фразы также могут развить комплекс неполноценности. При воспитании детей, родители и воспитатели не замечают, как допускают грубую ошибку: оценивают не поступок, который совершил ребенок, а саму личность.

Нередко родители в пример своему ребенку ставят послушного ребенка соседки с третьего этажа. Таким образом, родители считают, что ребенок начнет себя вести хорошо, будет прилежным и старательным учеником. А это в корне неверно. У ребенка возникает чувство зависти и ненависти к этому «эталону» послушания. Сравнивать ребенка можно только с самим собой.

Что делать, чтобы повысить самооценку у ребенка?

Существуют некоторые приемы для повышения самооценки у детей 6-8 лет.

  1. Стремление ребенка к какой-либо деятельности необходимо поощрять. Нельзя говорить, что малыш не станет художником, танцором, певцом. Этими фразами можно отбить ребенка все желание к достижению поставленной цели.
  2. Необходимо поощрять и хвалить ребенка за отметки, сделанную поделку, красивый рисунок и т. д.
  3. По чаще говорите слова: «Ты сможешь!», «У тебя получится!», «Я верю в тебя!». Только не перехвалите ребенка.
  4. Существуют как поощрения, так и наказания. Оно должно быть ни физическим, ни психологическим. Важно, чтобы наказание было одно за все провинности.
  5. Нельзя отнимать у ребенка подаренные вещи. Никогда!
  6. Проанализируйте с малышом его неудачи, от чего они зависят и т.д. Ребенок должен чувствовать, что между вами доверительные и близкие отношения.
  7. В какой-нибудь ситуации попросите у ребенка совета или помощи. Пусть даже совет будет не самым лучшим, но все равно поблагодарите ребенка. Он будет знать, что учитывают и его мнение тоже. Малыш будет чувствовать себя наравне с родителями.

Взрослые должны помнить, что, прежде всего, от их положительного примера зависит, какая у ребенка будет самооценка. Правильное разъяснение поступков, как можно делать, а как нельзя, позволят ребенку обрести уверенность в себе и в своих собственных силах.

Читайте также:

ЕСЛИ РЕБЕНКА ОБИЖАЮТ В ШКОЛЕ

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ У ДЕТЕЙ

ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

razvitiedetei.info

Раннее развитие детей. Как повысить самооценку ребенка?

Разве не все мы мечтаем о том, чтобы наши дети росли уверенными в своих силах? Но, очень часто сталкиваемся с тем, что ребенок стеснителен, нерешителен, не умеет отстаивать свою точку зрения, сильно подвержен чужому влиянию. О чем это говорит? А о том, что у крохи занижена самооценка.

Что это такое? Это отношение к самому себе, оценка своих способностей, умений, качеств, черт характера, внешности.

Начинает формироваться самооценка в три года. И на 100% зависит от того, как родители относятся к малышу, в какой обстановке и по каким принципам его воспитывают. Если родители слишком требовательно и критично относятся к ребенку, редко его хвалят за какие-то поступки, его самооценка оказывается ниже среднего. А это плохо. Когда малыш взрослеет, он сталкивается со многими трудностями. Ребенок неуверен в собственных силах, он робок, слаб, застенчив, неуспешен.

Как повысить самооценку ребенка?

В этом помогает ранее развитие детей.

Когда малышу исполняется три годика, пора задуматься о том, как воспитать уверенного в себе карапуза.

Во-первых, родители должны исключить из своего лексикона фразы такого типа: «Ничего ты не умеешь!», «Посмотри на себя, все дети, как дети, а ты…!», «Вечно ты все делаешь не так!», «У тебя одни ошибки!» т. д.

Во- вторых, не забывайте хвалить ребенка за достижения, поддерживайте его в различных начинаниях.

В-третьих, уделяйте ребенку и его развитию достаточно внимания.

В-четвертых, следите за атмосферой в семье. Она должна быть дружелюбной. Если один из членов угнетает, либо унижает другого, ни о какой самооценке у ребенка и речи быть не может.

В-пятых, помогите малышу почувствовать себя умным, сильным, добрым и красивым, сформируйте у него положительное отношение к своим качествам. Это поможет ему в будущем. Он научится делать добро и жить с оптимизмом. Он будет чувствовать уверенность в себе, научится правильно принимать решения, и главное – не бояться их принимать, брать на себя ответственность, будет активным и общительным. Такие дети всегда лидируют в группах, у них мало страхов, они отличаются открытостью и смелостью.

Но, как еще можно помочь карапузу? Как повысить самооценку ребенка?

В этом может помочь и различная литература. И сегодня я хочу рассказать о книге, по которой мы занимаемся с сыном. Эта книга называется «Хвалилка. 3-4 года. Помогаем ребенку поверить в себя».

Кому может быть полезна эта книга? Тем детям, которые слишком робкие и застенчивые, кто часто прячется за маму, теряется на утренниках, не может проявить себя в игре, то есть детям с невысоким уровнем самооценки.

Но, как оценить самооценку ребенка?

В этом Вам поможет небольшой тест:

Покажите малышу нарисованную лесенку со ступеньками (7 шт.) и объясните следующее:

1. Ели всех деток рассадить на лесенке, то на верхних ступеньках окажутся умные, сильные, послушные, добрые, и чем выше, тем лучше – хорошие и самые лучшие. А на нижних ступеньках окажутся дети непослушные, некультурные, те, что плохо себя ведут.2. Спросите ребенка, на какую ступеньку он поставит себя. И пусть объяснит почему.3. После его ответа обязательно спросите, есть ли малыш таким на самом деле или просто хотел бы таким быть?4. Обязательно покажите, на какую ступеньку поставили бы его Вы.5. Обратите внимание на то, как кроха выполняет задание, раздумывает ли, колеблется, сможет ли аргументировать свой выбор.

Подведите итог

1. Если ребенок, не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку, у него неадекватно завышенная самооценка.2. Если малыш после некоторых колебаний и раздумий ставит себя на самую высокую ступеньку, значит у него просто завышенная самооценка.3. Если кроха, обдумав варианты, ставит себя на вторую, либо третью ступеньку сверху, может объяснить свой выбор и аргументировать его, у него адекватная самооценка.4. Если он ставит себя на нижние ступеньки, у него заниженная самооценка.5. Если ребенок сразу ставит себя на средние ступеньки, это свидетельствует о том, что он, либо не хочет выполнять задание, либо его не понял.

Итак, Вы определились с самооценкой. Теперь можете ее подкорректировать. Расскажу немного подробнее о книжке. И еще, хочу заметить следующее: подобная литература помогает не только повысить самооценку, но и положительно повлиять на ее формирование.

«Хвалилка» - это книга, которая построена в виде диалогов различных зверят, поэтому, легко читается и усваивается.

Например, начинать нужно с того, чтобы родители написали имя ребенка большими буквами, а он раскрасил его яркими цветами. Ведь имя – это важное слово в жизни каждого человека. Ребенку очень важно увидеть, как оно пишется, произнести его вслух, понять, какие производные от его имени могут быть. Обратите внимание ребенка на то, как его называют родители и близкие люди. Ведь кто-то называет имя мягко, ласково, кто-то шутливо, а кто-то серьезно. Обязательно спросите малыша, как ему больше нравится.

В книге есть вопросы о возрасте, чтобы понимать «взрослость», о семье, чтобы подчеркнуть ее ценность. Задания на внешний вид, чтобы ребенок осознал, что у него есть особые приметы, позволяющие понять собственную уникальность.

Игры и задания, представленные в книге, учат по-разному действовать в различных ситуациях. Это придает малышу уверенность в себе.

Хорошо повышают самооценку навыки самостоятельности, например, когда малыш учится сам одеваться, завязывать шнурки и т. д. Об этом тоже подробно рассказывается в книге.

В общем, если Вы обратили внимание на такой фактор, как самооценка ребенка и хотите заняться ее корректировкой, рекомендую купить книгу-хвалилку и поработать над ней с ребенком. А заказать ее можно здесь.

Не пропустите интересные статьи:

karapysik.ru

Заниженная самооценка у детей: что делать

На успешность в жизни каждого человека влияет его самооценка – способность трезво оценивать свои силы, возможности и место в обществе. Надо понимать, что формирование этой важной черты происходит в раннем детстве. Кроме объективных факторов, огромное значение имеет родительское отношение к малышу, методы воспитания и атмосфера, которая царит в доме.

  • Если у ребенка самооценка завышена, он думает, что всегда прав, свои желания такой ребенок воспринимает доминирующими и всегда требует удовлетворения своих капризов.
  • Когда малыш недооценивает себя, он считает, что многие дела для него непосильны, любое начинание закончится неудачей, он боится быть обиженным, наказанным и высмеянным.

Несмотря на то, что обе крайности самооценки детей нежелательны, именно заниженная самооценка приносит больше вреда, и ребенок на всю оставшуюся жизнь запомнит себя неудачником, человеком, который ничего не может и не заслуживает.

Мы расскажем вам, как бороться с этой проблемой в корне, чтобы ваш ребенок вырос уверенным в своих силах, уважающим себя и других личностью.

Хвалим правильно

Похвала вызывает положительные эмоции не только у взрослых, но и у детей даже если они вам прямо об этом не говорят.

Надо заметить, что похвала за хороший поступок более действенна, чем порицание за плохой.

Ученые-психологи утверждают, что ребенка стоит хвалить за каждый хороший поступок. Однако в следующих ситуациях похвала будет лишней:

  • Необоснованная похвала при желании понравиться малышу;
  • Похвала за красивый вкус, одежду, игрушку;
  • Похвала за здоровье, красивые внешние данные;
  • Не стоит хвалить малыша из-за переполнения чувством жалости;
  • За дела, выполнены не его физической или умственной работой.

Поощряем ребенка

Есть несколько нехитрых приемов, которые помогут поднять самооценку детей даже в старшем школьном возрасте.

  • Стимулируйте и поощряйте желание малыша к самовыражению, самостоятельности.
  • Родителям важно подметить, а затем, стараться развивать талант их чада.

Ни в коем случае нельзя говорить малышу: «Тебе никогда не стать художником», или «Из тебя не получится музыкант!». Этим вы не только отбиваете желание заниматься любимым делом, но и сеете неуверенность в ребенке, которая может остаться у него навсегда.

  • Хвалите почаще.За хорошую оценку, за выученных стих, за результаты в соревнованиях и старание научиться танцевать.
  • Похвала как аванс.Если ребенок что-то делает впервые, у него намечается соревнование, олимпиада, контрольная по математике или выступление перед публикой, всегда подбадривайте его: «Сможешь!», «Получится!», «Молодец!», «Справишься!» и пр.
  • Избегайте своих не контролированных эмоций, если ребенок провинился: «Тебе пряма дорога в интернат!», «Что из тебя будет!». Поверьте, именно так и произойдет.
  • Проверенный способ поднятия самооценки состоит в следующем. Попросите совета или помощи у ребенка, обращаясь к нему как к равному или старшему от вас. Этот прием действенный и для подростка, когда мама просит его помочь по хозяйству или с покупками.

Наказания

Наказывать ребенка тоже надо уметь, ведь наказание – обязательный момент в воспитании, только его следует делать правильно:

  1. Если вы сомневаетесь в целесообразности наказания, лучше не делайте этого. Профилактических мер в этой ситуации быть не может.
  2. За одно нехорошее действие ребенок должен получить одно наказание. Не более.
  3. Эта мера воспитания не должна приносить вред здоровью ребенка: ни физическому, ни психологическому.
  4. Наказав и простив, не напоминайте ребенку об случившемся.
  5. При наказании ребенок не должен лишаться вашей любви.

Эту меру воспитания можно и отменить, если после вредного поступка ребенок совершил благородный.

Когда наказывать нельзя

Если провинившийся малыш болен, наказывать его нельзя.


Психологи запрещают наказание:
  • Во время трапезы, перед сном или сразу после него, в процессе учебы, работы или игры;
  • Когда родители пребывают в состоянии стресса, эмоционального перенапряжения;
  • Когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;
  • Если перед этим ребенок получил травму.
  1. Если ребенок заслуживает похвалы или поощрения, не скупитесь на это.
  2. Приобщайте чадо к домашней работе. Пусть он выполняет посильные задачи: протереть пыль с мебели, пособирать игрушки, помыть посуду, – и за это получает от вас похвалу.

Важно, чтобы ребенок чувствовал себя нужным и умеющим качественно что-то выполнять.

  1. Одобряйте в детях инициативу.
  2. Не стоит сравнивать его с другими детьми.
  3. Если вы решили ругать свое чадо, делайте это за конкретный случай, а не в целом за плохое поведение. Ребенок должен понимать, что именно он сделал не так.

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась инструкция?

3 Да Нет 0

Еще инструкции на эту тему:

evrikak.ru

12 способов повысить заниженную самооценку у ребёнка

Ранее мы говорили о том, почему у ребёнка снижается самооценка, кто и как способствует этому. Сегодня поговорим о том, как исправить ситуацию и повысить уже заниженную самооценку.

Итак, учитывая всё сказанное в предыдущей статье, можно сказать, что самооценка ребёнка формируется по двум основным направлениям:

Первое: они перестают верить в себя,

в свои способности, они считают себя бездарными и никчёмными. Они перестают мечтать и к чему-то стремиться, потому что их опыт уже научил их, что это всё напрасный труд и что все видят их бездарность.

Второе: они сопротивляются,

бунтуют, они доказывают свою правоту, они стремятся выделиться среди других, чтобы их способности заметили и отметили, они борются за себя, отстаивают свою позицию.

И первые, и вторые, в результате могут сломаться, а могут и преодолеть все невзгоды своего детства. Но это происходит уже потом, во взрослом возрасте, когда они осознают себя сами, или когда на их пути появляется человек, который помогает им повысить свою самооценку, снова вселяет им веру в себя.

Так что же делать, если к 16-ти годам маме уже ясно, что самооценка у ребёнка занижена и она понимает, что это серьёзная проблема?

1. Ни в коем случае не акцентируйте ваше внимание на недостатках внешности ребёнка.

Ни в какой форме, особенно в шутливой. Внешность – это очень «больная тема» для подростка. Даже если повод сделать замечание есть, будьте тактичны. И делайте это не в виде критики, а дайте дружеский совет.

2. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми.

Это касается внешности, успеваемости, способностей и т.д. Это особенно критично, когда сравнение будет не в пользу вашего ребёнка. Помните у вашего ребёнка много своих дарований и замечательных качеств. И то, что есть у других, а нет у него, никак не помешает ему стать хорошим человеком со своими достоинствами.

3. Уважайте своего ребёнка.

Вы должны быть первым человеком, который искренне уважает своего ребёнка. Вы понимаете, что он личность, считаетесь с его мнением, его желаниями. Вы видите его потенциал и позволяете ему найти способ реализовать его.

4. Следите за внешним видом вашего ребёнка.

Речь идёт о материальной стороне. Одежда, обувь, аксессуары, телефон, плеер и т.д - всё, что можно назвать «встречают по одёжке», всё это должно выглядеть вполне презентабельно и достойно. Даже при ограниченном бюджете родителей можно создать правильный имидж ребёнка. Не экономьте на этом, потому что это очень важная часть формирования самооценки.

5. Начните замечать всё хорошее, что делает ваш ребёнок, и обязательно похвалите его, поощрите.

Делайте это естественно и искренне, без издёвок и подковырок. Просто радуйтесь всему тому, чему можно порадоваться за вашего ребёнка.

6. Поручайте ему серьёзные на его взгляд дела, с которыми он хорошо справится, и не контролируйте, не подсказывайте.

Наблюдайте и выражайте свою благодарность за его самостоятельные действия.

7. Не критикуйте за промахи, не акцентируйте внимание на ошибках.

Это не значит, что он может ошибаться или быть не прав, а вы слова ему не скажете. Обсудите всё по-дружески, конструктивно, без обвинений и наказаний.

8. Почаще говорите «по душам».

Не сразу он вам позволит заглянуть в его душу. Не настаивайте, не прессуйте со своими откровенным разговорами – просто, в соответствующий момент, когда почувствуете, что это сейчас вполне уместно – задайте наводящий вопрос. Получите ответ, продолжайте. Замкнётся – ждите следующий подходящий момент.

9. Сами сознательно создавайте ситуацию, когда вам «требуется» обсудить что-то значимое с ребёнком, вам нужно его мнение, которое для вас важно.

Главное, скажите ему, что для вас его мнение важно, дайте ему это почувствовать.

10. Узнайте, чем интересуется ваш ребёнок, станьте более «продвинутым» в этом вопросе и обсуждайте эту важную и интересную для него тему.

Тем самым, вы дадите ему понять, что уважаете его увлечения.

11. Помогите вашему ребёнку добиться в чём-либо успеха.

Например, если ваш ребёнок любит рисовать – отдайте его в художественную школу, организуйте выставку его рисунков (в школе, например). Гордитесь его достижениями.

12. Обязательно поговорите с мужем, родственниками и учителями в школе.

Ваша задача, донести до них, что вашего ребёнка есть за что уважать, расскажите им о его лучших качествах, помогите им также понять, что надо исправлять сложившуюся ситуацию. Не бойтесь призвать их в союзники. Люди любят помогать. Но вы должны держать всё под своим контролем (не ребёнка, а тех, кто его окружает и от кого зависит формирование его самооценки).

Повысить самооценку подростку непросто. Это процесс длительный и успех будут переменный. Он сам и люди, которые его окружают, будут ошибаться, срываться – будьте к этому готовы.

Вам надо продолжать работать над повышением его самооценки и результаты будут. Никто, кроме мамы, так не заинтересован в счастье своего ребёнка. Так что мама – набирайтесь терпения и вперёд!

Желаю вам счастья и любви!

P.S. Запишитесь на онлайн консультацию, получите помощь в тех вопросах, которые волнуют вас больше всего.

P.P.S. Расскажите вашу историю, вашу проблему и как вы с ней справились. Или вам нужна помощь? Напишите в комментариях или обратитесь ко мне лично? Я отвечу вам на личной консультации, или статьёй на блоге.

semyacentr.ru

Что выбрать - поощрение или наказание? Правила для родителей, тест и игры для детей 3-7 лет.

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь - родителей. Самооценка - это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности - вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший». При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Если хвалить, то правильно

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение - они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: «Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми. «. Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребенок» считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом - физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.

Похвала и поощрение: за что?

  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: «Ты это сможешь!». «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!» и т.д. Похвала ребенка с утра - это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: «Ничего из тебя никогда не выйдет!», «Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)» - то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Наказания: правила для родителей

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой «профилактики».
  3. За один раз - одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание - не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, - никогда!
  6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан - прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о «старых грехах». Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство «вечно виноватого».
  9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Не наказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог - ну, ничего, в следующий раз положим больше муки». Или: «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!».
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка - враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Игры и тесты

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.

Тест «Лесенка» («Десять ступенек»)

Этот тест используют с 3 лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.

А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).

А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

«Имя» (Н.В. Клюева, Н.В. Касаткина)

Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

«Проигрывание ситуаций» (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина)

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

  • Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
  • Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату). Как ты поделишь их? Почему?
  • Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!

Людмила Бондаренко педагог по раннему развитию и подготовке к школе

psn-travel.ru

Как повысить самооценку ребёнка?

Самооценка ребенка играет важную роль на протяжении всей жизни ребенка - начиная от отношения в садике, до личных успехов во взрослой жизни. Самооценка -это основа личности, так называемая база, фундамент. И этот фундамент закладывают родители своими словами и отношением к ребенку. Каковы признаки заниженной самооценки и что делать, чтобы её повысить, вы узнаете из этой статьи.

Боже, и за что мне такое наказание, у всех дети, как дети, а мой какой-то не такой, вечно найдёт приключение на свою голову, - причитала одна из мам на детской площадке. При этом малыш её просто бегал с остальными и приземлился прямо в центре огромной лужи, оставшейся после недавнего дождя. Проблема не мирового масштаба, одежду можно постирать, с кем не бывает подобная неприятность.

Но в этой типичной, кстати, ситуации скрыта проблема гораздо серьёзнее: мальчик, постоянно слышащий подобные фразы с уст своей мамы, рано или поздно может обрести заниженную самооценку, ведь мама:

  • даёт оценку не конкретному поступку, а личности в целом: «ты плохой»;
  • при этом она вешает ярлыки «наказание», «какой-то не такой» - постепенно под их воздействием малыш будет вести себя соответственно;
  • сравнивает его с другими детьми, и это сравнение однозначно не в его пользу.

Пока ребёнок ещё маленький, заниженная оценка может мешать ему налаживать контакты со сверстниками, овладевать новыми навыками и умениями, ведь потерпев несколько раз неудачи, он будет бояться приниматься за что-то новое. А значит, может быть даже отставание от других детей в развитии.

У подростка такая же проблема может привести к невыносимым страданиям, причина большинства случаев самоубийств среди этой возрастной категории именно в этом – «я никому не нужен», «меня никто не любит», «я - ничтожество».

Самое страшное в том, что, в отличие от взрослых, на формирование заниженной оценки которых может влиять множество факторов, чаще всего заниженную оценку у детей формируют сами родители. Или они просто настолько невнимательны к своим детям, что пропускают эту проблему, хотя только они в силе решить любую ситуацию ещё в самом начале, только действовать нужно очень осторожно.

Признаки заниженной самооценки ребенка

1. Он неохотно идёт на контакт с другими детьми, если попробовать выяснить причины, главное – боязнь быть высмеянным, отвергнутым, подвергнуться критике.2. Ребёнок нервный, тревожный, легко поддаётся панике.3. При овладении новыми навыками он заранее прогнозирует неудачу, поэтому может даже отказываться пробовать что-нибудь новое.4. Достигнутый в каком-то деле успех он считает не закономерностью своего упорного труда и способностей, а редкой случайностью.5. Ребёнок полностью зависит от мнения кого-то из других детей, старается во всём его копировать.

Существует, конечно, многих методик-опросников, позволяющих выявить низкую самооценку, но многие из этих признаков можно заметить в результате наблюдений за своим ребёнком. Вам в помощь очень простая методика «10 ступенек», которую можно провести в форме увлекательной игры (можно варьировать с высокой горой, деревом). Объясните ребёнку, что внизу находятся самые плохие дети, вверху – очень хорошие, и попросите нарисовать себя на той ступеньке, на которой он, по его мнению, должен стоять. Естественно, ребёнок с заниженной самооценкой изобразит себя внизу, с завышенной – на самых верхних ступеньках.

Как повысить самооцену своего ребёнка?

1. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Тот факт, например, что дочка вашей соседки в четыре года уже читает, никак не говорит, что ваш ребёнок хуже. Зато он так хорошо поёт. Нужно сравнивать только его только с самим собой, особенно отмечая успехи: «Ты еще месяц назад читал гораздо хуже, а сейчас какой молодец, так быстро это делаешь». А сравнение с братьями и сёстрами чревато ещё одной серьезной проблемой – ревностью. Так вы ухудшаете их отношения, создаёте ситуацию конкуренции среди членов семьи в борьбе за любовь родителей.

2. Помогите своему ребёнку выделить свои преимущества и достоинства. Если он в какой-то области откровенно не силён, найдите то, что у него получается лучше всех, и постоянно об этом напоминайте. Одна девочка сильно страдала из-за излишней полноты, да и одноклассники не упускали момента напомнить ей об этом, обзывали. Но стоило ей заняться восточными танцами, появилась красивая плывущая походка, и её недостаток стали замечать гораздо реже. А победы на конкурсах вообще сделали её очень популярной среди одноклассников.

3. К сожалению, так часто применяемое многими родителями физическое наказание способно только унизить ребёнка, а в результате постоянных физических наказаний вырастет или агрессивный, или неуверенный в себе человек. Поэтому если хотите наказать его за какой-то проступок (а он в любом случае не должен быть незамечен), то применяйте словесные меры воздействия или лишите на некоторое время привилегий: просмотра телевизора, компьютера, покупки новой вещи. Но делайте это не с криком, а спокойно и взвешено, крик всё равно не способен влиять на ребёнка.

Подумайте, приятно ли вам было бы, если ваш шеф кричал на вас целыми днями, а ребёнок ничем от нас не отличается. Никогда не говорите, что ребёнок плохой, давайте оценку конкретному действию. И уж тем более, нельзя навешивать различные ярлыки «какой ты глупый», «неряха», «тупица» и т.п. Помните, кстати, фразу капитана Врунгеля: «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт»: иными словами, если человека долго называть «растяпой», он и станет.

4. В деле же похвалы нужно быть очень осторожным, ребёнка очень легко перехвалить. Если родители всё время восторгаются его поведением и поступками, тут недалеко и до завышенной самооценки. Но вот поощрять, если он заслужил, необходимо. Если он исполнил вашу просьбу или выполнил что-нибудь для себя обязательное, например, застелил постель или сложил свои вещи, не стоит акцентировать на этом внимание, достаточно простого «спасибо». Но вот что-нибудь сделанное по его инициативе, даже если и не очень удачно, например, он решил тайком вымыть посуду (пусть и разбил тарелку или сделал это некачественно), оставить это незамеченным нельзя и нужно обязательно похвалить.

5. Займите правильную позицию относительно ребёнка. Плохо, когда родители – сторонники авторитарного воспитания, строго контролирующие свое чадо и жёстко карающие за любую провинность. Но и атмосфера вседозволенности и панибратства не позволит вырастить достойную личность, потому что ребёнок в такой семье не знает границ и норм поведения. Поэтому нужно найти «Золотую середину» и просто ребёнка уважать как личность.

Что это означает? Ребёнок должен иметь в семье свои права и обязанности, при этом родители прислушиваются к его мнению и даже признают свои ошибки. Бывают ситуации, когда родитель действует сгоряча, например, наказав, не разобравшись, несправедливо, или по субъективным причинам не может выполнить своего обещания. Простое извинение способно творить чудеса, авторитет родителей от этого ещё более окрепнет, а ребёнок будет чувствовать, что его уважают.

6. Не менее важный фактор, чем уважение родителей, в становлении маленькой личности, - это любовь родных. Если взрослые могут почувствовать любовь к себе без слов, оценивая поступки, то детям сделать это очень сложно. Поэтому, чтобы у ребёнка сложилась адекватная самооценка, почаще говорите слова любви, обнимайте и целуйте его.

7. Если ребёнок потерял уверенность в результате неудачи в каком-то деле, попробуйте ему помочь. Вместе разделите задачу на части и помогите реализовать каждый из пунктов. Всегда помните, что это ребёнок, поэтому задания должны быть посильными. Если же у ребёнка, например, проблемы в учёбе, попробуйте пойти на такую хитрость: предложите упрощённое задание, потом постепенно усложняйте.

Действуя поэтапно, он незаметно достигнет успеха. В крайнем случае, можно обратиться за помощью к репетитору. То же из малышом: если у него не получается словить мяч, не начинайте его критиковать, а незаметно бросайте так, чтобы мяч попадал прямо ему в руки, постепенно увеличивая расстояние.

Ещё один момент: так как дети часто копируют своих родителей, если у кого-то из них есть проблемы с самооценкой, они в большей степени вероятности будут и у ребёнка. Тут путь один: сначала нужно повысить самооценку взрослых, начать с них, а уже потом корректировать самооценку ребёнка.

mama12.ru

Как повысить самооценку ребенка - Развитие ребенка


Если вы заметили, что ваш ребенок постоянно повторяет что у него получиться, он ничего не умеет, не сможет, значит ребенок не высоко оценивает свои силы, у него низкая самооценка. Как повысить самооценку ребенка?

Для этого необходимо воспитывать в ребенке чувство собственного достоинства. Успешные и уверенные в себе люди имеют более позитивное представление о себе, чем неудачники, утверждают психологи.

Факторы, влияющие на самооценку ребенка

Залог положительной самооценки - внимательное, теплое отношение родителей к ребенку! Всем своим естеством он понимает: «Я любим. Здесь мне счастливо живется».

Если это понимание есть, оно будет сопровождать его всю жизнь. Если же у ребенка возникли хоть малейшие сомнения в том, что его любят, вероятность того, что его самооценка будет заниженной, резко возрастает.

Эти первые выводы очень влияют впоследствии на оценку событий. Безусловная, беспредельная, беззаветная любовь родителей - вот главное, в чем нуждается младенец. Не нужно в младенческом возрасте приучать детей к дисциплине, аккуратности, ответственности и бережливости! Дайте ребенку почувствовать, что он - самый лучший и самый любимый.

Подсознание ребенка усвоит эту информацию и сохранит для будущего использования, впитает в себя энергию любви.

Как родителям помочь ребенку повысить самооценку?

По мере взросления самооценка ребенка складывается еще и из оценки своих способностей в разных видах деятельности. Вы можете постоянно доказывать ребенку что он гений в математике. Если он ничего в ней не смыслит он поймет, что вы обманываете.

Значит, не только родительская любовь и забота способна повысить самооценку ребенка. Собственная значимость, основанная на ощутимых успехах в любых начинаниях ребенка. Ваша задача как родителей - помочь своему ребенку добиться успехов в наиболее важном для него деле.

Особенно значимы успехи в учебе. Когда у ребенка проблемы в школе, его одолевает уныние. Пусть у него пока нет успехов в математике, помогите ребенку отличиться в другом: в физкультуре, в английском языке, в рисовании.

Читайте так же:

Почему ребенок стесняется

Почему ребенок жадничает

Как приучить ребенка к ответственности

Как научить ребенка самостоятельности

Только успех ведет к успеху!

Обучите своего ребенка визуализации для достижения хороших результатов в математике. Пригласите репетитора или занимайтесь сами, и обязательно наступит улучшение.

Иногда родителям, наоборот, не совсем понятно, как хвалить ребенка, не захваливая.

Да, есть такая опасность. Бывает любящий родитель, чаще всего это мама, думает, что повысить самооценку ребенка можно лишь внушив ему что он всегда и во всем лучший.

Она умиляется его посредственной игре на фортепиано, постоянно хвастается его успехами в его присутствии. Такие родители вовсе не требуют, чтобы ребенок по-настоящему добился успеха, ведут себя так, будто он его уже добился.

В результате ребенок срастается с созданным лучезарным образом и не стремится добиваться реальных успехов в жизни. Избежать этой опасности можно. Хвалите вашего ребенка только за реальные успехи. Уж во всяком случае, пропорционально потраченным усилиям ребенка!

На самом деле людей с неоправданно завышенной самооценкой не так уж много, а с заниженной самооценкой - тысячи или даже миллионы, можно предположить, что мы все-таки чаще замечаем недостатки наших детей, чем достоинства. Похоже, люди лучше запоминают плохое, чем хорошее.

Приведем такой пример. Вы были в компании, и вам сказали много приятных слов. Но один приятель обронил колкость в ваш адрес. Скорее всего, приятные слова вы скоро забудете, а неприятные будете помнить еще многие годы.

«Нет-нет, не давайте ей, она обязательно уронит!» - взволнованно и громко сказала мама учительнице, когда та поручила ее 8-летней дочери нести вазу на школьном празднике. Девочка растерялась от этих слов и действительно уронила вазу. Научиться хвалить «правильно» тоже непросто.

Нам намного привычнее и проще на какой-то хороший поступок ребенка отозваться автоматически: «Молодец! Умница! Ты хороший мальчик!» Но надо помнить, что постоянное употребление такой похвалы-оценки может привести к зависимости от похвалы, к тому же ребенок может засомневаться в вашей искренности.

Так что хвалить его надо вдумчиво, искренне, не забывая о том, что это не просто приятные слова в адрес ребенка: это повлияет и на ваши отношения, и на формирование самооценки ребенка и личности в целом.

Оценивая успехи ребенка не сравнивайте его результаты с другими детьми, сравнивайте с его собственными менее успешными результатами.

Никогда не сравнивайте своего ребенка ни с братьями и сестрами, ни с другими детьми

Каждый человек уникален - помните? Кроме того, это очень неприятно и унизительно для того, кто «не лучший», вредно для того, кого хвалят, разрушительно для всех взаимоотношений.

К признанию достоинств вашего ребенка надо подходить творчески! Если вы изо дня в день хвалите его за успехи и достижения одними и теми же словами, то это благотворно повлияет на повышение его самооценки, но эффективность повысится, если вам удастся разнообразить способы поощрения.

Если во время вашей беседы с кем-либо (по телефону или с другими домочадцами) ребенок, что называется, навострил уши, похвалите его невзначай за какой-нибудь хороший поступок. Конечно, хвалить надо искренне и в меру, дети быстро распознают фальшь и незаслуженные восторги.

Мальчику, например, полезно услышать, как отец рассказывает матери: «А ты видела, какой порядок навел Сережа в клетке у попугая? Чистота и порядок! Сергей поработал на славу!» Девочке тоже приятно услышать такой разговор матери с отцом: «Надеюсь, что Таня завтра поможет мне готовить начинку для пирога. Пироги всегда получаются вкуснее, если начинку готовила Таня».

Чтобы повысить самооценку ребенка все эти добрые слова можно говорить и самому ребенку, но одно другому не помешает. Услышать, что о тебе хорошо отзываются «за спиной», бывает гораздо приятнее!

Как повысить самооценку ребенка с помощью игры?

Игра для детей и родителей «Поговорим о нас» (с 9 лет)

Эта игра - упражнение улучшает отношения, повышает самооценку, снижает напряжение.

Сядьте напротив друг друга. Говорите по очереди что вам нравиться в сидящем напротив: «Мне нравится, сыночек, что ты…».

Послушав вас, ребенок озвучивает что ему нравится в вас. И так до семи раз.

Возможно вы услышите такие вещи, о которых никогда не подумали бы! Попробуйте!

Так же интересно делать это упражнение с мужем (женой), с друзьями. Вероятно, узнаете о себе много интересного.

Игра «Скажи комплимент» (с 5 лет).

Эта игра хорошо подойдет для дней рождения, утренников. Она позволяет детям лучше узнать, какие их качества нравятся другим людям.

Игра улучшает взаимоотношения и поднимает настроение. Дети садятся на расставленные по кругу стулья.

По очереди каждому (или тому, кому выпадает фант) дети говорят комплименты:

Сережа, мне нравится, что ты очень смелый. Я помню, как ты помог мне, когда меня в подъезд не пускала злая собака.

Сережа, у тебя красивый почерк.

Сережа, с тобой всегда интересно играть.

Сережа, ты хороший друг.

Сережа, у тебя добрая улыбка.

Когда все выскажутся, можно спросить Сережу, какой комплимент больше понравился и почему. Важное условие этой игры - надо, чтобы дети были хорошо знакомы.

Как повысить самооценку ребенка вы узнали, теперь самое время применить эти знания на практике.