Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.

Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети старшего дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития Существенный вклад в разработку содержания и методов ознакомления дошкольников с природой внесла Е.И.Тихеева. Природу она рассматривает как одно из условий или как элемент среды, в которой «дети живут своей естественной детской жизнью». Большое значение для развития и совершенствования методики ознакомления дошкольников с миром природы имели исследования В.Г. Грецовой, Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, Е.Ф. Терентьевой и др.

Ценность для развития методики экологического образования детей дошкольного возраста имеет исследование Н.Н.Кондратьевой, которое посвящено разработке содержания и структуры программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста. Ссылаясь на многочисленные философско-педагогические исследования, автор определила компоненты системы знаний о живом для дошкольников. Это представления, отражающие:

· целостность живого, являющуюся следствием взаимодействия структуры и функций и важнейшим условием существования живого организма;

· системные свойства целостного живого организма: специфический обмен веществ живого со средой обитания, проявляющийся в питании, дыхании, движении и т.д.; способность к развитию как самовозобновлению и самовоспроизводству, представленных в росте, развитии и размножении живых существ; приспособленность живого к условиям существования (среде), как к относительно постоянным, так и изменяющимся;

· детерминированность живого неживым, их тесную взаимосвязь и взаимообусловленность; живое при этом должно рассматриваться как открытая система, существующая и функционирующая только в условиях постоянного взаимодействия с окружающей средой;

· системную организованность живого: живое любого уровня организации должно быть рассмотрено как система, представляющая собой морфологическое и функциональное единство составляющих ее компонентов, и как элемент системы следующего уровня организации, в которую он включается в процессе жизнедеятельности.

· Особое значение в развитии экологического образования дошкольников имеют работы С.Н. Николаевой, Н. Фокиной, Н.А. Рыжовой.

Рассмотрим основные понятия, связанные с проблемой экологического образования детей дошкольного возраста.

Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

«Методика экологического образования дошкольников -- это наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста, ориентированной на формирование у них основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружением. Предметом данной науки является изучение закономерностей воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста средствами природы, формирования у них основ экологического миропонимания, воспитания ценностного отношения к природному окружению»

Теоретическую основу методики экологического образования дошкольников составляют базовые положения общей и дошкольной педагогики о закономерностях и средствах развития детей дошкольного возраста. Методологическую - науки о закономерностях природных процессов и явлений и специфике их познания и преобразования.

Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

· углубить и расширить экологические знания;

· привить начальные экологические навыки и умения - поведенческие, познавательные, преобразовательные,

· развить познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности,

· сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

В дошкольной педагогике также пока нет единого мнения по поводу целей, задач и терминологии экологического образования. В отличие от других ступеней системы непрерывного экологического образования, авторы программ, пособий для дошкольников чаще всего используют термины «экологическое воспитание» и «экологическая культура». Термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного звена только в последние годы и обычно употребляется как синоним экологического воспитания.

Термин «экологическая культура» в одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. Мне кажется очень удачным и понятным определение В.А. Ясвина: «Экологическая культура -- это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни

Образование - это созидание человека как человека. Оно предполагает, во-первых, усвоение систематизированных знаний, выработку простейших умений и навыков - необходимого условия подготовки человека к жизни в обществе, во-вторых, неотделимое от процесса формирования образа, духовного образа человека, его мировоззренческих - нравственных установок, ценностных ориентаций, т.е. идет рядом и совпадает с процессом воспитания. Экологическое образование также заключает познавательную составляющую. Успешное формирование экологической культуры возможно лишь как следствие единого - познавательно-воспитательного процесса экологического образования. Экологическое образование дошкольника способно выполнить эту свою ведущую роль лишь в том случае, если оно будет содержательно и организационно адекватно оформленным, если оно будет непрерывным и охватит собой (непосредственно и опосредованно) все стороны жизни ребенка.

Компонентами процесса экологического образования являются:

1. Цели, принципы, задачи

3. Методы, формы, средства

4. Условия

5. Результаты

Таким образом, можно сделать вывод о том, что экологическое образование - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками.

Формулировка цели, задач во многом определяет содержание образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области экологического образования И.Д. Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления (включая образование детей, родителей, педагогов). И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).

Г.А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования, так как оно «должно развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов». Он подчеркивает, что экологическое образование -- это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей. С этих позиций данным автором выделен ряд задач в области экологического образования, среди которых, на наш взгляд, к уровню дошкольников приемлемы следующие: выработка этики по отношению к окружающей среде, воспитание граждан, понимающих связи человечества со всей окружающей средой.

Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г. Филиппова). Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры -- «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».

От формулировок указанных авторов несколько отличается точка зрения Т.В. Потаповой. Данный автор перечисляет целый комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды, среди которых указывает развитие у ребенка уверенности по отношению к своей среде обитания; элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли умственного и физического труда человека в преобразовании живой и неживой природы; элементарные навыки неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека; формирование ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности. В коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Экологическое образование и воспитание осуществляются в неразрывной связи с умственным воспитанием, помогающим реализовать экологические убеждения детей в действительности, эстетическим - развивающим чувствование красоты природы и стимулирующим природоохранительную деятельность учащихся, нравственным - формирующим чувство ответственности по отношению к природе и людям. Основными показателями экологической воспитанности являются понимание детьми современных экологических проблем, сознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранительная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею.

На основе анализа методической литературы были выделены задачи экологического образования детей дошкольного возраста:

· формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

· развитие познавательного интереса к миру природы;

· формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

· воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

· формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

· формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

· освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

· формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

· формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что экологическое образование дошкольников является целенаправленно организованным, планомерно и систематически осуществляемым процессом овладения экологическими зун, имеет определенные цели и задачи, направленные на формирование у дошкольников осознанно правильного отношения к природе

Cмотрите так же...
Методика экологического образования
Задачи и содержание экологического образования в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Современные экологические программы дошкольных учреждений.
Парциальные программы
Методы экологического образования детей дошкольного возраста. Разнообразие методов экологического воспитания детей дошкольного возраста. Наблюдение - метод чувственного познания природы.
Значение иллюстративных пособий.
Структура детского экспериментирования.
Методика проведения опыта.
Содержание труда по уходу за животными и растениями и методы руководства им
Требования к организации труда в уголке природы
Игра, как метод ознакомления детей с природой
Моделирование
Рассказ воспитателя.
Формы экологического образования детей дошкольного возраста. Занятия по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Подготовка и проведение занятий.
Экскурсии и прогулки в природу их значение. Природоохранные акции.
Методика проведения природоведческих экскурсий.
Элементарная поисковая деятельность.
Экологические праздники и развлечения
.Организация эколого- развивающей среды в дошкольных учреждениях. Развивающая экологическая среда в ДОУ. Определение развивающей экологической среды
Комната природы
Лаборатория
Уголок живой природы
Размещение растений и животных в уголке природы
Экологический подход к содержанию комнатных растений. Создание_и поддержание необходимых условий жизни
Экологический подход к содержанию животных в детском саду. Создание и поддержание необходимых условий жизни для животных
Содержанке млекопитающих.
Содержание птиц в живом уголке
Содержание земноводных и пресмыкающихся
Содержание рыбок
Содержание животных на участке детского сада
Значение участка, его озеленение. Цветник, его планирование, выбор культур. Огород, его планирование, выбор культур
Планировка цветников.
Огород
.Создание и использование экологической тропы в ДОУ.
Экологическая тропинка в естественных условиях
Методика природоведческой работы с детьми дошкольного возраста в разное время года. Фенологический календарь природы.
Работа с календарем природы
Экологическое воспитание в младших группах в разное время года на занятиях и в повседневный жизни, фиксация впечатлений
Наблюдения и труд на участке детского сада
Ознакомление с природой на занятиях
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе осенью
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе зимой
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе весной
Ознакомление с природой в повседневной жизни
Экологическое воспитание в старшей группе в разное время года на занятиях и в повседневной жизни, фиксация впечатлений.
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения а старшей группе зимой
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в старшей группе весной
Ознакомление с природой в повседневной жизни
Экологическое воспитание в подготовительной к школе группе в разное время года на занятиях и в повседневной деятельности, фиксация впечатлений.
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе осенью
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе зимой
Перечень занятий, рекомендуемых для проведения подготовительной к школе группе весной
Ознакомление с природой в повседневной жизни
. Диагностика педагогического процесса.
Диагностические задания (Суркова С.А.)
Перспективное и календарное планирование эколого - педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Работа по ознакомлению с природой в календарном плане воспитателя
All Pages

Задачи и содержание экологического образования в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания , формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Реализация экологического образования в России началась в конце 60 -х годов. Первоначально этот процесс характеризовался включением в него элементов экологической грамотности . В настоящее время главной целью экологического образования выступает формирование экологической культуры . Экологическая культура - качественное новообразование личности, часть ее общей культуры.

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

В “Программе воспитания в детском саду ” воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом.

Программа выдвигает две важные задачи :

1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Основное содержание экологического воспитания дошкольников – «формирование… осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам…» (С. Н. Николаева).

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

При отборе содержания экологического воспитания (обучения, образования, развития ребенка) необходимо учитывать следующие положения:

Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;

Знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;

У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формирования экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;

Экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом;

Нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научить понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;

Ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.

Система экологического образования в дошкольных учреждениях включает следующие взаимосвязанные компоненты : экологизация различных видов деятельности детей, экологическое просвещение родителей, подготовка и переподготовка педагогических кадров, экологизация развивающей предметной среды, оценка окружающей среды, координация работы с другими учреждениями. При этом при экологическом образовании детей дошкольного возраста должно быть определено его конкретное содержание для детей каждого возрастного этапа , выявлена необходимость его экологической направленности .

Становление экологического образования дошкольников происходит на основе традиционных для отечественной педагогики подходов , таких как: народные традиции, тесный контакт ребенка с природой, ознакомление с окружающим миром; и современного школьного экологического образования.

В настоящее время осуществляется перестройка путей дошкольного и школьного экологического образования на новый образ жизни, мышления и поведения в окружающем мире, основанный на психологической активности людей к экологической деятельности, на экологической этике добра и милосердия, на экологизации сознания в целом. Это позволит формировать у детей умение адаптироваться к природной среде и вырабатывать навыки экологически целесообразного поведения.

Статья "Роль предметно-развивающей среды в экологическом образовании дошкольников"

Описание материала: Статья на тему "Роль предметно-развивающей среды в экологическом образовании дошкольников". Данная статья раскрывает понятие экологическое образование, экологическая среда, значение последней, особенно среды в ДОУ, в развитии, воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
В задачи экологического образования детей дошкольного возраста входят: формирование осознанного понимания взаимосвязей живого и неживого в природе; формирование умения и навыков по уходу за растениями и животными, воспитание чувственно-эмоциональных реакций детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой, воспитание эстетических и патриотических чувств.
Отношение ребенка к природе базируется на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей и взаимосвязей в природных сообществах. Формирование осознанно-правильного отношения к природе происходит наряду с некоторыми формами поведения ребенка. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности.
Одним из значимых педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников считается развивающая предметно-пространственная среда, созданная в группе и способствующая активизации познавательной деятельности ребят, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, воспитанию нравственности, обогащению опыта экологически грамотной деятельности в природе.
Многообразие природных элементов на участке детского сада, правильное - с экологической точки зрения - устройство зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, которая составляет основу образования детей.
Экологическая среда в дошкольном учреждении – это, во-первых, определенные животные и растения, постоянно находящиеся в учреждении и под опекой взрослых и детей.
В рамках экологического образования предметно – пространственная среда в дошкольном учреждении способствует:
1. познавательному развитию ребенка;
2. эколого-эстетическому развитию;
3. предпочтение объектам природы перед искусственными предметами;
4. оздоровлению ребенка;
5. формированию нравственных качеств;
6. формированию экологически грамотного поведения;
7. экологизации различных видов деятельности ребенка.
Особенностью методики экологического образования дошкольников является прямое взаимодействие ребенка с объектами природы. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет косвенное влияние. Оно обогащает впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Из этого становится понятна роль природной зоны в экологическом образовании
По требованию СанПиНа, в группе можно размещать только растения (желательно с названиями), которые являются безопасными и помещаются в природный уголок. За растениями необходимо осуществлять ежедневный уход.
Также, в уголке природы должны быть: муляжи овощей и фруктов, наборы изображений с животными, птицами, насекомыми, временами года, картины, рисунки детей о природе и поделки из природного материала, материалы для труда, оборудование для экспериментов.
Таким образом, создание развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении важно для экологического образования дошкольников.

Использованная литература:
1. Николаева С.Н. программа «Юный эколог»
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников М.: Академия, 2001.- 184 с.
3. Рыжова Н.А. Наш дом - природа. М.: Карапуз, 2005.
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
5. автореферат

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя: под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находит сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшает комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:

  • пониманию самоценности природы;
  • осознанию ребенком себя как части природы;
  • воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
  • формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
  • пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
  • пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;
  • формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);
  • усвоению азов экологической безопасности;
  • усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;

формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Для реализации данных задач необходимо выделить ведущие принципы дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.

Можно выделить ряд принципов, которые нужно учитывать при выборе методов и форм работы по экологическому образованию. Они включают: общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности и др.), принципы, специфические для экологического образования (прогностичности, интеграции, деятельности и др.), и принципы, свойственные именно экологическому образованию дошкольников (сформулированы Рыжовой).

Принцип научности. Педагог в своей работе применяет только научно обоснованные формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности.

Принцип позитивизма предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах. Так, в практике экологического образования широко распространены запреты, с которыми педагоги знакомят детей. Прежде всего, эти запреты связаны с изучением правил поведения в природе. Важно помнить и о том, что для ребенка дошкольного возраста заучивание лозунгов и правил не составляет особой сложности, однако эффективность такого подхода с точки зрения экологического образования - нулевая. Задача знакомства с правилами - создать у ребенка мотивацию определенного типа поведения в природе, причем поведения самостоятельного, независимого от страха наказания или похвалы взрослого, - таким способом не достигается. Для того чтобы ребенок следовал определенным правилам, он должен осознать их значение и эмоционально прочувствовал последствия их несоблюдения.

Принцип проблемности предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение. Проблемная ситуация характеризуется следующими особенностями: у ребенка есть потребность решить задачу, есть неизвестное, которое необходимо найти и которое отличается определенной степенью обобщенности; уровень знаний, умений ребенка достаточен для активного поиска.

Принцип системности. Наиболее эффективной является системная организация работы с дошкольниками. Системность проявляется и в организации работы с родителями, в координации работы детского сада с различными учреждениями, в одновременной реализации детским садом всех основных компонентов системы экологического образования.

Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т.п.

Принцип гуманистичности проявляется, прежде всего, в выборе педагогами гуманистической модели образования, подразумевающей переход с авторитарного обучения и воспитания на личностно-ориентированное, на педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не просто обучаемым. Этот подход особо важен именно для дошкольной педагогики, так как ребенку без помощи взрослого трудно осознать себя партнером в общении со взрослым. В процессе экологического образования педагог должен отдавать предпочтение методам работы, которые направлены не на механическое воспроизводство знаний (простое запоминание тех или иных фактов), а на формирование способности самостоятельно мыслить, оценивать отношения человека и окружающей среды, понимать существующие в природе (элементарные) взаимосвязи. Таким образом, принцип гуманистичности предполагает переход на новый тип отношений педагога и ребенка, когда они оба участвуют в образовательном процессе, при этом ребенку предоставляется как можно больше самостоятельности для выражения своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира путем экспериментирования. При таком подходе ребенок имеет право на ошибку, может высказывать любые точки зрения. И еще один важный момент: педагог не должен бояться вопросов детей (ведь невозможно знать абсолютно все!). Ответы на неожиданные вопросы детей (а таких сегодня становится все больше) он может совместно с ребенком найти в литературе.

Принцип последовательности связан с принципами системности и проблемности. Например, экологические занятия должны проводиться в определенной логической последовательности. Этот принцип отражается также в системе последовательного развертывания знаний - от простого к более сложному. Он применим как к обучению детей разного возраста (например, последовательность изложения материала детям от 3 до 7 лет), так и к обучению детей в пределах одного возраста.

Принцип безопасности предполагает, что используемые педагогом формы и методы работы должны быть безопасными для ребенка. Практическая деятельность дошкольников должна исключать потенциально опасные для них территории и методики работы. Принцип безопасности подразумевает также, что воспитатель не забывает о призыве «Не навреди природе!». То есть в процессе организуемых им наблюдений, опытов не должны пострадать объекты природы.

Принцип интеграции. Интегрированный подход предполагает тесное сотрудничество всех педагогов дошкольного учреждения.

Принцип деятельности. В процессе ознакомления ребенка с природой традиционно большое внимание уделяется уходу за комнатными растениями, животными уголка природы, труду на огороде. Однако с позиции экологического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т.п.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично.

Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка, соблюдает принципы отбора методов и форм работы экологического образования дошкольников.

При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается в соответствии с региональными особенностями сезонных явлений и срокам их протекания. Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязь форм непосредственного обобщения с природой (прогулок, целевых прогулок, экскурсий) с другими формами организации жизнедеятельности детей (занятиями, повседневной деятельностью, праздниками) в разные сезоны года, на разных возрастных этапах позволяет систематизировать педагогический процесс.

Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на различных стадиях роста и развития.

Условиями реализации цели и принципов дошкольного экологического воспитания, необходимо считать следующие:

2. Подготовка педагогов и родителей к реализации цели экологического воспитания детей, включающую социальный, специальный, психолого-педагогический и методический аспекты.

3. Использование окружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурса воспитания и развития детей.

4. Организация развивающих сред для обеспечения педагогического процесса экологического воспитания в дошкольном учреждении.

5. Организация систематизированного педагогического процесса экологического воспитания детей.

6. Осуществление мониторинга результатов экологического образования.

Познавательный компонент – включает знания и умения:

— о многообразии живых организмов, взаимосвязях растительных и животных организмов в процессе роста и развития со средой обитания, морфофункциональной приспособленности к ней;

— о взаимосвязях и взаимозависимостях их с неживой природой в экосистеме;

— о человека как живом существе, как части природы, среде его жизни, обеспечивающей здоровье и нормальную жизнедеятельность;

— об использовании природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, недопустимости загрязнения окружающей среды, охране и восстановлении природных богатств.

Ценностный компонент включает знания и ценностные ориентации:

— о самоценности жизни во всех ее проявлениях, природы и человека как части природы;

— об универсальной ценности природы для жизни и деятельности человека (познавательный, эстетической, практической и т.д.);

— об основных нравственных ценностях человеческого общества;

— о созидательной, культурной ценности человеческой деятельности.

Нормативный компонент включает знания и умения:

— о законах, декларирующих права и обязанности детей и взрослых, их исполнения и соблюдения;

— о нормах и правилах поведения в общественных местах и природе;

— о необходимости и способах проявления личного участия отношений к окружающим людям и природе.

Деятельностный компонент — включает знания и умения:

— о многообразии возможностей, видов и форм проявления созидательной деятельности в общественных местах, детском саду, семье, природным окружении;

— о способах осуществления созидательной и творческой деятельности;

— о необходимости проявления личной инициативы и участия созидательной деятельности и т.д.

Таким образом, экологические представления лежат в основе развития экологического сознания, отношения детей к окружающему миру, самим себе — способствуют развитию ценностных ориентаций, определяющих и поведение.

1.2 Формы и методы экологического образования детей дошкольного возраста

Вся работа по экологическому образованию осуществляется в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях закрепляются в повседневной жизни.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников учеными были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на: а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.

К массовым формам относится работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, массовые природоохранные праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке.

К групповым — кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные формы предполагают наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, рисование, лепку.

Формулировка цели, задач во многом определяет и содержание образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области экологического образования И.Д. Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления (включая образование детей, родителей, педагогов). И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).

Г.А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования, так как оно «должно развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов». Он подчеркивает, что экологическое образование - это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей. С этих позиций данным автором выделен ряд задач в области экологического образования, среди которых, на наш взгляд, к уровню дошкольников приемлемы следующие: выработка этики по отношению к окружающей среде, воспитание граждан, понимающих связи человечества со всей окружающей средой.

Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г.Филиппова). Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры - «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности». От формулировок указанных авторов несколько отличается точка зрения Т.В. Потаповой. Данный автор перечисляет целый комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды, среди которых указывает развитие у ребенка уверенности по отношению к своей среде обитания; элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли умственного и физического труда человека в преобразовании живой и неживой природы; элементарные навыки неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека; формирование ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности. В коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.

Итак, мы выяснили, что в качестве целей и задач экологического образования авторы чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.

Под экологическим образованием дошкольников следует понимать непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задачв области обучения, воспитания и развития ребенка:

Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

Развитие познавательного интереса к миру природы;

Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Где отражено содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Необходимо пояснить подходы к отбору содержания знаний в современных программах экологического воспитания.

Основным принципом в отборе экологических знаний явля­ется принцип научности. Он предполагает включение в содержание образовательной программы основных идей и поня­тий современного естествознания. Основу экологической куль­туры составляет понимание детьми идеи единства и вза­имосвязи живого и неживого в природе. Неживая природа представляется как источник удовлетворения потреб­ностей живых организмов.

Связь растительных и животных организмов со средой оби­тания проявляется в разнообразной приспособленности к ней. (Например, рыбы приспособились к жизни в водной среде; вод­ной средой обусловлены их строение и образ жизни.)

Программы предусматривают освоение знаний о приспособ­лении живых организмов к сезонам.

Идея единства живого и неживого в природе представлена через раскрытие понятия «живой организм». К живым существам отнесены растения, животные и человек. Живые существа двигаются, дышат, питаются, чувствуют, раз­множаются. Живое может существовать, если не нарушены его связи с окружающей средой, если условия среды соответствуют его потребностям.

В содержании современных программ раскрыта идея един­ства человека и природы. Человек рассматривается как живое существо в единстве со средой обитания; отражается сис­тема взаимодействия человека и природы, влияние человека на окружающую среду и природы на человека. Человек рассматри­вается как разумное существо, способное действовать осознанно, предвидеть последствия своих поступков и действий.

В программах также отражена идея системного строения природы на уровне отдельного живого организма, а также сооб­щества (системы) организмов и их взаимосвязи между собой и средой обитания. Это позволяет сформировать начальные пред­ставления о взаимодействии живых организмов со средой в экосистемах - таких как луг, водоем, лес.

В процессе освоения содержания экологических знаний дети овладевают и элементарными (предметными) понятиями: «рас­тения», «животные», «человек», «живой организм», «неживая природа», «среда», «сезон как время года», «природа» и др.

Экологические знания, освоенные детьми в дошкольном об­разовательном учреждении, являются основой для последующе­го экологического образования в школе.

Второй принцип, лежащий в основе отбора содержания знаний при составлении программ, - это принцип доступности. Согласно данному принципу, в программы для дошкольников отбираются знания, доступные освоению ими в соответствии с особенностями и возможностями детской познавательной дея­тельности. Действие этого принципа хорошо просматривается в содержании и характере знаний для определенной возрастной группы. Так, в младшем дошкольном возрасте дети способны к освоению общих представлений об объектах природы. Они видят лишь некоторые наиболее яркие особенности растений, живот­ных. Поэтому рекомендуется знакомить детей с объектами при­роды, часто встречающимися в их ближайшем окружении, а при наблюдении за этими объектами показывать небольшое количе­ство признаков. Малыши только начинают видеть некоторые взаимосвязи природы, поэтому программа включает освоение частных, локальных связей, например:

идет дождь ----- на земле появились лужи;

стало холодно---------- следует надеть шапочку, пальто.

Дети средней группы могут освоить конкретные представле­ния об объектах, поэтому программа содержит более расчленен­ные знания об объекте, с множеством признаков; более точные сведения об образе жизни животных и растений, уходе за ни­ми. Пятилетние дети осваивают и разнообразные по содержа­нию связи: морфо-функциональные, временные, причинно-следственные.

Программа для детей старшего дошкольного возраста, в соот­ветствии с возросшими познавательными возможностями детей,

содержит знания на уровне обобщенных представлений или пред­метных понятий.

Например, дети осваивают понятие «рыбы». «Рыбы - это животные, которые приспособились к жизни в воде, поэтому у них обтекаемая форма тела, тело покрыто чешуей и слизью. Рыбы дышат жабрами, плавают с помощью плавников. Размно­жаются рыбы, откладывая икру или рождая мальков».

Дети старшего дошкольного возраста осваивают более слож­ные (общие) связи, и не только единичные, но и целые цепочки, разные по содержанию (причинно-следственные, генетические, пространственно-временные и др.). Это позволяет включить в программу сведения об экосистемах, об их структуре, взаимо­связях растений, животных, человека в них.

Принцип доступности, реализуемый в современных програм­мах экологического воспитания детей дошкольного возраста, прослеживается при определении системы познавательных уме­ний, осваиваемых детьми. Среди них особое значение имеют такие, как: умение вычленять признаки, свойства, качества, жизненные проявления живых объектов; умение видеть, оцени­вать состояние живых организмов и среды; умение устанавли­вать причинно-следственные, структурно-функциональные свя­зи; умение видеть целостность природных объектов, особенности их взаимодействия; умение моделировать структуру и взаимо­связи объектов; умение прогнозировать результаты воздействия на объекты и среду.

Третий принцип, реализуемый в современных програм­мах, - это принцип воспитывающего и развива­ющего характера знаний. В соответствии с данным принципом в программы отобрано содержание, позволяющее поступательно развивать основные виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную. Так, дети осваивают свойства различных природных объектов: песка, глины, воды, снега, льда, что помогает им в конструктивно-игровой дея­тельности.

Знания о живом организме, его потребностях в определенных условиях среды, о способах удовлетворения потребностей делают труд в природе осознанным, стимулируют активную позицию, вызывают удовольствие, удовлетворение от правильно выпол­ненных действий. Экологические знания, используемые детьми в практической деятельности, определяют их отношение к ок­ружающему.

Большое значение экологические знания имеют и для разви­тия познавательной деятельности детей.

Освоение системы экологических знаний требует постепенно­го усвоения все более сложных способов познания и обеспечивает переход от наглядно-действенных способов к абстрактно-логи­ческим. Необходимость постановки ребенка в активную позна­вательную позицию при освоении программы экологического воспитания приводит к развитию познавательного интереса, к самостоятельному освоению и использованию различных спосо­бов познания.

Освоение экологических знаний способствует воспитанию эс­тетического отношения к природе, находящего свое выражение в проявлении радости, удовольствия, восторга, эстетических оценках и деятельности.

Главным результатом освоения детьми экологических знаний становится развитие экологического (гуманного, природоохран­ного) отношения к природе, проявляющегося в ответственности за жизнь живого существа, тревоге, сочувствии, сострадании и стремлении оказать помощь.

5.Как вы понимаете словосочетание «экологическая культура» дошкольников

Экологическая культура – это одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.

Одной из основных целей экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которым мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.

Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).

Юный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры, становления обуславливающих её экологического мировоззрения и сознания, нравственно-этических норм поведения. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к идеалам красоты, гармонии эмоциональному единству с живой и неживой природой, чувству товарищества и коллективизма, духовному развитию и самопознанию, неформальному восприятию мира, высоким нравственным идеалам. Ребёнок чувствует чужую боль, остро воспринимает несправедливость своих и чужих поступков, стремится к подражанию, справедливым делам и поступкам. Тонко чувствующая и легко восприимчивая психология юного человека соединяет воедино материальный и духовный мир. Без подобного воссоединения невозможно воспитание и развитие экологического мировоззрения и сознания.

Старший дошкольный возраст – самоценный этап в процессе развития основ экологической культуры. В этот период происходит качественный скачок. В значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности, в дальнейшем выражающийся в формировании у ребёнка осознанного отношения к окружающему миру. В том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своём мироощущении и расстояние от «Я – природа» до «Я и природа», акцент смещается на формирование отношений к самому себе (какой я? За что меня хвалят или ругают?) и к ближайшему социальному окружению – сверстникам, взрослым.

Развитие основ экологической культуры у старших дошкольников можно рассматривать как специфическую «субкультуру» определённой социальной группы.

Соответствующий дошкольному возрасту объём знаний основ экологической культуры ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Влияние семьи на развитие начал экологической культуры ребёнка определяется отношением её членов к окружающей природе, обще культурой. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, условиями воспитания.